Урок русского языка Обучающее – рассуждение «Что такое настоящая дружба?» план-конспект по русскому языку (11 класс)

Конспект урока

Учитель: Петрова Т.И., учитель русского языка и литературы

Тема урока: Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»

Класс: 11

  1. Оборудование : портрет В.П. Астафьева, раздаточный материал (текст, план анализа), словарь.

Индуктор.

Слово учителя.

На доске запись (тема урока закрыта):

… настоящая, бескорыстная, редкая, драгоценная, верная, давняя, закадычная (разг.), искренняя, истинная, клятвенная, крепкая, многолетняя, мужская, настоящая, нежная, преданная, , сердечная, солдатская, старая, фронтовая, мнимая, неискренняя, хрупкая.

— Как вы думаете к какому слову относятся эти эпитеты?

Обоснуйте свой выбор.

Попробуйте сформулировать тему сочинения и задачи нашего урока.

Учитель открывает доску, где записана тема урока: « Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»

УЧИТЕЛЬ : Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед нами сегодня на уроке и как мы их буднем достигать?

  1. Повторить композицию сочинения — рассуждения.
  2. «Внимательное» чтение текста
  3. Учится правильно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;
  4. Обосновывать собственную точку зрения.
  1. Анализ формулировки темы.

Ответы учеников

— Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение.

11 стр., 5310 слов

Сочинение рассуждение вариант 21 цыбулько

... кило­метров и преодолела множество испытаний. Я считаю, что настоящая дружба - огромная ценность в жизни человека. Вариант 5 Дружба - это отношения между людьми, основанные на уважении, ... Вот она, настоящая преданность: несмотря на угрозу собственной жизни, остаться верным другу, не бросить его в трудную минуту. Белов Никита) Сочинение 15.3. Думаю, что дружба – это взаимоотношения ...

— Послушайте стихотворение Алексея Решетова. ,

Мы в детстве были много откровенней:

  • Что у тебя на завтрак?
  • Ничего.
  • А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего…

Года прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

  • Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего…

— О чем это стихотворение?

— А что такое дружба?

— Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»?

— Кого вы можете назвать настоящим другом?

Ответы

УЧИТЕЛЬ: Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.

Для начала вспомним, что такое текст.

Ответы

УЧИТЕЛЬ: Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда говорим об анализе текста? ( Ответы : тема, идея, стиль речи, тип речи, проблема, авторская позиция).

СЛАЙД № 2

УЧИТЕЛЬ: Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями.

Давайте познакомимся с текстом . Прочтём вслух (читает кто-то из учеников или сам учитель).

Работа с текстом.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба — награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

2 стр., 983 слов

«Что такое дружба» по тексту Н.Татаринцева

... дружбе главное - поддержка и понимание. (194 слова) Сочинение 15.3 «Что такое дружба» по тексту Н. Татаринцева Дружба - близкие отношения, основанные на ... дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой ... ответ. (40)Настоящий друг! (По Н. Татаринцеву)* * Н. Татаринцев (род. в 1947 г.) – российский писатель-публицист. Важно знать: Сочинения ...

(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся. (В.Астафьев)

ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.

УЧИТЕЛЬ: Для того, чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест. У вас на партах листочки с заданиями. Приступите к их выполнению (5 мин.)

ТЕСТ.

1. Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

1) Добрых людей на земле больше, чем злых.

2) Все люди на земле одинаковые.

3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения.

4) С поля боя выносят бойцов настоящие друзья.

2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) 8 3) 4

2) 2 4) 1

3. Автор считает, что настоящая дружба –это…

1) награда 3) подарок

2) испытание 4) счастье

4. Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

1) человек, коллектив, любовь,

2) фронтовик, порядочность, добро;

3) добро, зло, дружба

4)награда, друг, преданность

УЧИТЕЛЬ: — Давайте проверим, что у вас получилось.

— О чём текст, какова его тема?

— Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)

  • Над какой проблемой автор рассуждает больше всего? (это

-Зачем Астафьев написал этот текст? Что он хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию )

  • Определите

— Как вы думаете, можно ли считать дружбой отношения, в основе которых лежит какая -то выгода, определённые цели? (Ответы)

Основные проблемы:

1. Проблема роли дружбы в жизни человека (влияет ли дружба на развитие характера человека?).

2. Проблема доброты (действительно ли добра в мире больше, чем зла?).

Позиция автора:

1. Без настоящей дружбы жизнь неполноценна и дружба оказывает огромное влияние на человека.

2. Добрых людей в мире больше, чем злых, если бы это было не так, «в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…».

3 стр., 1424 слов

Статья о проблеме взаимодействия автора и читателя

... автора как творца произведения, желание писателя, чтобы читатель «забыл» о возможности поверхностного чтения текста. Правильное чтение текста предполагает концентрацию внимания читателей ... С.74-78 3. М. Бахтин. Проблема речевых жанров// Эстетика словесного творчества. М.,1986 с. 290 ... соучастия читателя позволяет ему по-новому взглянуть на авторскую позицию писателя, дать свободную волю своим чувствам ...

