Разделы:
Цели:
Познавательные:
- Повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное;
- Познакомить с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.
Практические:
- Закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;
- Формировать новое умение – создавать текст по памяти.
Общепредметные:
- Развитие логического мышления;
- Формирование умения самостоятельно выполнять задания.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к предмету;
- Воспитание языковой личности (правописная и речевая компетенция);
- Нравственное воспитание.
ХОД УРОКА
I. Повторение.
1. Вспомните, что такое текст (сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически), тема текста (то, о чем говорится в тексте; тема связывает предложения в единое целое), основная мысль текста (то, к чему призывает автор, в чем убеждает, чему учит)?
2. Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)
3. В чем особенность построения каждого из этих типов речи?
Повествование:
- Начало события;
- Развитие события;
- Конец события.
Какое сочинение вы писали в этом жанре? (“Невыдуманный рассказ о себе”)
Описание:
- Общее впечатление от предмета;
- Отдельные его признаки;
- Оценка.
В каких сочинениях вы использовали описание? (“Описание животного”, “Моя любимая игрушка”)
Рассуждение:
- Тезис (то, что доказывается);
- Доказательства (аргументы);
- Вывод.
При выполнении какого задания вы рассуждали? (Почему перина называется периной, земляника – земляникой и т.д. Упражнение 387, учебник Т.А.Ладыженской)
II. Подготовка к сочинению по памяти.
1. Вспомните, какие виды сочинений вы уже знаете и имеете некоторый опыт их создания? (Сочинение по наблюдениям. Прогулка по березовой роще, описание березы, группы берез.
Сочинение-воспоминание является особенным видом сочинения, где главная цель — вспомнить и описать то, что произошло в прошлом, но оставило глубокий след в памяти. В данном случае, темой сочинения-воспоминания является «Моя школа через двадцать лет».
Работа над типами речи. Композиция сочинений-описаний, повествований, ...
Сочинение-описание Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание изображает какое-либо явление и раскрытие его признаков. Действие ... а включено в событие или статическим, то есть таким, которое прерывает развитие текста. Так же принципиально значимыми являются цель описания, его функция и ...
Вступление:
- Помню
- Помнится
Основная часть:
- Осталось в памяти
- Вспоминаю
- Помню
Заключение:
- Буду помнить
- Не забуду
Моя школа, расположенная на улице Ленина в городе Новосибирске, через двадцать лет выглядит совершенно по-другому, но в моей памяти осталось множество незабываемых воспоминаний о тех временах. Помню, как каждое утро я проходил через ворота школы, где меня встречала огромная фигура льва, символизирующая нашу силу и мощь. Помнится, как я проходил по территории школы, окруженной зелеными деревьями и кустами цветов, создавая атмосферу уюта и комфорта.
Одним из самых ярких воспоминаний является наша старая классная комната. Она была украшена картинами, выполненными своими руками, и разноцветными плакатами, которые мы создавали вместе с учителем. Вспоминаю, как мы сидели за партами, обсуждали интересные темы, делали домашние задания и помогали друг другу. Помню, как наш учитель давал нам задания, которые развивали наше воображение и творческие способности. Он всегда поддерживал нас и верил в наши силы.
Вспоминая каникулы, мы с друзьями проводили много времени на спортивной площадке школы. Помню, как мы играли в футбол, баскетбол и волейбол, соревнуясь друг с другом. Эти моменты создавали незабываемые эмоции и укрепляли нашу дружбу. Помню, как мы проводили различные мероприятия и концерты, где каждый из нас проявлял свои таланты и получал огромную поддержку от учителей и одноклассников.
Через двадцать лет я буду помнить все эти моменты, которые сделали нашу школу особенной. Я не забуду те дружеские улыбки, обнимашки и слова поддержки, которые мы дарили друг другу. Моя школа была и останется местом, где я получил не только знания, но и ценные уроки жизни.
Таким образом, моя школа через двадцать лет будет продолжать жить в моей памяти, вспоминая яркие моменты и незабываемые впечатления, которые она подарила мне. Я буду помнить каждую деталь и не забуду того, что она значила для меня.
- сочинение-описание
- сочинение-повествование
- сочинение-рассуждение
Я думаю, что без описания вам не обойтись, ведь вы же должны будете показать свои подарки во всей красе. Поэтому постарайтесь рассказать о них так, чтобы я, когда буду читать ваши сочинения, ясно и четко представляла их, любовалась ими.
7) А как же это можно сделать?
Образность, красочность, эмоциональность речи достигается при помощи художественных средств языка. На уроках литературы мы с вами говорили об изобразительно-выразительных средствах языка. Назовите их.
- Эпитеты (теплый привет, холодное сердце)
- Метафоры (над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка )
- Сравнения (легкий, как пух, жемчужные зубы)
- Олицетворения (улыбнулись сонные березки)
3. Составим примерный план сочинения.
Сочинение миниатюра и сразу вспоминаю пушкина
... на тему «Мой Пушкин», то так же вы можете прочитать ... и конечно же с самим собой. Там где берет свое начало что – то личное, Именно здесь начинается мой Пушкин… Если вам понравилось сочинение ... наша жизнь приобретает особый смысл, мы начинаем правильно мыслить. Пушкин вечен и современен. Так, а в чем же заключается секрет ...
Вступление.
- Помню свой первый подарок.
Основная часть.
- Вспоминаю внешний вид подарка (какой он?): форма, размер, цвет, назначение и т.д.
Вывод.
- Не забуду то впечатление, ощущение радости, счастья от полученного подарка.
4. По данному плану, учитывая особенности сочинения-воспоминания, устно составьте рассказ о своем первом подарке.
(Прослушивание и обсуждение двух текстов)
III. Самостоятельная работа учащихся над сочинением
IV. Домашняя работа:
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rasskaz-urok-v-klasse/
- Н.В. Антонова “Учимся писать сочинения”.
- Т.А. Калганова “Сочинения различных жанров”.
- Т.А. Ладыженская “Система обучения сочинениям на уроках русского языка”.
- Т.М. Фалина “По волне моей памяти” Методические рекомендации учителю русского языка”.
24.11.2009