Урок развития речи в 8-м классе » -рассуждение «Что я знаю о войне?»»

Сочинение

Разделы:

Цели урока:

  • Развивать и совершенствовать навыки написания сочинения – рассуждения;
  • Активизировать эмоциональную сферу личности школьников; способствовать развитию логического мышления, устной, монологической, диалогической речи, продолжить работу над культурой общения, развивать навыки умений отстаивать свою точку зрения;
  • Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к памяти погибших.

Средства обучения:

ХОД УРОКА

I. Введение в тему.

Четыре года войны! Они запечатлены в кадрах хроники, снимавшихся в гуще боя.

Мы уже с вами знакомы с некоторыми произведениями о войне, знаем и любим фильмы, стихи и песни.

Перелистаем страницы Великой Отечественной войны.

Слово моим помощникам. (Литературная композиция сопровождается кадрами документального фильма “Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.)

II. Итак, тема нашего урока:

  • Каковы ваши ассоциации, связанные со словами “война?”

(Учащиеся перечисляют понятия)

Эпиграф: “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне” Эти слова поэтессы Юлии Друниной, участницы этой войны.

  • Чем же мы сегодня будем заниматься? (учащиеся отвечают, учитель ставит цель урока)
  • Прежде всего, хочу пожелать вам интересной и плодотворной работы. Я надеюсь, у вас всё получится.

III. ОПРОС – ПОВТОРЕНИЕ.

1) Что такое сочинение – рассуждение?

(Сочинение – рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нём всегда должны быть тезис и аргументы).

Рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно – следственные связи какого – либо явления. Конечной целью сочинения – рассуждения являются, доказательство главной мысли – идеи, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе.

(обычно в форме побудительного или вопросительного – почему? Зачем? В чём смысл предложений?).

2) Каковы задачи сочинения – рассуждения? (основная задача сочинения – рассуждения: раскрыть умение отстаивать свою точку зрения).

12 стр., 5560 слов

Конспект : «Подготовка к сочинению-рассуждению. Что такое зависть?»

... себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит не нашли себя. Д.С.Лихачёв - Переходим к практической части урока – созданию сочинения-рассуждения по ...

3) Какие типы речи могут использоваться? (повествование, рассуждение, описание)

4) Рассмотрим составные части сочинения – рассуждения.

В нём три части:

  • В первом содержится мысль, которая будет доказываться;
  • т.е. вступление к сочинению – рассуждению лишь подводит к поставленной в заглавии проблеме;
  • Вторая – доказательная. Рассуждение – доказательство строится по следующей схеме:

Экспозиция:

(подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) доказательство тезиса – выводы.

Третья – заключение.

5) Какие языковые средства можем использовать? (для рассуждения характерны языковые средства, выражающие причинно – следственные отношения; обстоятельства причины, условия, слова со значением оценки т.е. вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения.)

Словарная работа.

  • Прочитайте определение понятий “доказывать”, “объяснять”, “размышлять”
  • Скажите, в каких ситуациях употребляются названные глаголы? (ответы учащихся)

Доказывать – определять, истинно или ложно то или иное утверждение или отрицание, подтверждать какое – нибудь положение или точку зрения фактами и аргументами;

Объяснять – растолковать, делать ясным и понятным себе или кому – нибудь;

Размышлять – углубляться мыслью во что – нибудь;

  • Наиболее употребительные слова и выражения по теме “Защита Родины. Героизм”:
  • Защита
  • Родина,
  • Героизм
  • Народ
  • Земля и т.д.

Значение слов объяснить, обратившись к словарю или перевести на алтайский язык.

6) Работа над текстом сочинения.

  • Вернёмся к структуре сочинения.

I. Вступление

Вступление может быть:

  • Историческое (описание события, исторической среды)
  • Библиографическое (об авторе, как жил автор произведения)
  • Аналитическое (с изречения, с афоризма, с пословицы, с описания времени и общества …)
  • Комбинированное (сочетать все выше сказанное)

II. Основная часть.

(Вывод по теме никак не может заканчиваться в целом)

III. Заключение.

Самостоятельное оформление работы.