Педсовет №2. 08.11.2010г.
Приёмы технологии критического мышления. Эссе и синквейн на уроках русского языка и литературы.
Слайд2
Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять.
Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
- написать, что они узнали по новой теме;
- задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Слайд 3 — примеры эссе
Примером 10-минутного эссе могут быть следующие задания.
На уроке литературы в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» ребятам предлагается написать письмо Юшке от лица одного из его односельчан, где они просят у Юшки прощение за своё равнодушие.
Отличие эссе от рассказа
... разум, оставшийся совершенно один в нигде и никогда? Фантастический рассказ балансирующий между научной и свободной фантастикой, что требуется для донесения нескольких главных мыслей ... метагипотезу, со своей оригинальной действительностью и способом изображения этой действительности. Отличия от романа Жанр эссе развивался параллельно с жанром романа. Последний, однако, более привычный для ...
На уроке литературы в 8 классе по рассказу Паустовского «Телеграмма» ребятам предлагается написать письмо от лица главной героини своей матери, в котором она просит прощение за свои поступки.
Данный приём побуждает учащихся глубже анализировать свои ощущения, лучше увидеть суть проблемы рассказа.
Слайд 4
Синквйн
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Синквейн — концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.
Слайд 5
Правила написания синквейна: Просты и доступны
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Используется синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, теорию литературы, говорим о нравственности, о долге, чести…Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а учителю понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.
Слайд 6 — примеры синквейна
Слайд 7
Технология составления синквейна при работе с текстом на уроках русского языка
1. Найдем в тексте существительное (существительные).
О ком или о чем рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?
2. Давайте подберем из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.
3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?
Утро.
Летнее, солнечное.
Радует, удивляет, восхищает.
Летнее утро прекрасно.
О, чудо!
Слайд 8
Выводы
Синквейн
- позволяет отработать навыки анализа текста
- развивает внимание учащихся к слову, обогащает словарный запас
- побуждает ребят анализировать свои ощущения
- помогает учителю организовать диалог
- данный методический прием помогает вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету
- подготавливает к краткому пересказу
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом