Проблема мужества человека на войне. По К. М. Симонову

Сочинение

Героизм на войне. Сочинение-рассуждение

Но кто же он – герой? Рассуждения о том, что же такое мужество и героизм на войне, мы имеем полное право вести, основываясь на рассказах наших дедов и прадедов, прочтенных книгах, просмотренных кадрах кинохроники тех лет, снятых фильмах. Речь Великой Отечественной войне.

Поступки и свершения, которые мы называем героическими, можно разделить на несколько видов. И хочется подробнее остановиться на каждом из них без исключения.

Классный час «Урок мужества и героизма» классный час (11 класс) на тему

МКОУ «СОШ а. Кызыл-Октябрь»

Классный час:

Урок мужества и героизма

Подготовила: Хубиева З. А.- классный руководитель 11 «а» класса

2017-2018 учебный год

Тема: УРОК МУЖЕСТВА И ГЕРОИЗМА(классный час)

Цели: формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

Предварительная подготовка.

1. Задания учащимся:

а) Подберите русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки, воспевающие красоту и мужество героев, и подумайте над вопросами:

  • В чем видит народ красоту человека?
  • Какие поступки людей определяются как героические, мужественные?
  • Согласны ли вы с представлениями русского народа о красоте и мужестве?

б) Приведите высказывания о мужестве, которые вам наиболее близки, и объясните, что определило ваш выбор (см. в кн.: Золотые россыпи о тебе, человек: Мысли, афоризмы, народная мудрость. –Одесса, 1968; Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. – М, 1980).

в) Подберите репродукции картин на тему «Прекрасны подвиги в бою, прекрасны подвиги в труде» и принесите их на классный час. Готовьтесь высказать свое впечатление о картинах и ответить на в о п р о с ы:

3 стр., 1153 слов

Урок мужества и душевной стойкости (по поэме А. А. Ахматовой ...

... домой, Кидалась в ноги палачу. Ты сын и ужас мой... Поэма "Реквием" не только открыла нам прошлое нашей страны. Она научила русских людей — и современников Ахматовой, и потомков ... — быть выше любого горя, сохранять свою душу, сохранять стойкость и мужество перед лицом любых испытаний. А сама ...

  • Чем прекрасны люди, изображенные на картинах?
  • Какими художественными средствами отражены в картинах мужество, стойкость советских людей?
  • Какие чувства вызывает у вас то или иное произведение?

г) Прочитайте книги о мужественных людях, их героических делах (см. кн.: Дети города-героя. – Л., 1974; Мальков, В. Северное сияние: повесть. – М., 1977; Медаль за бой, медаль за труд. – М., 1970; Морозова, В. Человек трудом славен: очерки. – М., 1981).

2. Провести обзор сочинений учащихся, написанных на уроках русского языка и литературы по темам: «Моя любимая книга о мужестве», «С чего начинается Родина?» и др.

3. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о детях-героях Великой Отечественной войны.

4. Двум-трем учащимся подготовить выступления о героических поступках учеников в наши дни.

5. Предложить учащимся высказать свое мнение по следующим вопросам:

  • Каких людей вы считаете героями?
  • Ваше понимание героического поступка?
  • Можно ли честное исполнение своего долга считать подвигом?
  • Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?
  • Что значит «быть мужественным»?
  • Применимо ли это понятие к женщинам?
  • Подвиг это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

6. Написать плакаты (по выбору):

«Дерзайте отчизну мужеством прославить!»

М. В. Ломоносов

«Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».

Н. А. Островский

«… Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».

Ю. Фучик

«Самое трудное – мужество повседневного труда. Найди себе идеал этого мужества и постоянно следуй ему».

В. А. Сухомлинский

Ход классного часа

1. Беседа .

Учитель. На сегодняшнем классном часе мы будем говорить о гражданине, о том, каким он должен быть, о его обязанностях и ответственности. Прежде чем мы начнём нашу беседу, давайте с вами дадим определение понятию «гражданин».

  • Кто такой гражданин?

Лицо – принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

  • Какими ещё качествами вы могли бы дополнить приведённое определение?
  • В каких ситуациях мы сталкиваемся с термином «гражданин»?

Работа в группах: ознакомьтесь с текстом Конституции.

Конституция РФ

В Конституции определено правовое содержание понятия «гражданин».

Статья 6.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Задание группам:

1. Напишите 5 критериев, которым должен соответствовать гражданин.

2. Дополните высказывание: Гражданин – это человек, который ценит/ приумножает/ уважает/ не приемлет…

5 стр., 2026 слов

«Права и обязанности граждан Российской Федерации», 9 класс

... права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность. Сочинение на тему «Права человека» Эссе на тему «Права человека ... социальные пособия. Проблема защиты прав детей очень актуальна на сегодняшний день в Российской Федерации. И огромное количество людей небезразлично к этой ...

Мы сегодня строим правовое государство и хочется верить, что в таком государстве мы будем не только иметь права и свободы, но и выполнять возложенные на нас обязанности. Что такое обязанности?

Обязанности – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности – это такое поведение человека, которое в обществе считается необходимым и должным. Они частично записаны в законах, а частично считаются в обществе чем-то само собой разумеющимся и определяются нормами морали. Например, никакой закон не запрещает радоваться чужой беде, а вот норма морали такое поведение осуждает. Норма морали приветствует, если мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, и хвалит того, кто считает своей обязанностью предложить свою помощь и поддержку. А возьмем русскую пословицу «Сам погибай, а товарища выручай». В ней мораль российского общества прямо обязывает помочь товарищу в беде. Что же касается наших обязанностей, которые определяются законами, то главные из них мы найдем в российской Конституции.

Работа в группах: прочитайте текст Конституции. В чём же заключаются обязанности граждан РФ?

Конституция РФ

Часть 2.

Статья 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Часть 1.

Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

Часть 4.

Статья 43. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Часть 3.

Статья 44. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Части 2 и 3.

Статья 38. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Учитель. Таким образом, наша обязанность – это такое наше поведение, которое нормами общественной морали и нормами права признается должным и необходимым. Нормы морали поощряют человека соблюдать обязанности, а при их несоблюдении не предусматривают иного наказания, кроме общественного осуждения. Люди могут отвернуться от человека, который что-нибудь обещает, а не делает, но наказывать его за это каким-нибудь штрафом не будут. Хватит и того, что этого человека перестают уважать.

А вот нормы права, выраженные в законах, требуют от человека действовать в соответствии с обязанностями. Если человек требования закона не выполняет, то за это должен нести ответственность.

Можем ли мы сами, по своей воле, расширять обязанности, определённые законом? Нет. В некоторых школах иногда появляются «герои»: ребят, что послабее, они заставляют отдавать карманные деньги. Объявляют это «обязанностью слабаков». Так вот такое поведение «героев» нарушает закон и права человека и заслуживает правового наказания. Желающие расширить в свою пользу обязанности других школьников встречаются с инспекторами по делам несовершеннолетних для нелицеприятных бесед.

3 стр., 1006 слов

Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем

... являются участники этих отношений, имеющие в соответствии с законодательством определенные права и обязанности друг перед другом. Основными (непосредственными) сторонами трудовых отношений следует признать ... законодательства и действующей правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни каждому члену общества. ...

Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Важно помнить не только о законодательном исполнении прав и обязанностей, но и о их исполнении на подсознании. Но для этого необходимо помнить об этом на протяжении всей жизни. И передавать этот опыт как традицию или обычай из поколения в поколение.

Кроме выполнения обязанностей, каждый гражданин также несёт ещё ту или иную ответственность.

  • Что такое ответственность в вашем понимании?

Ответственность разные люди понимают по-разному в разных ситуациях. Существует ответственность, которая нам предназначена, которую мы, в некоторых случаях, обязаны нести, в других случаях нам предоставляется выбор, нести ли ту или иную ответственность, и есть ответственность, которую мы определяем сами для себя. Это определение можно разбить на 3 различные категории: ответственность, которую мы несем, потому что ее нам навязывают, – долг; ответственность, которую мы несем, потому что этого требуют обстоятельства, – обязанности; ответственность, которую мы несем без чьих-либо указаний – поступки. Ответственность – разностороннее понятие, весьма распространенное и динамичное. Ответственность ложится на нас, даже если мы не задумываемся о ее существовании, иногда ответственность ложится на нас и если мы о ней задумываемся. Ответственность может также вынудить нас к действию. А уже что, где, когда и как – все это обусловлено многими факторами. Изучение ответственности означает особое исследование – и внутреннего и внешнего мира, что зачастую должно проводиться одновременно.

Работа в группах: приведите примеры ответственности дома, в школе, по отношению к окружающим людям.

  • Что случается, если ответственность не выполняется? Когда выполняется?

Итак, примерный гражданин своего отечества ответствен, выполняет обязательства, изложенные в Конституции.

  • А должен ли он быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости. В устном народном творчестве отразились представления об идеале гражданина. Каковы же они? Вспомните русские былины, героические сказки…

2. Выступления заранее подготовленных учащихся.

Они рассказывают, как в борьбе со злом в русских народных сказках простой крестьянский сын, даже и не самый лучший среди своих братьев, становится писаным красавцем, так как он проявил мужество, отвагу, находчивость и смелость, ловкость и хитрость. Красота героя – в его скромности, доброте, в бескорыстном служении народу, в готовности в любую минуту пожертвовать своей жизнью ради счастья людей.

З а д а н и е. Приведите понравившиеся вам высказывания о мужестве, героизме. Сравните их со следующими:

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

21 стр., 10336 слов

Аргументы к сочинению влияние войны на человека

... напишем план к сочинению и обсудим самую распространенную на экзамене тему проблемы мужества. Конечно, тем довольно много: отношение к русскому языку, роль матери, учителя, детства в жизни человека и многие ... обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать. "В списках не значился" Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и ...

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

3. Продолжение беседы.

История нашей Родины знает много беспримерных подвигов граждан в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Мужество, стойкость, духовную красоту проявляли не только взрослые, но и дети. «Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта, – писал из действующей армии в 1941 г. А. Гайдар. – И повсюду я видел у них огромную жажду дела, работы и даже подвига».

Выступления заранее подготовленных учащихся.

Они рассказывают о подвигах учеников в годы Великой Отечественной войны.

У некоторых ребят подвиг связывается с физической силой, отвагой, мужеством – качествами, которые можно проявить только в боях и сраженьях.

  • Но разве подвиг – это только бесшабашная храбрость?
  • Можно ли совершить мужественный поступок в мирное время?

Обсуждение учащимися вопросов.

Далее учащиеся читают «Балладу о раненом поле» из документальной драмы «Спроси себя …» (о Михаиле Морозе).

Высшее проявление красоты человека выражается в заботе о процветании своей Родины, в готовности в любую минуту встать на ее защиту. Любить Родину – значит гордиться ее достижениями, быть полезным своему народу, бороться со всем, что мешает нам жить. От того, какими интересами живет гражданин, как участвует в решении пусть даже маленьких, но общественно ценных задач, зависит готовность к подвигу.

Подумайте и ответьте на в о п р о с ы:

  • Как можно готовить себя к подвигу?
  • В каких ситуациях вам приходилось проявлять смелость, мужество?
  • Как вы развиваете свою волю, целеустремленность, смелость?
  • В чем проявляется ваша любовь к Родине?

Обсуждение учащимися вопросов.

Учитель. В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости и политической зрелости. «Смелость и мужество – эти нравственные и волевые черты, – писал В. А. Сухомлинский, – необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь.

4. Подведение итогов.

В заключение учитель знакомит школьников с законами воспитания мужества по книге В. А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» (Киев, 1975, с. 150).

Тыловой героизм в годы войны

Один из самых популярных лозунгов времен ВОВ «Все для фронта, все для победы!» отнюдь не являлся пустым набором идеологических клише. Работа в несколько смен, постоянное перевыполнение производственных планов, разработка и изготовление новой продукции в кратчайшие сроки, которые и не снились в мирное время. И все это на фоне постоянного недоедания, недосыпания, зачастую в условиях холода. Разве это не героизм? Пусть маленький, ежедневный, незаметный на индивидуальном уровне, но сложившийся в масштабах целой страны в одну на всех Великую Победу. Каждый из них был героем: и двенадцатилетний пацан, заменивший у станка ушедшего на фронт отца; и учительница, проводящая уроки в холодных классах; и старшеклассница, после уроков идущая в госпиталь помогать ухаживать за ранеными; и миллионы других, занимающихся каждый своим, необходимым на тот момент делом. Достаточно вспомнить эпопею начального периода войны, когда проводилась эвакуация заводов в восточные районы страны, и буквально через несколько месяцев предприятия, выброшенные в голых полях, начинали выдавать столь необходимую на фронте продукцию.

2 стр., 564 слов

«Война»: подвиг народа

... подвиг нашего народа. На данный момент в общественный доступ поступают материалы, которые рассекречиваются, изучив их, можно отыскать множество интересных фактов. Сочинение на тему "Великая война" должно иметь структуру, например: введение; подвиг солдата ...

Русская солдатка

Были в Российской армии в первые десятилетия ХХ столетия и свои Надежды Дуровы. Шел декабрь 1915 и некий доброволец Николай Попов был зачислен разведчиком в 88 Петровский полк. Молодой талантливый солдат проявлял себя как способный разведчик и отважный солдат, а во время одной из вылазок во вражеский тыл привел вместе со своим сослуживцем ценного языка. За эту операцию Николая представили к Георгиевскому кресту IV степени. А раскрылась тайна, когда Николай Попов с кишечной инфекцией попал в госпиталь, где и выяснилось, что он — Кира Башкирова, молодая девушка, которая ослушалась отца и тайком сбежала на фронт.

Герои повседневности

Обыденный героизм во время войны. Как это ни странно, но так видится обычная жизнь на фронте – именно рутиной. Если кто-то не согласен, то попробуйте представить себе нахождение каждый день в окопах, без движения и даже без особых боев, с изредка возникающими перестрелками. Каждый день ходить по одному, достаточно ограниченному маршруту; каждый день заниматься чисткой оружия и амуниции, различными хозяйственными работами и т. д. Словом, просто жить, находясь на одном месте. Рутина. А теперь вспомним, что это все происходит на передовой; что в нескольких сотнях метров, буквально за овражком, находится смертельный враг, который в любой момент может попытаться убить тебя или твоего товарища; что каждая минута твоей жизни здесь может стать последней. И вот в этих условиях невыносимого напряжения воли, сил и эмоций находиться постоянно, но находить в себе силы остаться человеком. Разве это не героизм?

1 стр., 479 слов

«Героизм русского солдата в годы войны» ( )

... тот самый красный флаг, поднятый над фортом, становиться для всех символом героизма русских солдат. В последние моменты, когда боеприпасы были на исходе, контрадмирал Фон Эвершарп предложил морякам ... а ради товарищей. Также всем нам известен подвиг героев-панфиловцев. При обороне Москвы в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг двадцать восемь бойцов из дивизии генерала ...

Русские не сдаются

Всем с детства известна аксиома, что русские не сдаются, а враг услышал еще раз эту фразу у деревни Линевка. Произошло это 14 июля 1916 года, и этот день по праву занимает свое место в зале воинской славы русского оружия и духа. Небольшой отряд, которым командовал молодой подпоручик 21-го Сибирского полка Александр Вараксин, попали в окружение, отказавшись сдаться в обмен на жизнь. Русские отстреливались до последнего патрона, и когда они закончились, подпоручик встал в полный рост и отбивался от врагов штыком. Под огнем вражеских ружей русские солдаты пали, а немцы, ворвавшись в окоп, в гневе подняли на штыках мертвое тело Вараксина.

Героизм офицеров

Здесь речь пойдет об офицерах в невысоких званиях (от младшего лейтенанта до капитана), занимающих посты от взводного до комбата, от командира расчета до командира батареи и т. д. Обо всех тех, кто находился на линии непосредственного соприкосновения с противником – вел за собой роту в бой, командовал танком, сидел за штурвалом самолета, ходил в составе разведгруппы за линию фронта. В принципе, любой из них такой же солдат, но с определенной долей дополнительной ответственности, возложенной на него командованием.

Ежедневно поднимать взвод/роту/батальон в атаку, прямо на вражеские пулеметы. А вечером писать похоронки родственникам погибших бойцов, при этом не забывая о нуждах живых. Каждый день садиться в танк и мчаться по открытому полю навстречу смертоносным выстрелам орудий, минным полям, вражеским бронированным монстрам. Делать в день три-четыре вылета на территорию, занятую противником, на стальной, смертоносной, но такой уязвимой птице, понимая, что в любой момент тебя могут поджечь, а шансов остаться в живых при падении с небес у тебя практически никаких. Неделями находиться в открытом море, изредка спускаясь в толщу воды на своей субмарине и понимать, что вокруг море, и любой твоей ошибкой враг воспользуется, не оставляя тебе даже призрачной надежды на спасение. И еще тысячи других опасностей, неотделимых от естественного хода войны, обо всех из которых невозможно упомянуть всего лишь в одной теме: «Героизм на войне: сочинение о мужестве и самопожертвовании».

Разве в подобных условиях можно сказать, что до обеда был проявлен героизм человека на войне, а после обеда уже нет? При этом нужно учитывать, что командир подразделения обязан по должности и сути думать не только за себя, но и за весь личный состав. Он организует и ведет бой, он ответственен за людей и материальное снабжение, наличие боеприпасов, питания и медикаментов. Колоссальное напряжение!

1 стр., 471 слов

Героизм и мужество советских солдат по тексту Васильева

... может. Таким образом, в повести “Обелиск” писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Всем известно произведение Бориса ... солдат». Внимание автора привлек неизвестные защитник, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. Таким образом, позиция автора заключается в том, что в военные годы человек ...

Штабной героизм

Труд военачальника на войне невероятно сложен. У него в руках огромные массы людей, техники, ресурсов, но и его личная ответственность от этого только многократно возрастает. В его власти бросить всю эту силу в бой. Но от того, насколько грамотно и полезно, с точки зрения войны, он распорядится всем этим, зависят жизни сотен тысяч человек. Если он впустую израсходует боезапас, сожжет в бессмысленных атаках танки и самолеты, бездарно потеряет артиллерию – все это придется восстанавливать тылу, испытывая дополнительные трудности. Если уже в начале операции будет потеряна большая часть пехоты, то в дальнейшем у полководца просто не останется сил для продолжения начатого. Не говоря уже о тысячах загубленных жизней, о десятках тысяч семей, в которые пришло горе. Как можно отмерить весь тот груз, который ложится на плечи этого человека, – ежедневно посылать на смерть тысячи людей?

Вспомним одного из лучших маршалов СССР – К. К. Рокоссовского. За всю войну он лично ни разу не выстрелил по противнику, и бои воочию наблюдал исключительно из штабных окопов, с безопасного отдаления. Но разве можно сказать, что он не является героем? Человек, блестяще разрабатывающий и воплощающий самые яркие операции; полководец, войска которого наносили врагу колоссальный урон; военачальник, чей воинский талант признавали даже генералы вермахта; человек, являющийся одним из творцов Победы, – это настоящий герой. Такими же героями были, есть и будут все те тысячи офицеров, воевавших в то лихое время. Не важны количество звезд на погонах и занимаемые должности, потому что любой из них, от лейтенанта до маршала, от взводного до Начальника Генерального штаба, – каждый выполнял то, что поручила ему Родина. Каждый нес свою меру груза, единого для всех командиров.

Герои прошлого, настоящего и будущего

Героизм на войне… Сочинение на эту тему в обязательном порядке неоднократно пишет каждый школьник, основываясь в первую очередь на некоем собирательном образе, сформированном теми или иными источниками. Но все их объединяет то, что происходит описание чего-то яркого, неординарного, однозначно выбивающегося из общего ряда событий, невозможных в мирной жизни, но в то же время достаточно обыденных во время ведения боевых действий.

Как тут не вспомнить о подвиге гарнизона Брестской крепости? Пронзительные слова «Погибаю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!», нацарапанные на стене, навсегда врезаются в память любого, кто их увидел. Безымянный герой, осознавая безнадежность сопротивления и готовясь к неизбежной гибели, остался верен присяге до конца.

1 стр., 446 слов

Как война влияет на жизни людей? По тексту Б. Л. Васильева

... Судьба человека» говорится об Андрее Соколове – человеке, который потерял на войне свою семью. Герой встречает маленького сироту, который также лишился родителей на поле битвы. Мальчик сразу признал в солдате своего отца. Война ... не личного счастья, а личного подвига». Васильев считает, что война полностью меняет человека. Она переворачивает всю его дальнейшую жизнь, приводя к ужасным последствиям. Я ...

Николай Талалихин, летчик-истребитель, патрулировал небо Москвы, истратил весь боезапас, но у него был приказ не пустить к столице немецкие бомбардировщики. И он принял единственно возможное в тот момент решение – таран. Не думая о собственной безопасности, не взвешивая шансов на выживание, он выполнил приказ до конца. Первый ночной таран вошел в историю!

Сталинград. Дом Павлова

Сержант Павлов с горсткой бойцов захватил дом в пылающем Сталинграде. Развалины, которые являлись стратегически важным объектом, подразделение под его командованием удерживало два долгих месяца – шестьдесят три дня бесконечных обстрелов и атак. Шестьдесят три дня Подвига!

Николай Кузнецов, советский разведчик, находясь под личиной немецкого офицера в самом логове врага, один против всех, добывал секретнейшие сведения, уничтожал крупных руководителей оккупантов.

Александр Матросов — простой пехотинец. Когда его рота поднялась в атаку, закрыл своим телом амбразуру немецкого дота. Пошел на верную гибель, но спас своим поступком жизни десятков сослуживцев, обеспечив успех атаки.

Николай Сиротинин, старший сержант, оставшись один, больше чем на два часа задержал наступление немецкого танкового полка. В одиночку огнем из орудия и карабина уничтожил одиннадцать танков, семь бронемашин и почти шестьдесят гитлеровцев.

Дмитрий Карбышев, генерал, оказавшись в плену, неоднократно получал от командования германских войск предложения о сотрудничестве. Будучи прекрасным военным инженером, мог бы оказаться в отличных условиях, не испытывая никаких лишений. Понимая всю тяжесть последствий своего решения, отверг их. Руководил подпольем в концлагерях. Погиб, так и не склонив головы перед врагом.

Сестра милосердия

Когда объявили о мобилизации, Римма Иванова добровольцем ушла на фронт, и служила сестрой милосердия 105-го Пехотного полка. В одном из первых же боев вынесла на себе командира полка, и командование наградило девушку железным крестом. За год службы спасла жизни более 600 бойцам, а в сентябре 1915 года у села Доброславка, когда погибли два командира, приняла на себя командование. Хрупкая и женственная она повела солдат в атаку, удержав позиции. Ведя солдат в атаку, Римма была смертельно ранена, и умерла на руках солдат. Очевидцы потом говорили, что ее последними словами были «Боже, спаси Россию», за свой подвиг получила Орден.

Сидор Ковпак

Оставшись на оккупированной территории, за короткое время создал из немногочисленной группы мощнейшее партизанское соединение, наводившее ужас на немцев. На борьбу с ним снимались боевые части с фронта, тратилось огромное количество ресурсов, но Ковпак продолжал громить врага, нанося огромный урон живой силе, технике, тыловым коммуникациям и инфраструктуре.

В рамках одной статьи просто невозможно упомянуть все те миллионы случаев, когда проявлялся героизм в Великой Отечественной войне. Да и цели такой не стоит. Ведь что объединяет их всех? Общее в них то, что никто из людей, совершивших подвиг, не планировал его. Возможно, многие из них даже не задумывались о возможности его совершения. Но пришло время, сложились обстоятельства, возник нужный момент – и они, не задумываясь, шагнули в Вечность. Без раздумий, не оценивая шансов на благополучный исход, не размышляя о последствиях, а исключительно по зову сердца и велению души, люди делали то, что от них требовалось в тот момент. Многие отдавали самое ценное, что у них было, — свою жизнь.

Героизм на войне

Любая война – это горе, потери, личностная и государственная проблема. Героизма на войне много, без него просто невозможно представить ни один вооруженный конфликт, а тем более Великую Отечественную. И только от каждого из ее участников зависел окончательный итог. И наши предки сделали это! Как делали сотни лет до них, как будут делать после них.

Мы рассмотрели вопрос о том, что же такое героизм на войне. Аргументы, приведенные здесь, могут кому-то показаться наивными, спорными, но хотелось бы надеяться, что кто-то с нами согласится и, возможно, дополнит тему: «Героизм на войне: сочинение о мужестве и самопожертвовании».

Вечная слава героям! Их подвиг бессмертен. Их подвиг бесценен.

Брусиловский прорыв

Завершим список обобщающим подвигом всего русского воинства. Брусиловский прорыв, состоявшийся летом 1916 года, стал самой эффективной операцией всей Первой мировой войны. Массовый героизм, когда в лесисто-болотистой местности, преодолевая сопротивление противника, русские солдаты продвинулись на 80, а в некоторых местах на 120 км вглубь занятой врагом территории. По разным подсчетам немецкие потери составили около 1,5 млн. убитых и раненых. Подвиг русских солдат состоял в мужестве и отваге во время освобождения территорий, а еще в том, что операция отвлекла значительные силы немцев и австрийцев с Западного фронта.

Все эти подвиги — вершина осознанной жертвенности. Собственная безопасность в этих случаях уходила на второй план, уступая место долгу и чести, любви к Отчизне, жертвенности во имя народа.

24 3