Развитие речи. Зачем учиться говорить красиво?

Сочинение

Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.

Если вы желаете владеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи. В статье мы расскажем, как это сделать.

Содержательность

Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».

Содержательная речь должна соответствовать критериям:

  • достоверности;
  • аргументированности;
  • новизны;
  • актуальности;
  • пользы.

Иными словами, ваши высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Чтобы понять, не играете ли вы в словестный пинг-понг, задайте себе вопрос: моя речь обогащает слушателей? Делюсь ли я полезными знаниями, вдохновляю, вселяю уверенность или побуждаю к активным действиям? Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.

Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.

Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

  1. Пересказ художественных текстов.

Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.

  1. Упражнение «Начни сначала».

Вам потребуется напарник. Подготовьте небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Начните пересказывать подготовленный текст напарнику. В тот момент, когда вы произнесете любое слово-паразит, ваш помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И вы начинаете воспроизводить текст заново. Повторяйте упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.

2 стр., 573 слов

Уроки № 42-43. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ...

... воспоминания юности, но и за то, что она добрая и требовательная. IV . Изложение с элементами сочинения. ... любовь к ней не застилает мои глаза. III . Работа над содержанием текста. Примерный план изложения В этих звуках есть что-то от рассвета… Песня – душа народа. ... мало и ста жизней. Мерить ли её великими реками-работягами с городами и сёлами, что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе? Одна ...

Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.

  1. Система наказаний.

За каждое произнесенное слово-паразит выписывайте себе штраф… в 5 приседаний, например. Либо найдите в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».

  1. Практика «Вставка».

Возьмите любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Припомните свое излюбленное слово-паразит. Начните читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.

«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.

  1. Тесты без вариантов ответа.

Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.

Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.

Синтаксис разговорного стиля

Большим своеобразием отличается разговорный синтаксис. Указанные выше условия реализации разговорной речи (неподготовленность высказывания, непринужденность речевого общения, влияние ситуации) с особой силой сказываются на ее синтаксическом строе. К основным синтаксическим особенностям разговорного стиля речи относятся:

1) преобладание простых предложений;

2) широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

3) употребление слов-предложений ( Да. Нет

  • );

Это платье/никуда. Нет/ну вообще ничего/если с пояском

;

5) в синтаксическом построении разговорной речи допускаемы паузы, вызванные разными причинами (подыскиванием нужного слова, волнением говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т. д.), переспросы, повторы.

Названные синтаксические особенности в сочетании с экспрессивной лексикой создают особый, неповторимый колорит разговорной речи:

А: Замерз ты? Б: Ничуть!;

А: Опять ноги промочил? Б:

А как же!

Дождь-то какой!; А: Как интересно было! Б:

Прелесть!-,

А: Молоко убежало! Б:

Кошмар!

Всю плиту залило//; А: Он чуть было под ма­шину не попал! Б:

12 стр., 5837 слов

Конспект по русскому языку «Роль вводных слов и вводных предложений ...

... предложение из сочинения-рецензии. Савельич, по мнению Ф. Искандера, один из главных героев повести, появление которого он ждал «с величайшим наслаждением». Тема этого предложения — Савельич. Тему отражает порядок слов, при котором слово ... языковой системы, опираясь на книгу «Русский язык: понимаю — пишу — проверяю». Речь пойдет о вводных словах и сочетаниях. Урок 31. Вводные слова и вводные ...

Ужас!,

А. Ему опять двойку вкатили// Б: С

ума сойти!.

А: Знаете кто там был? Ефремов// Б:

Ух ты!.

А: Давай зав­тра на дачу двинем! Б:

Идет!

§4.

Невербальные средства общения

Непринужденная обстановка, непосредственный контакт с собеседником позволяют максимально использовать в речи жесты, мимику. Роль жестов, мимики (особенно взгляда) в разговорной речи велика: включаясь в высказывание или выступая в качестве самостоятельной реплики, они, заменяя слова или предложения, несут большую смысловую и экспрессивную нагрузку.

Словарный запас

15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.

Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.

Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.

  1. «Распаковка».

Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.

Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.

Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.

Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.

  1. «Как Цицерон».

Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.

Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.

Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.

  1. «Вспомнить всё».

Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.

  1. «Используйте!».

Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.

10 стр., 4562 слов

Стилистические особенности разговорного стиля речи

... повседневного разговорного стиля являются уже упомянутый случайный и неформальный характер общения, а также эмоционально выразительная окраска речи. Поэтому в разговорной речи использовано все богатство интонации, мимики, жестов. Одной из ее важнейших особенностей ...

Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.

Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.

Лексические нормы

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

  1. Употребление слова в ошибочном значении.

Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».

Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.

  1. Неверное использование паронима (слова, близкого по звучанию, но имеющего иной смысл).

Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».

Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».

  1. Тавтология (повтор однокоренных слов в одном предложении).

Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».

  1. Плеоназм (употребление идентичных по значению слов).

Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».

Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.

  1. Нарушение лексической сочетаемости (не все слова в русском языке могут сочетаться между собой).

Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».

Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.

  1. Неверное употребление фразеологизмов.

Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».

Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).

Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:

  1. Читайте. Здесь важно соблюдать два условия. Первое: чтение должно быть регулярным. Одна книга в год грамотнее вас не сделает. Мозг запоминает только то, что часто повторяется. Второе: читайте исключительно грамотные тексты (классику).

    Форумы, паблики, посты блоггеров изобилуют ошибками, которые мозг при регулярном чтении воспринимает за норму.

  2. Погрузитесь в правильную языковую среду. Вы будете имитировать речь культурных и грамотных людей, общаясь с ними.
  3. Не спешите. Люди оправдывают свою безграмотность требованием времени. Многие считают, что скорость передачи информации – это главное. Соблюдать правила русского языка некогда. В корне неверный подход. Исковерканные слова, которые постоянно используются в общении, мозг фиксирует как правильные, и вы перестаете замечать речевые ошибки.
  4. Учите правила русского языка. Без них никуда.

Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.

3 стр., 1086 слов

Урок развития речи с использованием предметной технологии «РКМЧП»: ...

... вашими? (примеры ответов: Дидро, И.Эренбург, А.Твардовский). Самостоятельная работа над черновым вариантом сочинения. Домашнее задание : сочинение- рассуждение о книге. ... суть позиции «Книга – наш друг и советчик», подведён итог рассуждения (итак, таким образом, как видим…). Учитель: Чьи мысли о книге совпадают с ...

Сочинение на тему разговорная речь

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям в целом. Ему одному присуща функция общения. Термин “разговорный стиль” понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературности речи и включается в ряд: Высокий (книжный) стиль – средний (нейтральный) стиль – сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение удобно для описания лексики и применяется в виде соответствующих помет в словарях (слова нейтрального стиля даются без пометы).

С другой стороны, этим же термином обозначается одна из функциональных разновидностей литературного языка. Для избежания неудобства, связанного с двузначностью термина, во втором значении часто используется термин “разговорная речь”. Разговорная речь противопоставляется книжной речи в целом, а не отдельным ее разновидностям, поэтому если употреблять термин “разговорный стиль”, то нужно иметь в виду, что он наполняется иным содержанием, чем термины, называющие традиционно выделяемые функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический).

Разговорная речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала, непосредственность речевого общения между его участниками, непринужденность речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между ними и в самом характере высказывания. Большую роль играет и использование внеязыковых средств (мимика, жесты и пр.).

К чисто языковым особенностям разговорной речи относятся использование внелексических средств (интонация, логическое ударение, паузы, темп речи, ритм и т. д.), широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, лексики эмоционально-экспрессивной (включая частицы, междометия), разных разрядов вводных слов, своеобразие синтаксиса (эллиптические и неполные предложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания, присоединительные конструкции, преобладание диалога и т. д.).

Разговорная речь, помимо своей прямой функции – средства общения, – выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект. Разговорная лексика входит в состав лексики устной речи, употребляется она в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски. Значительную часть фразеологического фонда русского языка составляет разговорная фразеология. Она, подобно разговорной лексике, стилистически весьма выразительна и содержит в себе разнообразные экспрессивно-оценочные оттенки (иронический, пренебрежительный, шутливый и т. д.): Ад кромешный, без году неделя, ветер в голове, глядеть в оба, дело в шляпе. Большим своеобразием отличается разговорный синтаксис. Указанные выше условия реализации разговорной речи (неподготовленность высказывания, непринужденность речевого общения, влияние обстановки) с особой силой сказываются на ее синтаксическом строе. В зависимости от содержания высказывания, ситуации, уровня языкового развития участников речевого акта используемые в разговорной речи синтаксические структуры существенно варьируются, могут приобретать индивидуальный характер, но в целом представляется возможным говорить о каких-то преобладающих моделях и характерных чертах литературно-разговорного синтаксиса. К ним относятся: Преимущественное использование формы диалога. Преобладание простых предложений; среди сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные. Широкое использование вопросительных и восклицательных предложений. Употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.).

7 стр., 3377 слов

Литературные примеры текстов разговорного стиля речи. Разговорный ...

... стрелочками – логичными вопросами. Напоминание: Научный стиль речи: примеры из книг Несмотря на всю строгость в отборе и использовании речевых единиц, научный стиль неоднороден. Строгий и выдержанный тон характерен ... что нового», — вот еще устоявшиеся конструкции, которые не теряют актуальности в разговорах. Пример разговорного стиля речи — маленький текст-диалог только что встретившихся товарищей ...

Использование в широком масштабе неполных предложений (в диалоге).

Перерывы в речи, вызванные разными причинами (подыскиванием нужного слова, волнением говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т. д.).

Использование различных по значению вводных слов и словосочетаний. Широкое использование вставных и присоединительных конструкций. Широкое использование эмоциональных и императивных междометий. Лексические повторы. Различного рода инверсии. Разговорная лексика употребляется в ситуациях неофициального общения, поэтому ее использование недопустимо в сочинениях, если только нет необходимости передать стилистически точно чью-либо речь. Употребление разговорной лексики в неразговорной ситуации требует осторожности, чтобы неофициальность не перерастала в фамильярность или грубость. К сожалению, удержаться от использования разговорной и просторечной лексики в письменной речи могут немногие школьники. Дело в том, что их языковая среда – преимущественно разговорная. Кроме того, на их речь оказывают серьезное негативное влияние СМИ, в частности, реклама, что тоже можно проиллюстрировать примером из сочинения: Любовь есть вера, а вера есть жизнь. Обретя любовь, мы обретаем и жизнь. Это очень выгодно, как шампунь два в одном, очень экономно. Экономия средств и времени. – Скорее всего, первые два предложения этого фрагмента списаны. Если даже и нет – что ж, тем лучше видно противоречие между попыткой философствования и “философией” на уровне кухни, как у Фамусова. Это уже не просто снижение уровня культуры речи, это деградация мышления.

Логичность

Логика – это умение последовательно излагать мысли, исключать противоречие между ними и строить связный текст. Чтобы каждое ваше высказывание было таковым, необходимо соблюдать 4 основных закона логики и не допускать логических ошибок.

  1. Закон тождества.

Одно рассуждение – одна мысль.

Типичный пример нарушения закона тождества: «Самое смертоносное цунами произошло в 2004 году: погибло более 230 тыс. человек на острове Суматра, в Таиланде, Шри-Ланке, Индии. Цунами возникает из-за подводных землетрясений. Магнитуда может достигать… Самые разрушительные цунами в истории человечества произошли…Чтобы спасти свою жизнь, нужно…».

В примере тема цунами 2004 года перетекает в рассказ о цунами, как явлении вообще. Появляются две нити повествования вместо одной.

  1. Закон исключенного третьего.

Из двух взаимоисключающих высказываний одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.

14 стр., 6562 слов

Сми и культура речи

... речи, речи СМИ, в том числе и электронных. Это, во-первых, тенденция к ослаблению падежных функций, что, с точки зрения культуры речи, нарушение ... В русском языковом пространстве уже существовали иностранные слова. Но сегодня осваиваются ... важнейшей частью нашей национальной культуры, отражающей историю народа и его духовные ... против маркетинга, брокера, дилера или пейджера? Кто станет требовать, ...

