«ДШИ — основное звено художественного образования»

Эссе

Районное муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Знаменская Детская школа искусств»

ЭССЕ

Тема: ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ — ОСНОВНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ., ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Выполнила: преподаватель РМБОУ ДОД

«Знаменская ДШИ»

Касторнова Е.А.

Решение вопросов художественно-эстетического воспитания, приобщения детей к культуре, воспитания будущих профессионалов следует рассматривать в числе важных направлений культурной политики российского государства.

Система детского художественного образования насчитывает более чем 100-летнюю историю. Детские школы искусств (в них обучаются дети и молодежь в возрасте от 3-х до 18 лет), выполняя функции общего художественно-эстетического образования и воспитания детей, обеспечивают раннее выявление одаренных детей и, что важно, создают условия для их дальнейшего профессионального становления. Значение детских школ искусств (музыкальных, художественных, театральных, хореографических и других) и их роль в системе художественного образования России трудно переоценить. Достижения российского художественного образования, включающего три неразрывные ступени образования — «школа-училище-вуз», признаны во всем мире.

Сложившаяся государственная система образования в области искусства и культуры позволяет в течение многих десятилетий выполнять функции постоянного воспроизводства российской культуры, функции сохранения и развития культурной памяти нации. И именно миллионная армия юных музыкантов, художников, артистов, танцоров является постоянной средой, в которой рождаются, творят и развиваются будущие таланты, олицетворение и гордость нации.

Детская школа искусств — наиболее удачная, проверенная временем образовательная форма для реализации наиболее актуальных педагогических инноваций, с одной стороны, и для эффективного использования прекрасных традиций отечественной школы, с другой. Недооценка искусства, отношение к нему как к вспомогательному средству, девальвирует его роль в развитии духовной культуры человека. Пока мы не поймем, что искусство — это не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА, мы обречены на сохранение подобной ситуации в образовании.

14 стр., 6963 слов

Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей ...

... к народному творчеству. В приложении представлены варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей и организация культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования. 1.1 Исторические предпосылки педагогической направленности народного художественного творчества воспитание образование ...

Детское художественное образование имеет глубокие корни и крепкие традиции. Детские школы искусств призваны создавать необходимые условия для личностного развития, художественного творчества и профессионального самоопределения детей, содействовать профессиональной ориентации одаренных учащихся и обеспечивать освоение ими избранной образовательной программы для поступления в профессиональные образовательные учреждения культуры и искусства.

Роль художественного образования, которое наиболее квалифицированно и продуктивно осуществляется в системе школ искусств, без преувеличения огромна в сложном деле воспитания и развития: происходит развитие эстетических чувств, эмоциональной культуры, т.е. умения сопереживать, сочувствовать, ориентироваться на высокие нравственные идеалы. На уроках искусства ребенок обретает опыт мудрости, служения идеалам нравственности, долга, ответственности, противостоянии агрессии. Под руководством педагогов дети постигают не просто образцы художественного творчества, но важные элементы других культур, учатся тактично и уважительно относиться к явлениям непонятным, но важным для других наций. Отмечу, что педагоги сферы художественного образования не идут по пути запретов, навязывания детям непонятных им вкусов и ценностей. День за днем, год за годом, кропотливо и деликатно преподаватель вместе со своими воспитанниками проходит путь освоения подлинного искусства, подлинной культуры, показывая, убеждая, раскрывая их непреходящую ценность и глубину. Умение слышать и понимать хорошую музыку, разбираться в текстах великих писателей, отличать настоящую живопись от массового пошлого кича, искусство кино от примитивных поделок – это важный этап приобщения к культуре. Постепенно ребенок начинает получать эстетическое удовольствие от подлинного высокого искусства. Такой духовный опыт, в свою очередь, влияет на формирование жизненных ориентиров.

Следует отметить, что доступность дополнительного образования детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности ребенка, позволяет решать ряд не менее серьезных социальных проблем: организация занятости детей, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Вместе с тем, за последние годы в системе художественного образования России накопились острейшие вопросы, от решения которых зависит сохранение этой уникальной системы.

В последнее десятилетие четко обозначилась тенденция ослабления правовой базы деятельности детских школ искусств. Имеющее столетнюю историю, большие достижения в области образования в сфере культуры и искусства, начальное художественное образование, получило статус дополнительного образования детей, а школы искусств встали в один ряд с досуговыми, внешкольными учреждениями, традиционно выполняющими иные задачи.

