Урок развития речи. Описание памятника Пушкина в Москве

Сочинение

История Москвы

Поэт-современник, солнце русской поэзии – так называют великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Именно его произведения изучают с самого детства и воспитываются на них из поколения в поколение. Его годы жизни и творчества неразрывно связаны с Москвой.

Улица Тверская – это центр жизни столицы России. На пересечении Тверской улицы и Тверского бульвара находится площадь, названная в честь великого русского поэта А.С. Пушкина. В центре находится монумент, возведенный в конце 19 столетия. Это одно из редких сооружений, раскрывающих глубокую мысль и душу русского прозаика и поэта. Памятник находится в числе лучших московских достопримечательностей.

Александр Сергеевич Пушкин предстает пред нами, погруженный в свои мысли. Он будто идет по московским улицам, задумавшись, положив правую руку на сюртук. Его мысли обращены к сочинению нового произведения. Он останавливается на мгновение, а затем вновь продолжает путь. На Пушкине широкий плащ, надетый на длинный сюртук. Он стоит, немного наклонив вперед голову, а левой рукой держит высокую модную на то время шляпу. Этот многозначительный наклон свидетельствует о завершенности контура памятника.

Скульптору удалось добиться выдающейся пластической выразительности благодаря русской и мировой классическим традициям.

Памятник производит впечатление благодаря своей внешности и качеству исполнения: поза естественна, линии мягкие, а лицо похоже на пушкинские портреты. Но помимо лицевого сходства скульптор передает в своем творении сущность великого мастера слова. Вглядываясь в этот наполненный движениями монумент, зрителю кажется, что еще мгновение, каменное изваяние оживет и поэт заговорит со своими созерцателями.

Общая высота памятника составляет одиннадцать метров. Его создатели грамотно выбрали масштаб: скульптура выглядит пропорционально фигуре человека с разных ракурсов. Монумент характеризуется своими тонкими ступенями, слегка приподнятым цоколем, невысокими трибунами вдоль основания памятника и гирляндами из литых лавровых листьев между ними. На лицевой части памятника находится ручка и венок.Особое впечатление памятник вызывает в сумерках. На фоне темнеющего неба, на заднем плане видны старинные литые фонари, являющиеся московской достопримечательностью.Место для монумента было выбрано не случайно, ведь Пушкинская площадь – это одно из самых «представительных» мест в Москве, а А.С. Пушкин был настоящим москвичом, родившимся в этом прекрасном городе и полюбившего его всем сердцем.

10 стр., 4597 слов

Вальс в творчестве великого русского композитора М.И. Глинки материал

... па изысканны. Но век менуэта не бесконечен. Ему на смену пришел другой фаворит – вальс, самый популярный в Европе XIX и XX веков ... уже многое известно. Танцевальная мода за это время неоднократно менялась. Тем более что у каждого народа есть свои пляски, у ... дня, утром на заре в селе Новоспасском, принадлежащем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находилось в 20 ...

Сочинение-описание памятника Пушкину в Москве

(Показ презентации» Достопримечательности Бирска»)

4)Одна из задач сегодняшнего урока подготовиться к написанию сочинения- описания памятника Пушкину в Москве ,автором которого является скульптор Опекушин.( короткий рассказ о его жизни и творчестве продолжит наш урок)

5)(На интерактивной доске показывается изображение памятника)

Обратите внимание на это изображение .Особые требования предъявляются к памятникам писателям, художникам, композиторам. Скульпторы в них стремятся показать глубину и значительность их чувств, важность сделанного ими. Внутреннее содержание должно нести характеристику творчества писателя, выраженную в его жесте, облике, позе. Образец такого рода произведений памятник Пушкину , завершенный в 1880 году Опекушиным.

Высота памятника вместе с фигурой составляет около 11 метров. Постамент изготовлен из темно- серого, а пьедестал из темно- красного гранита. На боковых сторонах выбиты строки стихотворения »Памятник»

Пропорциям фигуры соответствуют и масштабы ее прямоугольного гранитного постамента. Памятник отлит из бронзы .Великий поэт стоит задумчиво, словно погрузившись в свои мысли или прислушиваясь к рождающимся строфам. Его поза спокойна, несуетлива: правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. Левая нога как бы делает неспешное движение вперед. Мягкие складки плаща с пелериной дополняют и усиливают это впечатление .Слегка склоненная голова, крупные, спадающие вниз складки плаща — это создает красивый и простой силуэт, который одинаково хорошо смотрится с разных точек. И невольно создается ощущение , что это не памятник ,а сам живой поэт , который говорит: «Здравствуй ,племя младое, незнакомое!»

Не менее интересно рассматривать этот памятник и вблизи. Пушкин в костюме, который носил при жизни, одежда вылеплена тонко и изящно ,но особое внимание обращает на себя лицо поэта, немного грустное, задумчивое. Спокойное и приветливое лицо обращено к людскому потоку , беспрерывной рекой текущему мимо. На боковых сторонах памятника выбиты строки из стихотворения Пушкина «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…(эти строки были высечены в 1937 году ,когда страна отмечала столетие со дня кончины поэта)Создание постамента было поручено архитектору Богомолову. Установкой непосредственно руководили Опекушин и Богомолов. 6июня 1880 года состоялось открытие памятника .Торжества длились 3 дня .В Москву прибыло около 100 депутаций .Под пение гимна , звон колоколов медленно упал белый чехол ,и статуя, созданная Опекушиным, предстала перед собравшимися. И.С. Тургенев принял участие в открытии памятника, произнес речь, в которой сказал:»Пускай у памятника Пушкину остановится всякий и скажет , что ему он обязан свободой, свободой нравственной. Пускай сыновья народа будут сознательно произносить имя Пушкина , чтоб оно не было в устах пустым звуком .На памятнике надпись Пушкину ,думай, что она значит» учителю».

4 стр., 1939 слов

«Вспоминаю, как в середине двадцатых, разговорившись, подошли ...

... к его маленьким золотым луковкам. Проблема исчезновения памятников. По В. П. Катаеву , Сочинение ЕГЭ: На фоне исторических и революционных событий, ... двадцатых, разговорившись, подошли мы к памятнику Пушкину и уселись на бронзовые цепи, низко окружавшие памятник. (2) Стоял он в то ... эпоху. Также приведу второй пример-иллюстрацию. При перестройке Москвы многое ушло в прошлое. Ушла эпоха. С этим ...

История создания

Идея воздвигнуть памятник любимому поэту принадлежала В. А. Жуковскому, но из-за резких высказываний в адрес императора, персона Пушкина была под запретом, поэтому ни о каком монументе речи идти не могло. Некоторое время спустя учащиеся Царскосельского лицея выступили с аналогичной инициативой.

И тут, чтобы не спровоцировать резонанс в обществе, власти пошли на уступки, но лицеисты должны были сами собрать средства на создание скульптуры, которая бы увековечила память любимого поэта. В итоге изначально собранной суммы в 13 тысяч рублей на монумент не хватило. Тогда воспитанник Лицея Яков Грот организовал еще один сбор пожертвований. На этот раз собрали более 160 тысяч, что дало возможность начать работу над монументом.

Первым делом инициативные лицеисты объявили народный конкурс на создание проекта скульптурной композиции. Победил скульптор Александр Опекушин. Для работы над постаментом привлекли архитектора Ивана Богомолова. Творческий процесс длился около пяти лет. Собственно скульптуру отлили на Санкт-Петербургском бронзолитейном заводе, а постамент сделали из сердобольского гранита, добытого на севере Ладоги.

© Владислав Кольмягин

Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину должно было быть приурочено к годовщине основания Царскосельского лицея, 19 октября 1879 г. Но выяснилось, что повреждена одна из плит пьедестала. Тогда открытие отложили до следующего года, до дня рождения Александра Сергеевича. Но и в этот раз открытие не состоялось: страна пребывала в трауре по императрице Марии Александровне. И только третья попытка представить монумент на суд москвичей и гостей столицы увенчалась успехом: 18 июня 1880 г., невзирая на ненастную погоду и дождь, на Тверском бульваре было не протолкнуться — москвичи пришли на церемонию открытия памятника любимому поэту.

К 100-летию со дня смерти Пушкина Страстная площадь была названа Пушкинской, через год большевики стерли с лица земли Страстной монастырь. А еще через 12 лет памятник повернули так, чтобы он смотрел на Тверскую улицу, и поставили на месте разрушенной колокольни. Это решение вызвало недоумение, а порой и открытое возмущение со стороны москвичей. Поэтому даже сегодня, когда несколько поколений привыкло видеть бронзового Пушкина на Пушкинской площади, идеи переноса монумента на Тверской бульвар по-прежнему вызывают жаркие дискуссии.

© Ирина Кошевая

Пушкинские дни: открытие памятника поэту в Москве

Название изображения

18 (6 июня по старому стилю) июня 1880 года в Москве на Тверском бульваре был торжественно открыт памятник А.С. Пушкину. Автором московского памятника был скульптор А.М. Опекушин. Инициатива создания памятника в честь Пушкина возникла еще в 1855 году, сразу же после смерти Николая I. Однако тогда она не получила одобрения. Открытие памятника великому поэтому стало грандиозным событием, а праздничные мероприятия растянулись на три дня. В зале Дворянского собрания перед публикой выступали И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, А.Н. Плещеев и другие известные личности.

2 стр., 918 слов

Сочинения | Мое открытие поэтов «Серебряного века»

... поэтов «серебряного века», ценю в них, прежде всего, не политические призывы. Наверное, всех молодых людей моего ... замалчивание, тюрьма - такая судьба ожидала большинство поэтов «серебряного века». Это легко объяснить. Они не мирились с ... возраста куда больше волнуют не проблемы революции или войны, а размышления о красоте, о душе, о любви. Вот почему, читая сборники поэтов «серебряного века» ...

18 июня (6 июня по старому стилю) Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Люди, которые приходили на праздник, покупали у торговцев ландыши и фиалки, после чего, закидывали ими пьедестал памятника.

За день до открытия монумента, 5 июня 1880 года, состоялась пушкинская выставка – материалы для нее собирались по всему миру. В день открытия памятника в Московском университете прошло торжественное собрание, на котором с докладами о жизни и творчестве А.С. Пушкина выступили Н.С. Тихонравов и В.О. Ключевский.

Памятник, выполненный из бронзы, сначала бы установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (сейчас – Пушкинская).

В 1950 году монумент перенесли на противоположную сторону площади, на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернули на 180 градусов.

Реалистический образ, созданный Опекушиным, отвечал стремлениям передовой части русского общества увидеть Пушкина великим и вместе с тем «лишенным какой-либо театральности и надуманности, величавым в своих думах и вместе с тем демократичным по всему облику. Опекушин точным чутьем большого художника сумел уловить эти требования и ответить на них», — писал историк И.М. Шмидт.

Мнения о памятнике великому русскому поэтому, конечно же, не были единодушными – кого-то удивила «простота» монумента. Многие считали, что А.С. Пушкина необходимо изображать в образе «возвышенного пророка». Однако в газетах появлялись и положительные отзывы. Москвичи и приезжие замечали, что черты лица поэта переданы замечательно, а задумчивый взгляд точно передает гений Пушкина.

А.М. Опекушин изобразил поэта в полный рост. Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Правая рука заложена за борт сюртука, а в левой руке, откинутой назад, поэт держит шляпу. Словно, великий поэт размышляет над новым произведением, его взгляд выражает задумчивость и погружение в себя.

Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.

На пьедестале памятника русскому поэту красуются строки из пушкинского стихотворения «Памятник» в несколько измененном виде. Из цензурных соображений Жуковский изменил строки «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на более нейтральные «Что прелестью живой стихов я был полезен». Однако для сохранения рифмы пришлось изменить еще одну строку. Поэтому на монументе вместо:

18 стр., 8752 слов

Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта

... своего гения. А жанровое многообразие поэта до сих пор подтверждает людям высшее назначение Пушкина. Гоголь утверждал, что лирика Пушкина – «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: ... позднего классицизма. Но в них есть частица жизни юного Пушкина. «И век мой тих, как ясный день», - говорил он в «Послании к Юдину». Ему казалось, что ...

«И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал»

можно было прочесть:

«И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал»

На левой стороне памятника остались бессмертные строки:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык».

«Сооруженъ въ 1880 году»

По сей день множество радостных дружеских встреч и романтических свиданий проносится перед взором великого русского поэта – А.С. Пушкина.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

Фото — https://fotoload.ru/, msmap.ru