этих понятий в лингводидактику не случайно. Оно находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования. Введение в качестве цели обучения определённого комплекса знаний и умений, составляющих компетенцию, выделение ведущих для родного языка видов компетенции (коммуникативной, лингвистической и языковой) — это попытка реализовать деятельностный подход в обучении родному языку, ориентированный на развитие всех сторон личности школьника, а также важнейшей для человека способности и готовности к дальнейшему саморазвитию.
Сочинение-рассуждение — уникальный вид работы, который даёт возможность формирования лингвистической, коммуникативной и языковой компетенций. Единые государственные экзамены по всем гуманитарным предметам школьного цикла завершаются творческой письменной работой, которая представляет собой сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. Сочинение-рассуждение даёт возможность выпускнику в полном объёме проявить коммуникативную компетенцию как результат и реализацию лингвистической и языковой компетенций. Кроме того, сочинение-рассуждение не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.
Актуальность, Цель работы
Задачи:
-
Рассмотреть историю изучения рассуждения в научно-методической литературе;
-
Определить место и роль сочинения-рассуждения в итоговой аттестации по русскому языку;
-
Разработать систему рекомендаций для подготовки к выполнению задания части С2 на экзамене по русскому языку
1.Вопрос о рассуждении в лингводидактической литературе
1-й период — середина XVIII — начало XIX века.
Этот период характеризуется становлением и развитием проблемы рассуждения под влиянием филологических трудов М.В. Ломоносова. Рассматривая рассуждение как чистый «род разговоров», ученый характеризует его композиционные части.
Рассуждение на лингвистическую тему(15.2)
... сочинении? ( языковые явления, лингвистические термины, понятия, имеющие отношение к русскому языку) - Назовите языковые средства связи частей сочинения-рассуждения. (Вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты) Языковые средства, связывающие части рассуждения Языковые ... правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная. 14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а ...
2-й период — начало XIX — середина XX века.
Второй период ознаменован появлением большого количества методических исследований, посвященных проблеме обучения школьников сочинению-рассуждению. Ученые XIX — первой половины XX века определили возрастные границы (10-11 лет), в пределах которых наиболее целесообразно начинать обучение учащихся сочинению-рассуждению; наметили круг тем сочинения-рассуждения; предприняли попытку разработать программу и методику обучения данному виду сочинений; указали на необходимость развития логического мышления учащихся как важную предпосылку успешной работы над сочинением-рассуждением.
В 70 — 80-е гг.
Теоретическое изложение данного вопроса с
На рубеже
2.Рассуждение –
Тезис – структурный элемент рассуждения (сочинение-рассуждение обычно начинается с части, содержащей мысль, которая будет доказываться).
Это тезис, который развивается и аргументируется, доказывается в сочинении. В тексте сочинения тезис связан с аргументами и с выводами [15, с.218-219].
Аргумент (-ы), Аргументация –
Аргументация может быть теоретической, опирающейся на рассуждения, и эмпирической, опирающейся на данные опыта, на факты.
Основными видами аргументации в рассуждении являются доказательство и опровержение.
Доказательство, Прямое доказательство, Косвенное (непрямое) доказательство, Опровержение
Объектом речи текста-рассуждения являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определенным выводам.
Приложение 1)
линейно-рамочное;
3. Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и по вествования: содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждения — связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком.
В 6 классе внимание акцентируем внимание на рассуждении научного стиля. Для работы можно предложить пересказ текстов научного стиля на лингвистические темы, сохраняя структуру рассуждения, аргументированный ответ на поставленный лингвистический вопрос.
В центре внимания в 7 классе — рассуждения публицистического стиля. Следует показать такие особенности этих высказываний, как использование цитат из выступлений общественных деятелей, доказательства от противного, вопросы-размышления типа «или — или» и др.
Рассуждение сочинение рассуждение 6 класс
... ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение на лингвистическую тему «Роль имен прилагательных в речи» на основе текста С. Аксакова о лебеде. При работе над сочинением пользуйтесь раздаточным материалом. ... речи? (слайд 5) Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли . (слайд 6) (слайд 7) СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ Слайд 8. ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ РАССУЖДЕНИЯ ...
В 8 классе продолжая работу над рассуждением, знакомим обучающихся с основами риторики, законами логики при построении устного и письменного рассуждения на публицистическую тему. На уроках целесообразно обобщить материал, изученный по различным жанрам рассуждения, познакомить с образцами эссе, отзывов, рецензий, акцентируя внимание на различиях и общих чертах текстов данных жанров.
По итогам изучения рассуждения в 5-8 классах ученики владеют следующими основными умениями и навыками:
-
Отличать рассуждение от других типов речи;
-
Знать особенности употребления рассуждения в научном, художественном и публицистическом стиле;
-
Определять тему, основную мысль, авторскую позицию в тексте;
-
Находить в тексте структурные элементы рассуждения;
-
Уметь строить устный ответ на лингвистическую тему, используя тип речи рассуждение.
