Курсова работа «Знакомство с анималистическим жанром на х изобразительного искусства в начальной школе»

Курсовая работа

Связь человека и природы, независимо от рода его деятельности и возраста велика. Многие художники отмечают, что образ животных в искусстве обладает огромной воздействующей силой. Неслучайно, художественные изображения животных являются объектом внимания различных наук, таких как философия, эстетика, искусствоведение, философия и др., а также широко используются в целях эстетического, нравственного, экологического воспитания школьников.

Ознакомление детей с анималистическим жанром способствует формированию познавательных интересов, знакомит с неповторимым и разнообразным миром животных, с взаимодействием человека и животных, учит любви и пониманию, формирует отзывчивость к красоте, развивает эстетические чувства, знакомит с историей и культурным наследием страны, воспитывает уважение и бережное отношение как к животным. Использование в процессе обучения детей изобразительной деятельности анималистических тем подтверждает необходимость с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

Создание анималистического изображения — процесс трудоемкий как для детей, так и для взрослых. Чтобы изображения животных были точными, выразительными, необходимо иметь широкий круг знаний о них (знать повадки, характерные особенности внешнего вида, образа жизни и т. д.), обладать точностью восприятия, уметь наблюдать, анализировать, обобщать, фантазировать, обладать хорошей памятью и терпением, иметь навыки и умения по созданию изображений на плоскости или в объеме, знать выразительные особенности различных материалов.

Актуальность

Целью данной работы является описание технических приемов обучения младших школьников рисованию животных. Соответственно, предметом исследования, стала их изобразительная деятельность. Объект исследования – техника изображения животных.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить особенности анималистического жанра в изобразительном искусстве, истории его развития и специфику использования произведений искусства анималистического жанра в образовательном процессе.

2. Раскрыть роль уроков, посвященных изучению анималистического жанра, в процессе художественно-эстетического развития младших школьников.

7 стр., 3467 слов

Анималистический жанр изобразительного искусства и методика ознакомления ...

... в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных». Большим многообразием мотивов, сюжетов, типов анималистическое искусство начало отличаться в XX в.. С анималистики, когда в ... задачей анималиста становится точность изображения животного. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. В средние века в Европе были распространены аллегорические ...

3. Определить приемы, методы обучения, которые будут способствовать более эффективному обучению детей изображению животных, на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства.

Теоретическая и практическая значимость: предложенные технические приемы рисования животных могут быть использованы учителем в процессе обучения.

Для решения поставленных задач в ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ искусствоведческой психологической и педагогической литературы; психодиагностические методы (наблюдения, анализ детских работ, диагностические задания); педагогический эксперимент.

Глава 1. Анималистический жанр, его особенности, и место на уроках изобразительного искусства в начальной школе

1.1 История появления анималистического жанра

Анималистический жанр зародился ещё в первобытную эру, о чём говорят наскальные рисунки, которые сохранились во многих частях мира. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль.

Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов. Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц, воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов. На наскальных картинках изображали зверей, птиц и сцены охоты. Именно в Китае в VIII в.

С анималистики, когда в эпоху палеолита, более 30 тысяч лет назад, люди начали изображать на скалах животных, началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. [1, с. 65-68]

Впервые термин “анимализм” был употреблен по отношению к скульптуре в 1831 году, когда три молодых французских скульпторов – Антуан Луи Бари, Кристоф Фратен и Александр Жуйонне – выставили в Парижском Художественном Салоне небольшие фигурки животных». Большим многообразием мотивов, сюжетов, типов анималистическое искусство начало отличаться в XX в.. [2]

1.2 Анималистика в русском искусстве и странах мира

С утверждением в России XVIII века «светского» искусства внимание художников параллельно с интересом к образу человека, обращается и к миру животных. При царском дворе создаются портреты четвероногих любимцев, «высокородных» животных увековечивают в фарфоре. В России восемнадцатого века даже существовала квалификация – «звериного художества мастер». Натурное рисование, стремление к достоверности отображения зверей и птиц мастеров XVIII века, подготовили расцвет анималистики в следующем столетии.

15 стр., 7365 слов

Реферат искусство башкортостана

... настоящих дней. Пособие разработано на основе лекций, прочитанных в Башкирском государственном университете. «История Башкортостана с древнейших времен до 60–х годов XIX века». В книге дано систематизированное ... это сочинения древних историков, путешественников и данные археологии. Башкиры испокон веков жили на Южном Урале, тем самым их теория оказалась вне пределов обычных маршрутов восточных и ...

В XIX веке в произведениях искусства во главу угла ставится точность воспроизведения внешнего вида и объективное отражение проявлений натуры животного. Беспристрастный взгляд художника на «звериную модель» сохранялся многие десятилетия. В этот период образы домашних животных преобладают в станковых композициях – это сцены крестьянского быта, картины войн и парадов. Дикие звери и птицы появляются в охотничьих сюжетах или путевых набросках. [18]

Развитие анималистики в живописи связано в первую очередь с именами Н.Е.Сверчкова, поднявшего в своих произведениях зоологическую тему до уровня портрета и жанровой картины. П.П.Соколова, в живописных холстах которого и в акварелях, изображающих охотничьи сцены, животные всегда занимают ведущее положение. В рисунках и картинах А.С.Степанова, анималиста и пейзажиста, жизнь зверей, раскрывается в естественной для них среде обитания. Соколов и Степанов принесли свое видение природы и в искусство книжной иллюстрации.

«Звериные образы» появляются и в медальерном искусстве, где животные предстают не только представителями конкретной породы, но и носителями характеров, а иногда и определенных.

Новый этап в истории жанра анималистики наступает на рубеже XIX и ХХ веков, когда изображение «братьев меньших», начинает основываться и на потребности художника сопереживать, выражать свое отношение к животным. В это время свои лучшие произведения создает А.Л.Обер («Белый медведь», 1898) в творчестве которого впервые появляется интерес к передаче индивидуальных характеров животных.

В 1900-1910-е годы домашние животные становятся полноправными участниками городских сцен. Образы домашних животных выдвигаются живописцами на первый план, вне зависимости от принадлежности художника к тому или иному художественному течению, будь то рассказ о бытовых коллизиях. Дикие звери и птицы постепенно перестают быть героями драматичных картин охоты и все чаще предстают как объекты заботы человека, живущие на свободе или обитающие в зоопарке.

Второй непревзойденный мастер-анималист, сыгравший большую роль в развитии жанра на протяжении почти всего ХХ века – И.С.Ефимов. Его, ученика В.А.Серова, называли «королем животных». В 1930-е годы Ефимов нашел новый для себя материал для рисования – мягкий литографский и итальянский карандаш. А его отношение к скульптурным материалам, способствовало сближению пластического и декоративно-прикладного искусств, проявившееся позже в анималистическом жанре. В середине 1920-х годов в Детгизе под руководством В.В.Лебедева начинает активно работать плеяда молодых творцов, среди которых анималистами по призванию можно назвать Е.И.Чарушина и В.И.Курдова. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детенышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре. Чарушин считается одним из родоначальников эстампа для детей. Литографированные листы, выполненные в 1930-е годы, предназначались для украшения «детского» интерьера. [3, с.267]

Увлечение лошадьми свойственно было многим художникам ХХ века, и отнюдь не только анималисты, отдали им дань в своем творчестве. Это Р.Р.Френц («Охота», ХV века, «Битюг», 1922), В.И.Тюленев («Весеннее утро. Рассвет», 1976), К.М.Симун («Лошадь», 1960-е), Д.В.Прасолов («Табун», 2002).

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность ...

Потомственным казаком был Н.А.Тырса, вероятно, поэтому он так хорошо знал все лошадиные повадки.

А начиная с 1970-х годов, все чаще в поле зрения художников попадают собаки и кошки (А.И.Хаустов. «Кот», 1976, О.Ю.Скарайнис «Кот», 1982, Д.Н.Тугаринов «Кавказская овчарка», 1987) и начинают играть ведущие роли даже в портретах или композициях с участием людей.

С конца 1970-х годов восприятие животного как самоценного творения природы играет все меньшую роль. Изображения животных наполняются метафорическим смыслом, становятся выразителями размышлений художников разных направлений, о жизни, судьбе, человеке. Триптих Н.В.Богушевской «Жизнь птицы» (1980) по существу являются притчами о жизни и смерти. Все чаще человек отождествляет себя с животным, причем не обязательно в драматическом. К 1990-м годам все эти раздумья объединяет глобальная тема экологии, особенно эту связь можно увидеть в работах В.А.Данилова («Рыба», «Кот и рыба»).

Теперь становится несущественным разделение на диких и домашних, поскольку человек — тоже животное. Чувствуют и страдают все одинаково. Дикие звери приходят в город , домашние персонифицируются, поднимаются выше своих хозяев.

Анимализм в странах мира.

Для художников Древней Греции и Древнего Рима главным объектом искусства становился человек, а изображения животных существенной роли в античном искусстве не играли.

В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практиковали натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. Известны изображения собак, похожих на чау-чау, более чем двухтысячелетней давности. Мы и сегодня любуемся анималистической графикой китайских мастеров. Именно в Китае сформировался жанр, который пришел в Европу и Россию немного позднее в XVII-XVIII вв. [3, с.250-251]

Анималистический жанр и художники- анималисты появились в Китае в периоды Тан и Сун, именно в период Тан возникла техника “гохуа” (дословно — китайская живопись) — водяными красками на свитках из шелка и бумаги. Эта техника возникла на основе приемов традиционной китайской живописи (изображение предмета с помощью пятен цвета и тонких линий на нейтральном фоне).

В живописи гохуа традиционно существует освященное вековой традицией деление на стили. К наиболее популярным стилям относятся «цветы и птицы», «горы и воды», изображения животных, лошадей а также — карпов, креветок, насекомых, бытовые сцены.

В отличие от европейской живописи, китайские картины ценятся не столько за красоту, сколько за особое, почти неуловимое ощущение, присутствующее в помещении, где висит картина. Картины, с соответствием с представлениями китайцев, создают настроение, приносят удачу, ограждают от неприятностей, отгоняют злые силы и воздействия. Очень много в оценке картины зависит от личности художника: мастер, обладающий большой духовной силой, взращенной и отточенной за долгие годы занятий своим делом, способен воплотить часть своей силы в картину. И поэтому китайцы ценят в картине не только видимую, внешнюю красоту, но и красоту внутреннюю, силу и «энергию». Китайская живопись имеет две отличительные особенности: так называемые «ицзин», то есть передача замысла, и «бимо», то есть применение туши и кисти. [2]

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности ... Для успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия «творческая активность», ...

В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показали домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирал для себя излюбленный круг тем и образов. В XIX веке выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близким художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX — XX вв. швед Б. Лильефорс изобразил диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявил интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк, в своих произведениях попытался возродить героику образов диких животных. [3, с. 253]

1.3 Значение анималистического жанра на уроках изобразительного искусства в начальной школе

Анималистическое творчество несёт иллюстративную функцию и имеет большое педагогическое значение, особенно в ознакомлении с животным миром.

В ряде исследований, посвященных развитию детей дошкольного и школьного возраста подчёркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности (Л.С.Выготский, Т.Н.Доронова, Р.Г.Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С.Комарова, В.Б.Косминская, Р.И.Капустина, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова, Е.А.Флерина, Е.К.Янакиева и другие).

В исследованиях Флериной было показано, что рисунки, выполненные детьми до наблюдения живых объектов в зоопарке в подавляющем большинстве случаев, отражали сказочный образ животного, а не реальный: мишка, зайцы оказывались человекоподобными, игрушечными, а не «настоящими». Объясняется это тем, что дети видели преимущественно игрушечных животных или как они изображаются в книжках.

Создание анималистического образа – процесс очень трудоёмкий как для детей, так и для взрослых. Чтобы изображение было точным и выразительным, необходимо знать повадки, характерные особенности животных, обладать острым глазом, точностью восприятия, хорошей памятью, неисчерпаемым терпением, уметь наблюдать, обобщать, фантазировать, иметь навыки и умения по созданию изображений на плоскости или в объёме, знать выразительные особенности различных художественных материалов. Дети нечасто обладают всем этим в полном объёме, даже в школьном возрасте. [4, с. 56]

Поэтому изображения животных в их творчестве очень специфичны, условны, нередко однообразны. В связи с этим в работе педагогов возникает немало затруднений, преодоление которых возможно при условии их специальной подготовки. Практика показывает, что и студенты, и опытные педагоги испытывают трудности в обучении детей изображению животных, в определении доступного для школьников содержания знаний об анималистическом жанре, выборе форм и методов ознакомления детей с ним, в руководстве творческой деятельностью анималистического содержания.

35 стр., 17052 слов

Методика обучения детей лепке

Художественные занятия, помимо выполнения учебных задач, являются важнейшим средством всестороннего развития личности ребенка. Обучение рисованию, лепке, аппликации и дизайну способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Визуальная деятельность - это специфическое ...

Знание об изображаемых предметах облегчает детям усвоение способов их изображения. Животных лучше начинать рисовать с туловища, так как от формы, величины и положения туловища зависит и форма, и динамика, и пропорции изображаемого животного. Если животное ползает, то лапы у него короткие, если бегает или прыгает, то лапы сильные и длинные. Такое обобщение способствует передаче и в рисунке этих характерных особенностей изображаемого образа. [5]

Простая детская логика требует непосредственной работы над изображаемым предметом, его реального создания, что ребенок и делает. Путь анализа, столь необходимый для определения того, что создавать, из каких частей состоит фигура, какова должна быть форма каждой части и т.д., приводит ребёнка к тому, что он осуществляет создание предмета в соответствии с указанным анализом. Если просмотреть этот процесс на примере лепки, то внимание ребёнка следует за каждой создаваемой частью, которая лепится самостоятельно. Затем ребёнок объединяет части животного (процесс синтеза).

Таким путём создаётся целое. При этом отдельные детали в соединённой (частично или в целом) форме ребёнок может обрабатывать не только новым наложением данных частей (глаз, носа, пуговицы), но и путем углубления и вытягивания основной формы. Анализ процесса создания детьми рисунка показал, что детям свойственно простое перечисление частей предмета, пририсовывание одной части к другой. [4, с.58]

Для повышения эффективности художественно-творческого развития школьников необходимо ознакомление их с произведениями анималистического жанра.

Особое значение придается взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется той общностью, которая существует между двумя деятельностями. Во-первых, в игре, в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Во-вторых, эта связь определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях детей в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу. [4, с. 60] Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. [5]

Глава 2. Методика обучения учащихся рисованию животных

2.1 Содержание обучения детей рисованию на разных возрастных этапах

Искусство анималистики начинает свою историю со времен палеолита. Задачи, решаемые художником в те древние времена, были очень похожи на современные: композиционное мышление, наблюдательность, портретность изображений. Примером этому утверждению могут служить рисунки животных в пещерах Франции и Испании. Возраст их где-то 30 тысяч лет. К этому же периоду относятся и росписи в Карповой пещере на Урале. Все изображения портретны даже в самых мелких деталях: глаз, коленный сустав, общий силуэт. Такого качества изображения можно достичь только постоянной, ежедневной тренировкой в рисовании конкретного зверя, поэтому так важно художнику внимательно наблюдать и запоминать форму, рисунок движения животного. [17]

14 стр., 6870 слов

Рисование как вид изодеятельности в системе художественного воспитания детей

... дети узнают из рассказов, из произведений художественной литературы. На наш взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребенку выразить в ... детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. ...

В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение. [15, с.162]

Знакомство детей с анималистическим жанром позволяет решать, как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).

Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительному искусству. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. [6]

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных. Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности школьника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на учебных занятиях, в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида. [7, с. 55]

Игра занимает одно из важнейших мест во время организации образовательного процесса в начальной школе. Школьники с интересом включается в игру, активно общается и легко перевоплощается, поэтому занятия с младшими школьниками должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.

Стоит отметить, что большое значение в развитии изобразительной деятельности детей отводится слову. Именно словом необходимо не только описать внешний вид животного, но и охарактеризовать особенности его жизни и поведения в тех условиях, в которых оно обитает. Для этого широко на занятиях можно использовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в том числе с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д. [8, с.40]

15 стр., 7481 слов

Обучение детей старшего дошкольного возраста предметному рисованию

... работы. Основная задача рисованию обучения - помочь детям познать окружающую развить, действительность у них наблюдательность, воспитать чувство обучить и прекрасного приемам изображения, одновременно осуществляется задача основная изобразительной деятельности – формирование творческих детей способностей в ...

На уроках ИЗО, особенно на уроках рисования с натуры, школьник накапливает зрительные образы, познает форму, строение, пространственное положение, цвет объектов действительности. Ощущение и восприятие — это наглядные образы предметов. Отражение действительности органами чувств называется чувственным отражением. Именно чувственное отражение знакомит человека с непосредственно воспринимаемыми сторонами и качествами предметов и дает знания о них.

Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. [15, с.164] Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке.

Дети начального школьного возраста уже умеют описывать предметы, выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей; использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передавать строение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов; изображать на рисунке несколько предметов. Также, что является немаловажным, они умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок. [9, с 20-22]

На уроках рисования в школе дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. Школьники уже умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различные геометрические фигуры.

Все это предоставляет большие возможности при обучении детей рисованию животных, используя различные приемы и техники.

При обучении младших школьников рисованию животных учитель сначала предлагает назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их форму (туловище – овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.).

За образец животных берутся простые по форме и строению игрушки. Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая игрушку или рисунок.

