МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов город Пыть-Ях ХМАО-Югра
Класс 8 Тема. Устное сочинение –описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина».
Цель урока: подготовить учащихся к устному сочинению – описанию с элементами повествования по натюрморту; совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;
- выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;
- способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи – натюрморту, познакомить со словами, связанными с русской национальной культурой ( братина, рушник);
- способствовать формированию интереса к русской культуре и положительного отношения к национальным ценностям.
Оборудование. Презентация к уроку о творческом пути художника и репродукции картин.
Подготовка к уроку: накануне учащимся даётся задание подобрать пословицы, поговорки, устойчивые выражения о хлебе и соли, знать объяснение их смысла.
Всё, что изображает В.Ф. Стожаров на своих
натюрмортах: хлеба, четверти с квасом,
солонки, крынки, самовары, рушники, —
это не просто добротные вещи, красиво
выполненные предметы, свойственные народному
быту, но «символы той трудовой и эстетической
сути, которая в них скрыта.
Л. Крамаренко
ХОД УРОКА
Организационный момент., Объявление темы и цели урока., Вступительное слово учителя
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о ком и чём сегодня на уроке мы будем говорить?
- Сегодня мы будем работать над натюрмортом Владимира Фёдоровича Стожарова «Хлеб, соль, братина».
Задача нашего урока будет заключатся не только в том, чтобы описать натюрморт, но и в том, чтобы рассказать о главных его деталях.
— Стожаров Владимир Фёдорович ( 1926 — 1973) член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Известный московский художник В.Ф. Стожаров — выпускник института имени В.И. Сурикова (1951) В своих живописных полотнах художник изображал природу и архитектуру русского Севера, быт и творчество русского крестьянства. Все его творчество было посвящено одной теме — российской деревне, родной земле. С 1950-х годов Стожаров много ездил по стране, особенно по Русскому Северу, и там собирал материал для своих работ. Из поездок по Псковской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Архангельской областям и из-за рубежа он привозил огромное количество этюдов, которые потом воплощались в картины. Его искусство выдержало испытание временем и нашло достойное место в собраниях крупнейших музеев страны и зарубежья. Такие музеи, как Третьяковка, Русский музей и еще более 90 музеев страны и ближнего зарубежья имеют постоянные экспозиции работ Стожарова. Владимир Федорович был наделен редким колористическим даром. Его работы материальны и поэтичны одновременно. Его искусство глубоко национально и монументально. Он писал соборы Севера и церкви средней полосы России, широкие панорамы сел, бревенчатые избы, бескрайние поля , людей в их работе и праздниках.
Художественно-эстетическое воспитание учащихся младшего школьного ...
... искусства, предметом исследования – художественно-эстетическое воспитание на примере декоративного натюрморта. Теоретическая часть дипломной работы изложена в пояснительной записке, практическая представлена триптихом, выполненным в ... мира и человеческой жизни (Е.А.Малеина, В.Ф. Стожаров, А.Ю.Никич, Н.И.Кормашов). 1.2 НАТЮРМОРТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. ...
Особое место в творчестве Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба, братины, самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук. Вся творческая жизнь Владимира Федоровича, начиная с 1950 -х и кончая 1970 -ми годами, была уверенным восхождением к совершенству. Имя Владимира Федоровича Стожарова стоит в первых рядах мастеров отечественной живописи середины XX века, продолжателей лучших традиций русской реалистической школы. Сам художник так говорил: «Когда я пишу свои картины, рисую дома… то стремлюсь не только запечатлеть тот или иной дом… Ведь я знаю, например, что из этого дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в этом доме живёт человек, которого жена ждала 20 лет.. Мне хочется передать красоту души этих людей через другие образы- обликом дома, в котором они живут, образом земли, по которой они ходят».
— Сегодня мы познакомимся с одной из его картин «Хлеб, соль, братина», на которой художник изобразил самые обычные, незамысловатые вещи, и постараемся понять, что за этими предметами стоит, о чём думал автор, когда писал их, что эти предметы рассказывают нам о людях, которые их создавали которые ими пользовались. Рассмотрите этот натюрморт.
4. Беседа по картине.
— Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый или холодный?
- Почему он тёплый? ( Он выполнен красками тёплых тонов.)
- Какие преимущественно цвета использует автор? ( Золотистые, коричневатые, жёлтые, красные.)
- Что ещё создаёт ощущение тепла?( Ощущение тепла создают предметы, изображённые на натюрморте, его фон.)
- Изображённые на Катине предметы новые или старые? (Предметы на Катине старые.)
- Верно, предметы на картине старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут этом доме.
На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их присутствие?( Да)
- Почему мы чувствуем, что люди где-то рядом? ( Приподнят край занавески, хлеб на столе разрезан…)
- Эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме.
А это значит, что предметы, которые мы видим, согреты руками людей, теплом их сердец.
- Рассмотрим натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи и предметы расскажут о себе и о своих хозяевах.
5. Собирание материала к сочинению
- Для работы нам понадобится таблица:
- На картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта? (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы.)
- Что представляет собой эта стена? ( Простые брёвна, потемневшие от времени.)
- Наверное, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века.
- Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома.)
- С помощью каких слов мы её описали? ( Бревенчатая, потрескавшаяся, старая.)
- О чём рассказала нам эта стена? (Дом строился на века и делался добросовестным, прочным, крепким.)
- Запишите эти слова в таблицу для сбора рабочих материалов.
- Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе.
- Какие детали указывают на то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами стёрлась и облупилась.)
- Что мы видим на столе?( На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка, кружка.)
- Что мы видим над столом?( Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.)
- Какой предмет мы видим рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный моточек бечёвки.)
- Какой, по вашему мнению, самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно, хлеб.)
- Почему?( Хлеб изображён на переднем плане, художник показал несколько караваев хлеба.)
- Этот хлеб выпечен не на хлебозаводе, а в русской печи.
- Хлеб на натюрморте является самым главным не столько потому, что он красив своей особой красотой .
- Что говорят нам пословицы о важности хлеба? ( Пословицы утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.)
- Как называли хлеб в старину?( Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, хлеб-батюшка.)
- Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? ( Расскажем о том, что хлеб – это самый главный продукт, в который вложен труд многих людей.) Запишите эти данные в таблицу.
- В названии картины есть слово СОЛЬ стоит рядом со словом ХЛЕБ. Какую соль показал нам художник? ( Соль обыкновенная , крупная, белая.)
- Соль, конечно, самая простая, а вот солонка, в которую она насыпана, просто удивительная.
- Обратите внимание на форму, на что она похожа? ( Солонка похожа на утку, потому что чётко можно выделить хвостик, голову, шейку утки.)
- Но автор выделяет в названии не солонку, а именно соль.
- Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто знает, что такое братина? Какой из предметов называется этим словом- БРАТИНА?( Видимо, это посуда, которая изображена за караваями хлеба.)
- Рассмотрите её, на что она похожа?( Форма уточки.)
- Из чего она сделана?( Как и солонка, выточена из дерева.)
- Деревянный сосуд в форме уточки очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в поездках по стране собирал братины.
- Опишите братину, которую вы видите на натюрморте.
- Что находится радом с хлебом, солью, братиной – такими важными для человека вещами? ( рядом мы видим полотенце.)
- Самые главные предметы мы рассмотрели , но остались ещё некоторые детали. Я даю вам словосочетания, к ним добавьте своё. ( слайд 17)
- Мы составили с вами таблицу, которая поможет нам работать над сочинением.
- а) фон натюрморта;
- б) караваи хлеба;
- в) соль и солонка;
- г) братина;
- д) рушник;
- е) другие предметы.
- Вступление к сочинению я вам даю в готовом виде, но вы должны выбрать из двух вариантов слов, данных в скобках, один, наиболее правильный и уместный в данном случае.(слайд 20 и материал на столе каждого ученика).
- Ещё раз прочитаем эпиграф к нашему уроку, как вы понимаете смысл слов Л. Крамаренко сейчас?
Наблюдаем |
Описываем |
Рассказываем |
… |
… |
… |
В таблице мы поместим материал к сочинению, отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте ( таблица заполняется на доске и в заготовках для учеников.)
— Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками людей. Время наложило сой отпечаток, и вы заметили изменившийся цвет стены, трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? ( Не, стена по-прежнему крепкая и добротная.)
Какой стол выбрал В.Ф. Стожаров? ( Стол тоже старый, деревянный.)
Домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки о хлебе, прочитайте, пожалуйста, их.
-Хлеб всегда доставался людям тяжело и дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда, вложенного в него, а потому очень ценится людьми. Какие словосочетания помогли нам описать хлеб? ( Караваи целые и разрезанные, поджаристая корочка, ароматный мякиш.)
Из чего она сделана? ( Солонка выточена из дерева.)
Чем же его привлекла простая соль? Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ о соли. (Ребята читают пословицы о соли.)
— В старину соль заводилась издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли, потому что знали: любое блюдо без соли – невкусно. Сейчас, когда готовится пища. Хозяйка солит её сразу. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя её лишь за столом. Дорогим гостям выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас гостеприимного хозяина называем хорошим старинным словом ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ. Запишите слова и словосочетания, которые помогут нам описать соль и солонку, рассказывая об этих предметах.
( Она была когда- то расписана красками, которые стёрлись со временем, видны лишь остатки, но она всё равно красива. На боку видим ковш, которым черпали содержимое из братины.)
— Ковш на боку братины не случаен. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка» рассказывает о том, что на празднике в деревнях нередко устраивали «братчины» — пиры вскладчину. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или мёдом – братину. Каждый опивал по глотку и передавал соседу. Таким образом, Братина – ласково братинка или братыня – сосуд, в котором разносят питьё на всё братию. Слова уходят из языка потому, что перестают быть необходимыми. Сейчас братины можно увидеть только в музеях и среди сувениров, но они продолжают нам напоминать о красивом обычае, объединявшим людей. Запишите материал о братине в таблицу.
— Полотенце во многих деревнях и по сей день называют РУШНИКОМ, от слова РУКА. Рушник предназначен для того, чтобы вытирать руки, но он не такой, как обычные полотенца, к которым мы привыкли. Чем же отличается от современных полотенец?( Рушник очень нарядный, украшен яркой вышивкой и кружевом.)
— На рушнике видим национальную русскую вышивку, которая выполнялась красными и чёрными нитками, кружево, сплетённое умелыми женскими руками. Расшитые нарядные рушники использовали, чтобы вынести на них гостям хлеб-соль, их вешали в красном углу, украшая икону. Они бережно хранились в семье и передавались по наследству. Запишите слова и словосочетания в таблицу.
БУТЫЛКА С НАСТОЕМ КОРЕНЬЕВ ( …)
ЗЕЛЁНАЯ МЕТАЛИЧЕСКАЯ КРУЖКА (…)
МОТОК БЕЧЁВКИ, ПОВЕШЕННЫЙ НА ГВОЗДИК (…)
наблюдаем |
описываем |
рассказываем |
Фон натюрморта- стена дома |
Бревенчатая, потрескавшаяся, старая |
Дом строился на века, прочный, добротный… |
Караваи хлеба |
Целая и разрезанная, поджаристая и румяная корочка, ароматный мякиш… |
Хлеб – всему голова, вложен труд многих людей, трудились от зари до зари.. |
Соль и солонка |
Белая крупная соль, солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, уточку… |
Соль – дорогой продукт, варили и пекли без соли, выносили дорогим гостям, добавляли в еду только за столом… |
Братина |
Старинная русская посуда, разливали напитки, деревянная ложка- ковш, форма уточки, по-особенному красива… |
Любили красоту природы, могли создавать красивые предметы своими руками… |
Рушник |
Нарядное полотенце, красная и чёрная вышивка, по краям кружево… |
Рассказал об умелой хозяйке, рушники вышивали, кружево пели, передавали по наследству.. |
Другие предметы |
Бутылка с настоем кореньев, зелёная металлическая кружка, моток бечёвки, предметы современности… |
Лекарство от болезней, предметы современной жизни, живут хозяйственные люди, бережное отношение к вещам… |
План (слайд 19)
В.Ф. Стожаров – мастер изображения «говорящих» предметов.
Композиция натюрморта:
3. Уроки красоты и памяти.
6.Работа над текстом сочинения.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ
«Хлеб, соль, братина» — один из самых ( известных, знаменитых) натюрмортов Владимира Фёдоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни.( Автор, художник, В.Ф. Стожаров) отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно( просты, обыкновенны) и в то же время ( красивы, прекрасны).
Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником так, что они словно рассказывают о себе и о своих хозяевах, разговаривая со зрителями.
— А для того чтобы составить заключение к сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и узнали, рассматривая натюрморт В.Ф. Стожарова. Какие предметы увидели ? Отвечая на этот вопрос, выберите из двух слов , данных попарно, тот вариант, который больше подходит для ответа. (слайд 21)
ВАРИАНТЫ СЛОВ
Старинные – современные; новые – старые; вещи-труженики – вещи-бездельники; прочные- ветхие; красивые – некрасивые.
— На натюрморте мы видим и старинные вещи( братина, рушник), и современные(бутылка, кружка).
Многие из этих вещей старые, ими долго пользовались люди, но они по-прежнему добротные , крепкие и красивые. Это вещи-труженики, они помогают в быту людям. Как вы думаете, зачем художник показал нам эти вещи? (Он, изображая простые, знакомые предметы, хотел, чтобы мы помнили прошлое своей страны, задумались о важных жизненных ценностях, поразмышляли о человеческих качествах, свойственных русскому народу.)
7. Подведение итога урока.
8. Домашнее задание.
— Итак, мы с вами внимательно рассмотрели картину В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина», разобрались в том, что хотел сказать нам автор, когда создавал своё полотно, собрали рабочие материалы к нашему сочинению, составили план, продумали, как можно построить текст сочинения. Осталось только составить текст и записать его.
Адрес публикации: