Урок развития речи в 7-м классе » -письмо по впечатлениям от картины И.И. Бродского «Летний сад осенью»»

Сочинение

Разделы:

Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом описания картины;
  • помочь увидеть пейзаж глазами художника и выразить свои впечатления в сочинении-письме;
  • развивать творческую самостоятельность, умения излагать свои мысли в письме;
  • воспитывать любовь к искусству.

Оборудование:

  1. Портрет И.И. Бродского и его картины.
  2. Учебник 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
  3. Требования к сочинению-письму.
  4. Презентация к уроку.

На доске предложение:

Его картины привлекают пронзительной правдой и щемящей душу поэзией.

I. Организационный момент. Интрига.

1. Ученица читает отрывок из стихотворения “Осень” А.С. Пушкина.

…Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(На появляются репродукции картин известных художников).

Учитель комментирует.

2. Вопрос:

  • Что объединяет стихотворение и картины? (Пейзаж, тема осени).

II. Объявление темы урока.

III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику 7 класса.

Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию картины И.И. Бродского на цветном вкладыше учебника.

IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и его творчеством.

1. Ученик рассказывает о художнике.

Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1902 годах занимался у таких известных живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и К..К. Костанди. В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника – реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”. Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911).

32 стр., 15551 слов

Каллиграфия или искусство красивого письма

... известные русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Д. Ушинский, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, ... ряд вопросов при обучении детей письму: обучать прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Оказалось, что прямое письмо не уменьшило ни случаев искривления ...

В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского.

2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского и его картинах . (Картины на ).

Уже студенческие работы молодого художника свидетельствовали о его ранней творческой зрелости и привлекали к себе внимание любителей искусства. Он много работал в жанре портрета и пейзажа. Уже во время учебы в Академии художеств ярко проявилось дарование И. Бродского – пейзажиста. Значительная часть ранних пейзажей И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он перешел к работе по воображению. Великолепными образами пейзажиста являются такие известные произведения: “На даче”(1906), “Золотая осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907).

В картине “Сквозь ветви” художник совместил два пространственных плана. На первом – кружевной древесный стол и ветки, на втором — безбрежные привольные просторы. Мы любуемся каллиграфической четкостью прихотливого узора ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства картины. Не менее замечательны картины “Зима” (1919 – 1922), “Аллея парка” (1930 г).

Главную задачу художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в определенное время дня и года.

Еще одна работа “Л.М. Бродская на террасе” (1908).

Здесь присутствует пейзаж, который написан в мягкой пастельной гамме. Умиротворенная гармония образа женщины с природой создает определенное настроение.

Картина “Летний сад осенью” написана в 1928г., когда художник достиг больших успехов в своем мастерстве.

3. Работа с предложением, которое записано на доске.

Вопрос:

  • Как вы понимаете эти слова?

V. Формулируем цели и задачи.

Итак, наша главная задача – подробно описать картину И. Бродского “Летний сад осенью” и написать о своих впечатлениях в письме другу.

VI. Построение сочинения.

Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо – впечатление.

  • Что будет составлять содержание письма?
  • Вспомним, как строится письмо?

(Работа над основными требованиями к письму, вступлением и заключением.)

Основные требования к построению сочинения — письма.

1. Вступление. Обязательное обращение к другу в начале сочинения. (Добрый день,здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…) . Не забудь написать имя друга.

2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли, впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.

3. Концовка. (До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…) . Дата, укажи свое имя. Тон письма должен быть вежливым, доброжелательным.

VII. Работа над содержанием основной части сочинения – письма.

Основная часть письма – это ваши впечатления от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые вызывает этот пейзаж.

10 стр., 4915 слов

Методика обучения детей рассказыванию по картине

... составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. ... о том, что использование разнообразных картин в работе с детьми дошкольного возраста позволяет педагогу развивать ...

  • В каком стиле будем писать сочинение?

1. Определение темы:

  • О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?

2. Определение основной мысли:

  • Каков, по – вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа?

3. Цветовая гамма картины:

  • В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?

4. Описание картины:

  • Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине. Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.

Работа в группах.

1 группа. Аллея сада.

Задание:

Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.), используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).

Вопросы в помощь:

  • Какими нарисованы деревья?
  • Стволы деревьев, какими мы их видим?
  • Какого цвета листья? Почему их мало?
  • Цветовая гамма?

2 группа. Беседка.

Задание:

Составьте 5 -6 словосочетаний для описания беседки.

3 группа. Люди.

Задание:

Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания людей? Вопросы в помощь:

  • Чем они заняты?
  • Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
  • Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?

4 группа. Небо.

Задание:

Составить словосочетания, используя художественные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения) . Вопросы в помощь:

  • Какое оно?
  • Что вы можете еще сказать о небе?
  • Какие краски использует автор для описания неба?
  • Какую роль играет оно в картине?

Индивидуальные задания.

(3 стихотворения об осени – 3 ученика).

Задание к каждому стихотворению:

1. Прочитать выразительно стихотворение.

2. Ответить на вопросы:

  • Какова тема стихотворения?
  • Какое настроение звучит в стихотворении?
  • Созвучно ли оно с настроением картины?

3. Выписать словосочетания, которые мы можем взять для описания картины.

Тексты стихотворений.

1.

Осыпаются листья в садах,

Стройный клен под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показались повсюду просветы,

И красив он в уборе своем,

Золотистой листвою одетый.

(И. Бунин.)

2.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

12 стр., 5896 слов

Пишем -описание картины (пейзаж)

... жаркий день Маков Алексей Сочинение – описание картины «Алёнушка» Я посмотрел картину Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». На ней изображён лес и не большое озеро. В центре картины изображена рыжеволосая девочка, одетая ... поваленного дерева, и у них открывается пейзаж на сосновый лес. На картине валяются сухие ветки палки и мокрый мох. Наверху картина преображается, и она становится похожа на ...

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

3.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

(А.С.Пушкин.)

5. Впечатления от картины.

Вопросы:

  • Какое впечатление производит картина?
  • Какие чувства вызывает этот пейзаж?
  • Как пейзаж картины созвучен с твоим — Какие чувства, желания появляются у вас от увиденного.

VIII . Творческий диктант.

Тона золотой осени, производит впечатление, лирически задушевный пейзаж, чудесная пора, прекрасное и будничное, последние лучи солнца, теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует душу, чувствовать красоту природы, ощущение свежести, неповторимая красота осени, разноцветные листья, радостное настроение, одетые люди, меняют наряд, искренность и красота, земля покрыта листьями, любуются природой, отдыхают душой.

IX. Составление плана.

Примерный план.

1. Приветствие другу.

2. Картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”. Впечатления от увиденного на картине:

  • а) общее впечатление от пейзажа картины;
  • б) описание неба, деревьев;
  • в) своеобразие красок аллеи сада осенью;
  • г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня;
  • д) настроение, которое вызывает картина.

3. Прощание с другом.

X. Домашнее задание.

Написать сочинение- письмо по личным впечатлениям. Упражнение 44.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kartina-brodskogo-zima/

1.Альбом. И.И.Бродский. Составитель: С.М.Иваницкий. М., “Изобразительное искусство”. 1986г.

2. Пейзажная живопись. В.Н. Пилипенко. Санкт-Петербург. “Художник России”.1994г.