Проект «Подготовка к сочинению-рассуждению о природе родного края» план-конспект по русскому языку (9 класс)

Сочинение

развивающие:

1. развивать речевую культуру учеников.

Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы, компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.

Хронометраж урока:

1. Организационный момент. (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и целей урока. (1 мин.)

3. Лингвистический анализ текста. (15 мин.)

4. Выступления учащихся. (6 мин.)

5. Словарная работа. (7мин.)

6. Отработка навыков построения рассуждения. (3 мин.)

7. Составление плана сочинения. (7мин.)

8. Синтаксическая пятиминутка. (3 мин.) Резервный этап урока

9. Подведение итогов. (2 мин.)

10.Домашнее задание. (0.5 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. — Сегодня на уроке мы с вами должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения о природе родного края. Итогом нашей работы

станет ваше сочинение, в котором вы постараетесь ответить на вопрос

«Почему мы любим родную природу?».

— Открывайте тетради, записывайте число, классная работа и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению». (Записано на доске).

III. — Но прежде чем самим написать такое сочинение, мы должны разобраться, как выполнять такую работу. Поможет нам в этом упражнение №150. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68 и найдите это упражнение.

— Читайте текст.

8 стр., 3569 слов

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую ...

... рассуждение и бесспорнее вывод.) Запишем число и тему урока. Подготовка к сочинению- размышлению ….«Человеком надо быть всегда» Показ фрагмента мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый». Как вы думаете, о чем мы будем размышлять на уроке? ... воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия ...

— За что автор любит Среднюю полосу России?

— Какие поэтические характеристики автор даёт русскому снегу?

— Как он характеризует дождь?

— Обратите внимание на характерный приём описания автором природы любимого им края — его стремление показать «контрасты и перемены». (Находят в тексте).

Какие языковые средства он для этого использует?

— Вы, наверное, обратили внимание на то, что в тексте много предложений односоставных. Что это за предложения? Почему их так

много? Какова их роль? (Сообщение ученика).

— Как вы думаете, удалось ли автору передать своё отношение к Средней полосе России? Найдите строчки, в которых выражается это

отношение.

— Определите стиль этого текста, его жанр и тип речи.

— А какие ещё типы речи бывают? (Сообщение ученика).

— Как вы думаете, какой тип речи подойдёт для вашего будущего сочинения? (рассуждение).

Будет ли это рассуждение в чистом виде? (рассуждение с элементами описания).

Естественно, говоря о природе, нельзя обойтись без описания.

IV. — Посмотрите, как изображают родную природу художники

(Презентация).

И послушаем, как воспевали русскую природу поэты. (Выступления учащихся. Оценки).

V. — Сейчас запишем слова и выражения, которые могут пригодиться в работе, и вместе с тем повторим орфографию.

Предрассветное утро, шорох листьев, взлохмаченные ели, на синеющем небосводе, колющийся шиповник, лиственный лес, посаженное дерево, грибы, собранные утром, кислый крыжовник, неподвижное небо, произрастающий в нашей местности. (Работа у доски. Оценка).

VI. -Теперь более подробно поговорим том, как будет строиться ваше сочинение.

Прежде всего, давайте вспомним, какова композиция любого сочинения-рассуждения. (После ответа учащихся вывешивается таблица с композицией рассуждения или проецируется на доску. Обговаривается речевое оформление рассуждения, средство связи частей. Схема переносится в тетрадь).

Найдите эти элементы в тексте упражнения.

VII. — Опираясь на эту схему, составим план сочинения. Главное в такой работе — определить своё отношение к выдвинутой проблеме, обосновать правильность своей точки зрения. Для того чтобы сочинение-рассуждение получилось завершённым и доказательным, важно, чтобы: (Вывешивается таблица или проецируется на экран).

1) основной тезис соответствовал теме сочинения,

2) доказательства были убедительными,

3) части рассуждения — тесно связанными,

2 стр., 948 слов

Сочинение родная природа в русской поэзии 5 класс

... возможность родиться и жить именно здесь, на этой земле. Также читают: Картинка к сочинению Родная природа Популярные сегодня темы Я согласен с тем, что мир в семье – очень важен. Конечно, все ... то стал ясно осознавать, что во многом именно русская природа, в частности природа центральной части России, является одной из самых красивых в мире и тут так много удивительных, гармоничных ...

4) выводы — чётко сформулированными.

-Запишите себе в тетрадь: Почему мы любим родную природу?

План: (проецируется на экран)

1. Почему мы любим родную природу?

2. а) это то место, где мы родились и выросли;

б) многообразие животного и растительного мира;

в) такие разные времена года;

3.Не любить родную природу невозможно.

— Вывод должен пересекаться с тезисом. В конце работы мы даём свою окончательную оценку проблеме, заявленной в первой части сочинения.

— Послушайте, как говорит о родной природе, например, В. Астафьев: Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей глаза растительности.

— Вот ещё одно высказывание. Г. Титов. (Презентация).

Холмы и овраги, луга и озёра, реки и степи, стога и скирды хлеба — всё

это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное

понятие — Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь

с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как

личность.

VIII . — Назовите грамматические основы и составьте схему предложения. (Предложение спроецировано на экран, грамматические основы учащиеся называют устно, а схему составляет один ученик у доски. Оценки)

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

X. Домашнее задание.