Рассуждение на основе прочитанного текста

Сочинение

«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»

Сначала учитель вводит учеников в тему урока, а именно создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Далее преподаватель напоминает, что в рамках ГИА по русскому языку необходимо выполнить комплексный анализ текста и написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного материала.

Детали работы с текстом

Первый этап работы — сжатое изложение прослушанного текста. Второй этап – анализ текста и выполнение тестов. Третий, финальный этап – написание небольшого объема сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Мотивация, оборудование урока и применяемые технологии

На уроке используются различные приемы, включая индивидуальную работу, работу в парах, составление кластера и синквейна, словарную работу, а также творческую работу.

Чтение эпиграфа к уроку

В качестве мотивации перед работой с текстом преподаватель начал урок с чтения эпиграфа к уроку. Стихотворение Сергея Есенина содержало образы родной природы и родины.

Работа с тропами и выразительными средствами языка

Учителем была предложена работа с тропами и образами языка, используемыми поэтом. Это позволило запечатлеть более яркое восприятие мира и идеи Родины, которые автор стихотворения выразил через использование поэтических образов и слов.

Выводы

В ходе урока ученики получили новый опыт работы с текстом и поэтическими образами и тропами. Они знакомились с морально-этической тематикой сочинения-рассуждения и развивали свои навыки критического анализа и творческого мышления.

Технология индивидуализированного обучения, применяемая на уроке, позволяла каждому ученику ощутить себя полезным и неотъемлемым членом коллектива. Они не только улучшили свои навыки, но и зарядились позитивной энергетикой на целый день.

Единая разговорная тема нашего урока

(Слайд №4) Родина

Учитель. Родник – народ… Как родник питает реку, так и народ питает русскую прозу и поэзию. Народный поэт Есенин и народный писатель Паустовский. Оба до боли душевной любили Россию, оба посвящали ей свои лучшие произведения. Автор текста К.Г. ПАУСТОВСКИЙ — певец русской природы, открывший удивительную страну — Мещёрский край. У него можно поучиться умению так владеть русским языком, чтобы выразить свою любовь к родному языку и к РОССИИ.

22 стр., 10775 слов

Работа с природным материалом глиной

... глину можно взять на берегах рек, речек, склонах оврагов и т.д. На уроках труда, посвященных работе с глиной, ... пропорционaльном делении предназначенной для лепки массы глины на все главные части ... работа руками) деятельности создает атмосферу осмысленного труда. На основании вышеизложенного считаем тему данной курсовой работы ... поколения является обработка глины, изготовление из нее изделий различного ...

(Слайд №5)

III. Чтение текста.

Задание. Послушайте текст. Выделите ключевые слова, чтобы составить кластер.

В это время звучит музыка и демонстрируются слайды с репродукциями картин И.Шишкина, И. Левитана, В. Поленова и с пейзажами средней полосы России.

(Слайды № 6 — 25)

Историческая справка.

Учитель: А чем интересен городок Спас-Клепики?

Сообщение ученика.

До революции Спас-Клепики являлись просто большим купеческим селом, расположенным в очень удобном для торговли месте — на пути из Рязани в Касимов, Муром и Владимир.

(Слайд №26)

IV. Стадия вызова. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

1. Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? (Рассуждение с элементами описания.)

2. К какому стилю речи относится текст? Докажите правильность ответа. (Это публицистический стиль.)

Сообщение ученика

3. О чем этот текст? (О любви к Родине и о том, из чего она складывается.)

4. Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе.)

5. Какая мысль раскрывается в тексте? (Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.)

6. Какую роль в раскрытии идейного замысла играет предложение №2? (Люди видят знакомые места другими глазами.)

Учитель: У писателя В. Солоухина есть очень хорошие слова. (Слайд № 28)

«А может, и вся – то красота заморских краёв лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа? Привыкли. Набалов а лись. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия». (В.Солоухин)

Подумайте, прав ли он.

У читель: Как мы называем человека, который с таким чувством говорит о Родине? (Слайд №29).

Словарная работа., Патриотизм, -а, м Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу., Патриот – человек, преданный интересам какого-н. дела, горячо любящий что-н.

Учитель. Человек должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) любовь к народу; г) любовь к родной природе. Настоящим патриотом своей Родины был Сергей Есенин. (Слайд №30)

V. Стадия осмысления. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА. (РАБОТА В ГРУППАХ)

Учитель. — На каком приеме построен текст? (На антитезе: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).

Учитывая это противопоставление, составим кластер.

3 стр., 1486 слов

Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения ...

... вопрос, какой получился текст - повествование, описание, рассуждение? (Должен получиться текст-рассуждение, т. к. они отвечают на вопрос и доказывают свое мнение.) Повествование-описание-рассуждение. 6. Подведение итогов подготовительной работы - Теперь вы хорошо ...

Кластер – это графический систематизатор, который показывает типы связи между объектами или явлениями. В центре листа – ключевое слово. Далее вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые связаны с этой темой.

Словарная работа  1

Учитель. Как нам может помочь этот кластер? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что позволяет более быстро запомнить его).(Слайд № 31)

  • Проверьте себя, обменяйтесь мнениями. Что интересного можно увидеть в этих параллелях? (Скромность и красота, небо и земля, жизнь и неподвижность ( мрамор ), крохотный городок и Париж).

VI. Работа с тестами.

Учитель. Задания части А проверяют умение адекватно воспринимать текст. (Слайд №32)

Обработка тестовых заданий.

1) Учитель читает тесты вслух, просит уч-ся проверить и сопоставить результаты. Поставить себе баллы, оценивая каждый правильный ответ 1 баллом.

2) Проверка общей картины умения выполнять тестовые задания.

Критерии оценок: «5» — 7- 6 баллов; «4» — 5 баллов; «3» — 3-4 балла; «2» — 1-2 балла

Самопроверка, РЕЛАКСАЦИЯ (Слайд №34)

VII. Стадия рефлексии. Творческая работа.

1. Составление синквейна, Требования по составлению синквейна.

Одно существительное.

Два прилагательных.

Три глагола.

Предложение-вывод.

Ключевое слово.

Проверка выполнения.

2. Повторение.

Учитель: Что такое рассуждение? Из каких частей оно состоит? Как правильно написать сочинение-рассуждение?

(Слайды № 36-41)

3. Эскизы будущего сочинения (устно).

Учитель. А сейчас мы поработаем над эскизами будущего сочинения в трёх группах.

  • При написании сочинения не забывайте о том, что сочинение должно состоять из трёх смысловых частей:

Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое

2) АРГУМЕНТЫ;

3) ВЫВОД.

  • Какие предложения текста могут быть использованы в вашем сочинении как аргументы? Докажите правильность своего выбора.

4. Работа в группах., Отчёты в группах. Выступления учащихся.

VIII. Слово учителя.

(Слайды № 42-45)

И не случайно автор вдруг «вспомнил крошечный городок Спас-Клепики». Есенин – символ России, её душа и песня…

IX. Домашнее задание.

Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46)

X. Подведение итогов.

Рефлексия.