-
Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе.
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему включено в итоговую аттестацию по русскому языку и призвано проверить в первую очередь уровень владения коммуникативной компетенцией. Данный вид работы был предусмотрен и в предыдущие годы, но в 2012 году вместо прямого вопроса по лингвистике выпускникам было предложено прокомментировать слова лингвиста и аргументировать ответ примерами из текста. Выпускники должны продемонстрировать комплекс умений: умение извлекать информацию из текста, адекватно понимать и интерпретировать её, умение раскрывать важность тех или иных теоретических знаний, определить роль лексических и грамматических явлений, строить развёрнутое высказывание на заданную тему в соответствии с указанным типом речи. Кроме того, работа должна быть создана в соответствии с нормами русского языка: орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми. Как показывает опыт, данный вид работы чаще всего вызывает затруднение у обучающихся, и при проведении диагностического тестирования, как правило, они зачастую даже не пытаются выполнить данное задание. Поэтому возникала необходимость разработки системы работы по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. При этом подготовка к сочинению неразрывно должна быть связана с повторением теоретического материала.
Прежде всего, ответим для себя на вопрос: «Что такое сочинение на лингвистическую тему?». В широком понимании это развёрнутый ответ на вопрос, связанный с теорией и практикой языка. Следовательно, первое, что можно сделать, с 5 класса приучать обучающихся к развёрнутым аргументированным ответам, например, при выполнении разборов. Морфологический разбор слова предполагает собой доказательство принадлежности слова к определённой части речи, то есть это рассуждение. Например, дается предложение: «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя». Необходимо доказать, что слово вихри – имя существительное. По сути, нужно выполнить морфологический разбор слова. Выполняя письменный разбор, обучающиеся комментируют его устно в форме связного высказывания, которое и будет представлять собой рассуждение на лингвистическую тему со всеми структурными элементами:
Урок развития речи. -рассуждение на экологическую тему в 7 кл
... объясните написание. Работа в парах. Слайд 12 -Какой тип речи вы выберете для своих сочинений? Почему? -Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения. Слайд 13 Сочинение-рассуждение включает сообщение и логические доказательства, иными словами, в нем ...
-
Тезис. Вихри — имя существительное.
-
Доказательства.
— слово вихри обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Крутя что? вихри
-это слово обладает морфологическими признаками существительного: оно неодушевленное, нарицательное, мужского рода, 2 склонения, употреблено во множественном числе, винительном падеже
— в предложении слово является дополнением
3. Вывод. Слово вихри – имя существительное, так как обладает всеми признаками имени существительного.
В качестве эпиграфов к урокам можно предлагать лингвистические цитаты с просьбой прокомментировать их, определив о каком лингвистическом явлении говорит автор. Например, при изучении темы «Устаревшие и новые слова» беру слова С.Я Маршака «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь». Привожу фрагмент беседы.
- О каких явлениях говорит С.Маршак?
- Он говорит о жизни и языке, сравнивая их.
- Что, по мнению С.Маршака, объединяет жизнь и язык?
- Их объединяет способность изменяться.
- Все ли согласны с тем, что наша жизнь изменяется?
- Да, появляются новые предметы, явления, например, компьютер, интернет.
- А как изменения в жизни связаны с изменениями в языке?
- Новые явления и предметы нужно как-то называть, то есть появляются новые слова.
- А возможен ли обратный процесс?
- Да, некоторые предметы устаревают, значит, устаревают и слова.
- Согласны ли вы со словами С.Маршака?
- Да, язык связан с жизнью и меняется вслед за изменениями, происходящими в мире.
- Какие явления отражают эти изменения?
- Устаревшие и новые слова.
На уроках литературы можно привлекать цитаты связанные с образно-выразительными средствами языка, анализируя лирические произведения, акцентировать внимание на роли образно-выразительных средств.
(Приложение 2).
(Приложение 3, таблица №1)
При подготовке к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему использую разнообразные методические рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-м классе, материалы приложения к газете “Первое сентября” (из раздела “Курсы повышения квалификации”), статьи из журнала “Русский язык в школе”, интернет-ресурсы, в частности, блог Крюковой Марины Анатольевны «По уши в ГИА», представляющий богаты материал для подготовки к ГИА. Работу с этим блогом рекомендую и своим ученикам.
Методические приемы работы над м- рассуждением при подготовке ...
... сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. На данном этапе важно показать, как включать в текст сочинения лингвистический материал. Конечно, работу ... внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком. Паронимы Однокоренные слова с ... соответствии с требованиями построения рассуждения. Приёмы работы: визуализация схемы текста-рассуждения (зарисовать, повесить в ...
