Методика обучения работе над м в жанре статья по русскому языку

Сочинение

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна отразиться авторская индивидуальность, так как эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.

Любое сочинение пишется в определённом жанре. Сегодня учащиеся должны владеть умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, эссе, дневник, реклама, эпистолярный жанр.

Сочинения в жанре эссе, рекламу на книгу, дневника, речи, заставляют учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.

Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает всех, кто занимается проблемами языка и литературы, так как знание теории сочинения отражалось на качестве устных и письменных выступлений.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе.

Особенности эссе как жанра:

1.Обрашение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.

2.Преобладание впечатлений, а не фактов.

3.Субъективность и не аргументированность авторской позиции.

4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5.Смешение речевых пластов.

6.Наличие средств художественной выразительности.

7.Эмоциональность речи.

8.Сравнительно небольшой объём.

После прочтения текста для анализа предлагаются следующие вопросы:

4 стр., 1881 слов

ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.НЕТРАДИЦИОННЫЕ ...

... накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития ... его пишете, чему он должен научить слушателей. Слайд 18 Структура ... Сочинение -дневниковая запись – опус в литературно-бытовом жанре. Повествование обязательно ведется от ... эссе всегда личность автора. Сочинение-письмо – текст, написанный адресату, разговор с отсутствующим. Для данного жанра сочинений ...

1.Рассмотрите композицию очерка. Можно ли выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку?

2.Кто главный герой текста? Как его характеризует автор? Какие выразительные средства он для этого использует?

3.Приводятся ли в этом тексте факты? Какие?

4.Охарактеризуйте язык ?

Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Разбуженное воображение рождает яркие видения, которые оживляют образу произведения, помогают читающему дорисовывать характеры и события, порой только намеченные писателем отдельными штрихами.

Работа с установкой на видение – одно из действенных средств развития речи учащихся. Появившееся представление – результат работы собственного воображения и мысли ученика, поэтому он вынужден искать и найти собственные, а не из книги, слова для передачи того, что он видит мысленным взором. Происходит сложный и благотворный процесс взаимного влияния и обогащения речи и воображения.

Видения рождают в сознании человека целый ряд суждений, оценок, которые необходимо уметь выражать в чистых речевых формах.

Учитывая, что жанру эссе присуще необычное начало, текст может звучать как продолжение начатого разговора.

Закончить сочинение в жанре эссе можно личным впечатлением и выводом о том, чему ты научился, узнал и понял.

При написании сочинения в жанре эссе проявляется индивидуальное, личностное понимание ситуации, проблемы, поступков. Письменные работы этого жанра не допускаю шаблонного подхода к нему, способствуют активизации мыслительного процесса, совершенствуют аналитическую способность учащихся.