Урок развития речи в 5 классе «Устное -описание животного на основе личных впечатлений»

Сочинение

Устное сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

(урок развития речи в 5 классе)

Цели:

  • образовательные: повторить стили и типы речи;
  • выяснить особенности построения сочинения-описания животного в художественном и научном стилях;
  • научиться составлять художественное описание, аргументировать свое мнение;
  • развивающие: развивать образное мышление, творческие способности обучающихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным.

Оборудование: раздаточный материал, фотографии белки, аудиозаписи: «Песенка белочки» В.Шаинского, «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Зимнее утро» П.Чайковского, отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Межпредметные связи: литература, музыка, биология.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/opisanie-jivotnogo-na-osnove-lichnyih-vpechatleniy-klass/

Тип урока: урок развития связной речи.

Природа будит в нас потребность любви…

Иван Тургенев

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя.

Дети, сегодня на улице прекрасная погода, давайте посмотрим в окно и вспомним, с каким настроением вы пришли в школу? Почему? (ответы детей)

Сегодня мы будем говорить о любви к природе, и эпиграфом к нашему необычному уроку будут слова замечательного русского писателя Ивана Тургенева: «Природа будит в нас потребность любви…»

  • Как вы понимаете смысл этого высказывания?
  • А что мы понимаем под словом «природа»?

Именно о животном пойдет речь на нашем уроке, пока мы не знаем о каком именно, мы попытаемся выяснить это позже (прием «Отсроченная догадка»).

А сейчас, давайте повторим изученное: (прием «тонкие вопросы»):

  • Какие бывают стили речи?
  • Какие типы речи вы знаете?
  • С какими видами описаний мы уже знакомы?
  • На какой вопрос отвечает описание?
  • Все ли предметы могут быть описаны?
  • В каких стилях могут быть описания?

Слово учителя. Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Совершенно верно, мы будем описывать животное. Давайте послушаем песню композитора Владимира Шаинского и узнаем, какое животное нам предстоит описать.

Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока.

Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться?

5 стр., 2106 слов

Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание

... типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка. В тексте ... Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, ... прочитанным вами, все в природе весной оживает, ... в “оборудовании урока”] Соответствуют ли эти иллюстрации описанному в тексте ...

II. Сейчас мы поработаем с вами в парах. На партах лежат карточки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните предложенные задания.

Задание 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Белка

Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно встретить в современных городских парках.

Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 20-35 см, а масса составляет 200-1000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес зверька меньше).

Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до серовато-бурого. На задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже насекомые.

Задание 2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Белочка

Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными глазками.

Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны. Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается распушить свой хвостик.

Задание 3. Составьте из начальных букв слова «белочка» текст.

Б

Е

Л

О

Ч

К

А

II. Работа над составлением сочинения.

Итак, мы повторили основные сведения о видах описаний, теперь нам предстоит работа над самим описанием животного. Давайте подумаем, что можно описать у животного?

1. Словарная работа.

Размер – маленькая, средняя, большая …

Цвет шерсти – рыжий, огненно-бурый, серебристо-палевый …

Действия – перелетает с ветки на ветку, прыгает, распушив хвост, бегает, грызет орехи, взбирается по стволу дерева …

Повадки – изящны и утонченны, прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за окружающими …

2. Беседа.

  • Какие лексические синонимы можно подобрать к слову «белка»? (зверек, животное, грызун, она)
  • Дети, подумайте, можно ли сказать, что…

(Редактирование высказываний)

У моей кошки длинное лицо и тонкие ноготки.

У коня высокие ноги.

У моего какаду забавный нос.

Давайте сделаем вывод.

3. Физкультминутка.

Утром белочка проснулась,

Повертелась, потянулась!

Поклонилась, улыбнулась,

За орешками нагнулась.

Лапками потопала,

И еще похлопала,

Снова потянулась,

На место вернулась.

4. А сейчас поработаем в группах. Перед вами карточки, на них — примерный план описания белочки. По такому плану можно описать любое животное. Объединитесь в группы и внимательно посмотрите на свои задания.

6 стр., 2815 слов

Задание 1 Нравственные типы личности

... в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к ... религиозный герой - хорошо совместимы и дополняем друг друга. Задание 2 Тип личности Отношение к работе Как взаимодействовать? ... Уступчив, но не слишком податлив. Соблюдает договоренности. Соблюдать договоренности. Задание 3. 1. Определение ЛЮБОВЬ в самом общем смысле — отношение ...

План (ориентировочный)

1. Белочка – изящное лесное животное.

2. Внешние особенности.

3. Питание белки.

4. Ее поведение, повадки.

Группа 1. Составьте сочинение-описание белочки по данному началу. Обратите внимание на настроение зверька, какие чувства он может вызвать у нас?

С каждым днем становилось все холоднее. Осень полноправно входила в свои права сезонной хозяйки. Листья тихо опадали с помрачневших деревьев, птицы готовились к отлету в теплые края. В дупле березы сидела белочка.

Группа 2. Представьте себя организатором фотовыставки. Придумайте ей название. Прокомментируйте каждую фотографию.

Примерное начало: Добрый день! Сегодня на фотовыставке «…» мы познакомим вас с …. На первой фотографии под названием … вы видите белочку, которая … .

Группа 3. Составьте синквейн к образу белочки.

1. Белочка

2. Какая?

3. Что делает?

4. Личное отношение?

5. Какие ассоциации вызывает?

5. А сейчас давайте прослушаем отрывок из замечательной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в нем говорится о белочке. (Читает подготовленный ученик)

  • Какой вы представили эту героиню сказки?

Музыку к этой сказке написал удивительный композитор Николай Римский-Корсаков, давайте послушаем, о чем поет белочка в песне.

(Аудиозапись «Песня белки» Н.Римского-Корсакова)

  • Совпали ли ваши представления о белочке после прослушивания музыки?

Как вы уже догадались, описать не только белочку, но и любое животное можно с помощью музыки. Прослушайте еще один музыкальный фрагмент композитора П.И.Чайковского.

  • Какой теперь вам представляется белка?

6.Рефлексия. Прием «Лестница успеха»

Сегодня на уроке у меня получилось..

Я смог…

Теперь я знаю …

IV. Оценивание достижений учащихся, комментирование ответов.

V. Домашнее задание (в качестве «идеального» домашнего задания за хорошую работу учащихся на уроке предложить вариант: никакого домашнего задания)