В начальной школе учитель уже рассказывает детям не только о животных, но и о насекомых птицах. Он показывает общее строение жучков, бабочек, затем показывает последовательность их изображения. Эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему. Предлагает мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования. Алгоритмический подход к рисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно – до 38 раз каждый с тем, чтобы довести до автоматизма навыки рисования.

27 стр., 13500 слов

Народная сказка , как средство развития художественных способностей ...

... "Развитие способностей к рисованию у дошкольников" Н.П.Сакулина пишет о положительном значении показа иллюстрации. А мы предлагаем использовать народную сказку в развитии творческих ,способностей детей дошкольного возраста. Практическая значимость: ...

Обучение младших школьников рисованию животных осуществляется на уроках рисования с натуры. Очень важным предварительным этапом является изучение с младшими школьниками анатомии, пропорций изображаемого животного. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания. Также важно, чтобы дети верно передавали в рисунке не только анатомическое строение животного, но и его характер, образ.

В процессе выполнения изображения зверей и птиц решаются определенные учебные задачи: освоение конструктивно-анатомических особенностей, передача пропорций, фактуры шерсти.

Сначала целесообразно выбрать для натуры животное в состоянии покоя. В дальнейшем можно будет ставить задачу передать движение, характер и определенные повадки зверей и птиц, так как ученики уже могут рисовать животных в статике и в движении. При изображении того или иного животного они обращают внимание не только на его внешнюю форму, но и на характер, особенности поведения. [9, с. 25]

Дети рисуют не только домашних животных, знакомых каждому ребенку, но и диких лесных животных, с которыми они знакомятся по иллюстрациям, игрушкам, а также в ходе посещения зоопарка.

В младшем школьном возрасте дети также часто рисуют животных с натуры. Для того чтобы умело работать с натуры, совсем не обязательно рисовать всех зверей. Вполне достаточно изучить формы двух, наиболее совершенных представителей животных, которых не так уж сложно заполучить в натурщики. Речь идет, во-первых, о кошке. Кстати, домашняя кошка – самый трудный зверек для изображения. Она дает ключ к рисованию всего семейства кошачьих, например, львов, тигров.

Рисование животных в школе предполагает использование самых разных методических приемов, которые позволяют учитывать взаимосвязь между видами деятельности, развивать творческие способности детей, что положительно влияет на результат продуктивной изобразительной деятельности. [11] Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные учитель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду и школе могут использоваться самые разнообразные способы и приемы рисования животных от рисования пальчиками до мыльных пузырей.

Главная задача педагога при этом заключается не только в том, чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим ученикам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. В детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царство животных интересно и удивительно.

2.2 Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных

Знакомство детей младшего школьного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).

Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности.

Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Использование при изображении животных только традиционных техник не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

Использование нетрадиционных приемов при обучении детей рисованию животных способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у учащихся формируются навыки контроля и самоконтроля. [14, с.109]

Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, различные техники и помогут добиться нужного результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Чтобы активизировать внимание ученика, побудить его к деятельности могут помочь такие стимулы:

  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Детей младшего школьного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки. [16, с. 26-28]

Учитывая возрастные особенности, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животных рекомендуется использовать особенные техники и приемы:

  1. пальцеграфия

  2. рисование песком;

  3. рисование мыльными пузырями;

  4. рисование мятой бумагой;

  5. кляксография с трубочкой;

  6. печать по трафарету;

  7. монотипия предметная;

  8. кляксография обычная;

  9. пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. [14, с. 115-116]

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии).

При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок [10, c.12-20].

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта [12, c.2-20].

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали. [13]

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом, можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода).

Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск. [9, с. 35-38]

Нетрадиционное изображение животных может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов. [20, с. 229]

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования животных является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 — 0,7см, длина, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см).

Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея).

Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже.

В целом важно следующее: хорошо, когда учащийся не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ученик решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию животных могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

Заключение

В процессе освоения технических умений и навыков у детей задействуются различные психические процессы, развивается мелкая моторика, вследствие чего развивается мышление, речь, память, воображение, эстетические чувства. Благодаря задействованию игровых элементов в процессе творческих занятиях дети учатся общаться со сверстниками, принимать правила игры и следовать им.

Художественное создание животных позволяет детям узнавать окружающий мир. Обучение технике создания животных является в педагогическом смысле важным для развития ребенка, для его обучения, ознакомления с животным миром. В процессе данной работы была поставлена цель ознакомиться с различными техническими приемами, работы с младшими школьниками по теме анималистический жанр, с возрастными особенностями учеников, историей возникновения и развития анималистического жанра. Были рассмотрены интересные техники и приемы проведения занятий, разработан примерный план урока по знакомству с данной темой. Некоторые техники были испробованы на практике, таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи и цель курсовой работы были достигнуты.

