Методические приемы работы над м- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации опыты и эксперименты (9 класс)

Сочинение

Галина Г.Р.

Методические приемы работы над сочинением- рассуждением при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Одной из актуальных проблем при подготовке учащихся к ОГЭ является понимание текста. Эта проблема связана с написанием сочинения в рамках государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов. Многие из выпускников не могут писать сочинения на лингвистические темы, особенно такого общего характера. Важно найти выбор наиболее оптимальные формы, методы и приемы работы при подготовке учащихся 9 – х классов к экзамену в новой форме. Восприятие текста зависит не только от характера самого текста, но и от личности воспринимающего его субъекта, от уровня его владения учебными компетенциями.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему — это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного интонационно или с помощью нужного слова Цель написания сочинения на лингвистическую тему: Раскрыть важность тех или иных языковых знаний, речевых умений в реальной жизнедеятельности.

Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”. Аргументация предполагает также и приведение примеров, иллюстрирующих языковое явление, и цитирование (но чрезмерно не увлекаться!).

Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту направлено на самостоятельную интерпретацию выпускниками смысла одного из ключевых фрагментов текста, т.е. состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

Форма государственной итоговой аттестации в требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Алгоритм построения текста-рассуждения содержится в самой формулировке задания части. Однако учащиеся затрудняются в построении самого риторического жанра рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? Какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод?

Этапы работы по обучению учащихся написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1 Знакомство с композиционной структурой текста-рассуждения.

Эту работу можно начинать ещё в 7 – 8 классе. Для анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы, так темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения.

Приёмы работы: визуализация схемы текста-рассуждения (зарисовать, повесить в классе); анализ готовых текстов (коллективно, в группах); составление собственных текстов по предложенным тезисам, или на основе прочитанных текстов; использование структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка); анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).

Сочинение может строиться по следующей логике рассуждения:

a) Описание ситуации, которая воплощает проблему или прямая актуализация проблемы (Для чего же мы учим в школе русский язык целых одиннадцать лет?!»)

б) Формулирование генерального тезиса (Я считаю, что…», «Трудно согласиться с мнением тех, кто утверждает, что…»);

в) обоснование тезиса с помощью подобранных аргументов; причем источником для аргументации может стать языковой материал исходного текста (Чтобы подтвердить _____, достаточно обратиться к любому тексту. Вот, например,____ ____»);

г) вывод (Итак,…», «Следовательно,…»).

Конечно же, форма и жанр высказывания могут быть различными. Могут опираться на самую простую и стандартную схему, которая обусловлена системой критериев.

2 Работа с лингвистическим материалом

Предварительная работа заключается в том, чтобы в каждом классе средней школы обращать внимание учащихся на роль того языкового явления, которое изучается в курсе русского языка. Например, изучая лексику, говорить о роли фразеологизмов в речи, показать на конкретных примерах. Роль устаревших слов, изобразительно-выразительных средств рассматривать на уроках литературы. Изучая речи глагол">части речи (наречие, деепричастие и т.д.), обращать внимание на их выразительные возможности, на правильность и уместность употребления.

Уже в 7- 8 классе необходимо систематизировать знания о лингвистических явлениях, выделить лексические и грамматические явления.

Также важно проводить лингвистический анализ текста, при котором не только определяется основная мысль, но и выделяются языковые (лексические, грамматические) явления, указывается их роль. Эту работу можно проводить и коллективно, и в группах, и индивидуально. Например, задание может быть сформулировано так: Найдите в тексте сравнения (метафоры, устаревшие слова, союзы, частицы, предложения с однородными членами и т.д.) и укажите их роль в данном тексте.

3 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

На данном этапе важно показать, как включать в текст сочинения лингвистический материал. Конечно, работу учитель строит в зависимости от особенностей конкретного класса. Но всё же можно предложить учащимся использовать составленные шаблоны . Такие шаблоны мы с ребятами составляли вместе. Брали предложенные для итоговой аттестации фразы и писали сочинения. Такая работа была организована как в классе (самостоятельная, групповая, в целях контроля), так и дома. Затем выбирали лучшие варианты (или совмещали удачные фрагменты), так у нас получилась коллективная «подсказка». Особенно она помогла учащимся с трудностями в обучении.

