Курсовая работа марина цветаева

Курсовая работа

В современном обществе резко возрастает роль правового образования граждан и растёт ответственность человека за свою собственную судьбу. И ребёнок – не исключение. С самого детства мы диктуем детям что «можно» а что «нельзя», рекомендуем, как правильнее поступить в той или иной ситуации.

Конечно, правовое сознание детей нужно формировать ещё в дошкольном возрасте. Не стоит ошибочно полагать, что в этой время ребёнок не сможет понять основы правового воспитания. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Садик – это первая общественная модель, в которой дети могут почувствовать себя полноценными членами общества, и, следовательно, в этом обществе есть свои «можно» и «нельзя».

На данный момент в обществе активно решается проблема защиты прав детей. Однако, в процессе решения это проблемы зачастую забывается самый главный аспект: просвещение самих детей. Наша задача сделать так, чтобы ребёнок сам чётко и ясно осознавал границы дозволенного, не просто, потому что «нельзя», а мог объяснить себе, почему именно так делать нельзя.

Конечно, формирование правового сознания – это очень длительный процесс, можно сказать, что он занимает всю жизнь человека. Но для того, чтобы «запустить» этот процесс, нужно заложить определенную базу знаний, и сделать это нужно в дошкольном возрасте, когда у ребёнка происходит процесс формирования личности. От того, будет ли формироваться правовое сознание в дошкольном возрасте ребёнка зависит его будущее мировосприятие, поведение в обществе. Да, мы не можем дать ребёнку конституцию и заставить его выучить все своды законов. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию. Сделать это можно с помощью художественных произведений.

Художественное слово – один из самых действенных приёмов при формировании правового сознания дошкольников старшего возраста. Однако не все литературные произведения могут быть использованы с этой целью.

42 стр., 20848 слов

«Особенности взаимодействия дошкольной образовательной организации ...

... в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующий специфике дошкольного возраста. Ознакомиться с правовыми документами прав и обязанностей родителей Разработать в перспективе нетрадиционные формы работы ... собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В настоящее время Россия ...

Проблема нашего исследования заключается в выявлении подходящих для формирования правового сознания детей дошкольного возраста литературных произведений

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

1 .Главными действующими героями произведения (и отношений, которые в них выстраиваются) должны быть люди.

2. В литературном произведении должно быть чёткое разграничение на «хороших» и «плохих» героев.

3 .При использовании литературного произведения как средства правового ознакомления детей старшего дошкольного возраста следует учитывать адекватность иллюстраций, сопровождающих текст.

4. Литературное произведение должно быть создано с целью правового ознакомления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть общие положения проблемы правового ознакомления детей старшего дошкольного возраста.

  2. Проанализировать существующие на данный момент методические разработки, посвященные проблеме правового ознакомления детей старшего дошкольного возраста.

  3. Отобрать корпус (цикл) литературных произведений, использование которых принесёт наибольшую эффективность при формировании правового сознания у детей старшего дошкольного возраста

  4. На основе отобранных произведений создать часть методической разработки

Методы исследования:

1.Анализ педагогической и психологической литературы

2.Сравнительно-сопоставительный метод

Методологическую основу исследования, Практическая значимость исследования, Апробация работы, Структура работы:

Глава 1.

1.1 Литературное произведение как средство социально-нравственного ознакомления детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевкого уделялось большое внимание воспитанию нравственных чувств. В своем трактате «Наставление нравов» Я.А.Каменский приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней».

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения ...

Настроение недоверия, равнодушие друг к другу, социальная апатия особенно остро проявляются в молодежной среде. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н.С. Карпинской. Л.Н. Стрелковой, А.Н. Виноградовой, Р.С.Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

[Пахоменко Светлана Васильевна]

Художественное произведение, разумеется, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста представлений о добре и зле, о «правильных» и «неправильных» поступках. Однако, дети зачастую не могут увидеть то «главное», заключенное в произведении, что до нас хотел донести автор, поэтому необходимо проводить беседу о прочитанном. Стоит отметить, что в таких ситуациях, когда ребёнок не совсем точно понимает (или совсем не понимает) смысл художественного произведения, не нужно «навязывать» ему свою точку зрения, мы, в первую очередь, должны сделать так, чтобы ребёнок «дошел» до этого сам, осмыслил, принял, прочувствовал. Ведь только в этом случае социально-нравственное воспитание детей через литературное произведение будет иметь практическую значимость и смысл.

Ряд ученых и педагогов (Ю. М. Антонят, А. И. Долгова, А. С. Макаренко, В. С. Соловьев, В. А. Сухомлинский и др.) дают понятие о том, что именно духовный мир человека, уровень его нравственного воспитания, оказывают в ситуации выбора значимое влияние на то, будут ли действия человека заключены в «законные рамки», либо же «выйдут за рамки» законности. [ Мутагиров, Д. З. права и свободы человека [Текст]:теория и практика/Д. З. Мутагиров. –М.: Логос.-2006.С.3-4]

1.2. Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека

Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед педагогами ДОО, является воспитание у дошкольников уважения к правам и свободам человека, формирование чувства собственного достоинства.

Поэтому, формируя у ребенка это чувство, мы должны научить ребёнка уважать не только себя, но и других людей, самая сложная задача, сделать так, чтобы ребёнок воспринимал других как равных самому себе.

20 стр., 9575 слов

«Влияние музыкально- ритмических движений на развитие музыкальных ...

... ритмических, а также требования к музыкально- ритмических движениям для детей дошкольного возраста определить возрастные особенности детей дошкольного возраста выявить педагогические условия и методические приемы при обучении музыкально-ритмическим движениям детей дошкольного возраста. Методологической основой работы стали педагогические и психологические исследования ...

Цель обучения дошкольников правам и свободам – сформировать у них представления об основных правах, свободах и обязанностях человека, а также навыки и привычки активного правомерного поведения, адекватного возрастным особенностям (нельзя без разрешения играть не принадлежащей тебе игрушкой; нельзя ломать деревья и т.д.).

Отбирая содержание и разрабатывая конспекты образовательной деятельности, педагогу нужно помнить о следующем.

1. Сторонами реализации прав и свобод человека являются индивид и политическое общество, гражданин и государство, человек и социум.

2. Права человека неотъемлемы для каждого. Их не нужно покупать, завоевывать, зарабатывать и т.п. Они принадлежат нам по факту рождения.

3. Права и свободы человека неотторжимы от его обязанностей. Они обусловливают друг друга. Каждый человек обязан соблюдать права других людей.

4. Права человека – всеобщие. Они одинаково принадлежат всем людям независимо от расы, пола, вероисповедания и т.д.

5. Права человека неотчуждаемы. Их нельзя отобрать. Люди обладают правами даже тогда, когда законы их собственных стран не признают эти права и нарушают их.

6. Права человека – неделимые. Достойная жизнь подразумевает, что все люди имеют одновременно права на свободу, безопасность, приемлемый уровень жизни.

При формировании системы средств обучения дошкольников правам и свободам человека педагогу в конечном итоге, нужно быть уверенным в том, что дети овладели прочными, знаниями. Конечно, ребята в возрасте 5–7лет осваивают элементарные нормы, которые они сами могут реализовать или почувствовать реализацию этих норм со стороны других людей (право на имя, право на труд и т.п.).

Мы, разумеется, должны понимать, что не представляется возможным ознакомить детей-дошкольников с деталями нормативных актов федерального и международного уровня. Мы должны лишь создать основу, должны уметь внушить, что несоблюдение определенных правил, заключенных в документах, приносит страдания людям и природе.

[ http :// dovosp . ru / wp content / uploads /2016/11/1-4. pdf ] Электронный ресурс.

В нашей стране строится правовое государство. Его становление и развитие зависят от воспитания и обучения молодого поколения. Положение о том, что образование – основа демократии, полностью отвечает рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в учебном процессе школы для развития молодежи в духе уважения к свободе и человеческому достоинству.

3 стр., 1075 слов

Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства

... действует независимо от наличия и действия авторского права на перевод или иную переработку произведения как самого публикатора, так и других лиц. Исключительное право публикатора на произведение действует в течение 25 лет. Определение момента ...

Сегодня актуальная проблема по выработке правового сознания у младших школьников, которая вызвана событиями, происходящими в мире. В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.

Глава 2

2.1 Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о правах человека посредством литературного произведения

При изучении и анализе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте дети способны самостоятельно следовать заданным нравственным нормам, что особенно важно для формирования в последующем правового сознания. В старшем дошкольном возрасте возникает психологические предпосылки (Ж. Пиаже, С.Г. Якобсон и др.) для формирования различных этических представлений: о дружбе (А.В. Булатова, Т.А. Маркова), о милосердии (И.А. Княжева, Т.В. Черник), о чувстве долга и справедливости (Р.Н. Ибрагимова, А.М. Виноградова).

Авторами психологических исследований в области развития личности доказана ценность и значимость представлений о себе, своем «Я» и показана их роль в построении целостного «образа Я», в возникновении позитивной самооценки, в развитии способности к самосозиданию, потребности в этом (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.В. Ольшанский, Н.И. Непомнящая и др.).

Интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяет сформировать представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности (А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Подддьяков, Н.Е. Веракса и др.)

Все сказанное выше свидетельствует о возможности начального правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Однако, мы понимаем, что правовое воспитание дошкольника имеет в своем составе очень много особенностей. Дошкольнику, даже старшего возраста, будет очень сложно понять и принять тот материал, который мы хотим до него донести, если он будет излагаться «взрослым», «сложным» языком.

Всем известно, что художественная литература для детей – это один из важнейших источников знаний об окружающем мире, действительности, о «хорошем» и «плохом», кроме того, литературное произведение – это база, на основе которой мы можем проводить с детьми познавательные или эстетические беседы.

Опираясь на мнение

Ведь ребёнок будет неудовлетворён ситуацией, когда не ясно кто в сказке прав, а кто виноват, кто «хороший», а кто «плохой» герой. Для ребёнка в таком возрасте важно чёткое разграничение положительных и отрицательных героев. Дети априори принимают сторону положительного героя, и проявляют резко отрицательное отношение ко всем, кто мешает воплощению их «добрых намерений».

3 стр., 1233 слов

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем ...

... «Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, ... Отечеству. А в конце произведения он стал доволен ... своих недостатков. В пример человека, считающим себя лучше остальных, а на ... людей. В нём не было подлости и лицемерия, процветающего в светском обществе. Он наивно верил в человеческую ... человека, который был слишком доволен собой, является главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». ...

Проанализировав множество конспектов на данную тему, мы выяснили, что большинство из них в основе своей имеют сказки народные. Это и всем известный «Колобок», и «Иван царевич и серый волк»,«Волк и козлята», знакомя с правом на защиту от незаконного перемещения. С правом на здравоохранение нас знакомит сказка «Айболит» (К.Чуковский); с правом на свободу передвижения – сказка «Лягушка путешественница» (В. Гаршин); с правом на неприкосновенность жилища – сказки «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и т.д.

Мы считаем данную позицию абсолютно неверной. Конечно, никто не станет преуменьшать роль русских народных сказок в воспитании молодого поколения, однако стоит помнить, что первоначально созданы эти произведения не с целью ознакомления старших дошкольников с правами человека.

Право – это явление социальное, для реализации правовых отношений вступают необходимы две фигуры: человек и государственная ( общественная) структура.

Исходя из этого, во – первых, по нашему мнению, главными действующими героями литературного произведения, имеющего своей целью правовое воспитание старших дошкольников, должны быть настоящие люди, а не вымышленные герои.

Во – вторых, такой литературный жанр как сказка, а тем более сказка народная, (а именно они большинстве случаев пользуются популярностью при составлении программ и конспектов на заданную тематику), имеет совсем другую цель, иное предназначение. Сказка – это идеал ( идеал красоты, идеал поведения, идеал эстетический).

В сказке «добро» всегда побеждает «зло». Однако, хотя на первый взгляд деление на положительных и отрицательных героев очевидно ( о чем говорилось выше), мы знаем, что зачастую, после знакомства с такими произведениями дети начинают видеть таких героев как «Баба Яга» и «Кощей Бессмертны» — своими кумирами, т.к. в них присутствует положительное начало, смешанное с «злым гением».

Не стоит ошибочно понимать, что мы хотим исключить русские народные сказки из воспитательной программы дошкольников, напротив, своей целью мы ставим доказать, что сказка имеет иное предназначение, и использовать её в качестве ознакомления ребят с правами человека, по меньшей мере , не уважительно к самому жанру сказки. Чтобы было понятнее, приведем один из ярчайших примеров. В конспектах многих педагогов при ознакомлении ребят с правами человека чаще всего встречается сказка «Колобок». Мораль сказки – не теряй бдительность, будь осторожен, ты удачлив до поры до времени, пока не нашелся кто- то коварнее и хитрее, чем ты. Однако, педагоги в своих конспектах, используют данную сказку для формирования представлений о правах человека и объясняют детям, что, съев Колобка, лиса нарушила его право на жизнь. Такой ход направлен против истинного предназначения сказки, её морали и, помимо всего прочего, некорректно иллюстрируют само право.

Для обучения и знакомства ребят с правами человека, на наш взгляд, нужны совершенно иные произведения, те, что созданы специально с этой целью. Во первых- это должны быть произведения совершенно другого жанра, более приближенные к реальности , например стихотворение, рассказ, быль. Хотя, конечно, сказку никто не исключает. Если в вашей педагогической копилке имеется сказка, целью которой является именно ознакомление ребенка с правами человека, то её обязательно нужно использовать. В данной главе мы постарались провести небольшой анализ одного из средств ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека.

1 стр., 395 слов

«Защита прав ребенка»

Этот международный акт закрепил права ребенка на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами-членами ООН (за исключением США). Т.е. эти государства принимают на себя обязательства обеспечить соблюдение международных ... тебе? – спросил Бог. – Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Все в наших руках! ...

