Сочинение о способности слов связываться
в словосочетания и включаться в предложения
( Материалы презентации )
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста : «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста : «Обладая и лексическим, и , слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Словосочетание –, Предложение, Лексическая сочетаемость слов
В немало таких слов, которые бы «притягиваются» друг к другу.
стадо коров, табун лошадей, отара овец, стая волков, караван
. Поэтому нас смешит неудачное сочетание слов в рассказе юного натуралиста: «Вдали показалась стая уток и зайцев ».
повизгивала
лексическая сочетаемость
«Притяжение слов»
Сочетаемость
п о з в о л я е т р а с к р ы т ь
лексическую сущность
отношения
Лексической сочетаемостью
В речи мы употребляем слова не по одному, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а другие имеют ограниченную лексическую сочетаемость.
Какие правила следует помнить, сочетая слова?
П р а в и л о п е р в о е: следует учитывать предметно-смысловые связи слов.
глубоким и мелким, холодным и тёплым, лесным и горным,
нельзя дышать водой, стирать рыбу или жарить снег, так как предметно-смысловые связи этих слов исключают взаимную сочетаемость.
П р а в и л о в т о р о е: объединению слов могут препятствовать их лексические особенности.
Слова, обозначающие, казалось бы, соединимые понятия, не сочетаются; говорят
причинить горе, неприятности
причинить радость, счастье
П р а в и л о т р е т ь е: сочетание слов определяется их грамматическими свойствами.
бумажный и плакать, золотой и низко.
Прилагательное не может сочетаться с глаголом, обстоятельственным наречием
очень смешной).
Грамматическая (синтаксическая) сочетаемость слова определяется его грамматическим значением, принадлежностью к тому или иному классу или разряду. Слово как единица какой-то грамматической категории имеет строгий набор синтаксических связей с другими словами.
Методическая разработка «Подготовка к сочинению-рассуждению ...
... сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. При этом подготовка к сочинению неразрывно должна быть связана с повторением теоретического материала. Прежде всего, ответим для себя на вопрос: «Что такое сочинение на лингвистическую тему?». ... прямого вопроса по лингвистике выпускникам было предложено прокомментировать слова лингвиста и аргументировать ответ примерами из текста. Выпускники должны ...
Правила грамматической сочетаемости формируются или как общие
правила соединения простых предложений в составе сложного,
правила сочетания членов простого предложения и т. п.,
или
как схема сочетаемости отдельного слова
(нежный взгляд, добый человек
Стилистически окрашенные слова сочетаются со словами, обладающими идентичной окраской:
нейтральные слова,
книжные — с книжными:
- неотвратимое возмездие, тщетно взывать;
разговорные — с разговорными
повадки дворняги, неплохие ребята.
Сочетания слов, обладающих разной стилистической окраской, ограничены в употреблении и допустимы только с определенной стилистической целью, чаще комической ( совершить вояж, вкалывают на подиумах, уцепиться за совет и т. д.)
Способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении
форма слова
предлоги,
Порядок слов
Текст
(1) До июля Лешка и Витька пасли лошадей в лощине. (2)Когда же от солнца пожухла трава, выпасы перенесли на заречные луга.
(3)Там река была широкая, течение сильное, и табун перегоняли через реку без жеребят. (4)Первое время, когда взрослые кони спускались к броду, малыши беспокойно носились по берегу, тянули морды вслед своим матерям и тоненько и нервно голосили.
(5)Но вскоре они привыкли к тому, что их матери ежедневно исчезали за рекой. (6)Только Мальчик, озорной и непослушный жеребёнок, подолгу стоял, тревожно всматриваясь в заречную даль, где ходили в кустах взрослые кони. (7)Часто, обнюхав воздух, Мальчик осторожно входил в воду, но, испуганный сильной волной, шарахался к берегу и, раздувая ноздри, прерывисто и заливисто ржал. (8)И столько в его голосе было обиды и нетерпения, что Райка, его мать, иногда показывалась на том берегу и, встряхивая гривой, качала головой, словно хотела успокоить сына.
(9)И вот однажды он вошёл в воду и пустился вплавь. (10)Лёшка увидел его, когда тот уже был на самой быстрине. (11)Лёшка его звал, но жеребёнка заметно сносило влево. (12)Он старался прибиться к берегу, но его уносило всё дальше и дальше, туда, где берег исчезал в болотистой пойме, заросшей камышами.
(13)И тогда Лёшка бросился в воду и, подхваченный течением, поплыл наперерез. (14)Волна била в его лицо, качала перед глазами пену и , но он плыл и плыл, пока вдруг не возникла перед ним голова жеребёнка. (15)Тогда он ухватился за его скользкую и убегающую шею.
(16) Жеребёнок косил на него расширенным от ужаса зрачком.(17)«Держись, Мальчик!» – устало просил его Лёшка, подгребая рукой воду. (18)В шуме бегущей воды подросток слышал, как глухо и быстро стучит сердце жеребёнка.
(19)Теперь их уже вместе несло вниз. (20)Мимо Лёшки и Мальчика, чуть в стороне, медленно проплывали белоснежных лилий, поддерживаемые зелёными ладошками листьев. (21)Это надвигалась болотная пойма.
(22)Неизвестно, хватило ли бы у них сил выбраться на берег, но вдруг послышалось далёкое и тревожное ржанье. (23)Это кобыла Райка, вытянув шею с развевающейся гривой, мчалась вдоль реки.
(24)Поднимая брызги, лошадь влетела в воду и поплыла. (25)Вскоре она была перед ними и, гулко фыркая, мягкими губами прихватила Мальчика за холку. (26)Огромные и сизые глаза её жадно оглядывали сына, а на длинных ресницах, как слёзы, блестели капельки воды.
(27)Лёшка взобрался на скрытый под водой Райкин круп, схватил Мальчика за гриву, и теперь все они вместе спокойно и медленно, как на , поплыли к берегу.
(28)Вот Райка ступила на дно. (29)Из воды показались её рыжая блестящая шея со спутанной гривой, перевитой стебельками речной травы, потом широкая, как палуба, спина, на которой восседал Лешка. (30)За ним тянулся обессиленный Мальчик. (31)Дрожь волнами перекатывалась по его шелковистой коже.
(32)Лёшка спрыгнул с лошади, молча отжал рубаху, поглядел на другой берег, туда, где остались жеребята, потрепал Мальчика за ухом. (33)Тот, ответив на ласку, потёрся о Лёшкину щеку. (34)Глаза его снова озорно и ярко вспыхнули, и вдруг он тоненько и победно заржал.
(35)Лёшка притянул к себе Мальчика, рассмеялся и сказал: «Пора и тебе в табун!»
(По С. Полетаеву )
По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
¢
1. Определительные
¢
2. Объектные
¢
3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак : хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
Южная ночь тихо легла на город.
──── ═══
какая? ↓──────× южная ночь ↓ ↓ прилаг. + сущ. Словосочетание именное. Способ связи — согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного. Отношения определительные: указывается предмет и его признак. |
как? ↓─────× тихо легла ↓ ↓ нар. + глаг. Словосочетание глагольное. Способ связи — примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно. Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак. |
на что? ×────↓ легла на землю ↓ ↓ гл. + сущ. в вин. п. с предлогом Словосочетание глагольное. Способ связи — управление, выражается окончанием зависимого существительного. Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные. |
Поясняем смысл высказывания (небольшое вступление) |
Как известно, словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые мы задаём от главного слова к зависимому, а грамматическая выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. |
Приводим пример 1, иллюстрирующий указанное явление |