Урок в 10 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Сочинение

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 классе., Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту

(задание 25, ЕГЭ)

Цель урока

Задачи.

Обучающие:

  • систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи;

  • вырабатывать навыки анализа текста: научить определять тему, главную мысль, проблематику текста;

  • научить характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте.

Развивающие:, Воспитательные:

Тип урока : развитие речи.

Форма организации детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Форма организации работы учителя : лекция-рассказ, аналитическая беседа, демонстрация слайдов.

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ

ЦЕЛЬ использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

Оборудование, На доске эпиграф:

Ход урока:

На экране Слайд №1 с названием темы урока

  1. УЧИТЕЛЬ : — Ребята, посмотрите на тему и скажите, пожалуйста, какие цели стоят перед вами сегодня на уроке?

Ответы учеников

  1. Подготовиться к сочинению-рассуждению. 2. Проанализировать текст.

3. Научится определять тему текста, его стиль и тип речи. 4. Научиться определять проблему текста, выявлять авторскую позицию.

2 стр., 865 слов

Конспект «Развитие речи. Создание текста-миниатюры на заданную тему»

... Как вы думаете, а какими средствами пользуется писатель, чтобы передать свои переживания, волнения, чтобы заинтересовать своего слушателя (читателя)? Ш. Анализ текстов . Прочитайте тексты ... вы используете в своей работе? VI. Создание текста лирической миниатюры “Порядок работы над сочинением-миниатюрой ... и ответьте на вопрос, какой из них вам больше понравился и почему? Текст ...

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке нам предстоит работа с текстом, по которому вы должны будете написать сочинение-рассуждение.

УЧИТЕЛЬ:

Начать наш урок я хотела бы с притчи.

Слайд №2

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Беседа:

Учитель: О чем эта притча, чему она учит нас?

Дети : Эта притча о дружбе. Она о том, что нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для тебя друг.

Учитель: Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды и уметь дружить. Как писал американский Марк Твен : “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. (эпиграф)

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Ученики: Марк Твен считал, что настоящий друг не предаст, он в любой ситуации будет с тобой.

Учитель: Правильно.

— А что такое дружба, на ваш взгляд? И какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? Давайте составим кластер на доске.

Ученики :

Доверие, привязанность, бескорыстие, искренность, взаимопонимание, преданность.

УЧИТЕЛЬ: Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.

Для начала вспомним, что такое текст.

Слайд №3

Ученики: Текст –

УЧИТЕЛЬ : — Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда говорим об анализе текста ?

8 стр., 3881 слов

Пример из литературы когда враг становится другом. «Дружба и вражда»

... вражду Направление "Дружба и вражда". Примеры итоговых сочинений Пример итогового сочинения на тему: «Друг познается в беде» Во все времена люди высоко ценили дружбу, ведь это одна из важнейших составляющих нашей ... что поначалу девочка боялась Жилина, очевидно, считая все русских врагами. Характерен эпизод, когда она смотрела на него, как на дикого, опасного зверя: «Сидит, глаза раскрыла, глядит на ...

Слайд №4

Ответы учеников

Слайд №5

УЧИТЕЛЬ: — Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи.

познакомимся с текстом

Работа с текстом.

что каждый человек неповторим на земле,

(2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который , конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды , родителей, школы, общества и друзей , ибо настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная . (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее , чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью , за любовь — любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете, ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА., УЧИТЕЛЬ: -, Самостоятельная работа.

ТЕСТ.

1 . Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

1) Добрых людей на земле больше, чем злых.+

2) Все люди на земле одинаковые.-

3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения. +

3 стр., 1271 слов

Урок русского языка в 10-м классе с применением информационных ...

... текста уже содержится подсказка? (Слайд № 8). Учитель: Какой тип аргументов характерен для публицистического стиля речи? Научного? Официально – делового? (Аргументация своего мнения). Пословицы и поговорки. Песни о дружбе. ... учебное пособие для 10-11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2006. 5. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Сочинение. – М.: « ...

