Урок в 10 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Сочинение

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 классе., Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту

(задание 25, ЕГЭ)

Цель урока

Задачи.

Обучающие:

  • систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;

  • вырабатывать навыки анализа текста: научить определять тему, главную мысль, проблематику текста;

  • научить характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте.

Развивающие:, Воспитательные:

Тип урока : развитие речи.

Форма организации детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Форма организации работы учителя : лекция-рассказ, аналитическая беседа, демонстрация слайдов.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ

ЦЕЛЬ использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

Оборудование, На доске эпиграф:

Ход урока:

На экране Слайд №1 с названием темы урока

  1. УЧИТЕЛЬ : — Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед вами сегодня на уроке?

Ответы учеников

  1. Подготовиться к сочинению-рассуждению. 2. Проанализировать текст.

3. Научится определять тему текста, его стиль и тип речи. 4. Научиться определять проблему текста, выявлять авторскую позицию.

2 стр., 865 слов

Конспект «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему»

... Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)? Ш. Анализ текстов . Прочитайте тексты ... тексты? Можно ли и тот и другой текст отнести к жанру миниатюры? Почему? Чем отличаются эти тексты? ... вы хотите “нарисовать” словами. Какова будет основная мысль сочинения? Каков замысел автора? Какие чувства вы ...

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение.

УЧИТЕЛЬ:

Начать наш урок я хотела бы с притчи.

Слайд №2

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Беседа:

Учитель: О чем эта притча, чему она учит нас?

Дети : Эта притча о дружбе. Она о том, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя друг.

Учитель: Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды и уметь дружить. Как писал американский Марк Твен : “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. (эпиграф)

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ученики: Марк Твен считал, что настоящий друг не предаст, он в любой ситуации будет с тобой.

Учитель: Правильно.

— А что такое дружба, на ваш взгляд? И какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? Давайте составим кластер на доске.

Ученики :

Доверие, привязанность, бескорыстие, искренность, взаимопонимание, преданность.

УЧИТЕЛЬ: Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.

Для начала вспомним, что такое текст.

Слайд №3

Ученики: Текст –

УЧИТЕЛЬ : — Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда говорим об анализе текста ?

10 стр., 4904 слов

Что значит быть настоящим другом? (по тексту В.К. Железникова)

... правду. Таким образом, чтобы сохранить дружбу, нужно быть честным и искренним по отношению друг к другу. Вариант 3 Что такое дружба? Дружба – взаимоотношения между людьми, построенные на доверии и преданности. Это одна ... каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами. Обратимся к тексту ...

Слайд №4

Ответы учеников

Слайд №5

УЧИТЕЛЬ: — Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи.

познакомимся с текстом

Работа с текстом.

что каждый человек неповторим на земле,

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который , конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды , родителей, школы, общества и друзей , ибо настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная . (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее , чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью , за любовь — любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете, ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА., УЧИТЕЛЬ: -, Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

1 . Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

1) Добрых людей на земле больше, чем злых.+

2) Все люди на земле одинаковые.-

3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения. +

17 стр., 8057 слов

Сочинения 15.3 «что такое дружба» по текстам нагибина

... дружба и предательства – понятия несовместимые. Евгений Текст 4. Ю. Нагибин. Мой первый друг, мой друг ... рядового ученика, и ... Сочинение на тему Что такое дружба? рассуждение 9 класс ОГЭ 15.3 Для каждого дружба ... больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. ... друзей, вот тогда вы поймете, что они самые настоящие. Образец 2 ...

