Устное сочинение-описание животного на основе личных впечатлений
(урок развития речи в 5 классе)
Цели:
- образовательные: повторить стили и типы речи;
- выяснить особенности построения сочинения-описания животного в художественном и научном стилях;
- научиться составлять художественное описание, аргументировать свое мнение;
- развивающие: развивать образное мышление, творческие способности обучающихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать бережное отношение к животным.
Оборудование: раздаточный материал, фотографии белки, аудиозаписи: «Песенка белочки» В.Шаинского, «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Зимнее утро» П.Чайковского, отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Межпредметные связи: литература, музыка, биология.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/opisanie-jivotnogo-na-osnove-lichnyih-vpechatleniy-klass/
Тип урока: урок развития связной речи.
Природа будит в нас потребность любви…
Иван Тургенев
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя.
Дети, сегодня на улице прекрасная погода, давайте посмотрим в окно и вспомним, с каким настроением вы пришли в школу? Почему? (ответы детей)
Сегодня мы будем говорить о любви к природе, и эпиграфом к нашему необычному уроку будут слова замечательного русского писателя Ивана Тургенева: «Природа будит в нас потребность любви…»
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- А что мы понимаем под словом «природа»?
Именно о животном пойдет речь на нашем уроке, пока мы не знаем о каком именно, мы попытаемся выяснить это позже (прием «Отсроченная догадка»).
А сейчас, давайте повторим изученное: (прием «тонкие вопросы»):
- Какие бывают стили речи?
- Какие типы речи вы знаете?
- С какими видами описаний мы уже знакомы?
- На какой вопрос отвечает описание?
- Все ли предметы могут быть описаны?
- В каких стилях могут быть описания?
Слово учителя. Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Совершенно верно, мы будем описывать животное. Давайте послушаем песню композитора Владимира Шаинского и узнаем, какое животное нам предстоит описать.
Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. Давайте откроем тетради, запишем дату и тему урока.
Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться?
Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание
... типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи. В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка. В тексте ... Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, ... прочитанным вами, все в природе весной оживает, ... в “оборудовании урока”] Соответствуют ли эти иллюстрации описанному в тексте ...
II. Сейчас мы поработаем с вами в парах. На партах лежат карточки с заданиями, внимательно прочитайте и выполните предложенные задания.
Задание 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белка
Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно встретить в современных городских парках.
Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 20-35 см, а масса составляет 200-1000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес зверька меньше).
Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до серовато-бурого. На задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже насекомые.
Задание 2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белочка
Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными глазками.
Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны. Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается распушить свой хвостик.
Задание 3. Составьте из начальных букв слова «белочка» текст.
Б
Е
Л
О
Ч
К
А
II. Работа над составлением сочинения.
Итак, мы повторили основные сведения о видах описаний, теперь нам предстоит работа над самим описанием животного. Давайте подумаем, что можно описать у животного?
1. Словарная работа.
Размер – маленькая, средняя, большая …
Цвет шерсти – рыжий, огненно-бурый, серебристо-палевый …
Действия – перелетает с ветки на ветку, прыгает, распушив хвост, бегает, грызет орехи, взбирается по стволу дерева …
Повадки – изящны и утонченны, прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за окружающими …
2. Беседа.
- Какие лексические синонимы можно подобрать к слову «белка»? (зверек, животное, грызун, она)
- Дети, подумайте, можно ли сказать, что…
(Редактирование высказываний)
У моей кошки длинное лицо и тонкие ноготки.
У коня высокие ноги.
У моего какаду забавный нос.
Давайте сделаем вывод.
3. Физкультминутка.
Утром белочка проснулась,
Повертелась, потянулась!
Поклонилась, улыбнулась,
За орешками нагнулась.
Лапками потопала,
И еще похлопала,
Снова потянулась,
На место вернулась.
4. А сейчас поработаем в группах. Перед вами карточки, на них — примерный план описания белочки. По такому плану можно описать любое животное. Объединитесь в группы и внимательно посмотрите на свои задания.
Описание » Белка» (про белку) 3 класс
... белка. Белка-крошка. Двухцветная белка. Западная серая белка. Индийская гигантская белка. Капская земляная белка. Каролинская белка. Красная белка. Кремовая белка. Сочинение-описание » Белка» (про белку) 3 класс Когда я увидела белку, я обрадовалась и захлопала в ладоши. Но, белочка ...
План (ориентировочный)
1. Белочка – изящное лесное животное.
2. Внешние особенности.
3. Питание белки.
4. Ее поведение, повадки.
Группа 1. Составьте сочинение-описание белочки по данному началу. Обратите внимание на настроение зверька, какие чувства он может вызвать у нас?
С каждым днем становилось все холоднее. Осень полноправно входила в свои права сезонной хозяйки. Листья тихо опадали с помрачневших деревьев, птицы готовились к отлету в теплые края. В дупле березы сидела белочка.
Группа 2. Представьте себя организатором фотовыставки. Придумайте ей название. Прокомментируйте каждую фотографию.
Примерное начало: Добрый день! Сегодня на фотовыставке «…» мы познакомим вас с …. На первой фотографии под названием … вы видите белочку, которая … .
Группа 3. Составьте синквейн к образу белочки.
1. Белочка
2. Какая?
3. Что делает?
4. Личное отношение?
5. Какие ассоциации вызывает?
5. А сейчас давайте прослушаем отрывок из замечательной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в нем говорится о белочке. (Читает подготовленный ученик)
- Какой вы представили эту героиню сказки?
Музыку к этой сказке написал удивительный композитор Николай Римский-Корсаков, давайте послушаем, о чем поет белочка в песне.
(Аудиозапись «Песня белки» Н.Римского-Корсакова)
- Совпали ли ваши представления о белочке после прослушивания музыки?
Как вы уже догадались, описать не только белочку, но и любое животное можно с помощью музыки. Прослушайте еще один музыкальный фрагмент композитора П.И.Чайковского.
- Какой теперь вам представляется белка?
6.Рефлексия. Прием «Лестница успеха»
Сегодня на уроке у меня получилось..
Я смог…
Теперь я знаю …
IV. Оценивание достижений учащихся, комментирование ответов.
V. Домашнее задание (в качестве «идеального» домашнего задания за хорошую работу учащихся на уроке предложить вариант: никакого домашнего задания)