И синквейн на х русского языка и литературы консультация по литературе

Эссе

Педсовет №2. 08.11.2010г.

На этом педсовете были рассмотрены приёмы технологии критического мышления при работе на уроках русского языка и литературы. Особое внимание было уделено использованию эссе и синквейн в обучении учащихся.

Эссе

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

Данный приём целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения. При этом главное правило свободного письма — не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

10-минутное эссе можно использовать после чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста. Учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма на предложенную тему.

Иногда текст свободного эссе может быть использован как подготовительный этап работы для более солидного сочинения. 5-минутное эссе, в свою очередь, может быть использовано в качестве задания для подведения итогов изученной темы.

Примером 10-минутного эссе может быть задание по рассказу Платонова «Юшка» на уроке литературы в 7 классе, где ребятам предлагается написать письмо Юшке от лица одного из его односельчан, где они просят у Юшки прощения за своё равнодушие.

Для учителя важно получить обратную связь, поэтому учащимся могут быть предложены два пункта: написать, что они узнали по новой теме или задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Синквейн

Синквейн — это стихотворное мини-сочинение, которое состоит из пяти строк, изображающих некоторый объект. В своей форме синквейн напоминает японский хайку, но, в отличие от хайку, синквейн используется не для описания природы, а для описания любого объекта, поэтому он и получил своё название — по английскому слову «cinquain», что означает «пять строк».

Структура синквейна похожа на пирамиду, где первая и последняя строки состоят из одного слова, а вторая — из двух, третья — из трёх и четвёртая — из четырёх слов.

20 стр., 9850 слов

Отличие эссе от рассказа

... разум, оставшийся совершенно один в нигде и никогда? Фантастический рассказ балансирующий между научной и свободной фантастикой, что требуется для донесения нескольких главных мыслей ... метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности. Отличия от романа Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для ...

Первый предмет Один предметный глагол Два прилагательных Три существительных Одно смысловое слово
Стул Структурированный Низкий, деревянный Четыре ножки, сиденье Комфорт

Данный приём может быть использован для сокращённого и выразительного описания любого объекта (книги, человека, события и т.д.).

Кроме того, синквейн может служить как как подготовительный этап для более сложного и продолжительного сочинения.

В ходе педсовета были представлены и другие интересные приёмы, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, для формирования критического мышления и развития творческих способностей учащихся.

Студия синквейн на уроках литературы

На уроке литературы в 8 классе по рассказу Паустовского «Телеграмма» ребятам предлагается написать письмо от лица главной героини своей матери, в котором она просит прощение за свои поступки.

Данный прием побуждает учащихся глубже анализировать свои ощущения, лучше увидеть суть проблемы рассказа.

Слайд 4

Синквейн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн — концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Слайд 5

Правила написания синквейна: Просты и доступны

  • (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
  • (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
  • (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
  • (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  • (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Используется синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести… Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а учителю понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Слайд 6

— примеры синквейна

Слайд 7

Технология составления синквейна при работе с текстом на уроках русского языка

Анализ текста

1. Найдем в тексте существительное (существительные).

О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?

Текст содержит следующие существительные: «утро», «предмет», «лицо», «чудо». Рассказывается о летнем утре и предмете, который является чудом. Существительное «утро» употребляется чаще всего.

2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.

Из текста можно выделить прилагательные «летнее» и «прекрасное», которые относятся к существительному «утро» и наиболее точно характеризуют данное утро.

3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?

В тексте используются следующие глаголы для обозначения действий предмета (лица): «радует», «удивляет», «восхищает». Последовательность глаголов: радует, удивляет, восхищает.

Летнее утро прекрасно. О, чудо!

Выводы

Синквейн

  • позволяет отработать навыки анализа текста
  • развивает внимание учащихся к слову, обогащает словарный запас
  • побуждает ребят анализировать свои ощущения
  • помогает учителю организовать диалог
  • данный методический прием помогает вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету
  • подготавливает к краткому пересказу
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом