Урок русского языка в 5-м классе «Виды предложений по цели высказывания»

Сочинение

Разделы:

Цели.

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;
  • научить распознавать предложения по цели высказывания;
  • научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся;
  • научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
  • расширять кругозора учащихся;
  • воспитывать эстетический вкус.

Оборудование урока:

  • «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов
  • «Словарь русского языка» С.И.Ожегова
  • И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»
  • (мультимедиа);
  • Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.

Методы:

  • постановка проблемного вопроса;
  • организация обсуждения материала;
  • тестирование;
  • написание сочинения-миниатюры.

Ход урока

I. Проверка д/з:

  • Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения.

II. Пятиминутка для повторения.

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

1 стр., 479 слов

Раскрыть смысл высказывания Степанова «Словарь языка свидетельствует

... автор абсолютно прав в своем высказывании. Известный лингвист Степанов утверждает: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают ... мысли автора. Предлагаемый текст является (описание, рассуждение, повествование). Разные стили дают возможность большой выразительности ... средств выразительности. Использование различных по структуре предложений дает дополнительную образность и красочность тексту. ...

Негде в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

3. Произведи морфологический разбор глагола.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился 3 домой.

4. Произведи морфологический разбор прилагательного.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой 3

Царь отправился домой.

3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно.

1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.

а) синтаксический разбор предложения.

Дополнительные вопросы:

1. Из какой сказки отрывок?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?

3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием?

2. (под)окном — морфологический разбор

Дополнительный вопрос:

  • Расскажи о существительном как о части речи.

3. поз..но — фонетический разбор

Дополнительный вопрос:

  • Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения.

Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие — самостоятельно у доски).

(СЛАЙД № 2)

Учитель читает текст.

  • Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок?

(«Сказка о золотом петушке».)

  • Докажите, что перед нами текст.
  • Озаглавьте отрывок. ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».)
  • Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы.

(СЛАЙДЫ № 3-5 )

  • Выделите грамматические основы в трех последних предложениях.
  • Что составляет грамматическую основу предложения?

В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы.

III. Словарно-орфографическая работа .

а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение)

б) вопросительный (работа с этимологией слова)

просити —

(«Словарь русского языка» С.И.Ожегова)

(И.В.Даль

IV. Новая тема и закрепление.

Слово учителя.

  • По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9)

а) Если цель нашего высказывания — сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10)

Раз он в море закинул невод/, Пришел невод с одною тиной //

— Произнесите правильно следующие повествовательные предложения:

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.

б) Если цель высказывания — спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.

(СЛАЙД № 12)

Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?

— Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.

— На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.

1.

Но из бочки кто их вынет? («Сказка о царе Салтане»)

Бог неужто их покинет?

2.

Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане»)

Опечалился чему?

3.

Ладно ль за морем, иль худо? («Сказка о царе Салтане»)

И какое в свете чудо?

4.

Что тебе надобно, старче? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5.

Я ль на свете всех милее? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

  • Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.
  • Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова.

— Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.

По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана?

1.Да, по равнинам Окияна. (учитель)

2. Да, едет. (1-й ряд)

3. Нет, не флот. (2-й ряд)

4. Да, Салтана. (3-й ряд)

в) Если цель высказывания — побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.

  • Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.

(СЛАЙД №15)

1.

Не губи ты нашу душу: (просьба-мольба)

Выплесни ты нас на сушу!

2.

А теперь ты воротись, (дружеский совет)

Не горюй и спать ложись.

3.

Лови, лови, да дави ее, дави (приказ)

Вот ужо! постой немножко

Погоди:(А князь в окошко)

4.

Воротись, поклонися рыбке: (категорический приказ)

V. (СЛАЙД №16 с гиперссылками).Найдите верный ответ. Какое утверждение верно?

VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное — зеленой, повествовательное не подчеркивайт е.

(СЛАЙДЫ № 20-24)

VII. Закрепление. Выполните тест

Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.

а) Долго ль ездили? Куда?

б)

Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в)

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

2. Данное предложение вопросительное.

а)

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в)

Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

3. Данное предложение побудительное.

а) Помогите, ради бога.

б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

Тест

Вычеркни неверные варианты ответов.

Вариант №2

1. Данное предложение повествовательное.

а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в)

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

2. Данное предложение вопросительное.

а)

Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в)

Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

3. Данное предложение побудительное.

а) Смилуйся, государыня рыбка.

б)

Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?

VIII . Динамическая минутка.

— Ребята, давайте представим себя героями «Сказки о царе Салтане». Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик — буйным ветром.

( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости).

IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой:

1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

4. «Сказка о рыбаке и рыбке».

5. «Сказка о золотом петушке».

  • Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30)

1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?

2. Чему учит сказка?

3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?

У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина — «Сказка — ложь, да в ней намек:» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный — зеленой, повествовательные не подчеркивайте.

Смотрите образец. (СЛАЙД № 31)

X. Рефлексия

  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Для какой цели используется каждый из видов?

XI. Домашнее задание