Работу по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА строю в несколько этапов:
1 этап – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую тему.
2 этап – обобщение теоретического материала.
3 этап – повторение темы «Рассуждение как стиль речи».
4 этап – знакомство с темами работ.
5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
6 этап – работа над речевыми и грамматическими ошибками
-
Работу целесообразно начать с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы. Лучше рассмотреть критерии, приводя наибольшее количество баллов. Это связано с тем, что ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению.
-
Обобщение теоретического материала веду параллельно с подготовкой к написанию сочинения на уроках повторения.
-
Обсудив критерии, целесообразно еще раз вспомнить, что детям предстоит писать сочинение-рассуждение, а значит, необходимо повторить тему «Рассуждение как тип речи», включая анализ лексических и синтаксических особенностей.
(приложение 1).
-
После повторения теоретического материала предлагаю обучающимся ознакомиться с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему .
Сложность подготовки заключается в многообразии цитат, предлагаемых для комментирования, что исключает возможность использования клише. Это могло бы быть и неплохо, но следует учесть тот факт, что работу пишут учащиеся с разным уровнем подготовки, и не каждый может самостоятельно выполнить такого рода задание успешно. Помочь учащимся достойно выйти из создавшейся ситуации – одна из задач подготовки. Чтобы сделать эту работу эффективнее, я решила взять на помощь образовательные технологии, которые помогают учащимся активнее включаться в процесс обучения. Очень интересным мне показался метод анализа ситуации.
Метод анализа ситуации является одним из методов интерактивных технологий, в частности кейс — технологии. Это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, что дает возможность использовать временные рамки урока, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений по использованию теории, обращенной к фактическому материалу. Привлекает и такой аспект, как развитие способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, т.е. работать с информацией.
Роль причастия в речи сочинение рассуждение
... казалось, небо сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.). Шаблоны сочинений о роли причастий в речи. Вступление. 1. Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. Докажем это ... а за то, что в них аккумулируется значительная выразительная энергия русского языка . Изобразительная функция причастий наиболее наглядно проявляется при употреблении их в роли определений : Он [Левин ...
Вначале я предлагаю прокомментировать цитату. Для этого нужно ответить на вопрос: о каких свойствах языка, каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
В.Г. Ветвицкого:
(Приложение 5).
приложение 3, таблица 3).
Приложение 6)
Ставится ситуационная задача: сгруппировать тексты в соответствии с заголовками так, чтобы тексты отвечали критериям С2К1 и С2К2. В ходе ситуационной задачи обучающиеся должны прийти к рациональному выводу, действуя сначала индивидуально, а затем в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. Анализ выбора и доказательства правильности своего решения обязательны.
Так, критерию С2.К1 наилучшим образом соответствуют тексты под номерами 1 и 2, потому что фактических ошибок, связанных с пониманием исходного тезиса, нет, прокомментированы слова Л. Успенского «Один словарный состав без грамматики еще не составляется языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение», хотя комментарий в тексте №2 дан в конце, что не делает сочинение хуже.
Критерию С2К2 наиболее соответствуют тексты №6 и 7, потому что объяснена роль одного лексического и одного грамматического явления, доказанная правильно отобранными для иллюстрации примерами. Недостатком текста №6 является подмена восклицания как грамматического явления термином «восклицательный знак», а в тексте №7 приведен только один пример-аргумент, иллюстрирующий лексическое явление.
Полученные в результате отбора тексты вкладываются в папку с учебными материалами (кейс) с целью их дальнейшего использования для самостоятельного написания сочинения на лингвистическую тему.
(Приложение 7).
Очень популярным при подготовке к сочинению-рассуждению среди учителей стал прием клише, помогающий организовать мыслительную деятельность. Клише – это шаблон, стереотип. Возникает вопрос: разве шаблон может помочь развить творческие способности? Но клише помогает вычленить главную информацию, сосредоточиться на содержании, а не на структуре. В дальнейшем, предлагаю составлять клише самостоятельно.
автор, исследователь, лингвист, учёный;
1) чтение высказывания с ошибкой;
2) анализ ошибки;
Исследовательская работа «Русский язык на рубеже XX — XXI ...
... есть изменение русского лексикона. Двадцатый век оказался чрезвычайно интересным не только для историков, но и для лингвистов. По существу, над русским языком был проведен ... работа. В ней рассматриваются изменения в социальном и коммуникативном статусе разных подсистем русского национального языка. 1. Русский язык — вчера, сегодня и завтра 1.1. Публичная речь Десять–двадцать лет — ничтожный срок для ...
3) выбор правильного варианта;
4) выписывание всего предложения в новой редакции.
На первом этапе, зачитывая предложение из школьного сочинения, содержащего речевой недочет или грамматическую ошибку, учитель дает возможность учащимся заметить эту ошибку. На втором этапе учащиеся анализируют ошибку — объясняют ее, раскрывают ее сущность. Третий этап — выбор правильного варианта. Четвертый заключительный этап – запись предложения исправленном виде.
В результате систематической работы в данном направлении обучающееся должны научиться:
-
Извлекать информацию из предложенной цитаты;
-
Комментировать её, определяя, о каких языковых явлениях идее речь в цитате;
-
Аргументировать комментарий, подбирая соответствующие примеры»;
-
Строить высказывание в соответствии с требованиями, предъявляемыми к типу речи рассуждение в соответствии с нормами русского языка;
Работа над рассуждением на уроках русского языка остаётся одним из приоритетных направлений, что связано, во-первых, с особенностями рассуждения как типа речи, непосредственно влияющего на формирование ключевых компетенций обучающегося, а во-вторых, с необходимостью подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, одной из задач которого является проверка коммуникативной компетенции выпускника. Сочинение-рассуждение даёт возможность выпускнику в полном объёме проявить коммуникативную компетенцию как результат и реализацию лингвистической и языковой компетенций. Кроме того, сочинение-рассуждение не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре.
Именно поэтому учитель, ставящий перед собой задачу подготовить выпускников к успешной сдаче экзамена, должен уделять особое внимание изучению рассуждения, начиная с 5 класса. Только систематическая планомерная работа обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как активное и творческое владение всеми видами речевой деятельности, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования, и, кроме того, позволит учащимся ориентироваться в выполнении заданий повышенной трудности в рамках итоговой аттестации.
Результаты, полученные в ходе этой работы, разные, нельзя с уверенностью сказать, что все учащиеся легко анализируют цитату и подбирают к аргументы по теме высказывания, но уже то, что данная работа для них привычна и не является необычным видом деятельности, позволяет надеяться, что в психологическом плане они будут чувствовать себя хотя бы более комфортно. Анкетирование по выявлению готовности к ГИА в начале учебного года у обучающихся 9 класса показывает достаточно высокий уровень тревожности. В 2012-13 учебном году 7 обучающихся из 12, 3 учащихся имеют низкий уровень знакомства с процедурой ГИА, у 5 обучающихся отмечается недостаточное владение навыками самоконтроля . В конце учебного года уровень тревожности заметно снизился: лишь у одного обучающегося он остался низким, но опустился с 8 до 6 . Отвечая на вопрос: я готов к написанию сочинению, — трое выбрали 2, то есть, скорее нет, чем, да, 5 — 6, то есть, вероятно, да. Остальные определили свою готовность как 5. Анкетирование 9 класса в начале 2013-14 учебного года показало гораздо более низкий уровень тревожности: у троих обучающихся из 11 на уровне 5, у остальных гораздо ниже. Это можно объяснить тем, что они уже знакомы с подобным видом работы, писали сжатое изложение и решали тест по образцу ГИА. Отвечая на вопрос: я готов к написанию сочинению, — 3 выбрали 3, то есть, скорее нет, чем, да, 6 — 6, то есть, вероятно, да. Остальные определили свою готовность как 5. Результат близок к прошлогоднему. Надеюсь, что проводимая работа позволит повысить уверенность детей.
Сочинение рассуждение русский язык богат глаголами и существительными
... Л. Н. Толстой, утверждавший: «…русский язык…богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 27 (2) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания советского поэта ...
Результативность работы можно проследить на примере результатов сдачи ГИА в 2013 году в сравнении с диагностическим тестированием, выполненным этими же обучающимися. Так в 2012 году(2012-13 учебный год) диагностическую работу выполняли 12 человек. Из них 2 не приступили к написанию работы, 5 человек набрали 0 по С2К1 и лишь 2 человека получили 2 балла по этому критерию. В целом за сочинение максимально возможных 9 баллов не набрал ни один обучающийся. На экзамене задание выполнили все. При этом максимум за сочинение получили 3 выпускника, 5 – набрали 7-8 баллов, и лишь у одного выпускника – 4 балла, причем 3 из них по критериям С2К1(1 балл) и С2К2(2 балла), то есть он смог правильно прокомментировать цитату и привести нужные аргументы, указав их роль в тексте.
Таким образом, мы видим увеличение качества сочинений, что свидетельствует о практической пользе данной работы и необходимости ее ведения учителем.
ЛИТЕРАТУРА
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-sochineniya-rassujdeniya-na-lingvisticheskuyu-temu/
-
Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – М., 1998
-
Арефьева С.А. Сочинение – рассуждение: Учеб.-метод.пособие. – Йошкар-Ола, 2003
-
Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. — 1993. — № 3. — С. 36 — 38.