Однако, все же существует проблема в обучении методам анималистического изображения. А.В. Алехин, А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьев считают, что «угасание» интереса детей к творчеству в анималистическом жанре является несовершенство методики обучения. Именно поэтому, в каждом конкретном случае, педагог школы самостоятельно подбирает методы и приемы, тщательно продумывает и прорабатывает каждый этап урока, который будет в полной мере соответствовать уровню развития и потребностям каждого ребёнка. Ведь именно от качественной, грамотной работы педагога зависят результаты освоения это непростой темы для школьников.

Таким образом, обучение детей рисованию животных оказывает благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей, повышает у них интерес к изобразительной деятельности и стимулирует самостоятельные формы ее проявления.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/animalisticheskiy-janr/

1. Плотникова Н. Энциклопедия искусства. М.: РОСМЭН- 2007. -65 с.

2. Художественная энциклопедия М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986. Под ред. Полевого В.М. [Электронный ресурс]

3. Молева Н.М. Педагогическая система Академии художеств XVIII века Н.М.Молева, Э. Н. Белютин. М.: Искусство, 1963. – 408 с.

4. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность школьников, 2007 -58с.

5. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучении детей изображению животных с использованием различных техник рисования [Электронный ресурс]:

6. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О.С., Парамоновой Л.А. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.

7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.

8. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. — СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 40 с.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011. – 200 с.

10. Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]: http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm

11. Ашлапова А.Н. Палитра мастерства [Электронный ресурс]: http://imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29

12. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. 2001. -8-11 c .

13. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1999. – 240 с.

14. Методика проведения бесед по искусству: Пособие для учителей — М.: Просвещение, 2007. — 109с.

15. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. — М.: Просвещение, 2002. — 162с.

16. Игнатьев С.Е. Рисуют младшие школьники. // Начальная школа, 2005. — № 1. -26-28 с.

17. Роль анималистического жанра на уроках изобразительного искусства в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс]:

18. Соколовский Я. В. Животные из моего альбома. — Варшава, 1963. -46с.

19. Алехин П.Д. Изобразительное искусство. — М.: Просвещение, 2009. — 160с.

20. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2004. — 229 с.

Приложение 1. Анималистический жанр в русском искусстве Список используемой литературы  1 Список используемой литературы  2

«На Масленице»

Список используемой литературы  3 Список используемой литературы  4

«Волки у плетня», не позднее 1915

Список используемой литературы  5 Список используемой литературы  6

Ефимов И. С. Графика

Список используемой литературы  7 Список используемой литературы  8

Список используемой литературы  9

«Никитка и его друзья», «Первая охота»,

«Друзья», иллюстрации

Список используемой литературы  10 Список используемой литературы  11

«Сказки Киплинга», иллюстрация 1980

Список используемой литературы  12 Список используемой литературы  13

В.А.Данилов «Кот» В. И. Курдов «Охота в паре», 1958

Приложение 2. Примерные схемы изображения животных для уроков в начальной школе

Приложение примерные схемы изображения животных для уроков в начальной школе 1

Приложение примерные схемы изображения животных для уроков в начальной школе 2

Приложение примерные схемы изображения животных для уроков в начальной школе 3

Приложение примерные схемы изображения животных для уроков в начальной школе 4 Приложение примерные схемы изображения животных для уроков в начальной школе 5

Приложение 3., Техника «пальцеграфия» или рисование ладошками/пальчиками, Техника, с применением паролоновой губки

Приложение  1 Приложение  2

Техника, с использованием мыльных пузырей, Кляксография (монотипия и выдувание)

Техника 1

Квиллинг Техника 2Техника 3

Приложение 4.

В данном приложении приведены работы учеников 4 «А» и «Б» классов по теме: «Животные – братья наши меньшие»Приложение  1

Приложение  2

Королевская Полина 4А Завиденко Александр 4А

Приложение  3 Приложение  4

Красильникова Алиса 4А Огородников Иван 4А

Красильникова алиса а огородников иван а 1 Красильникова алиса а огородников иван а 2

Седых Арина 4Б Дулатова Алина 4Б

Седых арина б дулатова алина б 1 Седых арина б дулатова алина б 2

Спиридонов Арсений 4А Сталинин Даниил 4А