Проблема нравственного выбора человека на войне

Сочинение

Сочинение по тексту:


Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве белорусского писателя Василя Быкова. Честь, совесть, достоинство, героизм, верность своему долгу — именно эти проблемы часто затрагиваются писателем.

В предлагаемом для анализа отрывке из рассказа «Зенитчица» В. Быков обращается к проблеме нравственного выбора человека на войне. Нравственный выбор в нечеловечески жестоких условиях военных действий — сегодня, к сожалению, этот вопрос звучит с новой силой. Причина этого — всё разрастающиеся военные конфликты современности. Автор рассказывает историю о том, как комбат Колесник и его любимая девушка, зенитчица Катя, выходят из окружения. У Колесника это уже третье окружение. После выхода из первых двух ему, боевому офицеру, пришлось очень долго доказывать, что он не предатель. Ему даже грозил трибунал. Колесник опасается, что и сейчас ему не поверят. Его мучает мысль: «Теперь последний рывок, и они среди своих. Но что после?» А после могли быть опять долгие допросы, обвинения в предательстве, штрафбат, трибунал. В. Быков пытается найти ответ на вопрос: как поведёт себя человек в таких тяжелых обстоятельствах? По мнению писателя, Колесник стоит у нравственной черты, за которой ты или герой, или подлец. Не смог, по мнению писателя, совершить комбат этот тяжелейший нравственный выбор: он хочет вернуться к своим раненым, ведь к ним было меньше вопросов и больше доверия. Но для Кати Колесник — предатель и трус. Поэтому она решительно нажимает на спуск автомата: «Назад она уже не оглядывалась и больше не интересовалась тем, кого пристрелила». Но весь трагизм сложившейся ситуации оказывается в том, что убила Катя отца своего неродившегося ребёнка.

Позиция автора одновременно и ясна, и очень сложна: безусловно, недоверие к вышедшим из окружения унижает и оскорбляет людей, желающих выжить, вернуться к своим и воевать дальше. Но и позицию Колесника писатель не разделяет: не пристало боевому офицеру трусить и искать спасения в мнимом ранении.

Сложно не согласиться с В. Быковым в том, что судьба человека на войне трагична, только нравственно сильным людям дано сделать правильный выбор: героическая смерть или позорная жизнь труса.

5 стр., 2019 слов

Сочинение хочу стать писателем

... психологическая незавершенность книги. Например, такой писатель как Иван Сергеевич Тургенев. Этот ... жизни. Книги, создание рецензий, статей, заметок – это стало моей жизнью, в которой ... человек не мог выразить свое мнение о том, что его окружает. ... я становилась, тем очевиднее становился выбор моей будущей профессии. Все началось ... тем все больше понимала, чему я хочу посвятить свою жизнь. «Каждый день ...

Можно привести ряд примеров из литературы, подтверждающих мысль о том, что именно на войне, когда человек оказывается в экстремальной ситуации, может полностью раскрыться характер. Обратимся к повести В. Быкова «Сотников». Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не предателем, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал, не понял чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нём плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. В чём трагизм ситуации? В том, что писатель и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своём предательстве. В. Быков оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще даёт человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Проблема нравственного выбора находит воплощение и в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда останется истинным героем, хотя официально таковым и не был признан. Этот скромный сельский учитель совершил правильный нравственный выбор: в тяжелейшие минуты жизни и смерти он поддержал своих учеников, личным примером показав подросткам, что мужество и самоотверженность — самые главные качества человека на войне.

Таким образом, можно сделать вывод: на войне человек поставлен в ситуацию нравственного выбора, и кем быть: выжившим подлецом или погибшим героем — зависит исключительно от самого человека.


Текст Василя Быкова:

Развитие сюжета

Комбат Колесник уже выходил из третьего окружения, после того как многие из его сослуживцев погибли. Некоторым повезло, в том числе и Колеснику, который смог выжить и вернуться на батарею. Однако его действия стали вызывать подозрения, и он был отправлен в отдел, где ему пришлось заполнять анкеты и отвечать на допросы.

К счастью, нашелся свидетель, который подтвердил все его объяснения, и ему поверили. Колесника снова послали на батарею, где ему пришлось сражаться еще один месяц. В этот раз они оказались в окружении, но смогли проскользнуть между немецкими частями и спастись.

Однако в следующем сражении батарея погибла, и только Колесник и зенитчица Катя, с которой он был близок, выжили. После этого они оказались в огневом бою, и Колесник понял, что они приближаются к моменту, к которому так стремились. Однако у него были сомнения и страхи о том, что будет после этого.

Он не хотел думать о том, что будет после, пока они продолжали сражаться и теряли бойцов и командиров. Ему повезло только с Башмаковой, которую он смог вывести из опасной ситуации. Он благодарен, что ему удалось это сделать, но не мог не думать о том, что будет дальше.

Когда Колесник предложил своему товарищу взять автомат и выстрелить в его руку, чтобы понять, что они проходят, тот был ошеломлен. Однако Колесник объяснил ему, что это необходимо, чтобы они поняли, на что они способны и как далеко они готовы зайти в этой войне.

47 стр., 23498 слов

Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков

... потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились на том этапе развития человеческого общества, когда предметы-подлинники, взятые из ... были украшены мозаиками и фресками работы выдающихся мастеров. Эти мозаики достойны стоять в ряду лучших творений византийского искусства, но в них есть и нечто новое: ...

Исследование влияния гормональных препаратов на женское здоровье

Гормональные препараты известны уже много лет и активно используются в медицине. Они могут быть предписаны в качестве контрацептивов, для лечения гинекологических заболеваний, а также для поддержания беременности. Некоторые исследования связывают их использование с определенными рисками для здоровья женщин.

Увеличение риска развития рака

Проведенные исследования также показали прямую связь между употреблением гормональных препаратов и риском развития рака молочной железы. Женщины, которые получают инъектированные гормональные препараты на протяжении пяти и более лет, имеют более высокий риск развития рака молочной железы, чем женщины, которые не принимали эти препараты.

Влияние на функцию щитовидной железы

Использование гормональных контрацептивов может снизить функцию щитовидной железы. Хотя это явление обычно обратимо, когда женщина прекращает принимать препараты.

Риск развития тромбов

Прием гормональных препаратов также связан с увеличением риска образования тромбов, особенно у женщин с высоким кровяным давлением и/или курящих. В некоторых случаях это может привести к тромбозам, инсультам и сердечным приступам.

Заключение

Использование гормональных препаратов имеет свои преимущества, но также сопряжено с рисками для здоровья женщин. Женщины, получающие гормональные препараты, должны внимательно следить за своим здоровьем и регулярно проходить медицинские обследования для своевременного выявления возможных проблем.