Урок по развитию речи в 6-м классе: » -описание по личным впечатлениям»

Сочинение

Разделы:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!

П.А.Вяземский

Тип урока.

Цель образовательная.

Учащиеся должны знать основные речеведческие понятия (тема текста, основная мысль, стиль текста, тип речи.), изобразительные средства языка (метафору, олицетворение, эпитет).

Цель развивающая., Учащиеся должны уметь:

  1. Собирать материал для сочинения на основе личных впечатлений.
  2. Создавать текст определенного стиля и типа (художественное описание) на предложенную тему.
  3. Вдумываться в тему, осмысливать ее и раскрывать.
  4. Правильно выражать свои мысли (т.е. в соответствии с нормами литературного языка и особенностями речевой ситуации и задач высказывания).

  5. Использовать в своей речи образные средства языка.

Дидактические средства обучения.

  1. Компьютер и проектор для презентации (Слайды. Пейзажная живопись. )
  2. Таблица “Цветовая лексика”.
  3. Памятки для учащихся.
  4. Толковый словарь.

Презентацию спрашивайте у автора статьи.

I. Мотивационно-ориентировочная часть.

Учитель.

Чтение эпиграфа к уроку.

Волшебная красота зимы! И нарек русский человек зиму заветным словом – “матушка”. Не весну-красну, не лето ясное, не осень сытную, а именно зиму с ее снегами, холодами и метелями. Потому что, словно родная мать, зима заботливо укрывает теплым пуховым одеялом все, что нуждается в укрытии от лютых морозов.

Сегодня мы будем писать сочинение о зиме. Мы с вами постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать, “Здравствуй, матушка-зима!”

Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству и возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, зоркий глаз художника. Пусть будет вместе с нами яркое, образное слово поэта и писателя.

Заранее подготовленные ученики читают литературный монтаж о зиме.

(По Полуянову И.)

2. ***

Утром кот

5 стр., 2391 слов

Презентация по русскому языку в 3 классе по тексту «Снеговик»

... новому году. Другие темы: ← Хорошо зимой↑ ЗимаЗимний день → ` Презентация по русскому языку в 3 классе по тексту «Снеговик» , Снеговик: что он символизировал в прошлом? ... с человека, зато их количество (несколько десятков) очень впечатляет! Снеговикам посвящены замечательные детские сказки. Самая известная – сказка Г. Х. Андерсена «Снеговик». Собака рассказывает снеговику о своей жизни, о людях и о ...

Принес на лапках

Первый снег!

Первый снег!

Он имеет

Вкус и запах,

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится,

Легкий,

Новый,

У ребят над головой,

Он успел

Платок пуховый

Расстелить

На мостовой…

Я.Аким

(Проводится работа по восприятию художественных текстов.)

  • Вспомните пословицы, поговорки, загадки о зиме.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Береги нос в большой мороз.

Загадки:

Кто мост мостит без топора, без ножа, без клиньев, без подклиньев?

Бел, да не сахар, нет ног, а идет.

На дворе горой, а в избе водой.

II. Операционно-исполнительная часть.

1. Наблюдения учащихся.

Учитель. По моей просьбе вы наблюдали за снегом.

  • Каков же снег? Всегда ли он одинаков? От чего зависит состояние, вид снега?

Ученики делятся своими впечатлениями, наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном городе, парке, в лесу. (Снег бывает разным. Он может быть рассыпчатым и липким, мягким и колючим. Даже цвет у него может быть разный.)

(Эпитеты, сравнения, олицетворения.)

Работа над

  • Запишем несколько наиболее удачных примеров на доске и в тетрадях.
  • Рассмотрим в этих словах встретившиеся орфограммы.

(мяг кий, пуши стый снег ; го рит на сол нце ; лег кий, словно пух; по рхают сне жи нки)

2. Работа с художественным текстом.

Давайте обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова.

(На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)

Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь постро и т она свой серебрян ый дворец, покрыв снегом дома и деревья, вымо стив лужи, озера и реки. Проснешь ся однажды утром и вдруг увидишь , что все за окном изме нилось. Бе леют заснеженные улицы. Водоемы сверкают зеркальным бле стящим льдом. Спят глубоким сном ра стения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинн ых вечеров.

В.Корабельников

***

…Земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами… Снег ты наш, снежище… снега во всю Россию.

Б. Петров

  • Что показалось интересным в этих лирических зарисовках? Каким же видят авторы окружающий мир? Какие изобразительные средства используют для описания зимы?
  • Орфографическая минутка.

Выпишите слова, где пропущены буквы. Вставьте их, объясняя графически.

(Форма контроля – взаимопроверка.)

  • Объясните знаки препинания.

3. А теперь посмотрим на снег глазами художника.

На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Трудно заметить разницу начала, середины и конца зимы. Но давайте попробуем внимательно приглядеться.

(Просмотр слайдов “Зимние пейзажи”.)

Задание: обратите внимание на изображение снега и подберите к нему цветовые эпитеты, которые вы можете использовать в своем сочинении.

Учитель вывешивает таблицу с подбором цветовой лексики.

светло-

темно-

ярко-

нежно-

молочный

жемчужный

опаловый

небесный

лазурный

бирюзовый

пепельный

серебристый

зеленый

синий

фиолетовый

лиловый

сиреневый

розовый

багровый

белый

голубой

серый

сапфировый

-оват-

Какие слова непонятны? Посмотрите их значение в толковых словарях (совершенствование навыков работы со словарем).

III. Рефлексивно-оценочная часть.

  • Итак, вам предстоит создать художественное описание снега. Но вполне возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку описываемых картин природы).

  • Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске.

(Ученики повторяют, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении.)

  • Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану.

– Прочитайте “Памятку” для работы над сочинением.

Как работать над сочинением.

  1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
  2. Подумайте: кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением?
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
  5. Подумайте об особенностях стиля сочинения.
  6. Составьте план.
  7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

IV. Домашнее задание.

У каждого чувствующего природу человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что-то свое к тому, что уже сказано о природе. Должны сказать свое слово и вы.

  1. Понаблюдайте за состоянием природы, постарайтесь заметить что-то интересное и описать в лирической миниатюре.
  2. Придумайте название, выражающее главную мысль вашего текста, подберите точные, яркие слова для описания.

Использованная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/ladyijenskaya-klass-kompozitsiya-sochineniya-opisaniya-vpechatleniy/

  1. Бабкина М.В. Подготовка к сочинению. / Русский язык в школе, № 5, 1995 г.
  2. Корабельников В.А. Краски природы: кн. для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь. – М.: Агропромиздат, 1991.