И синквейн на х русского языка и литературы консультация по литературе

Эссе

Педсовет №2. 08.11.2010г.

Приёмы технологии критического мышления. Эссе и синквейн на уроках русского языка и литературы.

Слайд2

Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.

Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

  1. написать, что они узнали по новой теме;
  2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Слайд 3 — примеры эссе

Примером 10-минутного эссе могут быть следующие задания.

На уроке литературы в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» ребятам предлагается написать письмо Юшке от лица одного из его односельчан, где они просят у Юшки прощение за своё равнодушие.

20 стр., 9850 слов

Отличие эссе от рассказа

... разум, оставшийся совершенно один в нигде и никогда? Фантастический рассказ балансирующий между научной и свободной фантастикой, что требуется для донесения нескольких главных мыслей ... метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности. Отличия от романа Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для ...

На уроке литературы в 8 классе по рассказу Паустовского «Телеграмма» ребятам предлагается написать письмо от лица главной героини своей матери, в котором она просит прощение за свои поступки.

Данный приём побуждает учащихся глубже анализировать свои ощущения, лучше увидеть суть проблемы рассказа.

Слайд 4

Синквйн

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Синквейн — концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Слайд 5

Правила написания синквейна: Просты и доступны

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Используется синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а учителю понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Слайд 6 — примеры синквейна

Слайд 7

Технология составления синквейна при работе с текстом на уроках русского языка

1. Найдем в тексте существительное (существительные).

О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?

2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.

3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?

Утро.

Летнее, солнечное.

Радует, удивляет, восхищает.

Летнее утро прекрасно.

О, чудо!

Слайд 8

Выводы

Синквейн

  • позволяет отработать навыки анализа текста
  • развивает внимание учащихся к слову, обогащает словарный запас
  • побуждает ребят анализировать свои ощущения
  • помогает учителю организовать диалог
  • данный методический прием помогает вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету
  • подготавливает к краткому пересказу
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом