Славка заметил картину на темно зеленой стене бильярдной случайно

Сочинение

Задание 15.2 Сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом фразы из текста.

Объясните смысл последних фраз текста: «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…»

Приведите в сочинениидва аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для чтения

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка – непохожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

  • (12)Это что?
  • (13)Это бриг «Меркурий». (14)Копия картины художника Айвазовского. (15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не пугало.(18)Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…

  • (19)Почему рваные паруса?

(22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

  • (23)Что такое «бриг»?
  • (24)Ты же сам видишь – корабль…
  • (25)Нет, почему «бриг»?
  • (26)Ты меня уморишь, – сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и забытых морских слов: «Бриг… брег… регата… фрегат… навигатор…» (29)Это были слова про что-то загадочное, связанное с этим лунным морем. (30)А где их разгадка?

3 стр., 1355 слов

Урок русского языка во 2 классе : "Что такое текст – рассуждение. ...

... языком. Предполагаемый результат: продолжат знакомиться со структурой текста – рассуждение; научатся отличать текст-рассуждение от других видов текстов; ... свои мысли - зачитывают свои сочинения. Личностные: - выражают положительное отношение ... всего класса. - Я рада видеть, что вы пришли на урок за ... ///////////////////////////////////// 1. Что же такое природа? 2. Как надо охранять природу? 3. Почему ...

отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

  • (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38) С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…

(По В. Крапивину)

Внимание!

Если ваше сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то оно оценивается нулём баллов по всем критериям проверки.

С 2 К1 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ФРАГМЕНТА ТЕКСТА

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2)

Баллы

С 2 К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,

но

допустил одну ошибку в его интерпретации

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

Пример № 1.

«По моему мнению смысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней.

В доказательство этого можно сказать, что желание побольше узнать о море, а может быть даже покорить эту стихию – это давняя мечта. Ведь Славка действительно прочувствовал всю прелесть этой тайны. Это видно в предложении номер 28 («У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг…брег…регата…фрегат…навигатор…»)

Так же можно сказать, что в стремлении к желаемому юного мечтателя не останавливают жизненные трудности. Потому что нужно действительно во что-то верить, чего-то хотеть, чтобы упорно исследовать словарь, вникать в нелёгкие термины.

Получается, что юный Славка приобрёл мечту, движется к ней. Кто ведает, достигнет ли он чего-либо, но мы знаем точно, что первым шагом, началом всего этого стал «Морской словарь»».

(129 слов)

В этой работе выбрана и верно объяснена основная мысль данного в задании фрагмента, при этом остались вне внимания экзаменуемого другие аспекты содержания, на которые указывают последние фразы текста (например, самозабвенная поглощённость мальчика мечтой, в возможность осуществления которой он наконец поверил).

Но по первому критерию ученик получает 2 балла

С 2 К1 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

Пример № 2.

«Славка заметил картину на стене биллиардной случайно. Корабль, волны, паруса сразу поразили его.

Мальчик привел маму к картине и начал задавать вопросы, которые вскоре ее утомили. (26) Она дала сыну книгу «Морской словарь». (32) Слава почти ничего не понимал, но это еще больше привлекало его.

Картина стала для мальчика чем-то особенным, живым. Славку больше ничего не интересовало кроме кораблей, которые с тех пор глубоко запали ему в душу. Мы часто не замечаем волшебного и прекрасного, что так близко к нам, а усердно ищем это где-то далеко-далеко, пока луч солнца не попадет на предмет наших поисков».

(95 слов)

Интерпретация фрагмента в основном верна, однако экзаменуемый допустил одну существенную ошибку: мечта о море и кораблях появилась у Славки вовсе не в тот момент, когда он заметил картину Айвазовского на стене биллиардной, и не тогда, когда начал читать «Морской словарь», а когда-то раньше (предложения 18, 28).

С 2 К1 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текстаили объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

Пример № 3.

