Методика обучения работе над м в жанре статья по русскому языку

Сочинение

Методика обучения работе над сочинением в жанре эссе

Сочинение – одна из важнейших форм во всей системе работы словесника. Оно не только контролирует знания учащихся, но и предполагает обязательное расширение учебного материала, более глубокое осмысление и критический подход к нему. В сочинении должна отразиться авторская индивидуальность, так как эта форма работы требует своего отношения к теме, выражения собственных мыслей и чувств.

Любое сочинение пишется в определённом жанре. Сегодня учащиеся должны владеть умениями и навыками писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, эссе, дневника, реклама, эпистолярный жанр.

Сочинения в жанре эссе, рекламу на книгу, дневника, речи, заставляют учащихся выражать своё отношение к автору произведения, герою, лишают их возможности превратить сочинение в пересказ учебника или компиляцию из заученных фраз.

Теория и методика обучения написанию сочинений привлекает всех, кто занимается проблемами языка и литературы, так как знание теории сочинения отражалось на качестве устных и письменных выступлений.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее одну частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе.

Особенности эссе как жанра:

  1. Обращение к философским, литературоведческим, эстетическим, историческим, социальным проблемам.
  2. Преобладание впечатлений, а не фактов.
  3. Субъективность и не аргументированность авторской позиции.
  4. Свободная форма изложения, отсутствие композиции.
  5. Смешение речевых пластов.
  6. Наличие средств художественной выразительности.
  7. Эмоциональность речи.

Изучение и понимание этих особенностей позволяют учащимся успешно создавать эссе и развивать свои навыки письма в этом жанре.

Сравнительно небольшой объём

Эссе — это литературный жанр, который отличается отличается компактностью и лаконичностью текста. Они обладают сравнительно небольшим объёмом, поэтому их можно легко читать и анализировать.

4 стр., 1611 слов

ЖАНР СОЧИНЕНИЯ В ШКОЛЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ)

... методике преподавания литературы, отведённое сочинению, свидетельствует о том, что современная школа видит в этом жанре возможность проверить коммуникативную компетенцию (способность создать цельный, логически связанный текст на тему), но не ... системности в подготовке к сочинению на протяжении всего обучения в школе. Конечно, сочинение не исчезло полностью из школьной практики. В среднем звене ...

Вопросы для анализа эссе

После прочтения эссе рекомендуется обратить внимание на следующие вопросы:

  1. Рассмотрите композицию эссе. Можно ли выделить экспозицию, завязку, кульминацию и развязку?
  2. Кто главный герой в эссе? Как автор его характеризует? Какие выразительные средства используются для этого?
  3. Приводятся ли в эссе факты? Какие именно?
  4. Как можно охарактеризовать язык, используемый в эссе?

Мощный толчок для воображения

Сочинения в жанре эссе дают мощный толчок работе воображения. Воображение помогает оживить образы произведения, дорисовать характеры и события, которые описаны автором. Работа с установкой на видение является одним из действенных средств развития речи учащихся. Воображение способствует появлению представления, которое является результатом работы собственной мысли ученика.

Взаимное влияние и обогащение речи и воображения происходит в процессе написания эссе. Видения, которые возникают в сознании человека, необходимо уметь выражать в чистых речевых формах.

Заключение эссе

Эссе может звучать как продолжение начатого разговора. Заканчивать эссе можно собственным впечатлением и выводом, который отражает то, чему ты научился, узнал и понял. Важно помнить, что написание эссе требует индивидуального и личностного понимания ситуации и проблемы, а также способствует развитию мыслительного процесса и аналитической способности учащихся.