Роль причастия в речи сочинение рассуждение

Сочинение

«Причастие – это часть речи, причастная

М.В.Ломоносов о роли причастий: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют некоторую высокость , и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов»

М. В. Ломоносовписал: «Причастие заключает в себе силу глагола и имени».

карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату;

В обыденной речи причастия употребляются крайне редко, а вот где нужны пафос, обличительность, торжественность, там без причастия трудно обойтись

Причастие

1. Обобщённое лексическое значение

Причастие обозначает признак предмета по дейст­вию, то есть по значению примыкает к прилагательным и отвечает на вопрос прилагательных ка­кой? (а также искусственно образованные вопросы что делающий? что делавший? что делаемый? что сделанный?): идущий по тротуару че­ловек; уставший за день водитель; слова, произносимые вслух; пере­численные факты.

2. Грамматические признаки (значения).

Морфологический уровень.

Эта глагольная форма обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

Поскольку причастие — это одна из форм глагола, у него есть все постоянные признаки глагола : переходность, возвратность, вид, спряже­ние.

Из непостоянных признаков глагола у причастий представлена ха­рактеристика времени (настоящего и прошедшего).

Причастия настоя­щего времени

Идущий

Причастия прошедшего времени обозначают признак по действию, совершавшемуся в прошлом (Уставший за день водитель сразу же заснул).

залог (действи­тельный и страдательный)

Действительные причас­тия

непостоянным признакам причастия

Синтаксический уровень.

определением и именной частью составного именного сказуемо­

Использование причастий в речи

Причастие – важное средство обозначения признаков предметов в форме согласованного определения.

Лексический уровень.

62 стр., 30725 слов

Влияние русских народных сказок на развитие связной речи детей ...

... отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша. Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: русские народные сказки как ... умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, ...

Зарумянившееся лицо ее сияло радостью и решимостью (Л. Т.)

Грамматический уровень.

Морфологические признаки.

В отличие от прилагательного (румяное лицо – прилагательное здесь обозначает постоянный, не меняющийся во времени качественный признак предмета) причастие обладает грамматическими категориями времени, вида, залога, которые отражают становление признака во времени.

Синтаксическая роль., Страницы, прочитанные мною… — Страницы, которые я прочитал…, Причастия позволяют избегать повтора слов:

1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

2. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Примечание.

Причастия – признак книжного стиля. «Книжность» причастий объясняется их историей: они восходят к старославянскому языку и поэтому издавна были принадлежностью письменной речи. В поэзии XVIII в. обилие причастий было отличительной чертой «высокого штиля». М.В. Ломоносов считал возможным употребление в этой форме лишь старославянских глаголов и тех российских, «которые от славянских как в произношении, так и в знаменовании никакой разности не имеют»: питаемый, питавший, питающий, венчающий, венчаемый, видимый и т.п., и предостерегал против образования причастий от глаголов, «которые нечто подлое значат, и только в простых разговорах употребительны»: мараемый, брякнувший, чавкающий, нырнувший и т.п. (Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1952. Т. 7. С. 496) Со временем ограничения в образовании причастий были преодолены, однако приподнято-торжественное звучание этих глагольных форм в поэтической речи осознавалось значительно дольше.

Современные поэты и писатели ценят причастия не за их книжный характер, а за то, что в них аккумулируется значительная выразительная энергия русского языка . Изобразительная функция причастий наиболее наглядно проявляется при употреблении их в роли определений : Он [Левин] видел ее воспаленное, то недоумевающее и страдающее, то улыбающееся и успокаивающее его лицо (Л. Т.). Но и сказуемые, выраженные причастиями, тоже могут придавать особенную экспрессивность художественной речи : И ветер в круглое окно вливался влажною струею, — казалось, небо сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.).

Шаблоны сочинений о роли причастий в речи.

Вступление.

1. Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. Докажем это утверждение примерами из текста (фамилия и инициалы автора).

2. Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора).

Аргументы.

Лексический уровень (лексический аргумент).

6 стр., 2622 слов

Роль глаголов, причастий и деепричастий в речи :: Статьи :: УМК ШКОЛА

... предложений или применяйте цитирование. Группа 3 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского ученого Владимира Ивановича Даля "Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного" Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из ...