9 стр., 4090 слов

Особенности образования детей с детским церебральным параличом

... Цель исследования: раскрыть особенности образования детей с ДЦП. Объект исследования: образования детей с ДЦП. Предмет исследования: дошкольные и школьные системы образования детей с ДЦП. Задачи: раскрыть ... на дальнейшее развитие их будущего ребенка. Поэтому самой распространенной болезнью у наших детей является Детский Церебральный Паралич. Среди детской и подростковой инвалидности значительное ...

Изменение статуса детских школ искусств совпало с общим экономическим спадом в стране. Значительное уменьшение бюджетного финансирования отразилось на состоянии материально-технической базы школ искусств, особенно инструментария.

Вызывает тревогу состояние педагогических кадров в этой сфере: половина преподавателей этих учебных заведений – предпенсионного возраста, 22% – пенсионеры. Проблемы недофинансирования, низких зарплат, старения кадров являются общими для всей системы образования, однако нельзя отрицать и специфические трудности, которые испытывают эти учебные заведения.

У педагогов ДШИ средняя нагрузка 24 часа на ставку – в то время как в школе она составляет 18 часов. Специалисты уходят из этих учебных заведений, из-за чего возникает дефицит кадров в данной сфере.

Больно ударило по педагогическим кадрам дискриминационное решение об исключении школ искусств из списка образовательных учреждений, на которые распространяются льготы по пенсии за выслугу лет (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067).

В Минсоцздравразвития посчитали, что их трудозатраты значительно меньше по сравнению с трудозатратами школьных учителей.

В данной ситуации детская школа искусств живет в основном за счет энтузиазма музыкантов, художников, хореографов; руководителей и методистов, которые невероятными усилиями еще обеспечивают жизнедеятельность школы.

Положительной тенденцией последних лет стала огромная творческая работа коллективов по созданию авторских и экспериментальных программ. Это важный качественный скачок художественной педагогики, так как не только позволяет отбирать и сохранять лучший опыт, но и осмыслять его, развивать, передавать следующим поколениям.

Надо сказать, что на сегодняшний день внесены поправки в Закон «Об образовании» – с тем, чтобы придать детским школам искусств статус учреждений дополнительного предпрофессионального образования. Это дает возможность установить федеральные государственные требования к учебным программам, ввести обязательную итоговую аттестацию учащихся с выдачей им документов государственного образца, а также предусмотреть право субъектов РФ на осуществление государственной поддержки детских школ искусств (в настоящее время они финансируются, вернее, недофинансируются из скудных муниципальных бюджетов).

В целях развития системы детских школ искусств, сохранения их специфики и традиций необходимо:

  • сохранить подчиненность детских школ искусств органам управления культуры как средство решения особых образовательных задач в сфере искусства;

  • вернуть преподавателям детских школ искусств право на льготы по пенсии за выслугу лет;

    22 стр., 10713 слов

    Декоративно- прикладное искусство как средство формирования эстетической ...

    ... значимость, Структура курсовой работы: введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников., Глава 1. Теоретическое обоснование понятия эстетическая культура 1.1 Эстетическое воспитание в современной начальной школе Современные процессы модернизации начального образования ориентируют на ...

  • продолжить работу по поддержке одаренных детей — учащихся детских школ искусств, ориентированных на продолжение профессионального образования;

  • не допускать объединения детских школ искусств с другими учреждениями культуры и спорта;

  • укрепить материальную базу детских школ искусств, способствовать обновлению инструментария и специального оборудования, приобретению новой учебной литературы, пополнению библиотечного фонда школ искусств, разработать меры по улучшению материальных и социальных условий работы специалистов данных учреждений;

  • определить для педагогов школ искусств единый педагогический час – 18 часов;

  • принять меры по разработке местных нормативов финансирования для данного вида образовательных учреждений с учетом специфики их образовательной деятельности;

  • принять меры по обеспечению доступности обучения в школах искусств.

Таким образом, анализ системы художественного образования позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день, в целом, удается сохранять институт приобщения детей к искусству. Вместе с тем, несмотря на определенные успехи последних лет, следует признать, что произошедшие социально-экономические преобразования оказали негативное воздействие на систему художественно-эстетического воспитания, сформированную российской культурой.

Культурные акции, ориентированные на детей и юношество, равно как и система детского художественного образования, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного протекционизма приобщения детей к культуре может привести к утрате завоеванных позиций в области культуры и искусства в общенациональном масштабе.

Очевидно, что усилий, предпринимаемых сегодня, недостаточно. Крайне важно, что в современных условиях требуется не только сохранить сложившуюся систему, но и предложить формы работы, отвечающие потребностям нового поколения.

Недооценка детских школ искусств, как одного из столпов российской культуры, может привести к утрате завоеванных позиций в области культуры и искусства в общенациональном государственном масштабе.