-
Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса: что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. – М.,1978.- Т.2.
5 стр., 2130 словПо русскому языку : «Местоимение, как часть речи. Значение вопроса ...
... тексты, обучающиеся находят в них личные местоимения, осознают зависимость местоимений от других слов, определяют синтаксическую роль местоимения в предложении, обращают внимание на распространенность местоимений в речи и их важную роль: местоимения не только помогают разнообразить нашу речь, но и ...
-
Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.,1976
-
Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». – М.,1992
-
Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 10-11 классов общеобразовательного учреждения. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .
-
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997 .
-
Калягина, Н.В. Вопрос о рассуждении в научно-методической и лингвистической литературе // Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. — Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.
-
Капинос В.И. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей под редакцией Т.А.Ладыжеской. -М.: Просвещение, 1980 .
-
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983 .
-
Ладыженская Т.А., Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. и др. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы): Пособие для учителей/ Под редакцией Т.А.Ладыженской,- М.: Просвещение, 1978
-
Нечаева О.А.Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. – Красноярск, 1989
-
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: РОСТ СКРИМ, 1997. 254 с.
-
Маркелова Е.В., Колесникова Н.И. Как «раскрываются» афоризмы. – Новосибирск, 2001. 36 с.
-
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2002 . 492 с.
-
Кувайцева-Солодовник Е.А. Организация работы по формированию умения написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ГИА-9 [электронный ресурс].-Режим доступа: http: //pedsovet.org/component/option.
-
Проект образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Письмо МО РФ от 12.08.2002 за №13-51-98/14.
-
Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А.Ладыженской.- М,1973
-
Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам// РЯШ №2-2001 г.
-
Степанова Л.С. Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября» -№ 24, 27, 28- 2004 г. с.26-31, 18-20.
-
Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. – М.: Эксмо,2013 г.
-
Черепанова Л.В. Редактирование негативного текста. // Готовимся к ЕГЭ по русскому языку.
-
Шанский Н.М. Школьный курс русского языка: Актуальные проблемы и возможные решения // Русский язык в школе. — 1993. — № 2. — С. 7.
-
Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черникова И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка.- М., 2000 г.
-
Рекомендации по ГИА и ЕГЭ по русскому языку [электронный ресурс].- Режим доступа: http :// .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
-
Словарь терминов
Рассуждение-
Тезис — то, что нужно доказать
Аргументы -, Аргументация, Опровержение
Вывод – доказанный или опровергнутый тезис
-
Таблица №1
Виды аргументации
Доказательство, Опровержение
Прямое
Косвенное
Прямое
Косвенное
От тезиса с помощью аргументов, доказывающих его истинность, к истинному тезису (заключение)
От антитезиса с помощью аргументов, доказывающих его ложность, к истинному тезису (заключение)
От тезиса с помощью аргументов, опровергающих его, к антитезису (заключение)
Через выдвижение антитезиса с помощью аргументов, доказывающих истинность антитезиса, к антитезису (заключение)
-
Композиция текста рассуждения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект урока развития речи в 6 классе.
Тема: «Повторение изученного о местоимении»
Цели:
-
Совершенствовать навыки анализа слова и текста.
-
Формировать умения обосновывать свою точку зрения.
-
Учить писать сочинение по цитате, используя шаблон
Тип урока:
Формы работы:, Оборудование:
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и формулирование целей урока.
3. Работа с текстом
1) чтение текста
1.Рассказывают, что однажды к богатому и знатному Ядмону пришли пировать гости. 2.Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, какой у тебя остроумный и находчивый раб. 3Пошли его на базар. 4Пусть он принесёт самое прекрасное, что есть на свете».
5Хозяин позвал Эзопа и велел ему выполнить желание гостей.6 Спустя время раб возвращается с подносом, покрытым салфеткой.7Её откидывают и видят бараний язык.
8 — Эзоп, при чём здесь язык?
9 — А разве это не самое прекрасное, что есть на свете?10 Языком мы произносим слова верности, нежности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово свобода.
11Через некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете».12 Хозяин повелел выполнить и это желание.
13 Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом.14 Под салфеткой лежит язык.
15 — Эзоп, что это за шутки?16 Ты же опять принёс язык!
17 — А разве это не самое ужасное? 18Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб.
2) Беседа по тексту.
Что нового вы узнали из текста?
– Как бы вы озаглавили текст? Аргументируйте.
3) Самостоятельная работа
Задание по группам.
-
1 ряд: Тема. Идея. Какова основная мысль? Ключевые слова . Выделить предмет изображения.
-
2 ряд: Стиль и тип речи. Доказать. Найдите эпитеты к слову «язык». Отметьте языковые средства и приёмы, помогающие автору раскрыть тему( аллегория, эпитет, диалог и антитеза).
