Урок русского языка в 5 классе

Сочинение

Урок русского языка в 5 классе

по теме «Строение текста типа рассуждения – доказательства»

Цель урока

1.Познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения.

2.Сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа в разных стилях.

3.Воспитать умение работать в группе.

Тип урока : урок развития речи.

1.Актуализация изученного материала.

-На прошлых уроках развития речи мы узнали, что в зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа. Назовите их.

(описание, повествование, рассуждение)

Давайте вспомним признаки каждого типа речи.

(в описании говорится об одновременных признаках, в повествовании- о последовательных действиях, в рассуждении- о причинах свойств или явлений)

На дом каждая группа получила задание написать сочинение на определенную тему.

  1. «Мой друг». 2. «Однажды мы с другом». 3. «В дружбе – сила?»

  • Сравните темы сочинений. Что их объединяет? Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?

(их объединяет тема дружбы, различает тип речи)

  • Какой тип речи может быть использован в сочинениях на данные темы?

(1.Описание. 2.Повествование. 3.Рассуждение.)

-Прочитайте, пожалуйста, свои сочинения и докажите принадлежность вашего текста к тому или иному типу речи.

2.Основная часть урока.

Скажите, пожалуйста ,а какой тип речи мы использовали при объяснении?

(Рассуждение. Мы доказывали, почему этот текст принадлежит к тому или иному типу речи)

-Действительно, на уроках русского языка мы очень часто используем этот тип речи. Посмотрите на тему урока. Что нового на уроке нам предстоит узнать? Какую цель мы можем сегодня на уроке поставить?

4 стр., 1726 слов

Конспект русского языка в 3 классе » . Текст — рассуждение»

... мнение, уважает собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: Текст-рассуждение Отработка каллиграфических навыков Личностные ... Рассуждение) 3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь ... мой секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее очень сильно ...

(узнать о строении текста типа рассуждения – доказательства и научиться составлять собственные тексты подобного типа в разных стилях.)

  • Запишите в тетрадях дату и тему урока.

-Повторим орфографию. На доске записаны три слова с пропущенными буквами. Что между ними общего? ( синонимы, обозначающие слухи, толки)

Ра…говор (з или с)?

Ш…пот (е или о )?

М…лва (о или а)?

Я считаю, что…

( …на конце приставки пишется согласный з , так как корень начинается со звонкой согласной.

в корне слова пропущена буква е , так как можно подобрать однокоренное слово с безударной гласной е шептать.

в корне слова пропущена гласная о , так как можно подобрать проверочное слово молвит.)

-Молодцы ,орфограммы вы объяснили правильно. Теперь рассмотрим, из каких частей состоит ваше рассуждение.

1.Утверждение,которое нужно доказать. Тезис .

Аргументы и примеры.

3. Вывод.

потому что ,так как.

  • В каком стиле мы составляли рассуждение по орфографии? (научном)

Рассмотрим строение рассуждения в художественном стиле.(стр.188 учебника)

  • Назовите тезис. (Василису назвали премудрой)

Аргумент (потому что она все умела делать), Вывод (Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище.)

3.Закрепление

-Попробуем составить устное рассуждение-доказательство по данной схеме в публицистическом стиле. Перед вами известное рекламное утверждение: «Хорошо иметь домик в деревне.»

  • Создадим спорную ситуацию.

Задание по группам.

1.группа-Подберите аргументы ,доказывая утвердительный ответ. Да.

2 группа- Подберите аргументы, доказывая отрицательный ответ. Нет.

3 группа- эксперты.

  • Какая группа была более убедительной?
  • К какому типу речи принадлежали высказывания?

(Тип речи -рассуждение- доказательство, так как есть тезис, аргументы и вывод.)

4.Заключение.

Итак, мы услышали различные точки зрения на одну проблему. Кто-то за село, кто- то за город, перечислять аргументы можно до бесконечности. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни. Кто-то вспомнит городскую улицу, кто-то проселочную дорогу. Чувство Родины, как маленькое зернышко, прорастает из малого, а потом всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Дома напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Подведем итог урока.

  • Какие цели мы ставили перед началом урока?
  • Выполнили мы поставленные задачи?

Большое спасибо всем за работу на уроке.