слайд-заставка №1
Докажите, работая в парах. Выстраивая цепочку доказательств, используйте те наборы, которые лежат на ваших партах. Проследив связь, исключите лишнее, составьте несплошные тексты и переведите их в сплошные. У вас 1 минута.
(Писатель с помощью слов создаёт произведения художественной литературы.
Молодцы, ребята! Докажите ещё один тезис.
«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ ЖИВОПИСИ»
(Можно написать картину, а можно описать её словами)
А вы пробовали переводить с языка одного вида искусства на другой?
(да, мы описывали картины, рисовали иллюстрации)
Какие тексты у вас получались при описании картин?
Как вам кажется, ребята, чему будет посвящён наш урок?
(мы будем описывать картину, переводить несплошной текст в сплошной)
Правильно, молодцы, ребята! Скажите, а есть ли у вас навыки подобной работы?
(да, мы умеем писать сочинения-описания картины в жанре пейзаж)
Ребята, а какие ещё жанры вам известны по урокам ИЗО?
слайд №3 Посмотрите на экран: картины какого жанра здесь представлены?
Создать подобное произведение искусства может только художник. Но зато каждый из нас может благодаря искусству слова описать эти натюрморты. Ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему.
слайд №4 (Подготовка к сочинению – описанию по картине в жанре натюрморт)
слайд №4.1
(Цель: Составить план написания сочинения-описания по картине в жанре натюрморт и научиться его применять. слайд №4.2 )
Владеем ли мы какими-либо специальными знаниями о таком жанре, как натюрморт?
(на уроках ИЗО мы знакомились с натюрмортами,
но об особенностях этого жанра мы не знаем)
слайд №4.3
Знания, полученные на каких уроках, пригодятся вам сегодня?
(знания, полученные на уроках русского языка, литературы и ИЗО)
Обратите внимание, что и критерии оценки вашей работы известны вам и по урокам русского языка, литературы. слайд №5
слайд №5.2
слайд №5.3
слайд №6 Итак, перейдём к следующему этапу работы.
, что изображают картины в жанре пейзаж и натюрморт.
Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона», Гр. Гладков, А. Кушнер — Песня о картинах
Называется — пейзаж .
Картина натюрморт конспект 3кл
... сочинения Искусство натюрморта как особого жанра живописи. 1. Жанр натюрморта в творчестве Машкова. 2. Основная тема натюрморта. II. Красота плодов земли и цветов, изображенных на картине. 1. Передний план картины: ... сразу – Знай, что это - НАТЮРМОРТ И.И.Машков. Натюрморт с камелиями 16 Беседа Какие предметы изображает Илья Иванович Машков на своих натюрмортах? Как выписаны эти предметы на полотнах ...
Знай, что это — натюрморт .
Итак, что же изображено на картине в жанре пейзаж? Дайте, пожалуйста, определение жару пейзажа в живописи. Оно вам хорошо известно.
( Пейза́ж (фр. рaysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.) слайд №7
Что вы узнали о натюрморте из этой шутливой песенки? слайд №8
(на натюрмортах изображаются предметы) слайд №9
2. Работа с понятием «натюрморт»:
об особенностях
Уроки рисования в 6 классе у вас уже закончены, но у меня для вас есть сюрприз. Предлагаю вам посмотреть небольшой репортаж, после просмотра которого вы сможете заполнить пропуски в определении.
«Зарождение натюрморта».
У кого есть вопросы? Итак, …
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Натюрморты зародились в XV веке, тогда он был только частью картины религиозного назначения. Например, натюрмортом считалось обрамление цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа.
Ранние натюрморты в XVI веке часто выполняли утилитарную функцию, служили в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода наполняются символическим значением.
Гнилые фрукты — символ старости., Свежие фрукты — олицетворение богатства и молодости., Белый фарфор — чистота., Стеклянные бокалы — уязвимость человека, ведь стекло легко бьётся., Свеча — символ человеческой души.
Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения.
период
значение
функция
… век
религиозное
обрамление для фигур Богоматери и Христа
… век
утилитарное
украшение или маскировка
… век
символическое
Гнилые фрукты — символ старости., Свежие фрукты — олицетворение богатства и молодости., Белый фарфор – нравственная чистота., Стеклянные бокалы — уязвимость человека, ведь стекло легко бьётся., Свеча — символ человеческой жизни., Промежуточный итог:
Каких слов не хватало в нашем определении? слайд №10
В каком веке натюрморт имел религиозное значение? слайд №11
Словарная работа: что значит «утилитарный»? в каком веке натюрморт имел практическое значение?
В каком веке натюрморт наполнился символическим смыслом?
Ребята, проверьте, в результате у вас должна появиться такая таблица: слайд №12
3. Групповая работа:
Назначение экспертов.
Работая в группах, помните о правилах групповой работы. На работу вам даётся не более двух минут.
Конспект по русскому языку в 5 классе по картине Ф.П.Толстого ...