-
3 ряд: На сколько частей можно разделить текст? Составьте его план.
4) Проверка. Ответы учащихся. Сверяют с ответами учителя
Какова цель автора текста? Для чего написан этот текст?
-Найдите в тексте местоимения и укажите их роль.
Её откидывают и видят бараний язык»?
— Так может, нам не нужны местоимения? Ведь отдельно от именных частей речи их не употребишь?
Вывод: местоимения помогают избежать повтора, заменяя самостоятельные части речи.
4. Работа с цитатой.
1) Великий русский лингвист А.А.Реформатский писал: «Местоименные слова – слова-заместители
-давайте попробуем разобрать, что имел в виду ученый?
— о каких явлениях языка он говорит?
— что он подразумевает под местоименными и самостоятельными словами?
-Как связаны между собой местоимения и самостоятельные слова?
-Согласны ли вы с высказыванием ?
-Подтвердите его примерами из текста.
5. Работа над сочинением-рассуждением. Нам с вами предстоит написать необычное сочинение. Такое сочинение будут писать ваши друзья из 9 класса на экзамене. А мы с вами уже сейчас попытаемся сделать это. Не страшно? Конечно, нет, ведь мы с вами прекрасно разобрались с изученным материалом.
1) Актуализация знаний по развитию речи
Вспомните, из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
– Что такое тезис?
– Что такое аргументы?
Каких частей может не быть в сочинении-рассуждении?
-Запишем в тетради структуру рассуждения
1. Тезис
2. Аргументы
3. Вывод.
2) Мы пишем сочинение по цитате, значит перед нами стоит особая задача. Как вы ее понимаете?
-Действительно, вы правы, мы должны доказать, что правильно поняли слова русского ученого и подтвердить это примерами.
Местоимения – заместители именных частей речи)
-Приведём примеры из текста, подтверждающие это, и внесем их также в схему
-вы убедились в правоте А.Реформатского? Запишем вывод ( Ученый прав, утверждая, что местоимения лишь заменяют собой именные части речи, без которых они лишаются всякого смысла )
3) Начинаем писать наше сочинение. С чего мы начнём его? ( с цитаты)
— Теперь вводим тезис. Как перейти от цитаты к тезису? ( словами: мне кажется, что ученый говорит о том, что…)
— Переходим к аргументам. Действительно ли это так, как говорит лингвист?
И это, действительно, так. Например, местоимение он в предложении 4 заменяет существительное раб)
-Введите второй аргумент в сочинение.
-Прочитаем, что у нас получилось. Логично ли построен текст? Отвечает ли он требованиям типа речи рассуждение?
-Делаем вывод. (Таким образом, мы видим, что местоимения заменяют самостоятельные слова, но при этом играют очень важную роль: они помогают избежать повтора и связывают предложения между собой)
6. Работа на черновиках, редактирование.
7. Итог урока.
-Чему мы научились на уроке?
-Пригодится ли этот материал нам в дальнейшем?
-Понравилась ли вам работа?
-Готовы ли вы выполнять подобную работу?
Примеры сочинений
-
Великий русский ученый А.А.Реформатский писал: «Местоименные слова – слова-заместители . Без наличия самостоятельных слов их существование обесценено». Мне кажется, он говорил о том, что местоимения лишь заменяют собой самостоятельные части речи, а отдельно употребляться не могут. Так ли это? Рассмотрим это на примере местоимений из нашего текста.
Действительно, местоимение он в предложении 4 заменяет существительное раб. Без этого существительного не понятно, о ком или о чем идет речь в предложении 4.
Во-вторых, местоимение из них в предложении 2 заменяет существительное гости. Таким образом, мы видим, что А.Реформатский прав, утверждая, что местоимения слова – заместители. Но они необходимы нам, чтобы избежать повторов и связать предложения между собой. (Петрова Ирина)
-
Слова великого ученого-лингвиста я понимаю следующим образом: местоимения, являясь самостоятельной частью речи, не могут употребляться отдельно. Они всегда рядом с тем словом, которое заменяют. Подтвердим это примерами из нашего текста
Во-первых, мы видим местоимения ее в предложении 7. Если мы прочитаем это предложение отдельно, то не поймём, о чем идет речь. Но мы видим слово салфетка в предложении 6. Значит, местоимение ее заменяет существительное салфетка.
Во-вторых, местоимение мы в предложениях 10, 18, указывает на говорящего Эзопа, но не будь предыдущих предложений, мы бы не поняли, кто это мы: хозяин и его гости или все люди.
Следовательно, местоимения не несут смысла, если употреблены отдельно. Поэтому следует быть очень внимательным, используя их в речи.
( Кондрашова Виктория).
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Таблица №2
Антонимы
-
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,
-
помогают высказать мысль с большей точностью,
-
делают речь яркой и убедительной.
