Класс Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки

Сочинение

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой от­вет, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Филолог Ф.И. Буслаев был убежден: «Только в предло­жении получают свое значение отдельные слова, их оконча­ния и приставки».

С этим сложно не согласиться. Приставки придают но­вые оттенки словам, а окончания служат для выражения грамматических значений слов и их связей. Смысл же слова невозможно понять, не принимая во внимание контекст предложения.

Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина. Так, приставка в слове «распрямившись» в предложении 4 ука­зывает на изменение состояния: наклонившийся рассказчик выпрямил спину, а окончания глаголов «стукнет», «не спу­щу» (предл. 62) — показатель такой глагольной категории, как будущее время.

Действительно, только в предложении можно увидеть бо­гатство значений слов, оценить важность окончаний и при­ставок. Я не могу не согласиться с мнением филолога Ф.И. Буслаева.

Вариант 2

Слова обретают определенный смысл лишь в закончен­ном высказывании, в построении которого участвуют слово­образующие и формообразующие морфемы. В тексте В. Со­лоухина можно найти множество примеров, доказывающих это утверждение.

Так, в предложении 40 приставка в слове «перебежать» придает глаголу «бежать» значение «преодолеть», то есть бежать до тех пор, пока препятствие не закончится.

Окончание также играет огромную роль. Например, у существительных оно выражает значение рода, числа, па­дежа; без этой функции нарушилась бы логика речи и уст­ной, и письменной. Так, в предложении 1 слово «участок» в словосочетании «копать на участке» могло быть употреблено только с этим окончанием, указывающим на единственное число, мужской род, предложный падеж.

6 стр., 2754 слов

Проект русского языка «От слова – к смыслу…» методическая разработка ...

... и, может быть, после нашего исследования чувства, переживания писателя оставят след в ваших душах. Чтение стихотворения - аудиозапись. (слайд 4) Иван Сергеевич Тургенев Пир у Верховного Существа Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир ... ключевых слов с помощью вопросов и определение их лексического значения. Для ... 14) А темой вашего эссе станут слова с очень популярного в интернете ...

Следовательно, справедливо утверждение Ф.И. Буслаева о том, чтр «только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки».

Вариант 3

«Только в предложении получают свое значение отдель­ные слова, их окончания и приставки», — был уверен фи­лолог Ф.И. Буслаев, и я целиком разделяю эту точку зре­ния.

Действительно, слова обретают определенный смысл лишь в законченном высказывании, в построении которого участвуют словообразующие и формообразующие морфемы.

Обратимся к тексту В. Солоухина и докажем это утвер­ждение. Приставка за- в глаголе «закричал» (предл. 32) не только имеет значение начала действия, но и указывает на совершенный вид этого глагола. А если бы прилагательное «толстый» в предложении 4 не было согласовано в роде, числе и падеже с существительным «прут», на что указыва­ет окончание -ым у то вряд ли бы стал понятен смысл выска­зывания.

Следовательно, филолог Ф.И. Буслаев был прав.

Текст для работы

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(6) Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.

(7) Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

(17)— Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.

(20)— Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.

(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот разговор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывал­ся, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно со­гласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

2 стр., 691 слов

Напишите – миниатюру «Зачем нужны в речи предложения с вводными ...

... сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. (Круг чтения) Тест по теме «Вставные конструкции» 1. .Какое утверждение является неправильным? 1) Осложненным считается предложение, ...

(32)— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. (33)— Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.

(36) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.

(39)— Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(42) А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»

(43) Мы принесли соль и два куриных яйца.

(44) — Теперь давай ямку копать.

(45) Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку.

(46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен… (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой…

  • (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)По- моемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теп л инки, после этой речки! (60) Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.

(61)Ладноґ (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

(По В. Солоухину)