Подготовка к сочинению-рассуждению

Сочинение

1.Организационный момент. Слово учителя.

2.Презентация;

3.Самостоятельная работа с текстом в парах;

4. Проверка;

5.Выполнение заданий А-1 – А-3;

6.Работа над текстом сочинения.

  • Работа с карточками (способы цитирования).

  • Работа с аргументами, введение цитат.
  • Работа с выводом, личностная оценка.

7. Рефлексия. Чему научились?

8.Выдача домашнего задания.

Ход урока

1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, готовиться к выполнению экзаменационного задания с 2. блока С.

Автор текста — Валентин Григорьевич Распутин, выдающийся современный писатель, автор известного вам рассказа «Уроки французского».

В этом году ему исполняется 75 лет, и у нас в стране отмечают юбилей писателя.

Он автор книг, по которым сняты художественные фильмы: «Уроки французского», «Живи и помни», «Василий и Василиса».

  • Посмотрите презентацию о писателе. Заполните таблицу
  • Факты биографии

    Книги

    Кинофильмы

    3.Актуализация знаний.

    Запишите в тетради слово «самостоятельность», подберите к нему слова-ассоциации.

    ( Сам-стоять, свободный, независимый, сам делаю, сам отвечаю за свои поступки…)

    Вам нравится быть самостоятельным? Почему?

    (устали от излишней опеки со стороны родителей, в этом возрасте (15 лет) хочется жить по-своему, найти своё место в жизни…)

    2.Чтение текста учителем.

    Учитель читает текст, учащиеся слушают и отмечают ключевые слова.

    • О чём текст ?

    (в тексте рассказывается о пятнадцатилетнем герое Саньке, который вдруг неожиданно обрёл желаемую им самим самостоятельность).

    3.Самостоятельная работа с текстом. (Работа в парах).

    А сейчас ещё раз прочитайте текст, подчеркните ключевые слова, составьте план текста, определив основную мысль микротемы-абзаца.

    План записать в тетрадь.

    Работать будем в парах.

    1-й абзац (подчеркнём слова в тексте: всмотрелся, пятнадцать лет, ребёнок, сам с усам, заявить о себе)

    1.Самостоятельность – хватит ходить по указке.

    2-й абзац (повезло, уехали родители, у бабушки на Байкале)

    2.Август у бабушки на Байкал

    3-й абзац (Бабушка уехала, Саня один)

    3. Бабушка уехала тоже.

    4-й абзац (полюбил ходить в магазины, полоть грядки, получил способность оглянуться на мир)

    4. Саня полюбил ходить в магазины, готовить еду…, чего раньше терпеть не мог.

    5-й абзац (гордясь собой)

    5. Гордость за себя.

    4. Выполните задание А-1 — А-3.Работа в парах.

    • Проверим, поставьте себе балл за правильный ответ.

    5. А теперь читаем задание С2. 2.

    Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл первого предложения текста: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.

    Вспомним композицию сочинения-рассуждения. Впишите пропущенный пункт.

    1.Вступление.

    2. ….

    3. Аргументы с примерами. В качестве примеров цитаты из текста.

    4. Вывод.

    6.Работа над сочинением. Пользуйтесь заданиями А-1 – А-3.

    Обязательно соблюдайте абзацы.

    Вступление.

    Примерные варианты вступления.

    В тексте речь идёт о…

    Автор текста повествует…

    (В тексте речь идёт о мальчике…)

    • Сформулируйте тезис на основе темы.

    По мнению автора,…

    Автор утверждает…

    Аргументы с примерами

    Во-первых,…

    Во-вторых,…

    Вывод.

    Следовательно,…

    Один из вариантов сочинения

    В тексте Валентина Распутина речь идёт о мальчике Саньке, который впервые в жизни получил возможность проявить свою самостоятельность.

    По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой»., И это действительно так.

    Во-первых, Саньке исполнилось пятнадцать лет. Это возраст, когда человек самоутверждается в жизни и хочет решать вопросы самостоятельно. (Предложения 4-6).

    Во-вторых, Санька, оставшись один, получил возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои способности, выделить себя из «общего ряда». (Предложения 24-26).