Пример нарушения этого закона: «У туристов совсем не осталось еды. На троих – только банка шпрот и два апельсина».

  1. Закон противоречия.

Высказывания, противоположные по смыслу, одновременно истинными быть не могут.

Пример нарушения закона противоречия: «Всем известно, у Сталина не было хобби. Какие же увлечения были у Сталина?» В данном случае истинно лишь одно высказывание: либо у Сталина не было хобби, либо было.

  1. Закон достаточного основания.

Каждое утверждение должно быть подтверждено убедительными доказательствами.

Пример нарушения этого закона: «Коля – вор, потому что он подписал показания». Тут усматривается нарушение логики, ведь подписание показаний не означает доказательства вины.

Здесь вы найдете перечень полезной литературы, которая поможет вам не допускать ошибок логического типа.

Композиция

Неоспоримый признак культуры речи – четко продуманная композиция высказывания. Было бы некультурно приступить к повествованию, не поприветствовав аудиторию. Или начать речь с кульминации рассказа.

Возможно ли овладеть мастерством композиции? Да. Для этого нужно соблюдать несколько условий:

  • четкое понимание главной мысли и цели коммуникации;
  • свободное владение материалом;
  • чувствование слушателя;
  • способность быстро реагировать на реплики аудитории и перестраивать речь;
  • умением держаться непринужденно во время общения, не напрягать тело, «жонглировать» интонациями.

Правильно построенная композиция позволяет оратору владеть и управлять вниманием слушателей. Наращивать интерес, если аудитория остыла. Чтобы оживить речь, сделать ее эмоционально-привлекательной для слушателей, выполняйте упражнение древнегреческого философа и ритора Горгия.

Возьмите любой предмет. Например, горшок с кактусом. В течение минуты пойте ему дифирамбы. Припомните его положительные качества, пользу, опишите визуальную привлекательность предмета в самых ярких красках. Затем сразу же в течение минуты хулите его.

Старайтесь быть максимально категоричными, радикальными как в порицании, так и в рукоплескании. Обязательно выражайте свои эмоции невербально: мимикой, жестами, выражением глаз. Проявляйте свободу в интонационном выражении.

Дикция

Представьте оратора, который невнятно говорит, еле шевелит ртом или «проглатывает» звуки. О какой культуре речи здесь можно говорить? Безупречная дикция является знаком уважения к собеседнику, а также располагает к нам людей и вызывает симпатию.

Рекомендуем вам совершать 4 действия, которые сделают вашу дикцию четкой:

  1. Контролировать. Обращайте внимание, не съедаете ли вы окончания или начала слов. Следите за тем, чтобы не укорачивать гласные звуки. Именно они делают речь объемной, придают ей влиятельности.
  2. Артикулировать. Выражение «смотреть в рот» имеет вполне прямолинейную трактовку: во время общения собеседник не только воспринимает информацию на слух, но и обращает внимание на артикуляцию. И чем более она выразительная и четкая, тем авторитетнее становится то, о чем вы говорите.

Чтобы наработать этот речевой навык, читайте вслух, артикулируя выразительнее, чем вы делаете это в повседневной жизни.

8 стр., 3919 слов

Техника речи дыхание, голос, артикуляция, дикция

... При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование — это единые ... обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная ...

  1. Декламировать. Для этой цели подойдет любой интересный вам текст. Только не делайте его сухим. Добавляйте эмоции, пробуйте себя в разных ипостасях. Ищите поводы, чтобы выступить на публике, завязать диалог или сказать тост. Чем больше речевой практики, тем эффективнее «прокачивается» дикция.
  2. Экспериментировать. Пробуйте новые образы, не циклитесь на своей основной речевой манере. Меняйте тональность, громкость, скорость речи. Будьте яркими и смелыми, не будьте скучными и одинаковыми.

На нашем сайте вы найдете скороговорки для улучшения дикции.

Друзья, развивайте культуру речи. Повышайте общую культуру. Уважайте своих собеседников и русский язык в целом. Успехов вам!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Риторическая рука
  • Значение подготовки к выступлению
  • Слова-паразиты и как от них избавиться
  • Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный?
  • «Что еще расскажешь?»