Сочинение 15 3 учитель по тексту улицкой

Сочинение
  • 22 Янв 2014

Текст:

(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

  • (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
  • (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (б)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны. (7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу. (9)Жильё выделили при школе. (Ю)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (П)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории. (13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских. (28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (ЗО)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь.

34 стр., 16517 слов

В начале жизни школу помню я учащихся (5 класс)

... в дальнейшем войдут лучшие сочинения из истории родного лицея. («Ждём перемен», «Учитель, Перед именем твоим…», «Переменка», «Класс!», «Есть контакт!», «В начале жизни школу помню я» ... и литературы, работающие в тех классах, где учатся конкурсанты. Жюри второго ... написана по рассказам Кашникова Олега Ивановича. Год выпуска из школы ... школы. Думаю, вы меня не узнали, поэтому сейчас напомню о себе. Детство ...

Сочинение:

В тексте известной российской писательницы Людмилы Улицкой поднимается проблема украденного детства.

Рассказывая нам историю молодого учителя, отправленного в послевоенные годы преподавать в северную деревню Калиново, Улицкая показывает нам, в каком тяжелом положении находятся дети после войны. Вынужденные работать, живущие впроголодь, они уже не дети, а «недоросшие мужики и бабы». История, рассказанная автором, заставляет нас задуматься, где же находится рубеж между детством и взрослой жизнью.

В тексте ярко выражена позиция автора. Людмила Улицкая с горечью рассказывает нам о бедственном положении деревенских детей после войны. Главный герой этого текста с грустью спрашивает сам себя: «нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?». Автор уверена, что эти дети слишком рано испытали всю тяжесть взрослой трудовой жизни.

Я полностью согласна с позицией автора. Послевоенные годы были очень тяжелыми для нашей страны. Мы должны ценить то, что у нас сейчас есть возможность расти, развиваться в хороших условиях и получать образование.

Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, маленького двенадцатилетнего Ваську из произведения Куприна «В недрах земли», который вынужден работать в шахте, которая кажется ему странным и непонятным чудищем. Васька — тоже ребенок с украденным детством. Он вынужден ходить на работу в шахту, хотя ему и непонятны нравы, царящие среди рабочих, а сама работа слишком тяжела для мальчика двенадцати лет.

Не только литературные произведения учат нас ценить то, что у нас есть. Реальные истории о детях, участвующих в военных сражениях Великой Отечественной Войны, известны почти каждому ребенку. Мы помним имена Лени Голикова, Вали Котика, Зины Портновой, Нади Богдановой. Все они потеряли на войне свое детство, а некоторые и жизнь.

Проблема, поднятая в тексте автором, заставляет задуматься о вечных ценностях и учит ценить то, что мы имеем.