Рассуждение на основе прочитанного текста

«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»

Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.

9-й класс

Цели урока

  • обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;

  • развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;

  • воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции, уважительного отношения к родной земле, к Родине.

Мотивация:, Оборудование урока:, Применяемая технология:

Приемы: индивидуальная работа, работа в парах, составление кластера и синквейна, словарная работа, творческая работ.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Мотивация.

«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? Во-первых, знать основные этапы работы с текстом. Во-вторых, уметь выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.

Давайте вспомним о структуре ГИА по русскому языку. (Слайд №2)

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:

  • 1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;

  • 2 часть – анализ текста, выполнение тестов;

  • 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

II. Чтение эпиграфа к уроку

О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в реку,

  • Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Сергей Есенин

Работа с тропами.

  • Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

Сравнение

Учитель: Читая стихи Есенина, открываешь для себя чарующую прелесть мира, которую прежде не замечал. Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится прочзвучавшее четверостишие? ( К теме Родины, родной природы.)

3 стр., 1318 слов

Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста. (9 класс)

... Обучающее сочинение по тексту, подбор аргументов- 7 часов. Рецензирование, редактирование собственной творческой работы на основе примеров. Анализ текста художественного стиля, работа с одним текстом по разным проблемам- 10 часов. Самостоятельная работа над текстами художественного ...

Единая разговорная тема нашего урока

(Слайд №4) Родина

Учитель. Родник – народ… Как родник питает реку, так и народ питает русскую прозу и поэзию. Народный поэт Есенин и народный писатель Паустовский. Оба до боли душевной любили Россию, оба посвящали ей свои лучшие произведения. Автор текста К.Г. ПАУСТОВСКИЙ — певец русской природы, открывший удивительную страну — Мещёрский край. У него можно поучиться умению так владеть русским языком, чтобы выразить свою любовь к родному языку и к РОССИИ.

(Слайд №5)

III. Чтение текста.

Задание. Послушайте текст. Выделите ключевые слова, чтобы составить кластер .

В это время звучит музыка и демонстрируются слайды с репродукциями картин И.Шишкина, И. Левитана, В. Поленова и с пейзажами средней полосы России.

(Слайды № 6 — 25)

Историческая справка.

Учитель: А чем интересен городок Спас-Клепики?

Сообщение ученика.

До революции Спас-Клепики являлись просто большим купеческим селом, расположенным в очень удобном для торговли месте — на пути из Рязани в Касимов, Муром и Владимир.

(Слайд №26)

IV. Стадия вызова. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

1. Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? (Рассуждение с элементами описания.)

2. К какому стилю речи относится текст? Докажите правильность ответа. (Это публицистический стиль.)

Сообщение ученика

3. О чем этот текст? (О любви к Родине и о том, из чего она складывается.)

4. Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе.)

5. Какая мысль раскрывается в тексте? (Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.)

6. Какую роль в раскрытии идейного замысла играет предложение №2? (Люди видят знакомые места другими глазами.)

Учитель: У писателя В. Солоухина есть очень хорошие слова. (Слайд № 28)

«А может, и вся – то красота заморских краёв лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа? Привыкли. Набалов а лись. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия». (В.Солоухин)

Подумайте, прав ли он.

У читель: Как мы называем человека, который с таким чувством говорит о Родине? (Слайд №29).

Словарная работа., Патриотизм, -а, м Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу., Патриот – человек, преданный интересам какого-н. дела, горячо любящий что-н.

Учитель. Человек должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) любовь к народу; г) любовь к родной природе. Настоящим патриотом своей Родины был Сергей Есенин. (Слайд №30)

12 стр., 5786 слов

«Организация работы с текстом на х литературного чтения, как ...

... мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению психологических основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом ...

V. Стадия осмысления. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА. (РАБОТА В ГРУППАХ)

Учитель. — На каком приеме построен текст? (На антитезе: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).

Учитывая это противопоставление, составим кластер.

Кластер – это графический систематизатор, который показывает типы связи между объектами или явлениями. В центре листа – ключевое слово. Далее вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые связаны с этой темой.

Словарная работа  1

Учитель. Как нам может помочь этот кластер? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что позволяет более быстро запомнить его).(Слайд № 31)

  • Проверьте себя, обменяйтесь мнениями. Что интересного можно увидеть в этих параллелях? (Скромность и красота, небо и земля, жизнь и неподвижность ( мрамор ), крохотный городок и Париж).

VI. Работа с тестами.

Учитель. Задания части А проверяют умение адекватно воспринимать текст. (Слайд №32)

Обработка тестовых заданий.

1) Учитель читает тесты вслух, просит уч-ся проверить и сопоставить результаты. Поставить себе баллы, оценивая каждый правильный ответ 1 баллом.

2) Проверка общей картины умения выполнять тестовые задания.

Критерии оценок: «5» — 7- 6 баллов; «4» — 5 баллов; «3» — 3-4 балла; «2» — 1-2 балла

Самопроверка, РЕЛАКСАЦИЯ (Слайд №34)

VII. Стадия рефлексии. Творческая работа.

1. Составление синквейна, Требования по составлению синквейна.

Одно существительное.

Два прилагательных.

Три глагола.

Предложение-вывод.

Ключевое слово.

Проверка выполнения.

2. Повторение.

Учитель: Что такое рассуждение? Из каких частей оно состоит? Как правильно написать сочинение-рассуждение?

(Слайды № 36-41)

3. Эскизы будущего сочинения (устно).

Учитель. А сейчас мы поработаем над эскизами будущего сочинения в трёх группах.

  • При написании сочинения не забывайте о том, что сочинение должно состоять из трёх смысловых частей:

Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое

2) АРГУМЕНТЫ;

3) ВЫВОД.

  • Какие предложения текста могут быть использованы в вашем сочинении как аргументы? Докажите правильность своего выбора.

4. Работа в группах., Отчёты в группах. Выступления учащихся.

VIII. Слово учителя.

(Слайды № 42-45)

И не случайно автор вдруг «вспомнил крошечный городок Спас-Клепики». Есенин – символ России, её душа и песня…

IX. Домашнее задание.

Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46)

15 стр., 7119 слов

Урок литературы в 11 классе.Подготовка итогового сочинения.»Человек ...

Слайд №1 Приветствие. Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к итоговому сочинению по литературе и проводим урок – семинар. Система выставления отметок за этот урок накопительная: ответ- 1 балл. Итог вашей работы будет оцениваться дважды: устная работа по окончании урока, ...

X. Подведение итогов.

Рефлексия.