Разделы:
Цели:
- познакомить учащихся с новым видом описания картины;
- помочь увидеть пейзаж глазами художника и выразить свои впечатления в сочинении-письме;
- развивать творческую самостоятельность, умения излагать свои мысли в письме;
- воспитывать любовь к искусству.
Оборудование:
- Портрет И.И. Бродского и его картины.
- Учебник 7 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)
- Требования к сочинению-письму.
- Презентация к уроку.
На доске предложение:
Его картины привлекают пронзительной правдой и щемящей душу поэзией.
I. Организационный момент. Интрига.
1. Ученица читает отрывок из стихотворения “Осень” А.С. Пушкина.
…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(На появляются репродукции картин известных художников).
Учитель комментирует.
2. Вопрос:
- Что объединяет стихотворение и картины? (Пейзаж, тема осени).
II. Объявление темы урока.
III. Чтение задания упражнения 44 по учебнику 7 класса.
Обсуждаем задание и рассматриваем репродукцию картины И.И. Бродского на цветном вкладыше учебника.
IV. Знакомство с художником И.И. Бродским и его творчеством.
1. Ученик рассказывает о художнике.
Исаак Израилевич Бродский родился в 1884 году в селе Софиевка, близ города Бердянска. Первоначальное художественное образование он получил в Одесском художественном училище, где в 1896 – 1902 годах занимался у таких известных живописцев и педагогов, как Г.А. Ладыженский и К..К. Костанди. В 1902 – 1908 годах он учился в петербургской Академии художеств, в стенах которой молодой Бродский испытал благотворное влияние великого русского художника – реалиста И. Е. Репина. В конце жизни он писал: “От Репина я воспринял его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству как делу жизни”. Глубокий след в дальнейшей творческой биографии Бродского оставили его поездки от Академии художеств в Испанию, Францию и Италию (1909 – 1911).
Каллиграфия или искусство красивого письма
... известные русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Д. Ушинский, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, ... ряд вопросов при обучении детей письму: обучать прямому или наклонному письму, по косой сетке или без нее. Оказалось, что прямое письмо не уменьшило ни случаев искривления ...
В эти годы окончательно сформировались творческие принципы искусства Бродского.
2. Рассказ учителя о творчестве И.И. Бродского и его картинах . (Картины на ).
Уже студенческие работы молодого художника свидетельствовали о его ранней творческой зрелости и привлекали к себе внимание любителей искусства. Он много работал в жанре портрета и пейзажа. Уже во время учебы в Академии художеств ярко проявилось дарование И. Бродского – пейзажиста. Значительная часть ранних пейзажей И.Бродского написаны с натуры. Постепенно он перешел к работе по воображению. Великолепными образами пейзажиста являются такие известные произведения: “На даче”(1906), “Золотая осень”(1907), “Сквозь ветви”(1907).
В картине “Сквозь ветви” художник совместил два пространственных плана. На первом – кружевной древесный стол и ветки, на втором — безбрежные привольные просторы. Мы любуемся каллиграфической четкостью прихотливого узора ветвей, игрой света и тени на прибрежной полоске земли. Пейзаж рождает не лишенное романтической окрашенности желание вырваться за пределы пространства картины. Не менее замечательны картины “Зима” (1919 – 1922), “Аллея парка” (1930 г).
Главную задачу художник видит в том, чтобы раскрыть устойчивые качества природы, показанной в определенное время дня и года.
Еще одна работа “Л.М. Бродская на террасе” (1908).
Здесь присутствует пейзаж, который написан в мягкой пастельной гамме. Умиротворенная гармония образа женщины с природой создает определенное настроение.
Картина “Летний сад осенью” написана в 1928г., когда художник достиг больших успехов в своем мастерстве.
3. Работа с предложением, которое записано на доске.
Вопрос:
- Как вы понимаете эти слова?
V. Формулируем цели и задачи.
Итак, наша главная задача – подробно описать картину И. Бродского “Летний сад осенью” и написать о своих впечатлениях в письме другу.
VI. Построение сочинения.
Письма бывают разные, и они определяются содержанием. Это письмо– радость, письмо – скорбь, письмо – пожелание, а у нас письмо – впечатление.
- Что будет составлять содержание письма?
- Вспомним, как строится письмо?
(Работа над основными требованиями к письму, вступлением и заключением.)
Основные требования к построению сочинения — письма.
1. Вступление. Обязательное обращение к другу в начале сочинения. (Добрый день,здравствуй, дорогой, уважаемый, милый…) . Не забудь написать имя друга.
2. Основная часть сочинения. Излагай свои мысли, впечатления точно и ясно, чтобы твоему другу было интересно. Пиши разборчиво и аккуратно.
3. Концовка. (До свидания, до скорой встречи, желаю удачи…) . Дата, укажи свое имя. Тон письма должен быть вежливым, доброжелательным.
VII. Работа над содержанием основной части сочинения – письма.
Основная часть письма – это ваши впечатления от картины. Чтобы их выразить, необходимо понять замысел художника и передать свое отношение к изображенному на картине, те чувства, мысли, желания, которые вызывает этот пейзаж.
Методика обучения детей рассказыванию по картине
... и серии сюжетных картинок. 1. Значение картины для развития мышления и речи ребенка В дошкольном возрасте ребенок ... составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, ...
- В каком стиле будем писать сочинение?
1. Определение темы:
- О чем эта картина? Какое время года запечатлел художник? Какой момент изображен на картине?
2. Определение основной мысли:
- Каков, по – вашему, замысел художника? Какое чувство вызывает природа?
3. Цветовая гамма картины:
- В каких красках исполнена картина? Какие цвета преобладают? О чем говорят краски, использованные художником?
4. Описание картины:
- Давайте увидим, что и как изобразил художник на картине. Чтобы описание было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.
Работа в группах.
1 группа. Аллея сада.
Задание:
Написать сочинение – миниатюру (10-12пр.), используя в описании художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения).
Вопросы в помощь:
- Какими нарисованы деревья?
- Стволы деревьев, какими мы их видим?
- Какого цвета листья? Почему их мало?
- Цветовая гамма?
2 группа. Беседка.
Задание:
Составьте 5 -6 словосочетаний для описания беседки.
3 группа. Люди.
Задание:
Отвечая на вопросы, составьте предложения для описания людей? Вопросы в помощь:
- Чем они заняты?
- Помогает ли пейзаж понять настроение людей?
- Как пейзаж связан с жизнью людей, которые изображены на картине?
4 группа. Небо.
Задание:
Составить словосочетания, используя художественные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения) . Вопросы в помощь:
- Какое оно?
- Что вы можете еще сказать о небе?
- Какие краски использует автор для описания неба?
- Какую роль играет оно в картине?
Индивидуальные задания.
(3 стихотворения об осени – 3 ученика).
Задание к каждому стихотворению:
1. Прочитать выразительно стихотворение.
2. Ответить на вопросы:
- Какова тема стихотворения?
- Какое настроение звучит в стихотворении?
- Созвучно ли оно с настроением картины?
3. Выписать словосочетания, которые мы можем взять для описания картины.
Тексты стихотворений.
1.
Осыпаются листья в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
Ближний лес затихает, и в нем
Показались повсюду просветы,
И красив он в уборе своем,
Золотистой листвою одетый.
(И. Бунин.)
2.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
12 стр., 5896 словПишем -описание картины (пейзаж)
... Снег не прекращает идти, зима будет отличной! Замалин Михаил Сочинение-описание картины Шишкина “Утро в сосновом лесу” Хорошо мишкам в лесу! Куда ни глянь, везде есть занятие. Для них ... поваленного дерева, и у них открывается пейзаж на сосновый лес. На картине валяются сухие ветки палки и мокрый мох. Наверху картина преображается, и она становится похожа на ...
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. С. Пушкин)
3.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
(А.С.Пушкин.)
5. Впечатления от картины.
Вопросы:
- Какое впечатление производит картина?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж?
- Как пейзаж картины созвучен с твоим — Какие чувства, желания появляются у вас от увиденного.
VIII . Творческий диктант.
Тона золотой осени, производит впечатление, лирически задушевный пейзаж, чудесная пора, прекрасное и будничное, последние лучи солнца, теплый день, тянутся вверх, голые ветки, волнует душу, чувствовать красоту природы, ощущение свежести, неповторимая красота осени, разноцветные листья, радостное настроение, одетые люди, меняют наряд, искренность и красота, земля покрыта листьями, любуются природой, отдыхают душой.
IX. Составление плана.
Примерный план.
1. Приветствие другу.
2. Картина И.И. Бродского “Летний сад осенью”. Впечатления от увиденного на картине:
- а) общее впечатление от пейзажа картины;
- б) описание неба, деревьев;
- в) своеобразие красок аллеи сада осенью;
- г) люди, наслаждающиеся красотой осеннего дня;
- д) настроение, которое вызывает картина.
3. Прощание с другом.
X. Домашнее задание.
Написать сочинение- письмо по личным впечатлениям. Упражнение 44.
Литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/kartina-brodskogo-zima/
1.Альбом. И.И.Бродский. Составитель: С.М.Иваницкий. М., “Изобразительное искусство”. 1986г.
2. Пейзажная живопись. В.Н. Пилипенко. Санкт-Петербург. “Художник России”.1994г.