Каким должен быть настоящий учитель? (по тексту Ф. Вигдоровой)

Сочинение

Сочинение по проблеме мужества ЕГЭ по русскому языку

Война оставляет след в душе каждого человека. Кто-то читал книги и смотрел фильмы о войне, кому-то довелось или воевать, или жить в военное время. Говоря о войне, мы не можем не упомянуть о мужестве солдат. Как проявляется мужество в военное время? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Б.Л. Васильев, автор текста, предложенного мне для анализа.

В центре внимания автора события, происходившие в Брестской крепости в самом начале Великой Отечественной войны. Обращаясь к теме мужества, Б.Л. Васильев рассказывает историю о неизвестном защитнике, который сражался совсем один до апреля 1942 года. Автор подчеркивает, что этот человек бился без соседей, приказов, писем из дома. Все это говорит о самоотверженности, огромной силе воли, и, конечно, мужестве этого советского солдата, имени которого мы не знаем. Б.Л. Васильев обращает внимание читателей на рассказы экскурсоводов о защитниках Брестской крепости, сходивших с ума от жажды, но отдававших воду детям. Автор акцентирует внимание на том, что крепость не сдалась.

Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество свойственно людям, готовым пожертвовать жизнью ради защиты других людей.

Я согласен с позицией автора: солдаты проявляют мужество, делая ради защиты своей Родины все возможное, жертвуя жизнью во имя победы, в любых ситуациях поступая по чести. Я считаю, что мужество присутствует не только в поступках, которые мы считаем подвигами, но и в других ситуациях, когда речь идет о чем-то трудновыполнимом, но крайне важном и нужном.

Мужество мы видим в поступках, которые порой кажутся людям невыполнимыми. Такой пример присутствует в произведении А.Т. Твардовского «Василий Теркин»: боец переплыл ледяную реку, чтобы сообщить о взводе на правом берегу. Солдаты, сидящие в дозоре, сначала не поверили, что в такой холод по реке может плыть живой человек. Конечно, этот поступок Василия Теркина — пример проявления не только мужества, но и силы духа, достойной уважения.

Не только во время военного сражения человек может совершить поступок, который можно назвать мужественным. В произведении М.Шолохова «Судьба человека» мы видим именно такой случай. Андрей Соколов, попавший в плен, был вызван на допрос к Мюллеру. Голодный, уставший, изможденный солдат не отступился от слов, из-за которых оказался на допросе. Более того, он отказался пить за победу немцев, несмотря на голод. Этим герой заслужил уважение Мюллера и был отпущен с хлебом и салом обратно. Трудно представить, что испытал Андрей Соколов, отстаивая свою честь и гордость русского народа. Это, несомненно, поступок по-настоящему мужественный.

4 стр., 1982 слов

Проблема мужества человека на войне. По К. М. Симонову

... ознакомление с тем, что предстоит писать вам. Сочинение по проблеме мужества ЕГЭ по русскому языку Война оставляет след в душе каждого человека. ... Позиция автора выражена открыто: он считает, что мужество на войне проявляется в смелых, отважных поступках. Автор убежден, что мужество ... здесь тихие» Проблема мужества и стойкости отражена и в таком произведении, как повесть Васильева. Только здесь ...

Примеров, показывающих мужество солдат, огромное количество. Каждый из них уникален, но за всеми поступками стоит смелость, самоотверженность, желание сделать все возможное и невозможное во имя Родины. Сложно представить, что испытали люди, поступки которых мы называем мужественными. Эти солдаты достойны того, чтобы о них помнили.

Сочинение 9.3: Каким должен быть настоящий учитель? (по тексту Ф. Вигдоровой)

(200 слов) Настоящий учитель — это понимающий и тонко чувствующий человек, который может не только научить, но и направить детей по правильному пути. Он преподает не только свой предмет, но и науку жизни, показывая основные заповеди межличностного общения.

Пример такого преподавания описала Ф. Вигдорова в приведенном тексте. Наталья Викторовна — учитель, который хорошо знает своих учеников и вникает в такие подробности «какие могут быть известны только самому близкому человеку – пожалуй, только умной и наблюдательной матери». Она не только обучает своих подопечных, но и наблюдает за их нравственным развитием, корректируя его и направляя в нужное русло.

Не менее интересный пример описал В. Распутин в рассказе «Уроки французского». Главная героиня видела, что ее ученик голодает, что он нуждается в помощи, поэтому возвысилась над формализмом школы и протянула руку помощи. Она специально играла с ним в азартную игру, чтобы под видом выигрыша дать ему денег на еду. Лидия Михайловна была уволена за это, но даже тогда не оставила бедного мальчика. Она вернулась на Кубань и прислала ему посылку с яблоками. Она научила его чему-то более важному, чем французский язык, — отзывчивости и доброте.

Таким образом, настоящий учитель всегда поддерживает учеников и не ограничивается сухим изложением научных фактов. Он дает им первые нравственные уроки, которые упорядочивают нашу жизнь.

Многомудрый Литрекон посвящает сочинение 9.3 на тему «Настоящий учитель» всем преподавателям, которые своими советами делают его работу лучше. Обратите внимание на дополнительные примеры, свидетельствующие о том, что роль учителя в жизни ученика сложно переоценить.

  1. Пример из жизни. Моя мама рассказывала мне о том, как ее учительница спасла другую девочку, учащуюся с ней в одном классе. Она была сиротой и рано осталась без контроля семьи. Бабушка не могла уследить за ней, поэтому школьница попала в дурную компанию. Тогда учительница лично искала ее по всему городу и вызволяла из таких мест, в которые порядочные люди зайти боятся. Благодаря ее заботам героиня этой истории все-таки закончила школу и получила среднее образование. Теперь она уже вышла замуж и завела детей, но по-прежнему преклоняется перед учительницей, спасшей ее у самого обрыва в пропасть.
  2. Пример из истории. Роль наставников особенно очевидна, когда речь идет о венценосных особах. Так, В.А. Жуковский был учителем Александра Второго — императора-освободителя, который отменил крепостное право. Основы гуманизма, преподнесенные поэтом и писателем, подействовали на будущего царя, и он решил облегчить тяжелую участь русского народа. Именно впечатления от бесед с ученым и высоконравственным человеком положили начало этой великой реформе.

Текст ЕГЭ. Вигдорова о взаимоотношениях учителя и учеников. Проблемы. , Текст ЕГЭ о взаимоотношениях учителя и учеников. Ф.А. Вигдорова. Примерный круг проблем.

(1)Из дверей школы выходит Людмила Филипповна — директор. (2)Всё затихает, и директор поздравляет всех нас, учеников и учителей, с началом учебного года.

2 стр., 716 слов

Почему я хочу стать учителем? Пример ( на свободную тему)

... никогда не стареет. Как же я решила, что хочу стать учителем? Моя бабушка провела большую ... Мне кажется, только став учителем я смогу узнать, что я могу на самом деле, открыть и развить в себе все самое лучшее. Настоящий учитель ... все это создано для того, чтобы ученикам было проще и интереснее запоминать информацию. ... их всему, чему я научилась в школе: читать, писать, считать. Я могла потерять счет ...

— (3)Это первый послевоенный учебный год, — говорит она. — (4)Мы с вами навсегда за-помним, как мы собрались у дверей школы, чтобы начать занятия под чистым, свободным небом. (5)И сегодня, в такой большой праздничный день, я хочу напомнить вам о тех людях, которым мы обязаны своей свободой и счастьем, — о тех, кто храбро, самоотверженно сражался с врагом на фронтах Отечественной войны. (6)В этих боях погибли наши бывшие ученики: Гриша Данилов, Павлик Медведев, Нина Полянская.

(7)Мы слушаем её в глубокой тишине. (8)Она желает нам успеха, надеется, что мы будем упорно и хорошо работать. (9)Потом она поднимает руку: по всему двору разносится весёлый звон колокольчика, и по его зову двери школы широко распахиваются перед нами.

(10)Раз после уроков я увидела, что кое-кто из ребят не уходит: собрались вокруг парты Горюнова. (11)Толя вытащил шахматную доску и расставляет фигуры.—(12)Кто из вас играет?— спросила я, подойдя ближе.

  • (13)Я, — ответил Толя. — (14)И вот Саша, — кивнул он на друга, — и Глазков.
  • (15)Можно мне попробовать? — спросила я.

(16)Ребята переглянулись, и Толя, по обыкновению краснея, ответил:

  • Пожалуйста, Марина Николаевна. (17)Вы с кем будете играть?
  • (18)Хочешь, сыграем с тобой?

(19)Мы перенесли доску на мой стол, уселись друг против друга, ребята тесно окружили нас — и сражение началось. (20)Толя оказался серьёзным противником: толковым, расчётливым, осторожным. (21)Я играла немногим лучше его и неожиданно почувствовала, что волнуюсь. (22)Во-первых, мне казалось, что все симпатии на стороне Толи, все желают ему удачи, а это много значит — отношение окружающих! (23)Притом я вдруг поняла, что от исхода этой партии многое зависит, и решила, что мне просто необходимо выиграть. (24)Сдвинув брови, плотно сжав губы, мой противник изучал доску. (25)А рядом стоял его приятель Саша, и на его лице отражалось всё, что происходило на поле боя. (26)Он так переживал каждый Толин ход, словно это его, а не Толю ожидали победа или поражение.

(27)Я не очень-то могла наблюдать за окружающими, но не заметить, как ведёт себя Боря Левин, было невозможно. (28)Он «болел» за того, кому изменяло счастье. (29)Он не столько радовался хорошим ходам, сколько огорчался, если кто-нибудь из нас делал неправильный, по его мнению, ход. (30)Стоило мне или Толе взяться за фигуру, как раздавалось полное отчаяния «Эх!..». (31)В иные минуты он даже отворачивался, не в силах смотреть на наши действительные или воображаемые промахи.

9 стр., 4285 слов

Почему ребята вернулись за письмом солдата

... когда они ушли из дома бабы Настасьи. Почему ребята вернулись за письмом солдата?» Приведите в сочинении два аргумента из про­читанного текста, ... сказал: (62)— Вот почему Лёвушкин говорил: «У Княжина большие неприятности». (6З)Чепуха! (64)Тогда он поднял голову и тихо сказал: (65)— А ведь меня теперь в летчики ... кружка, всё впитывая как губ­ка. (42)А потом вдруг перестал ходить. (43)И на уро­ках ...

  • (32)Ты мешаешь, — сдержанно сказал наконец Толя. — (33)Раз не можешь смотреть спокойно, уходи.

(34)Боря присмирел.

(35)Через некоторое время я, сманеврировав своим чёрным конём, сняла Толиного слона. (З6)Положение белых усложнялось. (37)Я посмотрела на серьёзное лицо Толи, на морщинку, залёгшую у него меж бровей. «(38)3ачем я так стараюсь выиграть? (39)Ведь он совсем мальчик. (40)Даю же я иной раз Гале обыграть меня в шашки. (41)Он огорчится, а для меня проигрыш — не велика беда ».

(42)Был мой ход — он, по-видимому, решал судьбу партии: вслед за слоном я могла заставить Толю пожертвовать ладьёй, и тогда… (43)Но я стала сосредоточенно разглядывать противоположный угол доски, словно обдумывая какую-то совсем новую комбинацию, и пошла пешкой, давая Толе возможность воспользоваться неожиданным преимуществом. (44)Но он по¬смотрел на меня с таким откровенным изумлением, что мне стало неловко, а присмиревшие было ребята зашевелились, и кто-то разочарованно прошептал: «Поддаётся…»

  • (45)Вы ошиблись, Марина Николаевна, — сказал Толя. — (46)Возьмите ход обратно.
  • (47)Я сама виновата, впредь буду осторожнее, — возразила я, чувствуя, что тоже краснею.

(48)Но Толя не воспользовался моим великодушием, он не хотел победы, добытой по милости уступок и снисхождений. (49)Он сделал какой-то нейтральный ход, и тогда я пошла так, как собиралась прежде. (50)Белые сделали ещё несколько попыток защититься, но тщетно: через несколько ходов стало ясно, что положение их безнадёжное.

  • (51)Мат! — хором сказали ребята.

(52)Толя поднял на меня тёмные глаза и вдруг расплылся в широчайшей улыбке. (53)Я взглянула на часы: партия длилась сорок минут. (54)Если бы я разговаривала с Толей сорок минут подряд, узнала бы я о нём больше, чем сейчас? (55)Едва ли.

(По Ф. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965) — писатель, журналист, публицист. Работа в школе дала ФА. Вигдоровой большой материал для раздумий и наблюдений, нашедших отражение в книгах «Мой класс», «Дорога в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка», «Семейное счастье», «Любимая улица»

Примерный круг проблем:

1. Как может проявится человек в ситуации, менее удачной для него, чем для партнера? 2. В каких ситуациях можно понять истинную сущность человека? 3. На каких принципах должны строиться взаимоотношения учителя и учеников?

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Решить пробный ЕГЭ Проверить сочинение ЕГЭ Чек-лист «Сочинение ЕГЭ»

Положительные черты / Учитель

0

  • adminn
  • 0

Задание №1575

(1) Как-то во время встречи с читателями ко мне подошла молодая женщина.

(2) Я вас узнала, — сказала она мне. — (3) Вы часто приходили к нам в школу. (4) А один раз пришли, когда выступал перед нами лётчик. (5) Не помните? (6) Он только приехал с фронта. (7) Вспомнили?

(8) Я вспомнила. (9) Я очень хорошо помнила этот день.

(10) В самом конце войны в родной город на короткую побывку приехал молодой лётчик. (11) Времени было в обрез, но ему очень хотелось забежать в школу, где он ещё так недавно учился. (12) И, взяв за руку свою племянницу, которая поступила в первый класс той самой школы, куда он ходил десять лет, молодой лётчик повёл её знакомой дорогой.

27 стр., 13279 слов

Сочинение на последний звонок а на прощанье хочу сказать

... достойно и хорошо выступим на последнем звонке. Хочется, чтобы наш откровенно ... потом - большое количество друзей и общения. В моей памяти навсегда останется наша школа и все учителя, которые преподают в ней. Хочу сказать ... № 517. Мою первую учительницу зовут Людмила Александровна. Проучившись ... в яркие цвета, ребята всех воспринимали хорошо, радушно ... обожает свои предметы, а, следовательно, и нам ...

(13) Он довёл её до самых школьных дверей, и тут им повстречалась руководительница первого класса.

(14) 3айдёмте к нам, — сказала она лётчику. — (15) Встреча с фронтовиком — это прекрасное воспитательное мероприятие. (16) У нас уже были директор крупного завода, заслуженный артист республики и знатный сталевар… (17) А фронтовика ещё не было. (18) Пойдёмте!

(19) Он согласился. (20) И вошёл в класс.

(21) Вот, девочки, знакомьтесь, — сказала учительница. — (22) К нам в гости пришёл герой, лётчик. (23) Он прилетел к нам прямо с фронта. (24) Он учился в нашей школе и был всегда примерным учеником. (25) Он всегда строго соблюдал правила внутреннего распорядка, никогда не опаздывал и аккуратно выполнял домашние задания. (26) Он был вежливым учеником, он не грубил учителям, он…

(27) Я взглянула на лётчика. (28) Он стоял красный как рак. (29) У него было скуластое лицо и чуть раскосые глаза. (30) И по взгляду этих глаз — весёлому, чуть диковатому, было ясно: облик идеального школьника, который сейчас рисовала учительница, не имел к нему никакого отношения. (31) Было очевидно: ему случалось нарушать правила школьного распорядка. (32) Бывало, он опаздывал на уроки, бывало, не слишком аккуратно выполнял домашние задания. (33) И то ли ещё бывало!

  • (34) Все эти качества помогли ему стать настоящим воином, — продолжала учительница. — (35) Сейчас он расскажет вам о своих фронтовых подвигах и фронтовых буднях.

(36) Лётчик смотрел на девочек, словно размышляя, что бы такое им рассказать… (37) И что будет им интересно? (38) Если бы среди них сидел хоть один мальчишка, какой-нибудь веснушчатый, курносый Петька, какой-нибудь любопытный Лёнька… (39) Но перед ним были чистенькие и аккуратные девочки в коричневых платьицах и чёрных фартуках. (40) Лётчик-фронтовик — он попросту боялся этих девочек. (41) И вдруг, решившись, будто прыгнув с моста в воду, он заговорил.

(42) Он рассказал им, как ночевал однажды в селе, которое только-только отбили у врага. (43) Колхозники возвращались домой из леса, из землянок, где жили около полугода, спасаясь от немцев. (44) И вот, проснувшись, лётчик увидел, что у его кровати стоит девочка лет двух. (45) Она была одета в какое-то тряпьё, ноги босые, хотя стояла уже глубокая осень. (46) Волосы у девочки космами свисали на глаза, её давно не стригли. (47) В доме не было ничего: ни еды, ни белья, ни одежды, ни мыла, чтобы умыться.

8 стр., 3932 слов

Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. — Нет, ...

... на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость — вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» — слышит ...

(48) А мать у девочки лежала больная, — рассказывал лётчик. — (49) Она в землянке схватила лихорадку, и её принесли домой почти без памяти и положили на печку. (50) А девочка — голодная, холодная, грязная. (51) И мы с товарищем моим Серёгой вскипятили воды, посадили девочку в корыто и вымыли. (52) Потом закутали в шинель и стали думать, как бы её приодеть. (53) А Серёга на гражданке был сапожником. (54) Он взял мою меховую рукавицу и скроил девочке башмаки. (55) Руки у меня видите, какие большие? (56) Как лопаты! (57) А у девочки ножки вот какие, ну, прямо как у куклы. (58) Потом из Серёгиной фуфайки мы смастерили ей платье и даже кушачком подвязали. (59) А потом решили её постричь. (60) У неё глазки голубые, как незабудки, хорошие такие глазки, а за волосами не видно. (61) Но как постричь её ровно, красиво? (62) Ведь мы никогда этому делу не учились. (63) И вот, послушайте, как мы сообразили: я взял горшок, небольшой, глиняный, ну, обыкновенный горшок, в котором варят кашу, и надел девочке на голову — и постриг по краешку ровно-ровно! (64) В кружок постриг!

(65) Молодой лётчик смотрел на девочек, и видно было, что все эти аккуратные первоклассницы больше не пугают его. (66) Они слушали и смеялись, и он готов был рассказывать им ещё и ещё. (67) Он взглянул на учительницу, ожидая поощрения и похвалы, и словно кто-то остановил его на бегу. (68) Поджав губы, учительница смотрела на него недоумённо и строго.

(69) Пробормотав:

  • Ну, вот какое было дело, — лётчик умолк.
  • (70) Мы поблагодарим товарища фронтовика, — сухо сказала учительница, — и займёмся устным счётом!

(71) Когда лётчик вышел в коридор, учительница шагнула вслед за ним и сказала с укором:

  • А я надеялась, что вы расскажете детям что-нибудь поучительное, воспитательное! (72) А вы…

(73) И знаете, что я вам скажу, — произнесла та, что семнадцать лет назад, в сорок четвёртом году, маленькой девочкой вместе со мной слушала лётчика, — знаете что… (74) Вот странная вещь: сколько я с той поры слушала разных знаменитых людей — и артистов, и учёных — и не так чтобы много запомнила. (75) А всё, что тот лётчик рассказывал, помню, как будто вчера. (76) Всё помню: и девочку с горшком на голове, и как он её стриг, и как она смирно сидела, и как он кормил её шоколадом. (77) Ну, всё, всё, как будто видела своими глазами…

(По Ф. Вигдоровой)

Фрида Абрамовна Вигдорова (1915-1965 гг.)

Напишите сочинение рассуждение. 1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара…

Напишите сочинение рассуждение.

1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе -благополучием, славой. (8) А третье испытание – страхом. (9) И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19) И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20) К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36) Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47) И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

1 стр., 408 слов

Почему люди боятся перемен?

... только вперёд. Вместе со статьёй «Сочинение «Почему люди боятся перемен?» читают: (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5) ... либо решать хозяйственные трудности. Обломов боится переезда в новую квартиру, страшат его и перемены, которых не избежать, если ... глобальные перемены, но также и бытовые. Страшно то, что «футлярное состояние» Беликова плохо сказалось на обитателях провинции: люди перестали ...

2 стр., 774 слов

Трусость и предательство — глубокая моральная тема в школьном сочинении

... многих морально-этических темах. Так что им не составило особого труда написать про трусость и предательство сочинение. Конечно, до рассуждений взрослого состоявшегося как личность человека ещё далеко, ... Это чаще всего цитата. Какой эпиграф можно подобрать к сочинению на тему предательства и трусости? Краткий, эффектный и броский. Таким может стать афоризм, принадлежащий канадской писательнице "Миг ...

Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.

Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!

Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».

Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.

Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.

Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.

Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.