    Следовательно, самостоятельность показалась Саньке «привлекательной штукой». Санька гордился собой и своей самостоятельностью. За самостоятельность действительно можно отдать что угодно.

    6.Рефлексия. Чему я научился.

    7.Домашнее задание: Текст сочинения написать на чистовик.

    Карточки:

    Способы оформления цитат (использовать как раздаточный материал):

    1. Как прямая речь. Автор уверен: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».

    2. Как косвенная речь. Автор уверен, что «тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».

    3. С помощью вводных слов. По мнению автора, «тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».

    4. Как часть предложения. По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой».

    Композиция сочинения-рассуждения (использовать как раздаточный материал):

    1. Вступление.

    В тексте … рассказывается о …, который…

    2. Тезис. Основная мысль текста.

    Тезис формулируем на основе задания.

    3. Аргументы или доказательства с примерами. Примеры – цитаты из текста.

    Во-первых,…

    Во-вторых,…

    4. Вывод.

    Следовательно,…

    Текст и задания к нему.

    (1) Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно. (2) Саню буквально пора­зило это слово, когда он всмотрелся в него. (3) Не вчитался, не вдумался, а именно всмотрелся и увидел. (4) «Самостоятельность» — самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок — вот что это значит. (5) Хватит ходить по указке. (6) Пят­надцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам. (7) Сам с усам. (8) Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть.

    (9) И удивительно: стоило Сане принять решение, ему сразу же повезло.

    (10) Ещё в начале лета родители никуда не собирались, но, вернувшись в июне из

    спортивного лагеря, он вдруг узнал, что они уезжают в Калининград, затем в ,

    затем ещё куда-то и возвращаются только в конце августа, чтобы собрать Саню в

    школу. (11) «А ты побудешь у бабушки», — сказала мама. (12) Август у бабушки на

    Байкале — золотой месяц; ягоды, рыбалка, купаньеПапа, будь его воля, не

    раздумывая, поменялся бы с Саней местами. (14) Только Саня, разумеется, отка­зался бы меняться — не потому, что ему не хотелось побывать в Прибалтике и Бре­сте. (15) Хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с

    мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы

    высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.

    (16) На Байкале, куда Саня приехал к бабушке, продолжилось. (17) Прошло три дня — вдруг бабушке приносят телеграмму: срочно выезжай, Вера в больнице, дети одни. (18) Тётя Вера, мамина сестра, жила в Нижнеангарске. (19) Бабушка заохала, потерялась: и здесь парнишка на её руках, и там неизвестно что. (20) Выручила соседка, согласилась не только кормить бабушкиных поросят, но и доглядывать за её внуком. (21) Бабушка уехала, а соседка и думать забыла про Саню..

    (22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего раньше терпеть не могНичего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил уди­вительную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (25) Люди только на чужой взгляд остаются в общем ряду, каждый же в отдельности, на свой взгляд, выходит вперёд, иначе жизнь не имеет смысла. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали.

    (27) Так Саня прожил неделю, потихоньку гордясь собой, своей самостоятель­ностью и беспокоясь лишь о том, чтобы не нагрянула бабушка, от которой не было никаких известий.

    (По В. Распутину)

    • выдающийся современный писатель, автор повестей и рассказов, затрагивающих острые нравственные и социальные вопро­сы («Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии» и др.).

    A 1 В каком(-их) предложение-ях) содержится информация, необходимая для обо­снования ответа на вопрос: «Почему Сане понравилось самому выполнять рабо­ту по дому?

    1) (12) Август у бабушки на Байкале — золотой месяц: ягоды, рыбалка, купаньеХотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.

    2) (20) Выручила соседка — согласилась не только кормить бабушкиных поро­сят, но и доглядывать за её внуком.

    3) (22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего рань­ше терпеть не мог…

    4) (24) Ничего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил удиви­тельную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали.

    А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поразить» (предложение 2).

    1) сбить с толку, привести в недоумение

    2) произвести сильное впечатление

    3) возмутить 4) обеспокоить

    А3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

    1) Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекатель­ной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно.

    2) Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам.

    3) Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимо­сти, но границы собирался пораздвинуть.

    4) Саня зажил как кум королю