О классике гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и его произведении «Спешите дети, будем учиться летать»

Эссе

«Эссе о классике гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и его произведении «Спешите дети, будем учиться летать»»

Галеева Светлана Анатольевна

ГУ «Карабалыкская СШ им.

А. Кунанбаева отдела образования

акимата Карабалыкского района»

Эссе

о классике гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили

и его произведении «Спешите дети, будем учиться летать»

Являясь учителем самопознания, я часто сталкиваюсь с детьми, у которых существуют некие трудности в понимании сути человека, смысле его жизни и положения в существующем мире. Самопознание помимо того, что является школьным предметом, есть еще сложный процесс, которым нужно занять каждого ребенка, для того чтобы он с легкостью мог ответить на такие сложные и в какой-то мере философские вопросы: «кто я?», «какова моя миссия в этой жизни?», «в чем состоит целостность детской и взрослой жизни?».

Я сразу знала о ком хочу написать. Мой герой – это Шалва Александрович Амонашвили. Это человек «с большой буквы», педагог-новатор, который первым в бывшем СССР предложил обратить внимание на технологию сотрудничества учителя и ученика. Его методы в образовании были чужды для командно-административной системы СССР, его часто критиковали, даже пытались уволить, но его воля была несгибаемой – он четко видел куда идет, ясно понимал свое призвание и, самое главное, знал, что нужно делать. В результате из никому неизвестного новатора он стал одним из самых ярких педагогов современности во всем мире и в особенности на просторах СНГ.

Вклад Шалвы Александровича в педагогике невозможно переоценить. В 1960 году защитил диссертацию по педагогике, однако через некоторое время отказался от нее, т.к. его новые взгляды на педагогику шли вразрез с исследованием. Он объединил тысячелетнюю мудрость человечества, которую черпал из различных религиозных первоисточников, с последними психологическими и педагогическими достижениями. В результате получилась уникальная гуманистическая технология, признанная эффективной во многих странах мира. Шалва Александрович имеет ученые степени и большое количество международных наград. Как доказательство действенности его технологии можно привести такой пример: в начале 70-х годов прошлого века он начал преподавание в одной из самых отстающих школ, которую за два года своей работы превратил в процветающую. Не малозначимым является факт того, что гуманно-личностный подход в педагогике по Амонашвили в современной России рекомендован Министерством образования для применения в организациях образования.

2 стр., 625 слов

«Качество образования — качество жизни» материал ( класс)

... людей, способных к саморазвитию на протяжении всей жизни. Это будет возможным при выполнении следующих условий: взаимодействие общего и дополнительного образования, ориентация на интересы и потребности общества, в ... и постоянно учиться сам. Мысль о самообразовании привела меня в магистратуру Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета. Уверена, ...

История всей жизни Шалвы Александровича является, как бы, подтверждением единства мысли, слова и дела. Он всю свою жизнь призывает учителей отказаться от «авторитарной» педагогики и встать на путь сотрудничества с детьми, вернуться с ними в детство, стать их духовными наставниками и подтолкнуть детей к культурному саморазвитию.

На сегодняшний день Шалва Александрович находится в довольно почтенном возрасте – ему 85! Несмотря на возраст он ведет активный образ жизни и за все время профессиональной деятельности ни на минуту не усомнился в своем предназначении. Он педагог по призванию, а такой человек должен творить всю жизнь! Если задаться вопросом, что меня вдохновляет в нем. Сразу ответить сложно, но после некоторого времени размышлений я начинаю приходить к выводу — вся его жизнь — это вдохновение для меня. Шалва Александрович является примером идеала педагога-гуманиста. Его технология, основанная не на превосходстве учителя в отношении учеников, а на равноправном сотрудничестве, в основе которого лежат философско-педагогические корни меня просто «захватила» и вдохновила на новые профессиональные поиски в педагогической деятельности и в повседневной жизни. Да-да, именно так, его технология и опыт ценны еще и тем, что их можно применять не только и не столько в организациях образования, сколько в семье и личной жизни, т.к. могут применяться абсолютно во всех жизненных ситуациях.

Из-под пера Шалвы Александровича вышло несколько десятков книг, все они наполнены глубоким философским смыслом с одновременной педагогической наполненностью. На меня неизгладимое впечатление оказало небольшое произведение «Спешите дети, будем учиться летать», заставившее меня задуматься о детях, образовательном процессе и о смысле жизни в целом. В этой работе автор преподносит ребенка, как нечто сакральное, наделенное всем необходимым для счастливой и деятельной жизни в будущем. Однако, взрослые заставляют забыть детей все то, что делало бы человека безграничным в возможностях и мыслях, и внушают им новую «правду» и реальность, говорящую им, что многое в нашей жизни делать нельзя, при этом ребенок рассматривается в более низком и менее значимом положении нежели взрослый человек. Современная педагогика считает, что ребенок – это чистый лист или сосуд, который нужно наполнять. Я тоже придерживалась этой точки зрения, до тех пор, пока мне не попалось это произведение. Оно заставило меня поверить в то, что все люди действительно умеют «летать» от самого своего происхождения, но все наше современное бытие делает все, чтобы мы забыли, как это делается. Однако спасение есть – это дети! Взрослые могут научиться глубокой духовности и познать истинный смысл жизни только при общении с детьми. У детей своя картина мира – настоящая, к которой вход взрослых образованных людей просто недосягаем. Таким образом, самая важная мысль, раскрытая мной после прочтения этого произведения: «Не взрослый должен учить ребенка жизни, а ребенок взрослого, так как он чище, мудрее от природы, а его сила духа просто невероятна».

2 стр., 518 слов

Какие поступки Гека Финна можно назвать поступками взрослого человека СРОЧНО

... образом, Гек Финн, несмотря на свой возраст, часто совершает взрослые поступки. Этот герой практичен и самостоятелен, никогда не теряет присутствия духа. Он верен своим друзьям, справедлив, судит о людях по ... пещеру, мы хвастались тем, что сделали и сколько человек убили и ранили. Но я не видел, какая нам от этого прибыль». Герой рассуждает как взрослый человек, вынужденный сам ...

Так давайте же, господа взрослые, посмотрим на детей другими глазами. Не сверху, нет. А опустимся на колени и преклонимся перед самым ценным, что имеет человек – перед ребенком. Откроемся ему, поверим даже в самое, казалось бы, нереальное и постараемся войти в эту жизнь еще раз, так как предназначала нам природа, где проводниками для нас будут наши дети!