Урок развития речи в 7 классе методическая разработка (русский язык, 7 класс)

Сочинение

Цель:

  1. развития речи и творчества, логического и образного мышления,

Задачи:

  1. повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;
  2. совершенствовать навыки составлять текст типа — рассуждение;
  1. обогащать словарный запас детей;
  2. помочь понять содержание слова «милосердие»;
  1. развивать внимание к слову и его лексическому значению,
  2. воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия.

Оформление: компьютер, проектор, , музыкальные записи, символы – шарики для рефлексии.

Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

Структура урока.

1. Оргмомент. Мотивация.

Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2. Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

— Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»

  • Какие задачи мы поставим перед собой? ( Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)
  • Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (

2. В спомним теоретический материал и ответим на вопросы:

  • Что из себя представляет текст- рассуждение?
  • Как строится текст — рассуждение?

( Материал для учителя : Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2 стр., 769 слов

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

... длина тела, вес.. Второй текст отвечает на вопрос: ПОЧЕМУ акулу называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться рассуждать ... части текста расположены в строгом порядке, как цвета светофора. Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать с ...

Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требова ния к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) …, б) …, в) … и т. д., сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы — убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.)

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»), О МИЛОСЕРДИИ

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо по мню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с де вочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, муж чина, молодые ребята, все они вначале с любопытст вом взглядывали на меня, а потом отводили глаза, от ворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я за помнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и при нимали за пьяного — они же видели, что я весь в кро ви, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. Уличая себя, пони мал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

9 стр., 4331 слов

Исследовательская работа "Человек искусства в представлении русских ...

... произведения, в которых героями являются люди искусства; Выявить сходные характеристики героев; Определить, как складывается судьба представителей творческих профессий в зависимости от жизненных ценностей. Методы исследования : анализ литературы, работа ... И погубить это, погубить без всякой жалости! Пот усилия проступил на лице; весь обратился он в одно желание и загорелся одной мыслию: ему ...

(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.

  • О чем этот текст?

— В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

  1. Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.
  2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.
  3. Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.
  4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?

Как вы считаете?

Выслушаем детей. ( Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.

  • Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)
  • А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску., Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Примерные ответы:

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску

  • Каких качеств больше?
  • Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
  • Посмотрите на столбик с антонимами.
  • Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (
  • Как вы понимаете это слово?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

  • Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

— Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

  • Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)

итог: все люди нуждаются в милосердии.

2 стр., 722 слов

Урок » -рассуждение по тексту Д.С. Лихачёва» в 9 классе

... (написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва) Д.С. Лихачёв II. Презентация. См. . III. Анализ текста. Текст, по которому вы будете писать сочинение, - ... парное соединение однородных членов ( Милосердие и жестокость. Отзывчивость и равнодушие. Как связаны между собой эти ... на этот вопрос, найдите и подчеркните ключевые слова во всём тексте. Слова: «духовная, нравственная жизнь», «память», «заветы ...

7. Творческая работа.

Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: ( на зелёных полосках)

  1. Согреть своим теплом. Что это значит?
  2. Равнодушие или милосердие?
  3. Что же с нами происходит?
  4. Своя тема.

Время работы – 7 минут. Для помощи я вам раздаю высказывания разных авторов по этой теме

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»

Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.