1. Причастие обозначает признак предмета, красочно характеризует его, как и прилагательное. Например, в предложении 1 есть причастие «зарумянившееся (лицо)». С его помощью точно описаны признаки предмета.

2. Причастия обозначают признак предмета по действию, красочно характеризуя его, как и прилагательное. Например, в предложении … употреблено причастие «………». С его помощью точно описаны признаки предмета. Однако причастия, имея свойства глаголов, обозначают признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность.

Синтаксический уровень (грамматический аргумент).

1. Причастие изменяется, как прилагательное. Оно связывается с определяемым словом с помощью окончаний. Например, в предложении ……. причастие «………………)» согласуется с существительным в единственном числе, именительном падеже, среднем роде.

2. Знание грамматических особенностей причастий помогает создать связное письменное высказывание. Причастие изменяется, как прилагательное. Оно согласуется с определяемым словом. Например, в предложении …… особая форма глагола «……………….» согласовано с существительным в форме единственного числа, именительного падежа, среднего рода. Грамматическое значение выражено с помощью окончания.

Морфологический уровень (грамматический аргумент).

1. Грамматические категории залога и времени помогают уточнить лексическое значение этой особой формы глагола. Например, в предложении ….. употреблено действительное причастие «…………….)». Прошедшее время обозначает, что этот признак по действию предмет приобрёл в прошлом, до момента речи. Или предложение : «…………………………..». В нём действительное причастие настоящего времени «идущий» указывает, что признак предмета проявляется в настоящем, в момент речи.

Заключение.

1. Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.

2. Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли.

Образцы сочинений.

1. Образец.

Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. Докажем это утверждение примерами из текста (фамилия и инициалы автора).

Во-первых, причастие обозначает признак предмета, красочно характеризует его, как и прилагательное. Например, в предложении …. есть причастие «……………..)». С его помощью точно описаны признаки предмета.

Во-вторых, причастие изменяется, как прилагательное. Оно связывается с определяемым словом с помощью окончаний. Например, в предложении ….. причастие «……..»согласуется с существительным в единственном числе, именительном падеже, среднем роде.

4 стр., 1998 слов

Урок русского языка » – описание предмета». 5-й класс

... признаки предмета, существенные и несущественные в зависимости от речевой ситуации; воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к предметам окружающего мира. ... описание словами признаков изображаемого словами предмета, явления, состояния. Описание признаков может быть разным в зависимости от цели описания. ... признаки предмета, каждое предложение этой части добавляет к сказанному новые признаки; ...

Итак, причастия придают красочность речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.

(более 70 слов)

2. Образец.

Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора).

Во-первых, причастия обозначают признак предмета по действию, красочно характеризуя его, как и прилагательное. Например, в предложении 1 употреблено причастие «зарумянившееся (лицо)». С его помощью точно описаны признаки предмета. Однако причастия, имея свойства глаголов, обозначают признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность.

Во-вторых, знание грамматических особенностей причастий помогает создать связное письменное высказывание. Причастие изменяется, как прилагательное. Оно согласуется с определяемым словом. Например, в предложении 1 особая форма глагола «зарумянившееся (лицо)» согласовано с существительным в форме единственного числа, именительного падежа, среднего рода. Грамматическое значение выражено с помощью окончания.

Итак, причастия придают красочность речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.

3. Образец.

Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора).

Во-первых, причастия обозначают признак предмета по действию, красочно характеризуя его, как и прилагательное. Например, в предложении 1 употреблено причастие «зарумянившееся (лицо)». С его помощью точно описаны признаки предмета. Однако причастия, имея свойства глаголов, обозначают признак, изменяющийся во времени. Следовательно, высказывание приобретает динамичность.

Во-вторых, грамматические категории залога и времени помогают уточнить лексическое значение этой особой формы глагола. Например, в предложении 1 употреблено действительное причастие «зарумянившееся (лицо)». Прошедшее время обозначает, что этот признак по действию предмет приобрёл в прошлом, до момента речи.

Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли.