Информатика – в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Информационная грамотность — основа для развития и деятельности современной личности.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.
В наше время компьютерные технологии все чаще используются в школе, хотя его возможности реализуются не в полной мере. Некоторые учителя, особенно в сельской школе, даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют представления о способах их использования в обучении. Уроки с применением компьютера в большинстве случаев ведут учителя информатики, в силу специфики своей подготовки слабо представляющие условия, которые необходимо соблюдать при использовании компьютерных технологий при обучении конкретным предметам.
Как основной вид творческой деятельности при обучении русскому языку
... сочинение, как и связная речь в целом, – это не только, и не столько раздел русского языка и литературы, сколько отражение и результат характера всего обучения, ... школьников через их литературное пространство очень важны такие темы, которые представляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже содержания своего сочинения. ... художественный текст . Формулирование творческих тем должно отвечать ...
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.Громов, В.И.Гриценко, В.Ф.Шолохович, О.И.Агапова, О.А.Кривошеев, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические — Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические — В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др.
Цель моей работы
Задачи данной работы состоят в следующем:
1. Рассмотреть теоретические основы применения информационно-коммуникационных технологий в образовании;
2. Дать понятие информатизации образования и средствам информатизации образования;
3. Обозначить методы использования информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников;
4. Предложить практические разработки по внеклассной работе школьников с применением информационных и коммуникационных технологий.
5. Определить эффективность применения в школе информационных и коммуникационных технологий.
1. Вступительная часть
Для использования на уроках компьютерных технологий, необходимо быть информационно грамотным. Уточним понятие информационная грамотность. Сама грамотность традиционно и до последнего времени относилась к умению читать и писать. Однако в современной трактовке понятие грамотность получило более широкое толкование. Информационная грамотность — это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.
Это определяет основные направления в работе на учебных занятиях: обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основных знаний о процессах преобразования, хранения и использования информации и на этой основе раскрытие учащимся роли информатики в формировании современной естественнонаучной картины мира, значении информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привитие им навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
В процессе реализации содержания этих направлений возникают следующие проблемы:
— обучение обучающихся происходит в основном на уроках информатики, но даже ей уделяют мало внимания. Всего лишь два учебных часа в неделю не дают возможности достаточно подробно остановится на различных разделах информатики, проработав их до конца, а выполнение домашней работы невозможно из-за отсутствия технической возможности у учеников;
Современные информационные технологии как средство повышения ...
... использования информационных средств на уроках в детской школе искусств. 2.1. Внедрение информационных технологий в музыкальное образование. Интернет - технологии в образовательном процессе. Внедрение информационных технологий в музыкальное ... технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения ... формам работы, ...
— термины, встречающиеся при работе на компьютере, не применяются и не имеют аналогов в обычной жизни.
Единственное решение проблемы на сегодняшний день — оптимизация учебно-педагогического процесса:
- использовать ИКТ на всех уроках, а не только на уроке информатики;
-знакомить учащихся с различными компьютерными программами и способами их применения в образовательном процессе (редактор WORD, табличный редактор EXCEL, программа создания презентаций POWER POINT, средство управления базами данных ACCESS, графический редактор PAINT, звуковой редактор Фонограф);
- максимально приблизить учебную деятельность к творческой.
Работа в учебном заведении требует от учителя постоянного методического совершенствования и овладения новыми техническими средствами. Применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу выполнять работу быстро, качественно, эффективно:
планировать и анализировать;
- систематизировать и обобщать;
- проводить диагностику;
- выполнять оформительскую работу.
Информационные технологии, которые применяю в работе, можно систематизировать, выделив, пять направлений:
- Использование ИКТ на уроках и элективных курсах.
- Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
- Использование ИКТ в методической работе.
- Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями.
- Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.
2. Основная часть
Компьютерная деятельность на уроках русского языка, литературы и элективных курсах ориентирована на поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не отвлекает ученика от предмета, но и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.
Как органично ввести электронную технику в структуру урока, не нарушив при этом общей логики? На мой взгляд, учащимся интересны уроки, на которых применяются:
Презентация:
- проектов,
- дидактического материала,
-тестов,
-схем,
-таблиц,
-картин,
- проблемных вопросов.
Диагностика УУД учащихся с использованием программ (тестирование)., Мультимедиа-ресурсы:
- электронная библиотека;
- аудиокниги;
- электронные словари;
- видеофильмы (художественные, научно-популярные);
- электронные энциклопедии;
- репродукции картин;
- виртуальные экскурсии;
- классические музыкальные произведения.
Презентация
Внедрение информационных технологий в урок способствует повышению интереса к предмету и качества обучения учащихся. В своей работе использую компьютерную программу Microsoft Power Point, которая позволяет создавать презентации к урокам. Я шаг за шагом научилась пользоваться готовыми презентациями и создавать свои. Эта необычайно интересная программа обогащает урок эмоциями, психологически облегчает процесс усвоения, прививает интерес к литературе, расширяет кругозор и повышает эффективность урока. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным. При этом компьютер становится помощником преподавателя. Роль учителя здесь особенно важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знания и развитие. Учитывая, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной, становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения усложняется: требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Технология выполнения реставрационных работ на иконах
... вздутия (1-2 мм), сопровождающие приподнятый кракелюр: покровный слой старый Метод работы Всю укрепляемую поверхность пропитывают спиртом посредством мягкой беличьей кисти. Процедуру выполняют плавными ... разрывы, повреждение плесенью. Деревянная основа: коробление досок, расхождение составных частей щита иконы, продольные трещины, сколы, утеря шпонок и других креплений, ожоги, растрескивание досок ...
Урок-презентация стимулирует и мотивирует учеников более серьёзно и глубоко изучать предмет, участвовать в исследовании проблемы, в эксперименте, самостоятельно осуществлять самопроверку, самоконтроль, самоанализ, самооценку по образцу ответов и критериям.
Использование на уроке компьютера и мультимедийного проектора позволяет экономить время на разных этапах: проверка домашнего задания, актуализация знаний, повторение, изучение нового, закрепление изученной темы, проверка самостоятельной работы (самопроверка, взаимопроверка); демонстрировать учащимся богатый наглядный материал, дать возможность насладиться шедеврами классической музыки.
Информационно-коммуникационные технологии сочетаются на уроках с технологиями:
- проблемного обучения;
- педагогической мастерской построения знаний;
- технологии исследовательского и проектного обучения;
- здоровьесберегающими технологиями;
- личностно ориентированными технологиями.
Мною накоплен опыт работы в интеграции данных технологий с ИКТ и применения их на уроках русского языка и литературы. Среди них такие уроки:
«Прилагательное как часть речи»
«Звуки и буквы. Алфавит»
«Фантастическое и реальное в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
«Роль наречий в тексте».
«Подготовка к сочинению».
Компьютер приходит на помощь при осуществлении контроля знаний у учащихся. В практике работы есть опыт применения тестовых программ при проведении контрольных мероприятий и самостоятельных работах. Компьютерное тестирование обусловливает получение необходимой информации о каждом ребёнке индивидуально-личностного характера. Она позволяет увидеть продвижение каждого ребёнка. С помощью программно-методических комплексов можно управлять процессом обучения каждого учащегося.
Решая вопрос о подтверждении повышения качества учебно-воспитательного процесса в результате применения информационных технологий, приведу пример работы, проводимой в нашей школе. (Приложение1)
электронную библиотеку
аудиокнига.
Электронные словари, энциклопедии, справочники
репродукций картин
Уроки с использованием этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
Размышление : «Что день грядущий нам готовит: тенденции использования ...
... каждого ученика. Я считаю, что метод «нарядить елку» дает комфортное настроение. Сегодня в образовании целесообразно применение методов активного и интерактивного обучения. Нужно стремиться к тому, ... направления вашей будущей жизни. Затем ученики должны были предположить тему урока, подумать, на какие вопросы нам необходимо получить ответ на уроке. (Обществознание. Учебник. 7 класс. Боголюбов). На ...
А еще применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения, а работать в комплексе.
«Жизнь и творчество И.А. Бунина», «Фразеологизмы»
При использовании мультимедийных технологий знания усваиваются лучше. Повысить уровень грамотности письма, изучить и повторить правила орфографии и пунктуации, тщательно проверить знания и моментально восполнить пробелы помогает программа 1С: Репетитор.
Особенно важно научить детей читать выразительно, следуя орфоэпическим нормам. Яркое, сопровождаемое музыкой чтение эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы использую диски МР-3 с аудиозаписями стихотворений в актерском исполнении. Слушая такое чтение произведений, ученики стараются читать, подражая чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».
Пусть наши уроки помогут школьнику войти в жизнь образованным, умелым и уверенным в себе человеком, ведь важнейшие индикаторы личности – это хорошо поставленная речь, яркое и отточенное слово.
Думаю, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, нужно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для овладения культурой речи, ведь чем лучше человек знает язык, чем свободнее владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.
2.2 Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является информатизация образования. С каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных технологий, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса.
Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом.
Традиционная школьная меловая доска уже не справляется с новыми функциями. Новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации требуют от учителя другого подхода. Современная школьная доска должна быть интерактивной – к этому выводу приходит каждый, кто сталкивается с все возрастающими требованиями к организации и информационному наполнению процесса школьного обучения. Интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее традиционных школьных досок или проекторов. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается качество образования.
Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников
... теме. Выявить условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективного проведения системы работы, ...
В своей работе для оптимизации учебного процесса на базе новых информационных технологий я по-разному применяю компьютер: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе и как классный руководитель
На мой взгляд, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Учитель в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Я применяю компьютер с интерактивной доской на всех этапах процесса обучения. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Эффективно применение интерактивной доски на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия (аудиал, кинестетик, визуал) выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом.
Теоретический материал параграфа можно представит в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.
С помощью интерактивной доски можно активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия.
Учителя русского языка знают, как сложно дети запоминают словарные слова. В этой работе также помогает интерактивная доска. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Ученики могут составить словосочетания как самостоятельно в тетради, так и на доске, записать однокоренные слова, Оформление словарных слов как гиперссылки позволяет создать словари различных видов: тематический, орфографический, орфоэпический. Работу по созданию страниц в таких словарях поручаю и детям в качестве индивидуального дифференцированного домашнего задания. Это повышает мотивацию к изучению предмета, активность на уроке.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Удобно выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, развивает орфографическую зоркость.
На этапе закрепления изученного демонстрирую вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно.
«Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в ...
... и музыкально-эстетическому развитию ребенка. Однако в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников еще не наблюдается взаимодействии в работе педагогов школы и семьи это ... и личности школьника» [Неменский,1981, с.39]. Музыкально-эстетическое воспитание, являясь одним из направлений эстетического, по сути шире содержания музыкального воспитания. Музыкально-эстетическое воспитание уже давно ...
Хороший помощник доска и на уроках развития речи. Ребенок при работе с интерактивной доской не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память. На уроках подготовки к сочинению демонстрирую репродукции картин известных художников, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания).
Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте.
Особенно помогают в работе ресурсы информационного интегрированного продукта компании «Кирилл и Мефодий» – КМ-Школа». Программа уникальна и действует по принципу «конструктора», предоставляя учителю возможность подготовки и проведения всех видов школьных занятий с использованием информационных технологий и Интернета. «КМ-Школа» позволяет выстроить с учащимися и учебную проектную деятельность, быстро и качественно подготовиться к любому уроку, используя готовые уроки, тесты, тренажеры, медиатеки, энциклопедические и справочные коллекции, словари. Её применение было бы неэффективным без интерактивной доски. Работая с интерактивной доской, я использую не только готовые электронные ресурсы, но и созданные собственноручно.
Таким образом, можно выделить преимущество интерактивной доски:
- доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;
-позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим;
-интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении;
- оперативный контроль знаний и наличие обратной связи;
- доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам;
- цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках;
-использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.
Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. Недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.
Таким образом, работа с интерактивной доской побуждает учителя к поиску новых подходов в обучении, что способствует его творческому и профессиональному росту.
«Организация игры на детских музыкальных инструментах во ...
... Задачи исследования: 2.. Рассмотреть теоретические аспекты игры на детских музыкальных инструментах младших школьников; 3. Описать методику обучения игре на детских музыкальных инструментах младших школьников; 4. Изучить опыт использования игры на детских музыкальных инструментах младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования, Предмет исследования В ...
2.3. Использование ИКТ во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога – организатора, библиотекаря учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:
- внеурочной деятельности школьников,
- внеурочной работы учителей со школьниками,
- системы управления внеурочной деятельностью.
Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего образования внеурочная деятельность — неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
Процесс информатизации включает в себя создание методических систем воспитания, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего образования.
Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, туристическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников — составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации. ИКТ используются педагогами дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования кружка «Оч.умелые ручки» на своих занятиях, используя ИКТ, проводит знакомство с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квилинг, объёмная рамка, тюльпаны из гофрированной бумаги, схемы вышивки крестиком, образцы картин для вышивки крестиком и т.д.
Руководитель кружка «Мой край родной» использует показ презентаций для обучения по темам: «Моя малая родина», «Ельня – родина Гвардии».
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции).
Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Природоведческая литература в системе работы с дошкольниками ...
... в данном виде деятельности выступает как продуктивный, исследовательский процесс, способный приводить к новым знаниям, к новым потребностям в этих знаниях. При чтении научно-популярной литературы ... действий, а это, в свою очередь, является двигателем не просто мышления, а мышления творческого Неусыпова Н.М. Научно-популярная справочная литература для младших школьников // Начальная школа. - 1996. - ...
Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
-формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
-формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (презентации по компьютеру);
-развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
-формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
-развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных газет, стендов, статей и т.п.);
- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения;
- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
- всестороннее развитие личности ребенка;
Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников организовано:
- проведение и консультирование проектной деятельности;
-доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся);
-внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, организация конкурсов, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
-работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ ( газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);
- профессиональное ориентирование обучающихся через демонстрацию презентаций учебных заведений.
Информационная культура обучающихся и учителей растет, мы этому свидетели. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля. Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.
ИКТ используется в нашей школе педагогом – организатором для проведения общешкольных мероприятий (применяя программы: MS Word, MS Power Point, Abbyy FineReader, Windows Media Player):
«День толерантности», «Моя семья», «Я — пешеход», День учителя», «ЗОЖ и вредные привычки», «День народного единства», «День матери», «Новогодняя сказка», «Последний звонок» и другие.
библиотекарь и классные руководители
«Профилактика СПИДа»;
«Этикет поведения»
«Права ребёнка»;
- «Книги русских писателей»;
- «Будь внимателен на дороге» и другие.
Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:
«Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»;
- «Последствия курения и алкоголя»;
- «Воспитываем патриотов»;
- «Развитие читательского интереса» и другие.
В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы разработать и реализовать автоматизированное рабочего места для классного руководителя, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации о классе в целом.
2.4 Использование ИКТ в воспитательной работе
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей деятельности школы, обозначенных в Программе развития школы, одна из основных – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности участников образовательного процесса. Вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима. Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.
Для того, чтобы включить новые возможности современности в хорошо усвоенные нами схемы, обратимся к уже известным понятиям, от которых мы отталкиваемся. В первую очередь – это цели воспитательной работы. Мы, как и многие учебные заведения, определяем её через виртуальное понятие «модель идеального выпускника»: наш выпускник может обладать, к примеру, следующими качествами:
- активная жизненная позиция;
- созидательная ценностная направленность;
-стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);
- умение эффективно взаимодействовать с людьми;
- творческое отношение к действительности.
То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их. Поэтому необходимо переосмысление образовательных моделей, переход от моделей «Делай как я» (директивная педагогика) и «Делай со мной» (педагогика сотрудничества), к модели «Делай лучше меня» (развивающее обучение).
С целью повышения качества ВР, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений ВР предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.
Критерии эффективности:
- экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
-компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая накопление папок с информационным материалом);
-наглядность (обозримость) — особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
-возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
-возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного проекта «История школы».
ряд условий эффективности
- материально – техническое обеспечение;
- наличие подготовленных преподавателей;
- работа школы в едином ключе;
- наличие группы единомышленников – энтузиастов;
- возможность выбора видов деятельности и их смена;
- демократичность методов педагогического руководства;
- соответствие целей развитию личности каждого школьника.
Работа школы в едином ключе
В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники.
Наличие группы единомышленников – энтузиастов.
Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. В настоящее время у большей части учителей школы есть ПК. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.
Возможность выбора видов деятельности и их смена
Выбор – осуществление человеком возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.
Демократичность методов педагогического руководства
Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.
Соответствие целей развитию личности каждого школьника
Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию.
Структура информатизации воспитательного процесса.
Школа живёт традициями. Но для поддержания их сегодня требуются либо новые формы, либо новое содержание, либо же новые технологии работы. Поэтому в организацию воспитательных мероприятий (в том числе и традиционных) прочно входят информационные технологии. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда в программах Microsoft Power Point и Photo Story, выполненных с применением компьютера. Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив школы качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов.
Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Уже привычным стало использование электронных презентаций для проведения родительских собраний и конференций, творческих отчетов школы перед родителями.
Организация каникулярной занятости учащихся сегодня в нашей школе просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки Программы лагерной смены и сопровождающих документов, заканчивая отчётностью по окончании работы лагеря и ведением персонифицированного учёта занятости детей в каникулы. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей в лагере разнообразным, интересным и полезным.
Профилактическая работа в школе напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте).
Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
При организации физкультурно-оздоровительной работы потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.
Соуправление ученическое и родительское также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Работа по соуправлению включает не только использование электронных презентаций при проведении собраний. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, своевременное информирование участников ОП о деятельности и результатах работы – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ.
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Опыт показывает, что создание единого информационного пространства школы путём применения ИКТ в учебной и воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Возможности компьютерных технологий
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учёта посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
Для внедрения ИКТ в воспитательный и учебный процесс в нашей школе имеется мультимедийный кабинет, способный выполнять многие задачи, в том числе и стать школьной мультимедийной студией.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. Цель деятельности классного руководителя — это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе. Но для того, чтобы ребенок верил в искренность слов учителя, самому классному руководителю необходимо саморазвиваться и самореализовываться в обществе. Использование ИКТ в педагогической работе — это один из способов самоутверждения учителя в школьном коллективе.
За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе — нет педагога, который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. Тем не менее, в методических рекомендациях, утвержденных Приказом Министерства образования науки России от 3 февраля 2006 г, четко определены функции классного руководителя. Изучив данные функции, можно определить круг мероприятий, где возможно использование ИКТ.
При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей — это родительские собрания. Один раз в четверть проводятся классные родительские собрания, 1 раз в полугодие организуются общешкольные встречи с родителями. В школе практикуется применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам, процент посещения родительских собраний увеличивается, т.е. растет доверие к школе.
К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома, подготовка и проведение общешкольных мероприятий.
Классные и информационные часы целесообразно сопровождать компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учащимися.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя. Особое внимание необходимо уделить занятости обучающихся во внеурочное время.
Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе. Под контрольной функцией подразумевается контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся учебных занятий. Сейчас в распоряжении учителя введен «Электронный журнал». Программа автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.
Отличительной особенностью программы является возможность работы программы, как локально, так и в сети интернет. Программа работает на основе уже имеющейся в школе базы данных, что освобождает школу от необходимости ведения нескольких баз данных.
Использование в деятельности всех учителей-предметников электронного классного журнала завершает построение единого информационного пространства школы, в котором были бы объединены учителя, администрация, ученики и их родители. Целью внедрения «электронного классного журнала» является постепенный переход от бумажной к электронной форме учета успеваемости учащихся, автоматизация рутинных вычислительных процессов.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.
2.5. Использование ИКТ в кружковой работе.
Кружки.
Исследовательские работы.
Проекты.
Творческие работы.
Проведение кружковых занятий требует от учителя большой подготовки: методической и дидактической, чтобы сделать занятия интересными, познавательными, нужными. Карточки с заданиями, схемы, таблицы, лингвистические задачи, карточки дифференцированного характера – всё это можно изготовить на компьютере.
Без компьютера современному школьнику совершенно невозможно выполнить большой объём исследовательских работ, проектов, творческих работ на конкурс. Учителю, в свою очередь, удобнее осуществлять проверку вместе с учащимися, используя электронные носители (редактировать тексты, дополнять и анализировать).
У школьников повышается интерес к выполнению творческих работ, когда средством общения с учителем становится компьютер. Очень часто ребята 5, 6, 7 классов в исследовании ставят такую задачу: приобрести первоначальные навыки работы на компьютере. Работы становятся интереснее, богаче, если дополняются иллюстрациями, рисунками, схемами, таблицами, графиками. К защите исследовательской работы и проекта учащиеся создают презентации, чтобы получить высокие результаты на конференции.
Творческие конкурсы, сочинения, в которых школьники принимают участие, всегда сопровождаются положениями, где предъявляются определённые требования к материалам. Как правило, текст работы должен быть набран на компьютере, сопровождаться отзывом педагога. Работа направляется в бумажном и в электронном виде.
Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:
-создание единой информационной среды образовательного учреждения;
- разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания;
- анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту;
- организация информационных потоков;
- формирование и развитие информационной культуры обучающихся.
- подготовка пользователей единой информационной системы.
Использование информационных технологий в кружковой работе имеет положительные аспекты:
- Подготовка и организация презентаций;
- Посещение сайтов научно-популярных журналов;
- Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира;
- Участие в творческих конкурсах.
2.6.
Использование ИКТ в методической работе.
В нашей школе действует методическое объединение учителей гуманитарного цикла. Учебный год начинается с составления плана работы МО. В течение года составляются протоколы заседаний, справки, выполняется анализ контрольных работ. В конце года анализируется вся проделанная работа.
Компьютер помогает систематизировать материалы, хранить их в каталогах, папках, накапливать методический и дидактический пакеты документов. С помощью компьютера удаётся фиксировать и оценивать творческие достижения, отслеживать диагностику успешности, постепенно создавая «Портфолио учителя».
Повышение уровня методической работы педагога средней школы, предполагает постоянное повышение квалификации. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в различных формах: через систему повышения квалификации преподавателей, осуществляемая Институтами развития образования, через работу методических объединений в школах, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет.
В настоящее время необходимыми умениями для методической работы преподавателя школы являются:
- умение находить нужную научно-методическую и учебно-методическую информацию в сети Интернет;
-выставлять результаты научно-методической и учебно-методической работы на сайтах педагогической направленности, электронных педагогических журналах, электронных конференциях.
Это особенно важно в современных условиях, так как некоторые научно-методические и научно-практические конференции доступны только через Интернет. Преподаватель имеет возможность не только прочитать содержание учебников, учебно-методических пособий по предмету, который он преподает, но и скачать соответствующие файлы на свой компьютер, распечатать нужные главы и отдельные методические рекомендации при подготовке к различным видам учебно-познавательной деятельности учащихся.
2.7. Использование ИКТ в работе с классным коллективом и родителями, в создании оборудования для кабинета.
Для эффективной работы с классным коллективом и родителями, необходимо использование ИКТ:
1. При формировании портфолио учащихся.
2. Для создания проектов по воспитательной работе.
3. В оформлении праздника.
4. При составление характеристик.
5. Для подготовки и разработки сценариев родительских собраний и классных часов., Использование ИКТ в создании оборудования для кабинета.
1. Изготовление дидактического материала.
2. Создание таблиц, схем, конспектов, наглядного материала.
3. Создание папок с текстами для анализа, с тестами, практическими и контрольными работами.
3.Заключительная часть
Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно, пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.
Применение информационных коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Опыт работы заключается в создании собственной системы уроков, разработке системы их проведения, разработке дидактических, контролирующих материалов (в том числе и электронных) и методики их применения в учебном процессе. Все полученные навыки учащиеся применяют для создания проектов по различным темам по информатике, а также и по другим предметам (химии, физики, математики, литературы и т.д.) с использованием исследовательской деятельности. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников, в этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее. Использование ИКТ даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся. Учителем разработан Web-ресурс, на котором расположены тесты для интерактивного компьютерного тестирования старшеклассников по темам курса информатики и ИКТ.
Творческие работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания. Выполненные работы рецензируются учителями — предметниками, потом представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на кафедрах и методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях.
Нельзя оставить без внимания творческую исследовательскую работу, начатую учениками в начальной школе по созданию портфолио, которая нашла своё продолжение и в среднем звене. В такой деятельности прослеживается не только преемственность проекта, но и формирование нового подхода к нему – использование компьютерных технологий.
ВЫВОДЫ
Преимущества новых технических средств очевидны:
1. Повышение уровня мотивации учения.
2. Экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большого количества учащихся.
3. Создание условий для реализации творческого потенциала ученика.
4. Выполнение большого объёма работы на уроке.
5. Воспитание компьютерной культуры детей.
6.Психологическая подготовка детей к «информационному» веку.
4.Приложение
Работая заместителем директора по воспитательной работе, я сама изучаю и использую в своей работе современные образовательные технологии.
Компьютерное оборудование школы позволяет использовать современные технологии. У нас накоплен определенный опыт применения их в преподавании различных предметов, в проведении внеклассных мероприятий, в школьном делопроизводстве. В школе проводятся уроки с использованием мультимедийного оборудования по различным предметам, наблюдается стремление к внедрению компьютерных технологий в учебную и воспитательную работу через введение интегрированных курсов, психологического мониторинга, новых методов обучения и интеллектуального развития, различных форм продуктивной деятельности. В настоящее время в школе создается методическая копилка, коллекция электронных уроков, которые постоянно пополняются. Педагогический коллектив школы неоднократно обменивается накопленным опытом с учителями школ района. Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Я уверена, что наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию.
Сегодня проблема состоит в том, насколько успешно можно формировать у современного школьника базовые компетентности через современные технологии в образовательном процессе.
Моя задача, как заместителя директора по воспитательной работе, состоит в том, чтобы как можно больше учителей изучили и применяли инновационные технологии в своей деятельности.
Для систематического наблюдения за качеством образовательного процесса, в практику работы мною введены исследования мотивов учебной деятельности учащихся, творческой активности учителей (анкеты, срезы, собеседования).
Мониторинг успеваемости, который составляется в конце каждой четверти, позволяет отслеживать степень обученности, качество знаний по классам, параллелям, ступеням обучения. Данные отчетов заносятся в базу данных, затем на основе сравнительного анализа делаю выводы о качестве обучения. Данная система повышает эффективность процессов управления системой образования школы. Педагогам и классным руководителям предоставляется возможность использовать в своей работе базу данных школы. Можно сказать, что в школе создается система информационно-аналитического обеспечения управления.
Не случайно, обновление управления школой связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Информация должна быть максимально полной по объему, объективной и предельно конкретной. Источниками информации в нашей школе являются отчеты классных руководителей в конце четверти, года, письменные отчеты членов администрации по направлениям своей деятельности, ученическое самоуправление, информация, получаемая в результате внутришкольного контроля (контрольные работы, тестирование, диагностические работы с целью проверки УУД, проверка классных журналов, дневников, тетрадей и т.д.), система оперативной изначальной информации; статистическая отчетность о результатах каждой учебной четверти, года.
При создании банка данных вся тематическая информация делится на несколько разделов: качество знаний, качество преподавания, уровень воспитанности и воспитательная работа, работа с педагогическими кадрами, работа с родителями, общественностью, состояние внутришкольного управления, сведения об учителях и учащихся.
Таким образом, в школе реализуется формирование системы информационного обеспечения управления по конечным результатам.
В ходе реализации поставленных задач и плана работы школы администрация постоянно пользуется средствами информационных технологий. Оперативность в работе обеспечивает электронная почта, которая позволяет быстро получать и передавать необходимую информацию в районный отдел образования, хранить и структурировать полученную и переданную информацию в базе данных компьютера, отслеживать «судьбу» электронных писем, удалять письма, утратившие актуальность.
Образовательные услуги Интернет используются для информирования учителей по широкому кругу вопросов самообразовательной и преподавательской деятельности: изучение через Интернет новых методических пособий, выпущенных в традиционном печатном виде; поиск материалов для подготовки к педсоветам, методсоветам, совещаниям. Большую помощь в работе оказывают электронные информационные диски с записями материалов, которые необходимо довести до сведения учителей для использования в повседневной работе (олимпиады, конкурсы, демоверсии экзаменационных работ по математике и русскому языку в 9 кл. и т.д.).
Применение средств информационных технологий облегчает отслеживание, накопление, систематизацию, анализ конкретных результатов и принятие управленческих решений администрации школы; позволяет экономить время и иметь свободный доступ к необходимым материалам, помогает коллективу повышать уровень педагогического мастерства в условиях современной школы.
В системе непрерывного образования ключевым фактором становится самостоятельная работа учащихся, следовательно, должен быть обеспечен их самостоятельный доступ к учебным ресурсам. Школа должна научить детей учиться. Это ведет к необходимости смены образовательных технологий и роли учителя, к резкому расширению его профессиональной способности выступать консультантом, направлять и оценивать самостоятельную деятельность учащихся.
5. Список литературы и использованных источников
1. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г.,
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. — Сб.Питер, 2000.
4. Внеклассная работа с использованием ИКТ/ ИТО-Марий Эл-2007 / Внедрение ИКТ в практику управления образованием :/публикация. Иванова А. С., Горохова Р. И. http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/III/III-0-11.html
5. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. — М., 2003.
6. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.
7.Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности. Н.Ю. Синягина Е.Г. Чирковская (методическое пособие) /Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. -М., «Вузовская книга», 2001г. — 131с.
8. Марданова Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы/Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ижевск — 2005
9. Савченко Н.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании/научная статья: опубликовано 20.10.2006 г.
10.
http://io.nios.ru/index.php?rel=26&point=19&art=480
http://yandex.ru/yandsearch?text=BRN+d+djcgbnfktmyjq+ltzntkmyjcnb&lr=51
http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=673