Устное –описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»

Сочинение

МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов город Пыть-Ях ХМАО-Югра

Класс 8 Тема. Устное сочинение –описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина».

Цель урока: подготовить учащихся к устному сочинению – описанию с элементами повествования по натюрморту; совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;

  • выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;
  • способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи – натюрморту, познакомить со словами, связанными с русской национальной культурой ( братина, рушник);
  • способствовать формированию интереса к русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям.

Оборудование. Презентация к уроку о творческом пути художника и репродукции картин.

Подготовка к уроку: накануне учащимся даётся задание подобрать пословицы, поговорки, устойчивые выражения о хлебе и соли, знать объяснение их смысла.

Всё, что изображает В.Ф. Стожаров на своих

натюрмортах: хлеба, четверти с квасом,

солонки, крынки, самовары, рушники, —

это не просто добротные вещи, красиво

выполненные предметы, свойственные народному

быту, но «символы той трудовой и эстетической

сути, которая в них скрыта.

Л. Крамаренко

ХОД УРОКА

Организационный момент., Объявление темы и цели урока., Вступительное слово учителя

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о ком и чём сегодня на уроке мы будем говорить?
  • Сегодня мы будем работать над натюрмортом Владимира Фёдоровича Стожарова «Хлеб, соль, братина».

Задача нашего урока будет заключатся не только в том, чтобы описать натюрморт, но и в том, чтобы рассказать о главных его деталях.

— Стожаров Владимир Фёдорович ( 1926 — 1973) член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Известный московский художник В.Ф. Стожаров — выпускник института имени В.И. Сурикова (1951) В своих живописных полотнах художник изображал природу и архитектуру русского Севера, быт и творчество русского крестьянства. Все его творчество было посвящено одной теме — российской деревне, родной земле. С 1950-х годов Стожаров много ездил по стране, особенно по Русскому Северу, и там собирал материал для своих работ. Из поездок по Псковской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Архангельской областям и из-за рубежа он привозил огромное количество этюдов, которые потом воплощались в картины. Его искусство выдержало испытание временем и нашло достойное место в собраниях крупнейших музеев страны и зарубежья. Такие музеи, как Третьяковка, Русский музей и еще более 90 музеев страны и ближнего зарубежья имеют постоянные экспозиции работ Стожарова. Владимир Федорович был наделен редким колористическим даром. Его работы материальны и поэтичны одновременно. Его искусство глубоко национально и монументально. Он писал соборы Севера и церкви средней полосы России, широкие панорамы сел, бревенчатые избы, бескрайние поля , людей в их работе и праздниках.

18 стр., 8534 слов

Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного ...

... искусства, предметом исследования – художественно-эстетическое воспитание на примере декоративного натюрморта. Теоретическая часть дипломной работы изложена в пояснительной записке, практическая представлена триптихом, выполненным ... мира и человеческой жизни (Е.А.Малеина, В.Ф. Стожаров, А.Ю.Никич, Н.И.Кормашов). 1.2 НАТЮРМОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. ...

Особое место в творчестве Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба, братины, самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук. Вся творческая жизнь Владимира Федоровича, начиная с 1950 -х и кончая 1970 -ми годами, была уверенным восхождением к совершенству. Имя Владимира Федоровича Стожарова стоит в первых рядах мастеров отечественной живописи середины XX века, продолжателей лучших традиций русской реалистической школы. Сам художник так говорил: «Когда я пишу свои картины, рисую дома… то стремлюсь не только запечатлеть тот или иной дом… Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в этом доме живёт человек, которого жена ждала 20 лет.. Мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы- обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят».

— Сегодня мы познакомимся с одной из его картин «Хлеб, соль, братина», на которой художник изобразил самые обычные, незамысловатые вещи, и постараемся понять, что за этими предметами стоит, о чём думал автор, когда писал их, что эти предметы рассказывают нам о людях, которые их создавали которые ими пользовались. Рассмотрите этот натюрморт.

4. Беседа по картине.

Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый или холодный?

  • Почему он тёплый? ( Он выполнен красками тёплых тонов.)
  • Какие преимущественно цвета использует автор? ( Золотистые, коричневатые, жёлтые, красные.)
  • Что ещё создаёт ощущение тепла?( Ощущение тепла создают предметы, изображённые на натюрморте, его фон.)
  • Изображённые на Катине предметы новые или старые? (Предметы на Катине старые.)
  • Верно, предметы на картине старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут этом доме.

На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их присутствие?( Да)

  • Почему мы чувствуем, что люди где-то рядом? ( Приподнят край занавески, хлеб на столе разрезан…)
  • Эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме.

А это значит, что предметы, которые мы видим, согреты руками людей, теплом их сердец.