... картиной Итак, перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Цветы, фрукты, птица - Что поместил художник в центре своей картины? ... натюрмортом. Слайд: Натюрморт. Слово учителя: Натюрморт Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. Натюрморты, ... Загадочная (Описание) (Художественное. Картина - ... сочинение.
Дети получают наборы для работы:
1 группа: репродукция картины в рамке с изображением Богоматери, цветы, корзинка. Лишний предмет – корзинка.
2 группа: книга, шкатулка и цветы. Лишний предмет – книга.
3 группа: фрукты, фарфоровая тарелка, свеча. Лишних предметов нет, так как в 17 веке любой предмет мог стать частью натюрморта.
Примерные ответы ребят:
1 группа: «Мы создали композицию для натюрморта 15 века. У него религиозное назначение, он служит для обрамления фигуры Богоматери».
2 группа: «Мы создали композицию для натюрморта 16 века. У него утилитарное назначение, он служит для украшения».
3 группа: «Мы создали композицию для натюрморта 17 века. У него символическое значение. Свежие фрукты олицетворяют молодость, белая фарфоровая тарелка – нравственную чистоту, а свеча символизирует душевность».
Промежуточный итог:
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с поставленной задачей! И я предлагаю вам оценить этот этап работы. Вы работали в группах, поставьте себе балл за проделанную работу.
Как вы считаете, готовы ли мы к следующему этапу работы? Не осталось ли у вас неразрешённых вопросов? Отметьте галочкой красный квадрат, если у вас есть вопросы, зелёный – нет вопросов. Поднимите руки те, у кого возникли вопросы.
слайд №13
Итак, натюрморт в изобразительном искусстве – это, как мы выяснили, изображение неодушевлённых предметов. слайд №14
Перед вами натюрморты, созданные художником Хруцким. Как вам кажется, какой из них особенно интересен для описания? Почему вы так считаете?
(наиболее интересным представляется описание по натюрморту «Плоды и птичка», т.к. здесь есть несвойственное для натюрморта изображение предмета живой природы)
И сегодня, ребята, мы подготовимся к написанию сочинения именно по этому натюрморту. слайд №15
-
Создание алгоритма
Какова структура любого сочинения? На каких трёх китах оно держится? слайд №16
слайд №16.1
Работая с сочинениями по картинам в жанре пейзаж, какая информация необходима была нам для написания вступления?
(информация о художнике и самой картине)
Что представляла собой основная часть?
(описание фрагментов картины)
О чём мы писали в заключении?
(делились впечатлениями)
Действительно, вы правы, ребята, именно таким алгоритмом мы и пользовались при описании пейзажей.
слайд №17
Как вы считаете, какая часть этого алгоритма требует корректировки для того, чтобы мы могли использовать в дальнейшем этот алгоритм для описания натюрморта?
I . Вступление:
1) информация о художнике;
2) история создания картины.
Урок развития речи. -описание предмета. 5 класс план-конспект ...
... работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей. Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений. На доске записан план описания ... связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть ...
II . Основная часть:
1) описание фрагментов переднего плана;
2) описание фрагментов заднего плана;
3) цветовое решение.
III . Заключение:
1) настроение, которое создаёт картина;
2) впечатление, которое произвела картина.
(корректировки требует основная часть, ведь мы должны не только
описать фрагменты, но и раскрыть символику)
слайд №18
предметов.
Дети получают листы, вставляют недостающие элементы:
II . Основная часть:
1) описание ………………….., изображённых на переднем плане;
2) описание …………………., изображённых на заднем плане;
3) ………………………….;
4) цветовое решение.
Результаты работы и промежуточный итог:
II . Основная часть:
1) описание предметов, изображённых на переднем плане;
2) описание предметов, изображённых на заднем плане;
3) символика;
4) цветовое решение.
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с поставленной задачей! И я предлагаю вам оценить этот этап работы. Вы работали в группах. Поставьте себе балл за проделанную работу.
Как вы считаете, готовы ли мы к следующему этапу работы? Не осталось ли у вас неразрешённых вопросов. Отметьте галочкой красный квадрат, если у вас есть вопросы, зелёный – нет вопросов. Поднимите руки те, у кого возникли вопросы. слайд №20
2. Работа с алгоритмом. Подбор материалов к сочинению
Часть ВВЕДЕНИЕ
слайд №21
Скажите, ребята, а на что указывают римские цифры в плане?
(Абзацное членение)
Какие знания вам потребуются для написания 1-го абзаца?
(Информация о художнике, истории картины) слайд №22
Индивидуальная работа:
слайд №22.1
Отлично, перейдём к работе над вторым абзацем.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Какие предметы изображены на переднем плане? слайд №23
1. Корзина с яблоками и виноградной гроздью.
2. Тарелка с малиной.
слайд №23.1.2.3
Ребята, кто знает, какая птица изображена на картине? Предлагаю вам прослушать справку от орнитолога (реализация индивидуального д/з).
слайд №24 Справка от орнитолога (Стас): трясогузка — трясет гузкой (хвостом).
Жёлтая трясогузка — самая маленькая представительница трясогузок (масса 16–20 г), с покачивающимся коротким хвостом. У самцов весь низ ярко-желтый, самки и молодняк серо-зеленоватые сверху и с большим или меньшим наличием жёлтого на светлом брюшке. Ноги бурые или черные. Проворно передвигаются по земле и ловко летают низко над землёй. Распространена по всей стране, кроме Сахалина, гор Кавказа и арктических тундр, на зиму улетает в Африку.
Конспект по развитию речи « -описание» план-конспект по русскому языку (3 класс)
... части?) Молодцы, ребята, я вижу, что вы знаете как писать сочинение. Вот картина, по которой мы будем писать сочинение-описание. ... над темой урока и учебной деятельностью Отвечают на вопросы Актуализировать знания Анализировать картину Готовиться к написанию сочинения Писать сочинение по заданным критериям Выражать собственные мысли через письменную речь Читать сочинение ... на заднем плане? (Темные ...
слайд №25 Итак, на рабочих листах вы видите таблицу «Передний план». Предметы переднего плана – это первый столбец – их мы уже назвали. Третий столбец – значение символов. О них также сегодня на уроке речь уже шла. Ваша задача выбрать во втором столбце те описания, которые подходят к тому или иному предмету. Время заполнения таблицы – 2 минуты.
предмет
описание, цветовое решение
символика
корзина
плетёная, небольшая, светло-коричневая
плодородие и изобилие
яблоки
спелые, налиты соком, желто-красные, румяные, несколько долек чуть подсохли, коричневые семечки
олицетворение богатства и молодости
виноград
зрелый, зелёный, прозрачный, с тонкой кожицей
олицетворение богатства и молодости
малина
сочная, спелая, несколько ягод ещё зелёные
олицетворение богатства и молодости
тарелка
белая, фарфоровая
нравственная чистота
стакан
стеклянный, наполовину наполнен водой
уязвимость человека
птица
трясогузка — единственный живой предмет, жёлто-зелёное оперение
человеческая душа
САМОПРОВЕРКА слайд №26
Какие предметы изображены на заднем плане? слайд №27
1. Плеть винограда.
слайд №27.1.2.
Перед вами та же задача: слайд №28 выбрать во втором столбце те описания, которые подходят к тому или иному предмету. Время заполнения таблицы – 1 минуты.
предмет
описание, цветовое решение
символика
плеть винограда, лоза
длинная, с тёмно-зелёными свежими листьями
плодородие и жизнь
свеча
огарок свечи с застывшими каплями воска в бронзовом подсвечнике
увядание человеческой жизни
фон
темные тона, контрастирует с остальными предметами
САМОПРОВЕРКА слайд №29
Отлично, ребята! Материалы, подобранные вами, помогут вам при написании основной части сочинения, так как о цветовом решении и о символике мы сказали в ходе работы с таблицей. слайд №30
Молодцы, ребята! Вы отлично справились с поставленной задачей! И я предлагаю вам оценить этот этап работы. Вы работали индивидуально, заполняя рабочие листы. Поставьте себе балл за проделанную работу. Не осталось ли у вас неразрешённых вопросов? Отметьте галочкой красный квадрат, если у вас есть вопросы, зелёный – нет вопросов. Поднимите руки те, у кого возникли вопросы. слайд №31
ИДЕЯ
А как вы считаете, о чём хотел сказать автор натюрморта своим зрителям? Какова идея картины? слайд №32
Жизнь человека изобильна, его богатство заключается в его нравственной чистоте, но важно помнить о том, что ничто не вечно, поэтому жить нужно так, чтобы душа не была уязвлена.
слайд №32.1
Заключение, это последний абзац.
I
Рефлексия
Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку.
Разработка по литературе в 8 классе «Контрольная работа по творчеству ...
... проектными работами. Конспект урока Организационный момент Проверка готовности к уроку, приветствие. Формулирование темы, остановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. Сегодня у нас последний урок по изучению творчества А.С. Пушкина (демонстрируется слайд ...
Итак, что было предметом нашего изучения?
(натюрморт Хруцкого «Плоды и птичка»)
А что помогло вам правильно описать этот натюрморт?
(алгоритм) слайд №33
Что помогло нам добиться цели, поставленной в начале урока?
(знания, полученные ранее о пейзаже, и новые знания о натюрморте)
Что показалось вам сегодня особенно интересным при переводе текста из несплошного (натюрморт) в сплошной (конспект)?
(мы узнали о том, что предметы в натюрмортах символичны и о значениях символов)
Как вам кажется, где мы сможем применить знания, полученные сегодня на уроке?
(на уроках русского языка, литературы, ИЗО, в музее, на экскурсии)
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Добавьте себе баллы за работу с места, если у вас были индивидуальные ответы. слайд №34
слайд №34.1
Посмотрите на ваши эмоциональные карты. Все ли вопросы, возникавшие на разных этапах работы, разрешены? Измерьте своё эмоциональное состояние.
Поднимите руки те, кто оценил свою работу на «5», на «4», на «3»…
слайд №35