ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Учимся писать » для 10 класса рабочая программа (10 класс)

Сочинение

Программа элективного курса «Учимся писать сочинение» 10 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., , 2011 г.
  2. А.И. Власенков «Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., Просвещение, 2013 г.

Элективный курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Элективный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи.

Основные задачи — вооружить обучающихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у обучающихся, подготовить к написанию сочинения по литературе части С ЕГЭ.

Образовательные задачи решаются в тесной связи с воспитательными. Сочинение способствует эстетическому воспитанию школьника: развивает эстетическое восприятие, вкус, умение давать эстетические оценки явлениям жизни и искусства.

В процессе анализа литературного материала совершенствуются познавательные силы обучающихся, особенно логическое мышление и научно-литературная речь, что имеет значение для овладения всеми школьными учебными предметами. Вместе с тем работа над сочинением способствует развитию образного мышления и образной речи, потому что логическое и образное мышление, как и соответствующий им вид речи, постоянно переплетаются.

Изучение теории сочинения и его практическая работа

Изучение теории сочинения должно сочетаться с практической работой над сочинением. Литературный материал усваивается прочнее, если его изучать при помощи сочинений различных видов. Одновременно закрепляются знания по теории сочинения. Этими же целями вызвана необходимость проводить, помимо обучающих и контрольных, тренировочные сочинения и практические занятия, направленные на разбор и анализ уже готовых сочинений.

Обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно анализировать поэтическое произведение;
  • самостоятельно анализировать эпизод;
  • самостоятельно анализировать литературное произведение;
  • подготовить самостоятельный доклад о творчестве писателя;
  • составить конспекты критической или литературоведческой работы;
  • самостоятельно написать сочинение на заданную тему, эссе, обзор, критическую заметку, очерк и т.д.

Результаты изучения курса

15 стр., 7487 слов

Анализ текста как средство развития речи учащихся среднего звена ...

... русского языка. Школьная программа основными видами работ по развитию называет изложение и сочинение. Однако не все ученики понимают, осмысливают, запоминают и воспроизводят текст. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ... только тексту и является его основным признаком. Содержанием любого законченного текста ... учащихся через анализ текста. Предмет исследования: анализ текста как средство ...

Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

В данном исследовании представлены метапредметные результаты образования, которые являются общими для всех предметов и направлены на формирование универсальных навыков и компетенций у учащихся.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты образования являются основой для развития универсальных компетенций учащихся, которые позволяют им успешно функционировать в современном обществе. Программы обучения должны быть направлены на достижение данных результатов и развитие соответствующих навыков и качеств у учащихся.

В результате изучения предмета «Литература» учащиеся должны достичь ряда предметных и метапредметных результатов. Предметные результаты включают овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература». Также важно овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Метапредметные результаты включают развитие различных умений и навыков, необходимых для успешного усвоения материала. В частности, учащиеся должны овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также искать средства для их осуществления. Важным является формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Учащиеся должны уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Также важным аспектом является использование знаково-символических средств представления информации. Учащиеся должны активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Они должны уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.

17 стр., 8032 слов

«Развитие речи учащихся на х русского языка»

... - обычно не имеют в виду развитие навыков правописания. Развитие речи и развитие правописных навыков рассматриваются как взаимосвязанные, но тем не менее разные стороны работы по языку» . Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая ...

Овладение навыками смыслового чтения текстов также является важным результатом. Учащиеся должны уметь осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. Они должны уметь анализировать тексты, выделять главное, делать выводы и обобщения.

Важным метапредметным результатом является развитие логических действий, таких как сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

Также важным результатом является развитие коммуникативных навыков. Учащиеся должны быть готовы слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Они должны быть готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Важным результатом является также развитие умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В заключение, учащиеся должны овладеть умениями работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Литература». Они должны уметь читать осмысленно и понимать прочитанное, монологически высказываться, вести учебный диалог, ставить вопросы и формулировать проблемы, заполнять и производить по памяти устный и письменный текст, действовать по предписанной учителем инструкции и алгоритму.

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/ понимать:

  • Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;
  • Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
  • Уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, научно-популярного, публицистического текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
  • Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную чёткость высказывания;
  • Пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
  • Писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
  • писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
  • Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Содержание обучения:

  1. Структура и виды сочинений (23 часа)
  2. Лингвистический анализ текста (12 часов)

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

дата

план.

дата

факт.

Структура и виды сочинений:

1

Что такое сочинение и каким оно должно быть.

1 час

02.09

2-3

Основные требования к сочинению.

2 часа

09.09

16.09

4

Схема — анализ прозаического произведения.

1 час

23.09

5

Схема — анализ лирического произведения.

1 час

30.09

6

Тема и основная мысль сочинения:

— заглавие, тема и основная мысль сочинения;

— способы раскрытия основной мысли;

1час

07.10

7

Тема и основная мысль сочинения:

— эпиграф;

— тема и жанр сочинения.

1час

14.10

8

Собирание и систематизация материала для сочинения:

— простой и сложный план;

— тезисы и конспекты;

1 час

21.10

9

Собирание и систематизация материала для сочинения:

— цитаты, ссылки, их оформление;

— собирание материала по литературным источникам;

— аннотация.

1 час

28.10

10-11

Виды сочинения: отзыв

2 часа

04.11

11.11

12-13

Виды сочинения: рецензия

2 часа

18.11

25.11

14

Технология написания сочинения:

а) вступление, виды (историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое);

б) заключение, виды;

2 часа

02.12

09.12

15-16

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

— индивидуальная характеристика героев;

— сравнительная характеристика героев;

— групповая характеристика героев;

2 часа

16.12

23.12

17-18

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

— общий анализ литературного произведения;

— анализ нескольких литературных произведений;

2 часа

13.01

20.01

19

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

— анализ эпизода литературного произведения;

1 час

27.01

20

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

— образ автора;

1 час

03.02

21

Типы сочинений по видам анализа художественного произведения:

— проблемно-обобщающий анализ литературного произведения.

1 час

10.02

22-23

Классификация ошибок. Критерии оценок.

2 часа

17.02

Лингвистический анализ текста

24

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание.

1 час

24.02

25

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие рассуждение.

1 час

02.03

26

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие повествование.

1 час

09.03

27

Многозначные слова. Переносное значение слова.

1 час

16.03

28

Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

1 час

30.03

29

Синонимы. Контекстные синонимы

Антонимы. Контекстные антонимы.

1 час

06.04

30

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

1 час

13.04

31

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

1 час

20.04

32

Стилистические фигуры: параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

1 час

27.04

33

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора.

1 час

04.05

34-35

Комплексный анализ текста

2 часа

11.05

18.05

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/

Структура школьного сочинения

Школьное сочинение не является произведением литературы в полном смысле этого слова, так как его главная цель заключается в проверке знаний ученика по определенному литературному произведению.

Однако, несмотря на это, школьное сочинение должно соответствовать определенным требованиям и иметь свою структуру.

Основные требования к структуре школьного сочинения:

  • Введение – введение должно знакомить читателя с темой сочинения и указывать на то, какие вопросы будут рассмотрены в работе. Введение должно быть кратким и лаконичным, но при этом захватывать внимание читателя.
  • Основная часть – в основной части сочинения рассматриваются все аспекты темы, указанные во введении. Возможно, приводятся аргументы и примеры, которые подтверждают точку зрения автора. Основная часть может включать несколько абзацев, главное – каждый из них должен быть посвящен отдельной теме.
  • Заключение – в заключении автор должен подводить итоги своих размышлений и сделанных выводов. Заключение должно быть лаконичным и кратким. Нельзя вводить в него новые аргументы или идеи, так как это может привести к несоответствию сочинения заданной теме.

Важно также помнить, что каждый абзац в сочинении должен иметь свою тему и соответствующие ей аргументы и примеры. Не следует врезаться сразу в тему, необходимо раскрыть ее постепенно и выбирать оптимальную глубину размышления.

Основные требования к содержанию школьного сочинения:

  • Соблюдение логической последовательности – каждое предложение должно логически вытекать из предыдущего.
  • Точность и ясность выражения – автор должен использовать четкие и ясные слова, которые не допускают неоднозначной интерпретации.
  • Доказательность – каждый аргумент и пример, указанный в сочинении, должен быть обоснован и подкреплен фактами.
  • Оригинальность мышления – хорошее сочинение не должно быть просто списком фактов и данных, но и быть оригинальной идеей автора.
  • Умение строить аргументацию – автор должен уметь строить аргументацию таким образом, чтобы подтвердить свою точку зрения и не допускать несоответствия сочинения заданной теме.

В данной работе будет рассмотрено важное умение анализировать художественное произведение, а также грамотно излагать результаты такого анализа с использованием хорошего литературного языка.

В сочинении требуется соответствовать следующим критериям:

  1. Раскрытие темы.
  2. Анализ художественной формы и эстетической значимости произведения.
  3. Использование минимальной терминологии литературоведения.
  4. Правильное логическое построение сочинения.
  5. Стилевое оформление, представляющее доказательное рассуждение.
  6. Умелое использование знаний художественных текстов, литературно-критических работ и фактов литературной жизни.
  7. Выражение и отстаивание собственной точки зрения.
  8. Стилистическая и языковая грамотность.

Также представлена схема анализа прозаического произведения:

Анализ лирического произведения

  1. «Выходные данные»
  1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т.д.
  2. Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и критика и т.д.
  1. Идейно — тематическая основа произведения
  1. Структура содержания.
  2. Тема, главная проблема и мысль.
  3. Идея как авторское отношение к изображаемому.
  1. Основные герои, их портреты и характеры.
  2. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).
  3. Особенности моделирования реального мира
  1. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).
  1. Характер изображения истории и современности.
  1. Авторская позиция в произведении.
  2. Жанрово – родовая принадлежность, художественный метод и стиль.
  3. Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).
  4. Мое восприятие произведения.

Схема анализа лирического произведения

  1. «Выходные данные»:
  1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т.д.
  2. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр произведения.
  1. Структура образов и развитие конфликтов:
  1. Тема и идея произведения.
  2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).

    Композиция (возможное деление на части, их связь).

  3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.
  1. Основные особенности поэтического языка:
  1. Тропы и фигуры:

сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т.д.

  1. Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика – ассонанс,

аллитерация, звукопись.

б) поэтическая лексика – синонимы, антонимы

архаизмы, неологизмы

фразеологизмы

высокие слова

старославянские, церковнославянские диалектизмы.

в) использование явлений морфологии и синтаксиса:

период, повтор,

преобладание одних час гей речи

обращение, восклицание, вопрос.

2. Анализ

2.1 Тема и основная мысль

Тема произведения «Война и мир» Л. Н. Толстого — жизнь русских дворян в период наивысшего расцвета их благосостояния, а также во время войн с Наполеоном. Основная мысль — важность духовного света и моральности как основы жизни, а материальные блага — не более чем средство для достижения ее целей.

2.2 Жанр и его основные черты

Роман — произведение эпической прозы, охватывающее длительный период времени и жизни различных персонажей. Особенности жанра — множество героев, яркие эмоциональные волнения, повествование о реальной жизни, наличие философских взглядов автора.

2.3 Лирический герой и его черты

Лирический герой в романе «Война и мир» — Андрей Болконский, представитель высшего дворянского круга. Он обладает высоким умом, нравственными принципами, склонностью к философскому мышлению. Андрей испытывает сложные эмоции, связанные с поиском своего места в жизни и смысла ее существования.

2.4 Мое восприятие произведения

Я считаю, что «Война и мир» — один из самых великих романов мировой литературы. Это не только историческая эпопея, но и философский трактат о смысле жизни и месте человека в мире. Роман затрагивает многие актуальные темы, такие как отношения между людьми, задачи интеллигенции, судьба России и ее народа. Автор представляет жизнерадостную картину мира, одновременно показывая трагические стороны международных конфликтов.

2.5 Лингвистический анализ текста

  1. Жанр

Роман

  1. Тема и основная мысль

«Жизнь русских дворян в период Наполеоновских войн»

«Важность духовного света и моральности как основы жизни»

  1. Особенности организации (строения) анализируемого отрывка
  • Наличие в тексте глав и главных подразделов
  • Добавление двоеточия при словах, разделенных запятой
  1. Выявление особенностей организации каждой строки

В произведении «Война и мир» Толстой использовал различные ритмические размеры — ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль, а также различные виды рифмы — мужскую, женскую, дактилическую и парную, перекрестную, кольцевую. Это придает произведению особую мелодичность и ритмичность.

Раскрытие основных аспектов исследования

В данном исследовании рассматривается структура и стилистика текста с целью выявления его основных особенностей. Анализируются следующие аспекты:

Фонетическая организация и ее особенности

Изучается фонетическая структура текста, включая наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов. Анализируется, как эти элементы используются или отсутствуют в тексте и какие эффекты они создают.

Морфологическая структура

Исследуется преобладание слов каких частей речи в тексте и объясняются причины такого распределения. Анализируется форма слов, соотношение форм времени глаголов, а также взаимосвязь с причастиями и деепричастиями. Особое внимание уделяется роли прилагательных и наречий в конкретизации существительных или глаголов, описывающих предметы, действия и состояния.