«Славку поразила картина, потому что он мало что понял (8), как и моряк выходящий в открытое море, так и он знал лишь курс. Его затянул словарь, словно течение. Ему хотелось открывать новые земли, острова. Они были ему непонятны и неизвестны и ему хотелось узнать о них.

В данных предложениях использована метафора. Славка представляется в виде моряка, а словарь в виде корабля. Неудивлюсь, если в будущем Славка возглавит такой же бриг».

(70 слов)

Здесь ученик предпринял попытку объяснить смысл последних фраз текста, но не сумел этого сделать. Попытка объяснить содержащееся в финале текста сочетание метафоры и сравнения (в работе это предложение выделено) не привела к успешной интерпретации фрагмента. На основании этого можно сделать вывод о несформированности в данном случае важного коммуникативного умения – умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста.

С 2 К2 НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ В РАБОТЕ

С 2 К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3

Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2

Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть

0

С 2 К2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

!

В работе может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все из них должны считаться аргументами. Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.

Пример № 4.

«Славка давно мечтал о море и парусниках. Поэтому на него огромное впечатление произвела копия картины. Мальчик увидел в ней тайну, загадку: «<…> он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…» (18) . Славка не хотел разрушать гармонию, которой для него была наполнена эта картина. Но, тем не менее, ему хотелось знать об интересующем его предмете больше. Мальчик очень хотел получить разгадку. Потому-то его мама и отыскала для него книгу «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро — что, как словарь, может пояснить значение неизвестных слов? Словарь стал для Славки путём к заветной мечте: он «слово за словом» приближался к ней (37) . Поэтому Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…». Автор сравнил мечту мальчика — морские путешествия — с путешествием по словарю: может, мальчик никогда не побывает на море, но он узнает морскую жизнь из книги».

(138 слов)

В сочинении основные мысли экзаменуемого подтверждаются двумя примерами из текста, полностью соответствующими высказываниям, то есть являющимися примерами-аргументами (выделенные и подчёркнутые фрагменты сочинения).

С 2 К2 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

Пример № 5.

«Фраза: «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…» — увлекла Славку чтением словаря. Так почему ему стал интересен этот словарь?

Во-первых, потому что незнакомые корабельные слова затронули его душу: «отозвались в нём странной зовущей музыкой» (36) . Это заинтересовало его, а он в свою очередь захотел узнать всё больше и больше о кораблях.

Во-вторых, смысл фразы заключается в том, что Славка, заинтересованный чтением словаря, «позабыл про всё на свете» (38) , а мечта о море и кораблях стала ближе к реальности, поэтому он так усердно изучал этот словарь».

(100 слов)

В работе два примера из текста, однако только один из них подтверждает мысли экзаменуемого, то есть является аргументом (выделенный и подчёркнутый фрагмент).

Вторая цитата (выделена в тексте жирным шрифтом) не служит обоснованием, доказательством объяснения приведённых в задании фраз, а сама является частью одной из них.

С 2 К2 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста.

Пример №5.

Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание – надолго и без оглядки…», потому что он был очень любознательным мальчиком: его заинтересовали разные названия кораблей, он хотел в этом разобраться и как можно больше узнать о каждом из них. Словари – это очень полезные книги, в них много интересной информации. Я тоже иногда пользуюсь словарём, но гораздо быстрее можно найти информацию в Интернете, и не надо ходить в библиотеку.

(79 слов)

С 2 К2 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,или если экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть,или если экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

Пример №6.

«Я понимаю смысл этих фраз так: мальчику очень нравятся корабли, но он про них мало знает и наконец у него появился настоящий «гид» по морскому миру. Теперь книги про море его самое главное занятие. «С того дня Славка почти позабыл про всё на свете». Значит Славка ушёл в книгу с головой».

С 2 К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С 2 К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 2 К1С 2 К4

9

ИТАК

Первый абзац должен содержать сам тезис или указание на него, а также комментарии; как вы поняли тезис, с которым работаете.

C мысл последних фраз текста заключается в том, что Славка нашёл свою мечту и начал свой путь к ней.

Второй абзац (можно разбить на два абзаца) – это примеры-аргументы, а также комментарии к каждому примеру-аргументу

Славка давно мечтал о море и парусниках. Поэтому на него огромное впечатление произвела копия картины. Мальчик увидел в ней тайну, загадку: «<…> он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…» (18) . Славка не хотел разрушать гармонию, которой для него была наполнена эта картина. Но, тем не менее, ему хотелось знать об интересующем его предмете больше. Мальчик очень хотел получить разгадку. Потому-то его мама и отыскала для него книгу «Морской словарь». Думаю, она поступила мудро — что, как словарь, может пояснить значение неизвестных слов? Словарь стал для Славки путём к заветной мечте: он «слово за словом» приближался к ней (37) .

Третий абзац – итог, вывод

Поэтому Славка «ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…». Автор сравнил мечту мальчика — морские путешествия — с путешествием по словарю: может, мальчик никогда не побывает на море, но он узнает морскую жизнь из книги.

Анализ классного сочинения рассуждения.

Текст, с которым работали

(1)Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2)Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (3)Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4)Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

  • (5)Что, дочка, никак потеряла что-то? – спросила бабулька неожиданно звучным голосом.

(6)В это время из-под скамейки вылезла собака. (7)Она оказалась ещё меньше, чем показалась Марине вначале. (8)Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9)Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10)Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса слишком хорошо пахла, чтобы от неё отказаться.

(11)Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:

— – (12)Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13)Он умер три месяца тому назад. (14)Родственников у Матвеевича не было, а Жулька осталась на улице, – она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой. – (15)Он её любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (16)Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме неё никого не было и у Жули кроме него – никого.

(17)Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести ещё одну ночь, которая могла стать для неё последней. (18)Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своём пропитании, не умела находить лазейки в тёплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у неё не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(19)Марина спала эту ночь плохо. (20)Ей снились собаки. (21)Много, много собак: белых, рыжих, чёрных. (22)Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слёзы. (23)Нет, глаза не слезились, это были настоящие слёзы… (24)И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?

(25)Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26)Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27)В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расчёску, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28)«Теперь будет», – подумала она про себя.

– (29)Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. –(30)Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (31)У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (32)Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33)Вот колбаса, вот булочка. (34)Ешь. (35)Ты любишь сдобные булочки? (36)Я люблю. (37)А к вечеру я сварю тебе кашки. (38)Специальный корм для собак мне не понравился. (39)Но, если ты захочешь, я тебе его куплю.

(40)Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.

  • (41)Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.

(42)Этой ночью Марина спала чутко. (43)Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44)Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и всё оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45)Жуля спала, удобно расположившись на подстилке в просторной плетёной корзине. (46)Что ей снилось? (47)Может быть, Матвеевич? (48)А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

(По С. Сергеевой*)

* Светлана Сергеева – экономист, член общества защиты животных «Преданность», председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь бездомным животным».

Итоговое коллективное сочинение

Смысл фразы из текста С. Сергеевой заключается в том, что Марина смогла поставить себя на место Жульки. Героиня оценила жизнь собаки с позиции человека и поняла, что одинокими могут быть не только люди…

Молодая женщина была совсем одна в свои годы, ей не о ком было заботиться, от этого героиня не чувствовала себя полноценно счастливым человеком. С появлением в доме Жульки Марина обрела смысл жизни, ведь «рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность».

Но не только человек может чувствовать радость, грусть, переживания. Не только человек может страдать от одиночества. Жулька всего три месяца назад потеряла своего хозяина, самого близкого и дорогого ей человека, друга. Матвеевич ее «… как младенца из бутылочки выкормил». Потеря хозяина принесла Жульке мучительные страдания. Поэтому любое прикосновение чужого человека заставляет собаку вздрагивать.

Чуткая Марина хорошо поняла духовную боль четвероного друга, поэтому она оставила Жульку на время одну. Дала собаке подумать и создала тем самым комфортные и щадящие условия для адаптации животного к новым условиям.