_ Есть в языке такое слово

Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом

УЧИТЕЛЬ: — Итак, мы разобрались с текстом, можно приступить к собиранию материала, необходимого для написания сочинения — рассуждения. Нужную информацию записывайте в тетради.

УЧИТЕЛЬ: — Один из признаков текста – это его содержательная и структурная завершенность, т.е. текст имеет внешний план строения — определённую композицию.

У вас на партах лежит план к сочинению-рассуждению.

СЛАЙД № 3

УЧИТЕЛЬ: — В любом виде речи необходимо выразить начало мысли, то есть текст должен начинаться со вступления. Чтобы работа получилась логически стройной надо продумать первое предложение, в котором можно отразить тему или проблему текста.

Работаем с текстом Подчеркнем ключевые слова

Можем выделить

УЧИТЕЛЬ: Важно помнить, что нельзя путать «Я» автора с «Я» рассказчика. Автор пишет текст. Всё, что он написал в тексте . происходит не с ним , а с героем. Он не всегда выражает авторское мнение. Его взгляд на мир может резко отличаться от авторского. Помните, что повествователей, высказывающихся от собственного, первого лица, естественно называть рассказчиком.

УЧИТЕЛЬ: — Итак, позиция автора обозначена. Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с ней и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы (2) , используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок .

К собственному опыту

УЧИТЕЛЬ: — Мы подошли к последнему пункту плана, заключению. Итог рассуждения. Возвращение к центральному тезису.

Таким образом, ……

УЧИТЕЛЬ: — Сейчас предлагаю вам поработать писателями

Работа по парам (группам).

Памятки на столе.

Задания для каждой пары (группы).

1 группа – написать вступление. Сформулировать проблему.

2 группа – прокомментировать проблему. 2 примера- иллюстрации из текста. Выявить смысловую связь между примерами.

3 группа – сформулировать позицию автора.

4 группа – сформулировать собственное мнение, обосновать примерами из читательского или жизненного опыта.

19 стр., 9320 слов

Проблемы подготовки учителей экономики для общеобразовательной школы

... проблемы подготовки учителей экономики для общеобразовательной школы. Объект исследования: проблемы подготовки учителя экономики. Предмет исследования:процесс и организация преподавания экономики ... для основной школы рекомендовано всего два учебника экономики: Экономика для 7-8 классов, автор И.В. Липсиц и Экономик (основы потребительских знаний) для 9 класса, разработанная коллективом авторов ...

5 группа – написать заключение.

6 группа- эксперты

3. Исследование текста. 4 . Дискуссия. Выслушивание отчетов о проделанной работе в группах. Общий вывод о результатах работы. Рефлексия.

5. Заключительное слово учителя. Подведем итог урока. Сегодня мы с вами сделали большую подготовительную работу для написания сочинения-рассуждения по исходному тексту. У вас уже готовы черновые варианты основных частей композиции . Сейчас каждая группа наберет свой вариант части сочинения , и мы в результате получим готовое сочинение.

Итак, сегодня на уроке мы на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. Выдающийся французский философ М.Монтень написал: “Если бы у меня настойчиво требовали ответа, почему я любил своего друга, я чувствую, что не мог бы выразить этого иначе, чем сказав: “Потому, что это был он, и потому, что это был я” 6 . Домашняя работа. Написать сочинение – рассуждение по проблемам, высказанным автором текста. Дифференцир. Сильным — другой текст.

Памятка группа 1

1. Как написать вступление…

«Именительный темы»

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

4.Формулирую проблему, используя клише («Именно этой проблеме…»).

«Вопросы-стимулы»

  1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.

Мама…Это теплое слово дорого каждому человеку.

Какое же место в жизни человека занимает мать? На что она способна ради детей? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

  1. Как сформулировать проблему?

Текст …заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему… поднимает NN.

Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и NN.

Что такое…?(В чем заключается…?Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

NN размышляя о…, предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой

Памятка группа 2

2 стр., 706 слов

Текст песни Учителям — последний звонок

... Ворде текст любой, поверь, Оформить сможем мы сейчас – компьютер другом стал для нас! * * * Николай, Екатерина …….. Все они судьбу вершили Мы любимой школы дети Мы ... В мир искусства попадать и себя в нем проявлять всем нам было очень-очень интересно В мир искусства попадать и себя ... испуг порой, Вы старались, и сегодня мы за химию горой! * * * Биологию учили, но понять мы не смогли! От кого ж на ...

Помните, что комментарий — это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

— как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

— как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?

— какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?

— какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

Напишите комментарий, помня, что его объем должен составлять не менее 7 предложений.

Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы. Ссылка на номера предложений.