4) С поля боя выносят бойцов настоящие друзья.+

2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) 8- 3) 4

2) 2+ 4) 1

3 . Автор считает, что настоящая дружба –это…

1) награда+

2) испытание 4) счастье

4 . Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

1) человек, коллектив, любовь,-

2) фронтовик, порядочность, добро;-

3) добро, зло, дружба-

4)награда, друг, преданность+

УЧИТЕЛЬ:

1) Проверка теста. Давайте проверим, что у вас получилось.( Проверка)

2) Работа со схемой(в паре):

1. О чём текст, какова его тема? (Текст о дружбе)

2. Какова основная мысль текста? ( Настоящая дружба — награда человеку, редкая и драгоценная. )

стиль текста

Ученики:

  1. В этом тексте автор беседует с читателем, используя вводные слова и конструкции. (Следовательно, конечно, я убежден, надеюсь)

  2. Автор оценивает дружбу, говорит, что она «крепче и вернее родственных связей».

  3. Речь автора выразительна и эмоциональна.

Тип речи (рассуждение), докажите ( Автор выдвигает тезисы и приводит доказательства ).

Подчеркните карандашом в тексте тезис и доказательства.

Ученики:

1.Тезис. Настоящая дружба – это награда.

2.Доказательства: (потому что)

  1. Она бывает крепче и вернее родственных связей.

  2. Она влияет на человеческие отношения сильнее, чем коллектив.

  3. Настоящий друг всегда готов рисковать ради тебя жизнью.

    18 стр., 8899 слов

    Воспитателям .МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ. Что такое дружба

    ... настоящей дружбы можно найти в тексте Розы Госман. Ольга смогла простить Лену и сохранить с ней дружбу на многие годы. Она не ... и не оставит в беде. Сочинения учеников 1. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и ... правду, даже если ему непросто будет это сделать. Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий ... стихами, а за ...

  4. В настоящей дружбе нет места лжи, неряшливости, непорядочности, нечестности.

3.Вывод. Добрых (дружелюбных) людей должно быть больше, чем злых.

УЧИТЕЛЬ: Итак, на экзамене вы прочитали с карандашом авторский текст, выделили в нем самое главное. Теперь по этому тексту, вам нужно написать сочинение-рассуждение.

вспомним композиционную структуру сочинения

(СЛАЙД 6)

План к сочинению-рассуждению

1)Формулировка проблемы текста.

2) Комментарий заявленной проблемы.

3) Формулировка позиции автора.

4) Выражение согласия/ несогласия с позицией автора.

Приведение не менее 2 аргументов, подтверждающих вашу позицию.

5) Вывод.

Приступаем к п.1. Формулируем проблемы

Учитель: Что такое проблема текста?

Ученик: Проблема – это сложный вопрос, требующий решения, исследования.

Учитель : Сколько проблем может быть в тексте?

Ученики : Несколько.

СЛАЙД 7

Учитель: Правильно, давайте попробуем найти эти проблемы. Работа в парах.

1) — нумеруем абзацы

2)-выделяем смысловые части (микротемы)

1ч — 1 абзац

2 ч – 2 абзац

3 ч – 3 абзац

(Письменно в тетради.)

СЛАЙД 8 (ОТВЕТ)

1 ч. Все ли в мире неповторимо? Каждый ли человек неповторим на земле?

2 ч. Как развивается характер человека? Что такое настоящая дружба? Как влияет дружба на человека?

3 ч. Каких людей больше: добрых или злых?

4)-

Дети: По ключевым словам. Посчитайте, сколько раз в тексте говориться о ДРУЖБЕ ?(6 РАЗ) Можем ли мы это понятие считать ключевым в тексте? (Да)

5 стр., 2188 слов

Особенности и проблемы перевода художественных текстов

... характер. Художественный перевод имеет множество особенностей и, само собой проблем: 1. Полное отсутствие дословности в переводе Художественный перевод не предполагает дословность, а тем более пословность при работе с текстом. Именно по этому перевод художественных текстов ...

С этих вопросов можно начать свое сочинение.

СЛАЙД 9

УЧИТЕЛЬ: — К какой группе относятся проблемы данного текста? ( Ответы на слайде: нравственные)

Мы определили проблему, что теперь нужно делать, согласно плану?

Ученик: Правильно,