Конечно, у каждого педагога, воспитателя, есть право выбора средств и методов воспитания и ознакомления ребят с теми или иными понятиями. Однако в своей работе, мы постараемся, исходя из данных выше рекомендаций, создать небольшое методическое пособие, которое может послужить примером или просто поможет не оставить без внимания эту сложную, необходимую для развития гражданского общества тему.

Чтобы более наглядно показать, о каких литературных произведениях идет речь, обратимся непосредственно к одному из них.

Книга «Приключения маленького человечка (Всеобщая Декларация Прав Человека в пересказе для детей и взрослых)» — готовая база для создания мероприятий по правовому воспитанию старших дошкольников посредством литературного произведения.

Уже упоминалось, что с обучающимися средней, а тем более старшей школы можно легко говорить на тему прав человека, на «взрослом языке», а вот поговорить на эту же тему с детьми старшего дошкольного возраста, очень сложная задача.

Подготовить такое занятие, провести его на достойном уровне и одновременно простом языке можно с помощью вышеуказанной книги Андрея Усачева.

Данная книга, вполне доступно и понятно рассказывает самым маленьким детям о том, какие права у них есть. Малышам обязательно нужно знать о том, какие права у них есть, ведь мы только и делаем, что постоянно твердим им об их обязанностях, а о своих правах они слышат очень редко.

Кроме того, в заголовке автор указал, что это не просто детская книжка, а целая » Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей»

Главное отличие «сказок» Андрея Усачева от русских народных заключается в том, что они созданы специально с целью правового воспитания детей, и не несут в себе никакого побочного, параллельного смысла. На очень понятном детям языке с помощью иллюстраций художника Александра Шевченко, рассказал детям о правах Маленького человека.

Главный герой повествования Маленький Человек. Суть произведения заключается в том, что «большие люди» не замечали маленького человека, несмотря на то, что у него было всё, ( только очень маленькое) : и домик, и сад. Однако он был очень расстроен он того, что никто не обращает на него внимания.

Сюжет разворачивается в тот момент, когда «большие люди» начинают нарушать права Маленького человечка»: то толкнут его, то пройдут по его крошечному саду и растопчут все маленькие цветы. Тогда Маленький Человек купил себе маленькую собаку. Несмотря на то, что собака была совсем крошечная, лаяла она очень громко, и теперь большие люди стали обходить дом Маленького Человека стороной.

29 стр., 14035 слов

Какой он образ современного маленького человека. Как Вы понимаете ...

... маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна. Страницы из Чехова: «Человек в футляре» — один из «маленькой ... греческого языка, этот человек в футляре, можете себе представить, едва не женился. Иван Иваныч быстро оглянулся в сарай и сказал: Шутите! — Да, едва не женился, как это ни ...

Дело принимает положительную направленность, когда в библиотеке у Маленького Человека обнаруживается книга, которая называлась «Всеобщая Декларация Прав Человека».

Маленький человек очень заинтересовался книгой, из неё он узнал, что не только он должен уважать людей, но и его должны уважать, считаться с ним, не ущемлять его права.

Кроме того, произведение учит детей не только «вызубрить» свои права, но и применять полученные знания на практике, в реальной жизни, как сделал это главный герой произведения, защищая слабых, и помогая тем, кто нуждался в помощи.

Исходя из этого, стоит сказать , что книга Андрея Усачева может очень пригодиться при проведении занятия по Конституции с маленькими детьми.

Они с интересом будут, слушали истории, которые происходили в жизни Маленького Человечка, и вместе с ним узнавать свои права.

Кроме того, в книге много красочных иллюстраций, а все права человека выделены красным крупным шрифтом, благодаря чему ребята будут более заинтересованы, а иллюстрации помогут более точно понять суть произведения.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №4

Цель: закрепить представление о правах человека, формировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.

Задачи :

1)развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

2)дать ребятам знания о таких понятиях как: право на собственность, право на собственное мнение.

Оборудование:

Ход занятия:

I

II

А) Прочтение произведения

Б)Физ. Минутка

В)Обсуждение

Г) Вывод

III

IV

Слово воспитателя:

(опросить несколько ребят)

Совершенно верно, молодцы, а сегодня Маленький Человечек познакомит нас еще с несколькими «правами» каждого человека, давайте послушаем!

(воспитатель читает отрывок из произведения)

Физ.минутка

Три медведя шли домой (

Папа был большой-большой. (

Мама с ним поменьше ростом, (

А сынок — малютка просто. (, Очень маленький он был, (, С погремушками ходил. (

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (

1 стр., 470 слов

Человек имеет право на ошибку

... ошибки». Позиция автора выражена открыто: он считает, что человек может ошибаться, но он должен признавать свои ошибки. Тот, кто ... истину. А есть и такие мысли: «Врачи, не имеют право на ошибку», «Здравые биологи, не могут иметь неточности». Никто ... учится на этих ошибках, приобретает бесценный жизненный опыт. Недаром А.С. Пушкин сказал, ...