Каждому учащемуся была предложена памятка по написанию сочинения.

Задания к этим текстам можно предлагать другие, на усмотрение учителя. Но их целесообразнее использовать в 7-8 классах. А в 9 классе уделить время непосредственно работе с предлагаемыми фразами.

4 Анализ и оценка сочинений.

Важно также познакомить учащихся с критериями оценки сочинения на лингвистическую тему, чтобы они могли самостоятельно оценить уровень выполнения работы.

При этом в письменных работах допускаются те же типичные ошибки, что и в устных ответах на уроке:

1) отсутствие начальных фраз, организующих высказывание;

2) непродуманность в расположении отдельных частей текста;

3) однообразное или неуместное употребление средств связи между предложениями

4) отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста;

1. Лексические явления (называют то, о чём думают и говорят люди, выражают мысли говорящего)

Лексическое явление

Типовые значения лексических явлений

(вспомогательные слова для оформления доводов)

Морфемы (корень, приставка, суффикс)

Корень несёт основное лексическое значение слова.

Приставка и суффикс уточняют это основное значение.

Однозначные слова

Называют отдельное явление действительности.

Многозначные слова

Первое значение многозначного слова всегда прямое. Остальные могут быть переносными, в том числе образными.

Синонимы (в синонимическом ряду).

Слова, разные по написанию, но одинаковые по значению.

Уточняют основное значение синонимического ряда, передают авторское отношение к предмету речи, передают оттенки основного значения, разную степень интенсивности признака и действия, могут иметь стилистическую окраску, обогащают речь, придают ей яркость, выразительность.

Антонимы

Слова с противоположным значением.

Уточняют, противопоставляют, передают авторское отношение, создают контрастные образы во фразе и тексте.

Омонимы

Слова, одинаковые по написанию, но разные по значению (ключ-ключ)

Обостряют внимание к слову, учат видеть слово в контексте, показывают авторское владение языком.

Паронимы

Однокоренные слова с разным значением (эффектный-эффективный)

Обостряют внимание к лексическому значению корня, показывают авторское владение языком.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов со своим, переносным значением.

Обозначают нечто единое по смыслу, помогают сделать речь эмоциональной, образной.

Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления:

1) устаревшие слова (архаизмы – исчезли вместе с понятием;

историзмы — есть современный синоним)

2) неологизмы – новые слова

3) диалектизмы – слова, употребляемые на конкретной территории

4) просторечные слова (не норма, сниженная лексика)

5) профессионализмы – термины, характерные для определённой профессии

Позволяют дать речевую характеристику героя (персонажа), создают экспрессивность фразы и текста, создают образ, передают колорит обстановки (эпохи), вносят яркое стилистическое разнообразие в текст.

Общеупотребительные слова – слова, понятные всем, на любой территории страны

Изобразительно-выразительные средства

Создают образ, усиливают выразительность (яркость), подчёркивают индивидуальный (характерный) признак, сопоставляют, предают оттенки настроения, могут иметь ту или иную стилистическую окраску, выражают отношение автора к предмету речи, передают состояние героя.

2. Изобразительно-выразительные средства

А) тропы – изобразительные средства, рисуют картину, создают образ. Основаны на переносном значении слов

название

Определение, характеристика

Сравнение

Представление одного через другое. Союзы: что, как, как будто, словно, точно; другие средства: похож, сравнительная степень ( Рябина, как костёр, горит)

Сравнение может быть выражено сущ. в творительном падеже (река серебром горит)

метафора

Скрытое сравнение, перенос неживых свойств на неживые же, редко: живых на живые же. Может быть развёрнутой (большой по объёму).

Обычно легко узнаётся: глагол, сущ. в переносном значении (В саду горит костёр рябины красной)

олицетворение

разновидность метафоры, перенос живых свойств на неживые предметы;

чаще глагол (Буря воет )

Эпитет

Образное определение (приложение), прилагательное, наречие на –о/-е в переносном значении ( седая старина), приложение ( бродяга- ветер)

Метонимия

Одно вместо другого. Часть вместо целого. (По залу летали фраки в вальсе. Я прочитал всего Пушкина )

Синекдоха

Разновидность метонимии — часть вместо целого (и слышно было до рассвета, как ликовал француз )

Гипербола

Гротеск

Преувеличение ( В сто сорок солнц закат пылал)

Фантастика (Сидят людей половины )

Литота

Преуменьшение (Мужичок с ноготок )

Оксюморон

Соединение слов с противоположным значением (живой труп, слёзы радости)

Перифраз

Словосочетание вместо одного слова (автор «Евгения Онегина»)

Аллегория

иносказание (притчи, басни)

Ирония

насмешка

Сарказм

обличительный смех

Б) Фигуры – синтаксические средства выразительности.

название

Определение, характеристика

Повторы

Лексический — одного и того же слова Морфологический- частей речи;

Словообразовательный- частей слова;

Синтаксический параллелизм- одинаковое построение словосочетаний или предложений Ассонанс- повтор гласных, Аллитерация- повтор согласных,

Анафора- повтор слов в начале фраз / строк,

Эпифора- повтор в конце фраз или строк,

Эпанафора- повтор на стыке фраз / строк.

Градация

Цепь элементов высказывания с нарастанием или убыванием значимости; однородные члены предложения; лексическая, стилистическая, сюжетная, композиционная (Швед, русский колет, рубит, режет …)

Инверсия

Обратный порядок слов: ( Мешает избыток пищи тонкости ума.)

— сказуемое подлежащее,

-существительное определение, -дополнение глагол

Антитеза = контраст

Противопоставление понятий (К добру и злу постыдно равнодушны)

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа, его цель – привлечь внимание к проблеме.

(Кто виноват?)

Риторическое восклицание

Цель – привлечь внимание, сделать речь эмоциональной. (Кто, если не мы!)

Риторическое обращение

Цель – привлечь внимание. (О Русь, малиновое поле…)

Эллипсис

Пропуск слов неполном предложении (я за свечкой, свечка – в печку)

Умолчание

Недосказанность, многоточие (…)

Парцелляция

Расчленение предложения на две самостоятельные части (Я иду. В кино.)

Кольцо

Повтор по краям отрезка ( Зло делать проще, поэтому так распространено зло )

3. Грамматические явления (устанавливают связи лексических единиц)

Грамматическое явление

Типовые значения лексических явлений

(вспомогательные слова для оформления доводов)

Морфемы (окончания)

Оформляют подчинительные связи между словами в словосочетании.

Словосочетание

Существует на основе подчинительных связей: согласования, управления, примыкания.

Согласование происходит по роду, числу, падежу.

Управление «навязывает» падеж зависимому слову.

Примыкание: зависимое «примыкает» только по смыслу.

Служебные части речи (союз, предлог)

Предлог используется в словосочетании для оформления подчинительной связи.

Союз используется для оформления подчинительных и сочинительных связей в сложных предложениях; для оформления сочинительных связей при однородных членах предложения.

Простое предложение

В нём существуют различные синтаксические связи: двунаправленные между подлежащим и сказуемым и подчинительные между главными и второстепенными членами предложения.

Простое осложнённое предложение

При наличии однородных членов можно говорить о равноправных (или сочинительных) отношениях между ними.

При наличии обособленных членов можно говорить об отношениях обособления, уточнения.

При наличии вводных и вставных конструкций можно говорить о том, что с их помощью автор выражает своё отношение к информации.

Сложное предложение

Устанавливает сочинительные отношения (перечисление), подчинительные отношения (определение, изъяснение, образ действия и степень признака, место, время, условие, причина, цель, следствие, сравнение, уступка)