Синтаксическая организация

Анализируется структура предложений в тексте, выявляются сложные и простые предложения, а также их однотипность или разнотипность. Исследуется использование союзов и их роль в тексте, а также повторы или пропуски слов и их значение. Анализируется связь слов в тексте и использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений.

Образный речевой строй

Изучается использование слов в переносных значениях, включая метафоры, олицетворения, овеществления и метонимии. Анализируются стилистические фигуры и тропы, а также различные приемы, например, градация. Обращается внимание на употребление стилистически окрашенной лексики, такой как книжные, просторечные и разговорные выражения.

Особенности языка данного автора

Исследуется индивидуальный стиль автора, включая его излюбленные фразеологизмы и создание индивидуально-авторских неологизмов. Также анализируются опорные ключевые слова, которые часто встречаются в тексте данного автора.

Использование метода стилистического эксперимента

В рамках исследования используется метод стилистического эксперимента. Этот метод предполагает искусственную замену слов, словосочетаний, оборотов и конструкций в тексте для доказательства целесообразности выбора автором и точности применения определенных изобразительно-выразительных средств. Это позволяет подтвердить, что данные средства служат для воплощения основной мысли или идеи текста.

План – схема рецензии

  • Фонетическая организация и ее особенности
  • Морфологическая структура
  • Синтаксическая организация
  • Образный речевой строй
  • Особенности языка данного автора
  1. Представление книги, библиографические данные:
  1. Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.
  2. История создания произведения.
  3. Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.
  1. Название произведения, его смысл.
  2. Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3 л., события, поступки героев.
  3. Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие изменения происходят).
  4. Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?
  5. Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.
  6. Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы.
  7. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает выразительности?
  8. Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).
  9. Ваша субъективная оценка произведения:
  1. Что написано хорошо.
  2. Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто.

Рецензия

библиография, презентация книги

пересказ, содержание, сюжет, композиция, поступки и характер героев

анализ текста; проблемы, идея,

эпизоды

анализ формы, средства художественной выразительности

традиции,

новаторство

Высказывание собственного мнения, рассуждение, собственный анализ

Цитирование

  1. Цитата – дословная передача чужой речи.
  1. При цитировании необходимо дословно передавать текст, замена слов не допускается.
  2. Цитатами лучше не злоупотреблять. Цитата необходима не просто для того, чтобы подготовить вашу мысль, а она призвана ее дополнить.
  3. Прозаический текст лучше передавать своими словами, т.е. косвенная речь = СПП.
  1. Знаки препинания при цитировании:

а) цитата = прямая речь

* А : «С»

б) если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием на месте пропуска

* А.М.Горький писал, что «Поэты до Пушкина совершенно не знали народ, <…>, редко писали о нем».

в) если цитата оформляется как ССП с союзом что, то первая буква цитаты строчная

* А.М.Горький писал, что «следуя правде жизни, по эт не мог наделить своего героя всем, что нашел в своей душе, а если бы он сделал это — Печорин был бы не правдив».

г) если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит … или !, то после них ставятся кавычки и точка

* А.М.Горький в одной из своих статей писал, что «Руд и и — это и Бакунин, и Герцен, и отчасти и сам Тургенев …».

д) цитирование стихов может быть и в столбик, и в строчку:

1. если в строчку, то перед цитатой ставится: «» и каждая стихотворная строка начинается с большой буквы, сохраняются авторские знаки препинания

* Пушкин в своем стихотворении обращается к любимой женщине: «Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, То ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.».

2. если столбиком, то ставится : и пишется с большой буквы

* Лермонтов говорит о душевном состоянии своего героя:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой…

Как правильно выбрать тему сочинении

Для начала необходимо ответить на несколько вопросов:

  • знаю ли я материал;
  • интересна ли мне эта тема;
  • понимаю ли я смысл этой темы (о чем писать);
  • есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобный материал;
  • успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы).

!!! Хочу предупредить – свободная тема – самая опасная. Она требует не только прекрасного и уверенного знания внепрограммной литературы, она требует и абсолютной свободы общения с пером. В общем, эта тема – для людей, имеющих опыт и навык собственного письма.

Состав сочинения:

введение (В)

основная часть ( ОЧ )

заключение ( З )

1 – 1,5 стр.

4 – 5 стр.

1 – 1,5 стр.

В + З = 1 / 3 V сочинения

6 – 8 стр.

(3 – 4 листа)

Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению:

1. Историческое введение, («жизнь в те еще годы»): это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально – экономических, нравственных, политических, культурных сторон.

Например: тема «Социально-философская проблематика спора «отцов и детей» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

2. Аналитическое введение. Анализ центрального понятия темы сочинения.

Например: «Народность поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

(размышление о том, что такое народность), «Милосердие и жестокость на страницах произведения советских писателей» (размышление о том, что есть милосердие и жестокость).

3. Биографическое введение. Факты биографии жизни писателя, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

Например: «Любовь и дружба в лирике А.С.Пушкина» (вспомнить о «лицейском братстве», о женщинах – идеалах).

«Мое восприятие лирического произведения» (см. план – анализ).

4. Сравнительное введение. Необходимо вспомнить предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.

Например: «Тема Родины в лирике …»

«Тема назначения поэта в поэзии…»

«Нравственные искания героев романа…»

«Тема «маленького человека»…»

«Тема «лишнего человека»…»

5. Характеристика произведения. Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать лучше с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.

Например:

«Образы Чацкого и Молчалина в комедии Л.С.Грибоедова «Горе от ума»,

«Образы Онегина и Ленского в романе Л.С. Пушкина «Евгений Онегин»,

«Образы Обломова и Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».

6. «Лиричность» введения». Увязать тему сочинения с личным жизненным или духовным опытом.

«Ах, как я люблю (ф. и. поэта или писателя)»

Далее несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на вас поэт, его личность и творчество или что заставило вас полюбить его творчество.

7. Перекличка с современностью. «В наше время, когда … особенно большую роль играет»

Например:

темы

о нравственности

об экологии

о патриотизме

о гуманизме

современная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/

Основные правила написания заключения

  1. Обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения.
  2. Наиболее часто используются заключения, связывающие выводы сочинения с современностью или с личным опытом автора.
  3. Выводы связываются с развитием современной литературы.
  4. Если тема общая, то целесообразно закончить повторением теоретического понятия, подтверждая своими выводами.

Типы сочинений по темам

№ пп

Тип

сочинения

Пример темы

Что требуется

О чем писать

1.

Анализ целого литературного произведения.

1. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

2.«Мертвые души» – гениальная сатира на крепостную Русь.

Раскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость в русской литературе.

Использовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство. Избегать: простого пересказа произведения.

2

Анализ литературного героя.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/

1. В чем трагедия Печорина?

2. Трагизм образа Базарова.

Раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения (черты характера, анализ поступков, внутренние моно

логи и споры с другими героями и т.д.)

Использовать понятия: литературный тип, типичный характер, портрет, речевая характеристика.

3.

Анализ художественной формы.

1. Мастерство Н.В.Гоголя — сатирика в «Ревизоре».

2. Мастерство А.С.Грибоедова в обрисовке характеров и развитие действия в комедии «Горе от ума».

Провести литературный анализ художественных средств.

Использовать понятия: роды и жанры литературы, художественный метод, стиль, композиция, сюжет, портрет, пейзаж, язык.

4.

Анализ образа автора.

1 .Образ автора в романе «Евгений Онегин.

2. Образ автора в поэме «Мертвые души».

3.Автор и его герой в романе «Отцы и дети».

Раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку.

Использовать понятие: образ автора.

5.

Анализ лирического героя (в поэзии).

1. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

2. Бунтующая личность в поэзии М.Ю.Лермонтова.

3. «Я лиру посвятил народу своему».

На основании образа лирическогогероя дать целостное представление о творчестве поэта.

Разобрать существо понятия «лирический герой» (чувства, мысли, настроения, переживания героя как отражение мировоззрения самого поэта).

По количеству предметов и способу рассуждения

6.

Простая.

1. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин».

2. Образ Ольги Ильинской в романе «Обломов».

Свободное всестороннее описание образа: внешность, характер, увлечения, оценка героями, самооценка, типичность или особенность, место в произведении (для чего нужен).

Посмотреть на предмет с разных точек зрения.

7.

Проблемная.

1. «Татьяна, русская душой…» (А.С.Пушкин).

Углубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме («русская душой).

Необходимо понять существо проблемы, поставленной в заголовке.

8.

Сопоставитель-ная

1.Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин».

2. Чацкий и Молчалин.

3.Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

4. Обломов и Штольц.

5. Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.

Сопоставительный анализ образов (произведений, авторов, проблем и пр.), определение их сходства и различия.

Выделить признаки, по которым ведется сопоставление (сходство и различия), сделать выводы.

