«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста.
9-й класс
Цели урока
-
обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;
-
развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
-
воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции, уважительного отношения к родной земле, к Родине.
Мотивация:, Оборудование урока:, Применяемая технология:
Приемы: индивидуальная работа, работа в парах, составление кластера и синквейна, словарная работа, творческая работ.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Мотивация.
«Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
— Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? Во-первых, знать основные этапы работы с текстом. Во-вторых, уметь выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.
Давайте вспомним о структуре ГИА по русскому языку. (Слайд №2)
Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:
-
1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
-
2 часть – анализ текста, выполнение тестов;
-
3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
II. Чтение эпиграфа к уроку
О Русь – малиновое поле, И синь, упавшая в реку,
- Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Сергей Есенин
Работа с тропами.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?
Сравнение
Учитель: Читая стихи Есенина, открываешь для себя чарующую прелесть мира, которую прежде не замечал. Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится прочзвучавшее четверостишие? ( К теме Родины, родной природы.)
Подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического ...
... На сегодняшнем уроке мы должны подготовить материалы для сочинения по прочитанному тексту публицистического стиля. Прежде, чем мы приступим к самому тексту , вспомним лингвистические термины . - Что такое текст ? (лат. ... Что нам необходимо сделать, чтобы понять содержание текста ? 1) Определить речевую ситуацию, лежащую в основе созд.текста. Коммуникативное наме́рение автора. 2) определить тему ...
Единая разговорная тема нашего урока
(Слайд №4) Родина
Учитель. Родник – народ… Как родник питает реку, так и народ питает русскую прозу и поэзию. Народный поэт Есенин и народный писатель Паустовский. Оба до боли душевной любили Россию, оба посвящали ей свои лучшие произведения. Автор текста К.Г. ПАУСТОВСКИЙ — певец русской природы, открывший удивительную страну — Мещёрский край. У него можно поучиться умению так владеть русским языком, чтобы выразить свою любовь к родному языку и к РОССИИ.
(Слайд №5)
III. Чтение текста.
Задание. Послушайте текст. Выделите ключевые слова, чтобы составить кластер .
В это время звучит музыка и демонстрируются слайды с репродукциями картин И.Шишкина, И. Левитана, В. Поленова и с пейзажами средней полосы России.
(Слайды № 6 — 25)
Историческая справка.
Учитель: А чем интересен городок Спас-Клепики?
Сообщение ученика.
До революции Спас-Клепики являлись просто большим купеческим селом, расположенным в очень удобном для торговли месте — на пути из Рязани в Касимов, Муром и Владимир.
(Слайд №26)
IV. Стадия вызова. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
1. Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? (Рассуждение с элементами описания.)
2. К какому стилю речи относится текст? Докажите правильность ответа. (Это публицистический стиль.)
Сообщение ученика
3. О чем этот текст? (О любви к Родине и о том, из чего она складывается.)
4. Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе.)
5. Какая мысль раскрывается в тексте? (Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.)
6. Какую роль в раскрытии идейного замысла играет предложение №2? (Люди видят знакомые места другими глазами.)
Учитель: У писателя В. Солоухина есть очень хорошие слова. (Слайд № 28)
«А может, и вся – то красота заморских краёв лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа? Привыкли. Набалов а лись. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия». (В.Солоухин)
— Подумайте, прав ли он.
У читель: Как мы называем человека, который с таким чувством говорит о Родине? (Слайд №29).
Словарная работа., Патриотизм, -а, м Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу., Патриот – человек, преданный интересам какого-н. дела, горячо любящий что-н.
Учитель. Человек должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) любовь к народу; г) любовь к родной природе. Настоящим патриотом своей Родины был Сергей Есенин. (Слайд №30)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема любви в поэзии В.С. Высоцкого учащихся ...
... текстов был произведен по сборнику Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. - Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993. Гипотеза исследования : многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности. Работа ... там… (В. Высоцкий, «Песня о двух красивых автомобилях»). Вершина любовной лирики Высоцкого, безусловно - «Баллада о Любви». В высоком смысле слова она перекликается со ...
V. Стадия осмысления. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА. (РАБОТА В ГРУППАХ)
Учитель. — На каком приеме построен текст? (На антитезе: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, составим кластер.
Кластер – это графический систематизатор, который показывает типы связи между объектами или явлениями. В центре листа – ключевое слово. Далее вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые связаны с этой темой.
Учитель. Как нам может помочь этот кластер? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что позволяет более быстро запомнить его).(Слайд № 31)
- Проверьте себя, обменяйтесь мнениями. Что интересного можно увидеть в этих параллелях? (Скромность и красота, небо и земля, жизнь и неподвижность ( мрамор ), крохотный городок и Париж).
VI. Работа с тестами.
Учитель. Задания части А проверяют умение адекватно воспринимать текст. (Слайд №32)
Обработка тестовых заданий.
1) Учитель читает тесты вслух, просит уч-ся проверить и сопоставить результаты. Поставить себе баллы, оценивая каждый правильный ответ 1 баллом.
2) Проверка общей картины умения выполнять тестовые задания.
Критерии оценок: «5» — 7- 6 баллов; «4» — 5 баллов; «3» — 3-4 балла; «2» — 1-2 балла
Самопроверка, РЕЛАКСАЦИЯ (Слайд №34)
VII. Стадия рефлексии. Творческая работа.
1. Составление синквейна, Требования по составлению синквейна.
Одно существительное.
Два прилагательных.
Три глагола.
Предложение-вывод.
Ключевое слово.
Проверка выполнения.
2. Повторение.
Учитель: Что такое рассуждение? Из каких частей оно состоит? Как правильно написать сочинение-рассуждение?
(Слайды № 36-41)
3. Эскизы будущего сочинения (устно).
Учитель. А сейчас мы поработаем над эскизами будущего сочинения в трёх группах.
- При написании сочинения не забывайте о том, что сочинение должно состоять из трёх смысловых частей:
Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое
2) АРГУМЕНТЫ;
3) ВЫВОД.
- Какие предложения текста могут быть использованы в вашем сочинении как аргументы? Докажите правильность своего выбора.
4. Работа в группах., Отчёты в группах. Выступления учащихся.
VIII. Слово учителя.
(Слайды № 42-45)
И не случайно автор вдруг «вспомнил крошечный городок Спас-Клепики». Есенин – символ России, её душа и песня…
Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов интересующимися ...
... замечаются собственные недостатки. 2) ошибка в употреблении деепричастного оборота В) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого Г) Незнакомец спросил у ... питомцах. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого Г) На съезде учителей, проходивших в Сочи, было принято обращение к общественности. 4) ...
IX. Домашнее задание.
Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46)
X. Подведение итогов.