Разделы:
Цели урока:
- Развивать и совершенствовать навыки написания сочинения – рассуждения;
- Активизировать эмоциональную сферу личности школьников; способствовать развитию логического мышления, устной, монологической, диалогической речи, продолжить работу над культурой общения, развивать навыки умений отстаивать свою точку зрения;
- Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, уважение к памяти погибших.
Средства обучения:
ХОД УРОКА
I. Введение в тему.
Четыре года войны! Они запечатлены в кадрах хроники, снимавшихся в гуще боя.
Мы уже с вами знакомы с некоторыми произведениями о войне, знаем и любим фильмы, стихи и песни.
Перелистаем страницы Великой Отечественной войны.
Слово моим помощникам. (Литературная композиция сопровождается кадрами документального фильма “Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.г.)
II. Итак, тема нашего урока:
- Каковы ваши ассоциации, связанные со словами “война?”
(Учащиеся перечисляют понятия)
Эпиграф: “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне” Эти слова поэтессы Юлии Друниной, участницы этой войны.
- Чем же мы сегодня будем заниматься? (учащиеся отвечают, учитель ставит цель урока)
- Прежде всего, хочу пожелать вам интересной и плодотворной работы. Я надеюсь, у вас всё получится.
III. ОПРОС – ПОВТОРЕНИЕ.
1) Что такое сочинение – рассуждение?
(Сочинение – рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нём всегда должны быть тезис и аргументы).
Рассуждение – это логически выстроенная цепь суждений и умозаключений, объясняющая причинно – следственные связи какого – либо явления. Конечной целью сочинения – рассуждения являются, доказательство главной мысли – идеи, которая может быть сформулирована в заглавии – тезисе.
(обычно в форме побудительного или вопросительного – почему? Зачем? В чём смысл предложений?).
2) Каковы задачи сочинения – рассуждения? (основная задача сочинения – рассуждения: раскрыть умение отстаивать свою точку зрения).
Конспект : «Подготовка к сочинению-рассуждению. Что такое зависть?»
... себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит не нашли себя. Д.С.Лихачёв - Переходим к практической части урока – созданию сочинения-рассуждения по ...
3) Какие типы речи могут использоваться? (повествование, рассуждение, описание)
4) Рассмотрим составные части сочинения – рассуждения.
В нём три части:
- В первом содержится мысль, которая будет доказываться;
- т.е. вступление к сочинению – рассуждению лишь подводит к поставленной в заглавии проблеме;
- Вторая – доказательная. Рассуждение – доказательство строится по следующей схеме:
Экспозиция:
(подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) доказательство тезиса – выводы.
Третья – заключение.
5) Какие языковые средства можем использовать? (для рассуждения характерны языковые средства, выражающие причинно – следственные отношения; обстоятельства причины, условия, слова со значением оценки т.е. вводные слова, сопоставление, побудительные, восклицательные предложения.)
Словарная работа.
- Прочитайте определение понятий “доказывать”, “объяснять”, “размышлять”
- Скажите, в каких ситуациях употребляются названные глаголы? (ответы учащихся)
Доказывать – определять, истинно или ложно то или иное утверждение или отрицание, подтверждать какое – нибудь положение или точку зрения фактами и аргументами;
Объяснять – растолковать, делать ясным и понятным себе или кому – нибудь;
Размышлять – углубляться мыслью во что – нибудь;
- Наиболее употребительные слова и выражения по теме “Защита Родины. Героизм”:
- Защита
- Родина,
- Героизм
- Народ
- Земля и т.д.
Значение слов объяснить, обратившись к словарю или перевести на алтайский язык.
6) Работа над текстом сочинения.
- Вернёмся к структуре сочинения.
I. Вступление
Вступление может быть:
- Историческое (описание события, исторической среды)
- Библиографическое (об авторе, как жил автор произведения)
- Аналитическое (с изречения, с афоризма, с пословицы, с описания времени и общества …)
- Комбинированное (сочетать все выше сказанное)
II. Основная часть.
(Вывод по теме никак не может заканчиваться в целом)
III. Заключение.
Самостоятельное оформление работы.