Слово воспитателя:

(каменные, деревянные, кирпичные, большие, маленькие и т.д.)

Вопросы для беседы по тексту:

  1. Прав ли Маленький Человечек, что не позволил разрушить свой дом, имел ли он на это право?

  2. Если бы дом Маленького Человечка всё-таки разрушили, какой совет мы могли бы дать ему?

  3. Можно ли делать что – то с чужими вещами, предметами?

Слово воспитателя:

Пусть дети живут, смеются звонко

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

Рефлексия:, КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №5

Цель: дать определенные понятия «Декларация прав человека», объяснить какими правовыми документами закреплены права человека.

Задачи: учить ребенка предоставлять права на выбор, выбирать ответы, соответствующие предложенным вопросам. Расширять опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт.

Оборудование:, Ход занятия:

1.Организационный момент

2.Основная часть

А)Прочтение отрывка из произведения «Приключения Маленького Человечка»

Б)Физ.минутка

В)Обсуждение

Г)Закрепление новых понятий

Д)Выводы

3.Рефексия

Слово воспитателя:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

«Не сердись, улыбнись»

Садятся на стулья.

Слово воспитателя:

Конечно, чтобы все мы жили дружно, люди договорились соблюдать определенные правила, законы, и мы с вами, ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, должны, или даже ОБЯЗАНЫ их исполнять! Люди записали список этих законов в специальный документ (из рассказов о Маленьком Человечке, постарайтесь вспомнить, как он называется).

«ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА».

Ребята, давайте произнесем хором: «Де-кла-ра-ци-я»!

Сегодня мы послушаем очередной рассказ Маленького Человечка, который поможет нам понять, что же такое декларация прав человека. Готовы?

воспитатель читает отрывок из произведения)

Физ.минутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Слово воспитателя:

(Воспитатель громко, четко зачитывает отдельные пункты из декларации прав человека)

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЖИТЬ ТАМ, ГДЕ ЕМУ ХОЧЕТСЯ.

НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВЫГНАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗ СТРАНЫ, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЁТ.

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО СЧИТАТЬСЯ НЕВИНОВНЫМ,

ПОКА ЕГО ВИНА НЕ БУДЕТ ДОКАЗАНА В СУДЕ.

НЕВАЖНО, КАКОЙ У ТЕБЯ ЦВЕТ КОЖИ, КАКОЙ ТЫ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

И НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИШЬ, НЕВАЖНО, КАКИЕ У ТЕБЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ,

РЕЛИГИЯ И ИЗ КАКОЙ ТЫ СЕМЬИ, НЕВАЖНО, БОГАТ ТЫ ИЛИ БЕДЕН,

МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА И В КАКОЙ СТРАНЕ ТЫ ЖИВЁШЬ —

ВСЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, УКАЗАННЫЕ В ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖАТ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

Слово воспитателя: (БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ)

1)Ребята, вы согласны с тем, что записано в декларации прав человека? Почему?

2)Какие еще правила вы бы записали в декларацию прав человека?

3)Согласны ли вы с тем, что у всех нас одинаковые права и обязанности?

4)Что будет, если один человек соблюдает законы, а другой – нет?

Слово воспитателя:, Декларация прав человека

Выводы: Ребята, вы должны помнить, что все дети имеют очень много прав, но должны выполнять и свои обязанности: перед родителями, перед воспитателями и т.к. Представьте, что будет, если мы не будем выполнять свои обязанности – это обязательно приведет к конфликту, ссоре! Я желаю вам, чтобы вы всегда были дружными, уважали других людей, независимо от того, что им нравится и как они выглядят, и выполняли то, что вы обязаны выполнять!

Рефлексия: раздать детям «грустные» и «весёлые» смайлики для того, чтобы узнать их эмоциональный настрой по окончании занятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование у детей знаний об их гражданских правах и обязанностях является одной из важнейших задач воспитателей и педагогов с целью воспитания ребёнка как полноценной личности.

Прежде всего, нужно, конечно, понимать, что же такое право и правовое воспитание ребёнка. При анализе литературы было выделено следующее понятие «права»: совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Словарь правовых терминов [электронныйресурс]http://www.allpravo.ru/library/doc6996p0/instrum6997/item7086.html . Правовое воспитание ребёнка – это целенаправленное и систематическое явление на сознание и поведение ребёнка с целью развития у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном поведении.

Способствовать развитию правового мировоззрение и нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста целесообразнее через специально предназначенные литературные произведения. Кроме того, при прочтении и обсуждении литературных произведений, предназначенных для формирования правового сознания у дошкольников старшего возраста, у воспитателя появляется возможность развивать у детей умение рассуждать, делать выводы, сопоставлять факты, выражать собственное мнение, умение слушать и уважать других.

Художественная литература должна сопровождать ребёнка с самых ранних лет его жизни, а иногда, с самого рождения. Будучи действенным инструментом в плане воспитания дошкольников, литературное произведение должно отвечать определённым требованиям, которые были указаны нами в исследовании. Задача любого воспитателя – правильно подобрать художественное произведение. Для этого нужно чётко и ясно представлять цель, которую мы хотим достичь с помощью введения в образовательный процесс литературного произведения. Подбирая произведение , будь то рассказ, стихотворение, сказка и др., воспитатель должен оценить его в плане смысла, идеи, воспитательного значения для детей.

При анализе конспектов, посвящённых формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста, нами было выявлено, что лишь в 20% методических разработок используются специально созданные для правового ознакомления литературные произведения. Это говорит о том, что в общей «методической копилке» на данный момент не хватает качественных конспектов, посвященных решению данной проблемы.

Исходя из этого, нами были проанализированы многие художественные произведения, которые могли бы быть использованы с целью правового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Наиболее подходящим в этом плане нам показалось произведение А. Усачёва «Приключения Маленького Человечка», т.к. оно было разработано специально с целью формирования правового ознакомления детей в сказочной форме.

На основе выбранного нами произведения была создана часть методической разработки «Правовое ознакомление детей старшего дошкольного возраста посредством литературного произведения», состоящая из пяти конспектов занятий.

Каждый конспект включает в себя организационный момент, основную часть, состоящую из прочтения текста, обсуждения, беседы по вопросам и закрепления основных понятий. В конце каждого занятия проводится рефлексия. Каждое занятие построено с учетом психолого-физиологических особенностей детей указанного возраста.

Считаем, что цель исследования выполнена, однако в работе открыты пути дальнейшего развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Текст к конспекту №4

Однажды перед маленьким домом остановился бульдозер.

— Это чья тут конура? — крикнул водитель из кабины. Потом увидел вышедшего к нему хозяина и объявил: — Собирай поскорей свои пожитки! Здесь будет проложена трасса Нового Скоростного Трамвая.

— И не подумаю, — сказал Маленький Человек. — Это — мой дом, и я в нём живу!

Он вынес из дома скамеечку и уселся прямо перед носом бульдозера. Бульдозерист долго ругался. Потом развернулся и уехал. Но через некоторое время он вернулся, а с ним приехали Главный Городской Строитель, Главный Планировщик и Начальник Милиции-Полиции.

— Странно, — пробормотал Планировщик, развернув карту города. — Когда мы планировали трассу, этого дома я почему-то не заметил… Произошла ошибка, — обратился он к Маленькому Человеку. — Но есть план строительства, подписанный Мэром города, и вам придётся освободить эту территорию.

— Для вас это — территория, — сказал Маленький Человек, — а для меня — дом! Его построил мой дед. В нём жили мои родители. Теперь в нём живу я.

— Чего с ним разговаривать? Выдворить его от сюда — и всё! — Начальник Милиции-Полиции подошёл к Маленькому Человеку и решительно выдернул из-под него скамеечку.

— Немедленно отдайте скамеечку, — разозлился Маленький Человек. — В «Декларации Прав Человека» сказано:

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ВЛАДЕТЬ ИМУЩЕСТВОМ,

И НИКТО НЕ МОЖЕТ ОТОБРАТЬ У НЕГО ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ ВЕЩИ!

— Не знаю никакой декларации, — сказал Начальник Милиции-Полиции, усаживаясь на отобранную скамейку. — Я знаю распоряжение городского начальства!

— Послушайте, — сказал Маленькому Человеку Главный Строитель. — Если вам так дорог ваш дом, я могу вызвать грузовик, и мы перевезём его со всем имуществом в любое другое место!

— А мой сад? — спросил Маленький Человек. — И цветы?

— У моей жены сегодня день рождения, — заявил Начальник Милиции-Полиции, обмахиваясь фуражкой. — Сколько стоят твои цветы? Я покупаю у тебя все клум…

Бух! — не успев договорить, Начальник Милиции-Полиции полетел на землю. Потому что Маленький Человек выдернул из-под него скамеечку.

— Это — новый сорт тюльпанов! — закричал Маленький Человек. — Я выращивал их семь лет! И каждый из них стоит дороже, чем ваш Скоростной Трамвай вместе с вашим Бульдозером!..

— Поехали отсюда, — сказал бульдозерист. — У меня зарплата небольшая! — И он стал разворачиваться.

У Начальника Милиции-Полиции зарплата была большая. Но он подумал-подумал и тоже стал разворачиваться…

А оставшиеся Главный Строитель и Планировщик снова стали разворачивать карту города.

— Между прочим, — сказал им Маленький Человек, — трасса у вас выходит кривая. Это и без карты видно. Если её проложить прямо, она пройдёт рядом вон с тем домом…

— Знаю, — вздохнул Планировщик. — Но это дом Помощника Мэра. А он не любит шума.

Ещё немного посовещавшись, незваные гости уехали. Трассу решили прокладывать совсем в другом месте. Чему Маленький Человек был очень рад. Он тоже не любил шумных Скоростных Трамваев.

Однажды в городе решили устроить Большую Выставку Цветов. Маленький Человек вместе с остальными садовниками работал целую неделю не покладая рук. Выставка получилась такой красивой, что на её открытие даже приехало Телевидение. Но когда Телевидение приехало, всех садовников решили убрать, чтобы они не мешались в кадре. И всех садовников убрали. Всех, кроме Маленького Человека, который в этот момент как раз достригал последний куст роз. Он так увлёкся, что не заметил ни оператора с телекамерой, ни режиссёра. А когда закончил работу и увидел наведённые на него прожектора, то оробел и спрятался в цветах.

Кроме Телевидения, на открытие приехали Начальник Городской Природы и Помощник Мэра с большими садовыми ножницами. Стричь цветы ни тот, ни другой, конечно, не умели, но зато очень ловко при всяких торжественных открытиях перерезали ленточку.

Начальник Городской Природы долго рассказывал телезрителям о том, как он со своими подчинёнными заботится о благоустройстве города, и о том, как трудно поддерживать на улицах образцовый порядок и красоту.

-Вот-вот, — поддержал его Помощник Мэра. — Многие вместо того, чтобы выращивать такие вот прекрасные розы, — тут он показал на куст, в котором сидел Маленький Человек, — пишут разные хулиганские надписи на общественных газонах.

Тут Маленький Человек не выдержал и вылез из куста.

— Вы говорите неправду, — сказал он Помощнику Мэра. — Надписи эти совсем не хулиганские. Это слова из «Декларации Прав Человека», о которой в нашем городе никто ничего не знает.

Это кто такой? — удивился Помощник Мэра. — Откуда он взялся?

— Да какое ты имеешь право, — за кричал Начальник Городской Природы, — говорить Помощнику нашего Мэра подобные вещи?

— У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ПРАВО ИМЕТЬ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО ОН ДУМАЕТ,- твёрдо сказал Маленький Человек. Так написано в «Декларации»…

— Кыш! Кыш!.. Уберите его из кадра! — замахал руками режиссёр.

Но Маленький Человек, не обращая на него внимания, продолжал, глядя прямо в камеру:

— Там сказано и о других правах людей, например,

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ИСПОВЕДОВАТЬ СВОЮ РЕЛИГИЮ

— то есть ходить в церковь и молиться тому богу, в которого он верит. А ещё у каждого из нас есть право…

Какие у них ещё есть права, телезрителям узнать так и не удалось. Потому что передача прервалась. По техническим причинам, как объяснил диктор. Когда программа возобновила работу, Маленького Человека на экране уже не было.

ТЕКСТ К КОНСПЕКТУ №5

У Маленького Человека не было телевизора, и он очень удивился, когда горожане, раньше не замечавшие его, при его появлении стали перешёптываться и показывать на него пальцами. А немногочисленные знакомые, наоборот, перестали его замечать и при встрече переходили на другую сторону улицы.

Даже друзья-садовники стали сторониться его. А Начальник Городской Природы прямо объявил, что увольняет его с работы, как шпиона.

Когда Маленький Человек узнал, в чём дело, он страшно разгневался и первым делом отправился на телевидение. Но на телевидение его не пустили.

  • Шпионов мы на телевидение не пускаем, — сказали ему дежурные милицейские-полицейские.

Тогда Маленький Человек пришёл в Суд.

  • Один Всеми-Уважаемый-Генерал назвал меня шпионом, — сказал он судье. — Я хочу потребовать от него публичного извинения.
  • По закону, конечно, генерал должен извиниться перед вами, — сказал Судья.

Это был Очень Умный Судья. — Но неужели вы думаете, что Всеми Уважаемый-Генерал будет извиняться перед никому не известным маленьким человеком?

  • Конечно! — сказал Маленький Человек. — Скажите, сколько будет дважды два?
  • Четыре, — ответил Судья. Это был Очень Умный Судья.
  • А для генерала дважды два — сколько будет?
  • Тоже четыре. Если он, разумеется, умеет считать.
  • А для Президента сколько? — не унимался Маленький Человек.
  • Тоже четыре, — недоумевал Судья. — Для всех дважды два — четыре!
  • Вот видите, — сказал Маленький Человек.

Для всех дважды два — четыре. Потому что это ЗАКОН. И вам, как судье, должно быть известно, что законы ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ всех!

  • Простите, откуда вы это знаете? — смутился Судья.
  • Я прочёл это в «Декларации Прав Человека», — сказал Маленький Человек. — В ней сказано, что

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ИСКАТЬ ЗАЩИТУ В СУДЕ! ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОДИНАКОВЫМИ ДЛЯ ВСЕХ И ЗАЩИЩАТЬ КАЖДОГО!

— А вы не дадите мне почитать эту «Декларацию»? — попросил Судья. Он был Очень Умный Судья. Через несколько дней Всеми-Уважаемого-Генерала вызвали в суд. Он явился в окружении целого батальона других генералов, полковников и подполковников, не считая уже майоров и капитанов. Маленький Человек мог прийти только в сопровождении своей маленькой собаки. Но собак в суд не пускали, и он пришёл в окружении большого букета цветов. Для моральной поддержки.

Судья предъявил генералу требование Маленького Человека извиниться. Но генерал и не думал извиняться.

— У меня на даче третий год пропадают огурцы, из-за чего обороноспособность нашей страны сильно подорвана, — заявил он. — А кто ещё так ловко и незаметно может красть огурцы, как не маленькие зелёные шпионы? Поэтому я и потребовал, чтобы их всех выселили из страны или хотя бы из нашего города.

  • Это — ваше предположение, а вину человека может доказать только Суд, — сказал Судья. После чего предоставил слово Маленькому Человеку.
  • Уважаемый Генерал, — сказал тот, оскорбил не только меня.

Он оскорбил всех, трижды нарушив «Декларацию Прав Человека», в которой написано:

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ЖИТЬ ТАМ, ГДЕ ЕМУ ХОЧЕТСЯ.

НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВО ВЫГНАТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗ СТРАНЫ, В КОТОРОЙ ОН ЖИВЁТ.

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО СЧИТАТЬСЯ НЕВИНОВНЫМ,

ПОКА ЕГО ВИНА НЕ БУДЕТ ДОКАЗАНА В СУДЕ.

— Иначе, — сказал Маленький Человек, — и Всеми-Уважаемого-Генерала каждый может обвинить в том, что он — шпион. Из наших магазинов то и дело пропадают белый хлеб и сахар. А кто может украсть их легче и незаметнее, чем БЕЛЫЙ, ВСЕМИ-УВАЖАЕМЫЙ-ГЕНЕРАЛ.

  • Это возмутительно! — закричал генерал, другие генералы, полковники и подполковники, не считая уже майоров и капитанов. — Он должен немедленно извиниться!
  • Я прошу у Всеми-Уважаемого-Генерала прощения за данное предположение, — сказал Маленький Человек. — Но требую, чтобы и генерал извинился передо мной… и перед всеми телезрителями.

Суд признал требование Маленького Человека законным. И Всеми-Уважаемый-Генерал в окружении батальона других генералов, полковников и подполковников, не считая уже майоров и капитанов, отправился на телевидение.

А Маленький Человек отправился к себе домой в окружении большого букета цветов, которым он сам себя поздравил с победой.

После выступления в суде и публичного извинения Всем-Известного-Генерала Маленький Человек стал большой знаменитостью. Стоило ему появиться на улице, как его тут же окружали корреспонденты разных газет и задавали различные вопросы. Их почему-то не интересовало, как Маленький Человек выращивает свои прекрасные цветы или какое он любит мороженое. Больше всего корреспондентов волновало, какой он национальности, и из какой он семьи, и какие у него политические взгляды.

  • Скажите, — спрашивали они, — вы боретесь за права человека потому, что у вас зелёный цвет кожи?
  • При чём тут цвет кожи? — удивился Маленький Человек. — В «Декларации Прав Человека» сказано:

НЕВАЖНО, КАКОЙ У ТЕБЯ ЦВЕТ КОЖИ, КАКОЙ ТЫ НАЦИОНАЛЬНОСТИ

И НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИШЬ, НЕВАЖНО, КАКИЕ У ТЕБЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ,

РЕЛИГИЯ И ИЗ КАКОЙ ТЫ СЕМЬИ, НЕВАЖНО, БОГАТ ТЫ ИЛИ БЕДЕН,

МУЖЧИНА ИЛИ ЖЕНЩИНА И В КАКОЙ СТРАНЕ ТЫ ЖИВЁШЬ —

ВСЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, УКАЗАННЫЕ В ДЕКЛАРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖАТ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ

  • Именно потому, — объяснял Маленький Человек, — она и называется ВСЕОБЩЕЙ, что написана ДЛЯ ВСЕХ.