Урок русского языка в 5 классе
по теме «Строение текста типа рассуждения – доказательства»
Цель урока
1.Познакомить учащихся со строением текста типа рассуждения.
2.Сформировать умение составлять собственные тексты подобного типа в разных стилях.
3.Воспитать умение работать в группе.
Тип урока : урок развития речи.
1.Актуализация изученного материала.
-На прошлых уроках развития речи мы узнали, что в зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа. Назовите их.
(описание, повествование, рассуждение)
Давайте вспомним признаки каждого типа речи.
(в описании говорится об одновременных признаках, в повествовании- о последовательных действиях, в рассуждении- о причинах свойств или явлений)
На дом каждая группа получила задание написать сочинение на определенную тему.
-
«Мой друг». 2. «Однажды мы с другом». 3. «В дружбе – сила?»
- Сравните темы сочинений. Что их объединяет? Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи?
(их объединяет тема дружбы, различает тип речи)
- Какой тип речи может быть использован в сочинениях на данные темы?
(1.Описание. 2.Повествование. 3.Рассуждение.)
-Прочитайте, пожалуйста, свои сочинения и докажите принадлежность вашего текста к тому или иному типу речи.
2.Основная часть урока.
— Скажите, пожалуйста ,а какой тип речи мы использовали при объяснении?
(Рассуждение. Мы доказывали, почему этот текст принадлежит к тому или иному типу речи)
-Действительно, на уроках русского языка мы очень часто используем этот тип речи. Посмотрите на тему урока. Что нового на уроке нам предстоит узнать? Какую цель мы можем сегодня на уроке поставить?
Конспект русского языка в 3 классе » . Текст — рассуждение»
... мнение, уважает собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: Текст-рассуждение Отработка каллиграфических навыков Личностные ... Рассуждение) 3) Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно свершилось, все эпизоды произошедшего представляли в нескольких рисунках. При этом речь ... мой секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее очень сильно ...
(узнать о строении текста типа рассуждения – доказательства и научиться составлять собственные тексты подобного типа в разных стилях.)
- Запишите в тетрадях дату и тему урока.
-Повторим орфографию. На доске записаны три слова с пропущенными буквами. Что между ними общего? ( синонимы, обозначающие слухи, толки)
Ра…говор (з или с)?
Ш…пот (е или о )?
М…лва (о или а)?
Я считаю, что…
( …на конце приставки пишется согласный з , так как корень начинается со звонкой согласной.
… в корне слова пропущена буква е , так как можно подобрать однокоренное слово с безударной гласной е шептать.
… в корне слова пропущена гласная о , так как можно подобрать проверочное слово молвит.)
-Молодцы ,орфограммы вы объяснили правильно. Теперь рассмотрим, из каких частей состоит ваше рассуждение.
1.Утверждение,которое нужно доказать. Тезис .
Аргументы и примеры.
3. Вывод.
потому что ,так как.
- В каком стиле мы составляли рассуждение по орфографии? (научном)
Рассмотрим строение рассуждения в художественном стиле.(стр.188 учебника)
- Назовите тезис. (Василису назвали премудрой)
Аргумент (потому что она все умела делать), Вывод (Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище.)
3.Закрепление
-Попробуем составить устное рассуждение-доказательство по данной схеме в публицистическом стиле. Перед вами известное рекламное утверждение: «Хорошо иметь домик в деревне.»
- Создадим спорную ситуацию.
Задание по группам.
1.группа-Подберите аргументы ,доказывая утвердительный ответ. Да.
2 группа- Подберите аргументы, доказывая отрицательный ответ. Нет.
3 группа- эксперты.
- Какая группа была более убедительной?
- К какому типу речи принадлежали высказывания?
(Тип речи -рассуждение- доказательство, так как есть тезис, аргументы и вывод.)
4.Заключение.
Итак, мы услышали различные точки зрения на одну проблему. Кто-то за село, кто- то за город, перечислять аргументы можно до бесконечности. Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни. Кто-то вспомнит городскую улицу, кто-то проселочную дорогу. Чувство Родины, как маленькое зернышко, прорастает из малого, а потом всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Дома напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Подведем итог урока.
- Какие цели мы ставили перед началом урока?
- Выполнили мы поставленные задачи?