9.

Обобщающая

1. «Лишние люди в изображении классиков первой половины XIX в.

2. Образы «новых людей» в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?».

3. Галерея помещиков в поэме «Мертвые души».

Обобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах (упор на общие качества, что объединяет в целое).

Вести сопоставление, сделать вывод.

10.

Проблемно – обобщающая

1. Проблема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя.

2. Природа и человек в современной литературе.

3. Нравственные проблемы рассказов В.Шукшина.

4.Идейно-философская проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Обобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной темы – проблемы (начало – выступление: общее рассуждение о проблеме и её значимости и приемственности в литературе).

Раскрыть существо проблемы и вести сопоставление не менее чем на 2-х произведениях, если нет оговорки в теме «на примере одного произведения».

Классификации ошибок

I. Ошибки в содержании:

1. Ф – фактическая ошибка, неточность (годы, жанр произведения, имя героя и т.д.).

[ ] – лишняя часть слово, выражение.

V – пропуск мысли, слова, выражения.

Z – не выделен абзац (новая часть, мысль).

Л И – нарушена логическая последовательность.

2. Речевые ошибки

Р – нарушение законов употребления в речи лексических единиц (слов), построении предложении:

а) употребление слова в несвойственном ему значении

* П.Корчагин – зачинщик соревнования. /инициатор/

б) нарушение лексической сочетаемости

* Образ Печорина противоречив . /характер/

в) употребление лишнего слова (плеоназм)

* Бесчисленное множество.

г) употребление рядом однокоренных слов (тавтология)

* В рассказе «Бежин луг» рассказывается /повествуется/

д) повторы

*Недавно я прочитал одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге рассказывается о …

е) употребление слова иной стилистической окраски (рагов)

* Попечитель богоугодных заведений подлизывается

/ведет себя заискивающе/

ж) смешение лексики разных исторических эпох

* На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

II. Ошибки на письме:

  1. Орфографические – │ в написании слов
  2. Пунктуационные – V – знаки препинания.
  3. Грамматические – Г – нарушение норм слово – и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

а) чаще всего несогласование в числе, роде и падеже сущ. + прил., сущ. + прич.;

б) несогласование в числе сущ. + глагол;

в) несогласование времени глагола в рамках одною предложения.

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание

Грамотность

«5»

  1. допускается 1 недочет ( Л ) и 1-2 ( Р )
  2. тема раскрыта полность
  3. богатый язык, единство стиля

Допускается 1 (│) на исключение из правил или 1 ( V) или 1 ( Г )

«4»

  1. допускается 2 недочета ( Л ) не более 3-4 ( Р )
  2. есть недочеты в раскрытии речи
  1. 2 (│) и 2 ( V )
  2. 1 (│) и 5 ( V )
  3. 4 ( V )
  4. 2 ( Г ) + 2 (│)
  5. 2 ( Г ) + 4 ( V )

всего │ + V + Г – 4

«3»

  1. допускается не более 4 ( Л ) и 5 ( Р )
  2. в работе допущены существенные отклонения от темы
  3. отсутствуют собственные выводы, личная точка зрения и высказывания
  4. беден словарь и обнообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
  1. 4 (│) и 4 ( V )
  2. 3 (│) и 5 ( V )
  3. 7 ( V )
  4. 4 ( Г ) + 2 (│)
  5. 4 ( Г ) + 2 ( V )

всего │ + V + Г – 6

«2»

  1. работа не сответствует теме
  2. допущено много ( Ф )
  3. более 4 ( Л ) и более 5 ( Р )

5 (│) и 5 ( V )

всего │ + V + Г – 7

1. При проверке исправляются, но не учитываются следующие │ и V ошибки:

1).

При переносе слов

2).

Авторская пунктуация.

3).

Описки, искажающие звуковой облик слова: «мемля» (земля), «рапотает» (работает).

2. Однотипными считаются ошибки на одно правило (кроме «Безударные гласные в корне слова»).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая последующая подобная ошибка учитывается отдельно.

З. Если в одном непроверяемом слове (словарном) допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

  1. При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений) оценка снижается на 1 балл.
  1. Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

План — схема анализа эпизода

художественного текста (литературоведческий)

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/rabochaya-programma-po-russkomu-klass-sochineniya/

  1. Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении.
  2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно – образным содержанием.
  1. Отразить авторскую позицию, образ автора.
  1. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально – авторского стиля.
  2. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно – выразительные средства.