Синонимы
-
помогают избежать однообразия изложения,
-
разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
-
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
-
помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,
-
позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
-
позволяют тонко и красочно описывать явления,
-
способствуют точности и ясности высказывания,
-
дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.
Устаревшие слова
-
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
-
делают речь яркой и убедительной,
-
служат для передачи торжественности момента,
-
служат для воссоздания исторической обстановки,
-
служат средством речевой характеристики персонажа,
-
используются для создания комического эффекта, иронии;
-
помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
-
подчёркивают достоверность сказанного,
-
служат названиями реалий прошлых лет.
Профессионализмы
-
помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
-
служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
-
служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
-
служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
Эпитеты
-
усиливают выразительность, образность языка произведения;
-
придают художественную, поэтическую яркость речи;
-
обогащают содержание высказывания;
-
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
-
создают живое представление о предмете;
-
оценивают предмет или явление;
-
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
-
помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
Фразеологизмы
-
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
-
характеризуют все стороны жизни человека
Лексический повтор
-
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
-
средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
-
средство передачи монотонности и однообразия действий,
-
повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
Таблица №3
помогают перечислить действия героев;
позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
Обращение
-
называет собеседника, того, к кому (звательная функция):
-
выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию:
-
раскрывает авторское представление о герое:
-
в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста:
Вводные слова
-
выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п
-
выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п)
-
указывают на связь мыслей, последовательность изложения:
-
указывают на приемы и способы оформления мыслей
-
указывают на экспрессивный характер высказывания
-
указывают на источник сообщаемого
-
используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам
Обособленные определения
-
помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета .
-
помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
-
помогают автору «сжать» информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП
Обособленные обстоятельства
-
выражают добавочное действие к основному;
-
помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
-
помогают автору выделить качество основного действия:
-
помогают автору обозначить цель основного действия:
-
помогают автору конкретизировать причину основного действия:
-
помогают автору конкретизировать время основного действия:
-
помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие:
-
помогают автору сказать об условии основного действия:
-
помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие
Обособленные дополнения
Уточняющие члены предложения
ССП с противительными союзами
-
указывает на последовательно происходящие события
-
называет одновременно происходящие события
-
указывает на причинно-следственные отношения
ССП с противительными союзами
ССП с разделительными союзами
СПП с придаточным определительным
СПП с придаточным изъяснительным
СПП с придаточным времени
СПП с придаточным места
СПП с придаточным цели
-
придаточное предложение помогает автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части
СПП с придаточным причины
СПП с придаточным условия
-
помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным
СПП с придаточным цели
Таблица 4
Комментарии к лингвистическим цитатам
1
В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения.
Л. В. Успенский
Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью.
Лексическое и грамматическое явления.
2
Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
Л. В. Успенский
Слово называет предметы и явления действительности, обозначает признаки и действия. Грамматика изучает строй языка и его законы. Наши мысли оформляются в предложение при помощи слов и по законам грамматики.
Лексическое и грамматическое явления.
3
К. А. Федин
Точность – такое качество речи, которое требует от говорящего / пишущего соответствия фактов действительности и соответствия слов, употребляемых автором, их значениям, а также соблюдения грамматических норм.
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
4
А. А. Потебня
Один и тот же глагол можно употребить в форме изъявительного, условного и повелительного наклонения.
Глагол в изъявительном наклонении обозначает действие, которое происходило, происходит или будут происходить.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определённых условиях, а также может выражать пожелание, чтобы действие совершилось.
Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в форме приказа, пожелания, просьбы, совета.
Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов обозначают действия, предполагаемые в реальности.
Употребление глаголов в условном и повелительном наклонениях.
5
Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.
Лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.
6
Литературная энциклопедия
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kompozitsiya-sochineniya-rassujdeniya-na-lingvisticheskuyu-temu/
Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.).
При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого действующего лица слов и выражений, ясность или запутанность построения фраз, характер произнесения (вопросы, восклицания, спокойное повествование и т.д.) – всё это также является средством характеристики персонажей.
Содержание и структура реплик участников диалога.
7
К. Г. Паустовский
Предметы, образы, чувства и мысли передаются с помощью слова. Для точного выражения используются экспрессивная и оценочная лексика, слова различных лексических групп (синонимы, антонимы, архаизмы и др.), стилистически окрашенная лексика, фразеологизмы, тропы и фигуры речи.
Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.
8
Б. Н. Головин
Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение.
Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства.
Использование языковых единиц.
9
Л. В. Успенский
В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность.
Лексическое и грамматическое явления.
10
И. А. Гончаров
В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего.
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
11
А. А. Зеленецкий
Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного).
Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.
Использование эпитетов.