4) С поля боя выносят бойцов настоящие друзья.+

2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) 8- 3) 4

2) 2+ 4) 1

3 . Автор считает, что настоящая дружба –это…

1) награда+

2) испытание 4) счастье

4 . Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

1) человек, коллектив, любовь,-

2) фронтовик, порядочность, добро;-

3) добро, зло, дружба-

4)награда, друг, преданность+

УЧИТЕЛЬ:

1) Проверка теста. Давайте проверим, что у вас получилось.( Проверка)

2) Работа со схемой(в паре):

1. О чём текст, какова его тема? (Текст о дружбе)

2. Какова основная мысль текста? ( Настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная. )

стиль текста

Ученики:

  1. В этом тексте автор беседует с читателем, используя вводные слова и конструкции. (Следовательно, конечно, я убежден, надеюсь)

  2. Автор оценивает дружбу, говорит, что она «крепче и вернее родственных связей».

  3. Речь автора выразительна и эмоциональна.

Тип речи (рассуждение), докажите ( Автор выдвигает тезисы и приводит доказательства ).

Подчеркните карандашом в тексте тезис и доказательства.

Ученики:

1.Тезис. Настоящая дружба – это награда.

2.Доказательства: (потому что)

  1. Она бывает крепче и вернее родственных связей.

  2. Она влияет на человеческие отношения сильнее, чем коллектив.

    18 стр., 8899 слов

    Воспитателям .МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ. Что такое дружба

    ... настоящей дружбы можно найти в тексте Розы Госман. Ольга смогла простить Лену и сохранить с ней дружбу на многие годы. Она не ... и не оставит в беде. Сочинения учеников 1. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и ... правду, даже если ему непросто будет это сделать. Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий ... стихами, а за ...

  3. Настоящий друг всегда готов рисковать ради тебя жизнью.

  4. В настоящей дружбе нет места лжи, неряшливости, непорядочности, нечестности.

3.Вывод. Добрых (дружелюбных) людей должно быть больше, чем злых.

УЧИТЕЛЬ: Итак, на экзамене вы прочитали с карандашом авторский текст, выделили в нем самое главное. Теперь по этому тексту, вам нужно написать сочинение-рассуждение.

вспомним композиционную структуру сочинения

(СЛАЙД 6)

План к сочинению-рассуждению

1)Формулировка проблемы текста.

2) Комментарий заявленной проблемы.

3) Формулировка позиции автора.

4) Выражение согласия/ несогласия с позицией автора.

Приведение не менее 2 аргументов, подтверждающих вашу позицию.

5) Вывод.

Приступаем к п.1. Формулируем проблемы

Учитель: Что такое проблема текста?

Ученик: Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.

Учитель : Сколько проблем может быть в тексте?

Ученики : Несколько.

СЛАЙД 7

Учитель: Правильно, давайте попробуем найти эти проблемы. Работа в парах.

1) — нумеруем абзацы

2)-выделяем смысловые части (микротемы)

1ч — 1 абзац

2 ч – 2 абзац

3 ч – 3 абзац

(Письменно в тетради.)

СЛАЙД 8 (ОТВЕТ)

1 ч. Все ли в мире неповторимо? Каждый ли человек неповторим на земле?

2 ч. Как развивается характер человека? Что такое настоящая дружба? Как влияет дружба на человека?

3 ч. Каких людей больше: добрых или злых?

4)-

Дети: По ключевым словам. Посчитайте, сколько раз в тексте говориться о ДРУЖБЕ ?(6 РАЗ) Можем ли мы это понятие считать ключевым в тексте? (Да)

15 стр., 7441 слов

Проблема сохранения языка по тексту жаровой

... Источник: http://samarus-school.ru/primer-sochineniya-po-tekstu-t-zharovojj-egeh-po-russkomu-yazyku-problema-sokhraneniya-yazyka.html Пример сочинения ЕГЭ по тексту Т.В. Жаровой Views: 13570 (1) Какое же зеркало жизни наш язык! (2) Нет, он ... нужно бороться. Какие ещё проблемы поставлены автором данного текста? Источник: 9. Сочинение по тексту Т.Жаровой (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, ...

С этих вопросов можно начать свое сочинение.

СЛАЙД 9

УЧИТЕЛЬ: — К какой группе относятся проблемы данного текста? ( Ответы на слайде: нравственные)

Мы определили проблему, что теперь нужно делать, согласно плану?

Ученик: Правильно,