Требования к текстам изложений и сочинений

Изложение:

Изложение — это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.

В методике русского языка существует несколько классификаций видов изложений. В школьной практике наибольшего распространения получили классификации М.Р. Львова и В.И. Яковлевой.

М.Р. Львов выделяет следующие виды изложений:

  • подробные;
  • сжатые;
  • выборочные;
  • творческие (М.Р.

Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах)

Подробные изложения.

Этот вид изложения используется в школе чаще других, не только потому, что оно проще, но и благодаря своим достоинствам. Оно служит:

  • средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех деталях и связях;
  • средством усвоения логики образца и его языковых средств.

(М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах)

Подробнее изложения вынуждают учащихся обращать внимание на детали, подробности в описании. Дети учатся связывать предложения в речи, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильность пространственных отношений. Все это развивает логическое мышление детей. Подробные изложения полезны и в орфографическом отношении, дети на письме используют трудные слова и грамматические формы, введенные в текст с целью упражнений.

Хотя мы рассматриваем подробные изложения, как простую форму, но это не значит, что оно неэффективно. Оно позволяет решать многие задачи речи детей раннего возраста»">развития связанной речи учащихся.

Подробное изложение проводиться во всех классах, начиная с периода обучения грамоте. Очень важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся не на списывание, а на речь самих детей, вводилось как можно раньше.

Второй степенью в обучении детей изложению является сжатое изложение. Этот вид изложения труднее, чем подробное. Для краткого изложения школьник должен выбрать из текста основное содержание, передать его связно, последовательно. В ходе коллективной беседы выявляется главное, что надо отметить, и то, что можно опустить.

8 стр., 3611 слов

Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности

... форме. Цель исследования: изучение значения игры в системе обучения дошкольников изодеятельности. Объектом исследования являются дети дошкольного возраста. Предметом исследования является игра дошкольников на занятиях рисования. Гипотеза исследования: игра на занятиях рисования помогает формировать ...

«В письменном тексте дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом легко могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращать механически. Надо так строить беседу и анализ текста, чтобы учащиеся не допустили этой ошибки. В этой творческой работе строится главная трудность и главное достоинство сжатого изложения». (М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах)

Но М.Р. Львов указывает и на недостатки этого вида изложения. «Следует заметить, что сжатое изложение существенно обедняет художественные произведения, лишает их эмоциональной сферы и выразительности языка». Сжатое изложение — необходимый этап в развитии связной речи, но не следует злоупотреблять этим, т.к. чрезмерное увлечение сокращением может привести к сухости языка. (М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников)

Как показывают исследования и наблюдения, выборочному изложению на уроках не уделяется должного внимания. «Вместе с тем именно выборочное изложение формирует у школьников такое важное умение связной речи, как умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, способствует активности и избирательности мышления, развивая абстрагирующую деятельность ребенка». (И.Д. Морозова. Выборочное изложение // Начальная школа)

Специфика выборочного изложения, как отмечает И.Д. Морозова, состоит в том, что оно основывается на предварительном тематическом отборе материала и последующем его воспроизведении. Трудность отбора материала зависит от его расположения в исходном тексте: он может быть или сосредоточен, или разбросан.

В этом типе изложений М.Р. Львов выделяет несколько видов:

  • описание отдельного эпизода по вопросу учителя;
  • описание эпизода по картине, иллюстрации;
  • написание отрывков, взятых из разных частей текста, по заданной теме.

(М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников)

Наибольший интерес для учащихся представляют творческие изложения. «Они развивают воображения учащихся, повышают интерес к чтению произведений художественной литературы, способствуют глубокому пониманию их идейного смысла, композиции, замысла». (М.Р. Львов. Работа над сочинением в начальных классах)

Изложения такого типа, на наш взгляд, дают широкий простор для проявления творческой индивидуальности детей.

Хотя в любом письменном изложении могут быть творческие элементы, но в методике М.Р. Львов и Т.Г. Рализаева выделяют следующие виды творческих изложений:

1. Изложения с изменением лица рассказчика требует не только грамматических, но и значительных изменений в содержании.

2. Изложения от лица одного из персонажей. Творческий уровень таких работ значительно высок. Чтобы справиться с таким заданием ученик должен войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

3. Творческое дополнение текста. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают обстоятельства и условия в которых протекают действия. Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев. Не всегда детям легко предугадать ее, но предложения школьников отражают их собственный опыт, позиции. Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного теста, для развития воображения используют; (М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева. Методика обучения русскому языку)

4 стр., 1854 слов

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического ...

... сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля. Прежде, чем мы приступим к самому тексту , вспомним лингвистические термины . - Что такое текст ... изложения : личный, эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средство языка. 3. Начинаем работать с планом сочинения. Вновь обращаемся к ... богатой духовной жизнью; какие герои изменились в результате общения с людьми, природой, ...

4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к тем эпизодам, которые наиболее понятны детям. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация. Одной из сложных, но интересных форм является;

5. Инсценирование текста. Все тексты у Яковлевой сгруппированы в три вида. В основу этой группировки положена доля самостоятельности к составлению плана. Она выделяет:

(М.Р. Львов, Т.Г. Рализаева. Методика преподавания русского языка, В.И. Яковлева. Сборник изложений для начальных классов)

Основным типом изложений в 3 классе являются изложения по самостоятельно составленному плану. Но это требование не исключает необходимости и в 3 классе вести обучающую работу по составлению плана. «Работа над изложениями по готовому и коллективно составленному плану отличается в 3 классе большой глубиной и сложностью анализа содержания текста».

Усложнение анализа рассказов происходит и потому, что во многие тексты включены элементы описания и рассуждения.

Вся работа по коллективно составленному плану в 3 классе направлена на повышение самостоятельности учащихся. Значительную роль в обучении составлению плана могут выполнить коллективные упражнения в изменении порядка пунктов плана. Изложения по измененному плану повышают активность учащихся.

«Эффективным примером обучения связной речи является языковой и структурный анализ текста. Языковой анализ помогает детям правильно воспринимать языковые средства, которые автор использует для раскрытия идеи рассказа, эстетически развивает детей». (Г.И. Данилова. Изложение с языковым разбором текста // Начальная школа)

Н.А. Плеикин выделяет изложения с языковым разбором текста. По этому вопросу долгое время шли горячие споры. (Н.А. Плеикин. Изложения с языковым разбором текста)

Положение изменилось с выходим в 1962-64 годах нескольких новых сборников. М.Т. Баранов доказал необходимость лексической подготовки учащихся написанию изложений, рассмотрел условия её проведения, рассмотрел некоторые вопросы языкового разбора текста. (М.Т. Баранов. Примеры обогащения словаря учащихся)

В школах используют примеры частичного языкового анализа: выборочно объясняются отдельные слова и выражения, даются различные лексические и грамматические задания. Но эти элементы не составляют достаточного полного языкового анализа. Изучив методическую литературу и опыт учителей по вопросу изложений с языковым разбором, мы можем сказать, что такие изложения дают более высокие результаты, давая возможность избегать шаблона в этой работе. При проведении такого анализа в работе принимают участие и слабые учащиеся, все это положительно воздействует на развитие детей, обогащает словарный запас учащихся.

По программе в школе выделяют три вида изложений:

  • полное;
  • сжатое;
  • выборочное.

Полностью исключены творческие изложения. Хотя эти три вида и имеют свои достоинства, т.к. каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу»…, эти виды позволяют решать многие задачи развития связной речи учащихся, но нам кажется, что этих трех видов недостаточно. Т.к. творческие изложения в большей степени развивают язык, мышление, воображение учащихся. Этот вид изложения прививает интерес учащихся к этой работе. Здесь они действуют самостоятельно. Это наилучший способ проявления индивидуальных особенностей учащихся. Именно проводя такие изложения мы имеем возможность определить способности каждого из учащихся. (М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников)

4 стр., 1731 слов

Развитие речи. Подготовка к изложению по тексту И.Медведевой ...

... на стариков: им по возрасту положено кричать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все - таки попытайся. 3.) Анализ текста. А) Тема. (О бабушках, ... из прочитанного нами текста. (Прослушивание мнений учащихся.) Литература: [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rassujdenie-na-temu-pogovorim-o-babushkah/ -Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. ...

Сочинение:

Классификация сочинений:

По источникам:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/vidyi-rabot-po-napisaniyu-sochineniy-i-izlojeniy/

1. сочинения на материале непосредственного опыта учащихся — сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

2. сочинения на книжном материале или по рассказам учителя, а также по кинофильму, спектаклю, отзывы о прочитанных книгах;

3. сочинения по одной картине или по серии картин — на основе воображения учащихся;

4. сочинения, где используется материал разных источников, например сочинение, в котором ученик объединяет результаты своих наблюдений со сведениями, почерпнутыми из книг или других источников.

По степени самостоятельности, по методам подготовки к письму сочинений:

1. сочинения коллективные, проводимые на общую тему для всего класса и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовки;

2. сочинения индивидуальные, самостоятельные.

По жанру:

1. повествовательные;

2. рассуждения;

3. описания.

По стилю:

1. эмоционально-образные, напоминающие художественные произведения, это преимущественно сочинения о различных событиях, описания природы;

2. сочинения типа деловой статьи: планы, отчёты о проделанной работе, объявления, арифметические задачи.

Наконец, сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам:

1. природа нашей Родины;

2. школа, семья, друзья;

3. труд взрослых и детей;

4. праздники.

Кроме рассмотренных групп классификации, сочинения делятся на устные и письменные, на классные и домашние, на обучающие и контрольные. (статья Ш.Л. Владимирова)