12
М. Н. Кожина
Труд читателя заключается в общении с писателем, при котором художественный текст становится понятным во всей своей многогранности. Речевая ткань (слова и грамматический строй) произведения помогает читающему понять сложный лабиринт мыслей, переживаний, оценок автора, проникнуть в мир образов его героев.
Лексические явления, изобразительно-выразительные средства языка.
13
Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.
И. И. Постникова
Каждое самостоятельное слово обладает лексическим и грамматическим значениями. Благодаря им слова объединяются в словосочетания и включаются в предложения, с помощью которых оформляется мысль говорящего (пишущего).
Лексическое и грамматическое явления.
14
А. А. Реформатский
Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями).
Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов.
Использование местоимений в тексте.
15
А. А. Реформатский
Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами.
Содержание и структура предложений (члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).
16
С. И. Львова
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие).
Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики.
Функции знаков препинания.
17
Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли. Н. Шамфор
Всякая мысль связана с ее языковым выражением, делающим возможным существование мысли. Писатель при помощи точно подобранных слов, связанных грамматически, передаёт свои мысли, чувства и эмоции, представления о жизни. Воспринимая написанное, читатель понимает коммуникативный и эстетический замысел автора.
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
18
А. И. Горшков
Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений.
Изобразительно-выразительные средства языка.
19
Б. В. Шергин
Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Для передачи особенностей устной речи на письме автор использует различные языковые средства и знаки препинания. Средства письменной речи:
— звучание слов передаётся с помощью букв,
— интонация автора передаётся с помощью знаков препинания,
— абзацный отступ, который помогает регулировать читательское восприятие,
— различные шрифты и выделения, чтобы обратить внимание читателя на определённую часть текста.
Функции знаков препинания (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков).
20
И. И. Постникова
Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией.
Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Способы связи слов и их выражение в словосочетаниях.
21
Георг фон Габеленц
Мысль выражается средствами языка в речи во всем ее составе, в том числе и в ее структуре. Благодаря языку человек может передать, что он думает, о чем он думает, как относится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
22
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Д. С. Лихачёв
Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека.
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
23
Е. В. Джанджакова
При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано).
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
24
Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
Г. Я. Солганик
Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение).
Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств.
Лексические явления, изобразительно-выразительные средства
25
Н.Г. Чернышевский
Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление логической связи между словами при построении предложений.
Лексическое и грамматическое явления.
26
И. Н. Горелов
Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
27
М.Исаковский
Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи.
Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация.
Лексическое и грамматическое явления, обоснование орфограммы.
28
М. В. Панов
Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Употребление языковых единиц
29
Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей.
Л. Н. Толстой
Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего.
Употребление форм имени существительного и глагола.
30
Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.
Г. В. Степанов
Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль.
Лексическое и грамматическое явления.
31
Поль Рикёр
Язык — универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.
Лексическое и грамматическое явления.
32
Из учебника русского языка
В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста.
Употребление фразеологизмов в тексте.
33
А. А. Мирошниченко
Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике.
Лексическое и грамматическое явления.
34
А. А. Мирошниченко
Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего.
Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.).
Лексическое и грамматическое явления.
35
В. Г. Короленко
Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя
Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
36
Н. С. Валгина
Абзац
Функции абзаца.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4, Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по подготовке к выполнению заданий С на ГИА.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе — это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. С этой целью была разработана программа элективного курса “Система подготовки учащихся 9 класса к выполнению заданий С на ГИА по русскому языку”.
Цель данной программы:
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— овладение нормами русского литературного языка;
— обогащение словарного запаса;
— комплексная работа с текстом;
— развитие речи учащихся.
Эффективность данной программы в том, что содержание её соотносится с содержанием образовательного стандарта по предмету, зафиксированному в нормативных документах: “Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету” (приказ МО от 15.05.98 №1236).
“Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету” (приказ МО от 30.06.99 №56).
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Структура программы.
Программа состоит из трёх разделов.
I раздел. Введение.
Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).
раздел
Ориентирован на обучение учащихся приёмам сжатия текста и сжатому изложению
III раздел
Ориентирован на подготовку к написанию сочинения-рассуждения
Эффективность программы.
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.
Программа рассчитана на 16 учебных часов9 второе полугодие).
Предназначена для работы с учащимися 9-х классов.
Содержание программы
I. Введение.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Часть III.
II. Сжатое изложение.
Критерии оценивания задания С1. Информационная обработка текста. Приемы компрессии текста.
III . Создание сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
Итоговый контроль., Тематическое планирование
3-4
Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы компрессии исходного текста.
Практикум
2
5-6
Практикум по написанию сжатого изложения
Текущий контроль
7
Создание сочинения-рассуждения.
Лекция
1
8
Структура сочинения-рассуждения
Практикум
1
9-10