  • Рассмотрим натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи и предметы расскажут о себе и о своих хозяевах.

5. Собирание материала к сочинению

  • Для работы нам понадобится таблица:
  • Наблюдаем

    Описываем

    Рассказываем

    В таблице мы поместим материал к сочинению, отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте ( таблица заполняется на доске и в заготовках для учеников.)

    • На картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта? (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы.)
    • Что представляет собой эта стена? ( Простые брёвна, потемневшие от времени.)

    — Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками людей. Время наложило сой отпечаток, и вы заметили изменившийся цвет стены, трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? ( Не, стена по-прежнему крепкая и добротная.)

    • Наверное, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века.
    • Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома.)
    • С помощью каких слов мы её описали? ( Бревенчатая, потрескавшаяся, старая.)
    • О чём рассказала нам эта стена? (Дом строился на века и делался добросовестным, прочным, крепким.)
    • Запишите эти слова в таблицу для сбора рабочих материалов.
    • Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе.

    Какой стол выбрал В.Ф. Стожаров? ( Стол тоже старый, деревянный.)

    • Какие детали указывают на то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами стёрлась и облупилась.)
    • Что мы видим на столе?( На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка, кружка.)
    • Что мы видим над столом?( Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.)
    • Какой предмет мы видим рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный моточек бечёвки.)
    • Какой, по вашему мнению, самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно, хлеб.)
    • Почему?( Хлеб изображён на переднем плане, художник показал несколько караваев хлеба.)
    • Этот хлеб выпечен не на хлебозаводе, а в русской печи.
    • Хлеб на натюрморте является самым главным не столько потому, что он красив своей особой красотой .

    Домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки о хлебе, прочитайте, пожалуйста, их.

    • Что говорят нам пословицы о важности хлеба? ( Пословицы утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.)
    • Как называли хлеб в старину?( Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, хлеб-батюшка.)

    -Хлеб всегда доставался людям тяжело и дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда, вложенного в него, а потому очень ценится людьми. Какие словосочетания помогли нам описать хлеб? ( Караваи целые и разрезанные, поджаристая корочка, ароматный мякиш.)

    • Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? ( Расскажем о том, что хлеб – это самый главный продукт, в который вложен труд многих людей.) Запишите эти данные в таблицу.
    • В названии картины есть слово СОЛЬ стоит рядом со словом ХЛЕБ. Какую соль показал нам художник? ( Соль обыкновенная , крупная, белая.)
    • Соль, конечно, самая простая, а вот солонка, в которую она насыпана, просто удивительная.

    Из чего она сделана? ( Солонка выточена из дерева.)

    • Обратите внимание на форму, на что она похожа? ( Солонка похожа на утку, потому что чётко можно выделить хвостик, голову, шейку утки.)
    • Но автор выделяет в названии не солонку, а именно соль.

    Чем же его привлекла простая соль? Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ о соли. (Ребята читают пословицы о соли.)

    — В старину соль заводилась издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли, потому что знали: любое блюдо без соли – невкусно. Сейчас, когда готовится пища. Хозяйка солит её сразу. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя её лишь за столом. Дорогим гостям выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас гостеприимного хозяина называем хорошим старинным словом ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ. Запишите слова и словосочетания, которые помогут нам описать соль и солонку, рассказывая об этих предметах.

    • Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто знает, что такое братина? Какой из предметов называется этим словом- БРАТИНА?( Видимо, это посуда, которая изображена за караваями хлеба.)
    • Рассмотрите её, на что она похожа?( Форма уточки.)
    • Из чего она сделана?( Как и солонка, выточена из дерева.)
    • Деревянный сосуд в форме уточки очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в поездках по стране собирал братины.
    • Опишите братину, которую вы видите на натюрморте.

    ( Она была когда- то расписана красками, которые стёрлись со временем, видны лишь остатки, но она всё равно красива. На боку видим ковш, которым черпали содержимое из братины.)

    — Ковш на боку братины не случаен. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» рассказывает о том, что на празднике в деревнях нередко устраивали «братчины» — пиры вскладчину. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или мёдом – братину. Каждый опивал по глотку и передавал соседу. Таким образом, Братина – ласково братинка или братыня – сосуд, в котором разносят питьё на всё братию. Слова уходят из языка потому, что перестают быть необходимыми. Сейчас братины можно увидеть только в музеях и среди сувениров, но они продолжают нам напоминать о красивом обычае, объединявшим людей. Запишите материал о братине в таблицу.

    • Что находится радом с хлебом, солью, братиной – такими важными для человека вещами? ( рядом мы видим полотенце.)

    — Полотенце во многих деревнях и по сей день называют РУШНИКОМ, от слова РУКА. Рушник предназначен для того, чтобы вытирать руки, но он не такой, как обычные полотенца, к которым мы привыкли. Чем же отличается от современных полотенец?( Рушник очень нарядный, украшен яркой вышивкой и кружевом.)

    — На рушнике видим национальную русскую вышивку, которая выполнялась красными и чёрными нитками, кружево, сплетённое умелыми женскими руками. Расшитые нарядные рушники использовали, чтобы вынести на них гостям хлеб-соль, их вешали в красном углу, украшая икону. Они бережно хранились в семье и передавались по наследству. Запишите слова и словосочетания в таблицу.

    • Самые главные предметы мы рассмотрели , но остались ещё некоторые детали. Я даю вам словосочетания, к ним добавьте своё. ( слайд 17)

    БУТЫЛКА С НАСТОЕМ КОРЕНЬЕВ ( …)

    ЗЕЛЁНАЯ МЕТАЛИЧЕСКАЯ КРУЖКА (…)

    МОТОК БЕЧЁВКИ, ПОВЕШЕННЫЙ НА ГВОЗДИК (…)

    • Мы составили с вами таблицу, которая поможет нам работать над сочинением.
    • наблюдаем

      описываем

      рассказываем

      Фон натюрморта- стена дома

      Бревенчатая, потрескавшаяся, старая

      Дом строился на века, прочный, добротный…

      Караваи хлеба

      Целая и разрезанная, поджаристая и румяная корочка, ароматный мякиш…

      Хлеб – всему голова, вложен труд многих людей, трудились от зари до зари..

      Соль и солонка

      Белая крупная соль, солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, уточку…

      Соль – дорогой продукт, варили и пекли без соли, выносили дорогим гостям, добавляли в еду только за столом…

      Братина

      Старинная русская посуда, разливали напитки, деревянная ложка- ковш, форма уточки, по-особенному красива…

      Любили красоту природы, могли создавать красивые предметы своими руками…

      Рушник

      Нарядное полотенце, красная и чёрная вышивка, по краям кружево…

      Рассказал об умелой хозяйке, рушники вышивали, кружево пели, передавали по наследству..

      Другие предметы

      Бутылка с настоем кореньев, зелёная металлическая кружка, моток бечёвки, предметы современности…

      Лекарство от болезней, предметы современной жизни, живут хозяйственные люди, бережное отношение к вещам…

      План (слайд 19)

      В.Ф. Стожаров – мастер изображения «говорящих» предметов.

      Композиция натюрморта:

      • а) фон натюрморта;
      • б) караваи хлеба;
      • в) соль и солонка;
      • г) братина;
      • д) рушник;
      • е) другие предметы.

      3. Уроки красоты и памяти.

      6.Работа над текстом сочинения.

      • Вступление к сочинению я вам даю в готовом виде, но вы должны выбрать из двух вариантов слов, данных в скобках, один, наиболее правильный и уместный в данном случае.(слайд 20 и материал на столе каждого ученика).

      ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

      «Хлеб, соль, братина» — один из самых ( известных, знаменитых) натюрмортов Владимира Фёдоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни.( Автор, художник, В.Ф. Стожаров) отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно( просты, обыкновенны) и в то же время ( красивы, прекрасны).

      Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником так, что они словно рассказывают о себе и о своих хозяевах, разговаривая со зрителями.

      — А для того чтобы составить заключение к сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и узнали, рассматривая натюрморт В.Ф. Стожарова. Какие предметы увидели ? Отвечая на этот вопрос, выберите из двух слов , данных попарно, тот вариант, который больше подходит для ответа. (слайд 21)

      ВАРИАНТЫ СЛОВ

      Старинные – современные; новые – старые; вещи-труженики – вещи-бездельники; прочные- ветхие; красивые – некрасивые.

      — На натюрморте мы видим и старинные вещи( братина, рушник), и современные(бутылка, кружка).

      Многие из этих вещей старые, ими долго пользовались люди, но они по-прежнему добротные , крепкие и красивые. Это вещи-труженики, они помогают в быту людям. Как вы думаете, зачем художник показал нам эти вещи? (Он, изображая простые, знакомые предметы, хотел, чтобы мы помнили прошлое своей страны, задумались о важных жизненных ценностях, поразмышляли о человеческих качествах, свойственных русскому народу.)

      7. Подведение итога урока.

      • Ещё раз прочитаем эпиграф к нашему уроку, как вы понимаете смысл слов Л. Крамаренко сейчас?

      8. Домашнее задание.

      — Итак, мы с вами внимательно рассмотрели картину В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина», разобрались в том, что хотел сказать нам автор, когда создавал своё полотно, собрали рабочие материалы к нашему сочинению, составили план, продумали, как можно построить текст сочинения. Осталось только составить текст и записать его.

      Адрес публикации: