Доклад «Исполнительский анализ вокальных сочинений из учебного репертуара ДШИ» материал

Сочинение

: Колпакова Наталья Николаевна

Концертмейстер высшей категории МАУДО «ДШИ №1»

2016 г.

г. Нижневартовск

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ВОКАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ ИЗ УЧЕБНОГО РЕПЕРТУАРА ДШИ

В практической работе с вокалистами концертмейстеру ДШИ приходится встречаться с самым разнообразным по характеру репертуаром. Не ставя перед собой задачу разбора и анализа большого количества различных произведений и работы концертмейстера над ними, остановимся на некоторых из них.

Далее приводятся краткие исполнительские анализы нескольких контрастных в стилевом и образном отношении вокальных сочинений из учебного репертуара (старшие классы) школы искусств. Исполнительский анализ — обязательный этап работы концертмейстера, осуществляемый им на начальных этапах работы над вокальным сочинением.

М.И. Глинка. «Ах ты, душечка, красна девица».

Песня на народные слова написана в 1826 году в Новоспасском. Автор слов не указан, поэтому можно предположить, что текст составлен Глинкой из поэтических оборотов, часто встречающихся в русских народных песнях. Произведение передает спокойный характер, музыка проникнута настроением мечтательности и задумчивости. В аккомпанементе строгая гармоническая поддержка вокальной мелодии. Лишь в предпоследнем такте в аккомпанемент вкрапливается мелодия, имитирующая партию вокалиста.

Сочинение написано для женского голоса. Диапазон партии солиста рабочий, тесситура удобная. Размер 3/4 придает произведению плавный, напевный характер. Дыхание берется перед началом каждой новой фразы. Способ звуковедения — 1еgatо в солирующей партии, 1еgаtо и поп 1еgаtо — в сопровождении. Фактура — гомофонно-гармоническая.

Чаще вокальные произведения начинаются с фортепианного вступления, здесь же мы встречаемся с одновременным звучанием двух партий с первого такта. Перед концертмейстером стоит задача точно и четко показать вступление певцу. Оно должно быть слаженным, поэтому первый звук нужно сыграть и спеть активно.

25 стр., 12109 слов

Особенности работы педагога бального танца в хореографической ...

... дисциплин и бального танца в частности, проблем современной хореографической педагогики, методологический анализ современных идей в области научно-педагогических подходов; педагогическое моделирование учебного процесса в хореографической школе искусств «Карамель»; педагогическая работа педагогов бального танца, включающая ...

Развертывание исследования

Главной сложностью для исполнителей является достаточно медленный темп. Сложность исполнения вокальной партии усугубляется тем, что аккомпанемент написан аккордами, из-за чего создается впечатление некоторой сухости звучания. Особое внимание в работе следует уделить точному интонированию мелодической линии в партии солиста.

Произведение звучит в основном на рiапо. В 14-м такте на слове «жди» композитор указывает sforzando на самой высокой ноте в вокальной партии.

В данном случае концертмейстеру необходимо сделать небольшой люфт перед взятием аккорда, и, тем самым, облегчить пение солиста, дав ему возможность взять дыхание.

Далее, в предпоследней фразе «ты не жди к себе друга милого», на слове «милого» происходит смена динамики на fогtе, это влечет за собой изменения в характере исполнения. Звучание становится более тревожным, устремляется вперед. Затем в 21-м такте вновь резко меняется динамика с forte на два рiапо в обеих партиях. Музыкальная ткань в сопровождении становится уплотненной. В этот момент, на слове «ты», пианист должен постараться как можно быстрее проиграть все аккорды своей партии, чтобы помочь вокалисту протянуть ноту «ре» на протяжении двух тактов и беспрепятственно исполнить нисходящую гамму.

Завершающие такты произведения отведены партии фортепиано. В сопровождении имитируется последняя фраза вокалиста. Песня заканчивается очень тихо, в мягком и спокойном характере.

Особую трудность в сочинении представляют скачки в вокальной партии на малую сексту вверх (такты 8-13), и вниз (такты 17-19).

Здесь аккомпаниатору следует поработать над четкостью взятия пауз, над умелым применением люфтов, над ритмическими оттяжками и сдвигами. Но при этом нельзя забывать о сохранении единого темпа.

П.И. Чайковский. «Скажи, о чем в тени ветвей».

Анализ романса «Скажи, о чем…» П.И. Чайковского

В творчестве Чайковского вокальные сочинения занимали большое место. Его романсы разнообразны по тематике. Романс «Скажи, о чем…» написан в 1884 году, относится к жанру любовной лирики. Композитор посвятил его известному русскому певцу и вокальному педагогу Ф. Комиссаржевскому, отцу драматической актрисы В.Комиссаржевской. Автор тонко передает искренние чувства человека. Развитие светлой и лиричной мелодии связано с поэтическим текстом произведения. Несмотря на скачки в вокальной партии, характер мелодии мягкий и плавный.

Динамика весьма разнообразна (от двух рiапо до foгtе).

Волнообразные нарастания и спады требуют от пианиста тонкости исполнения. На словах «когда услышал ты» начинается постепенное сгеsсепdо, переходящее в forte — кульминацию романса «Слова, слова любви!».

Гармония произведения красочна. Помимо главных функций использованы аккорды побочных ступеней. Фактура — смешанного типа (гармоническое и гомофонно-гармоническое письмо сочетается с элементами имитационной полифинии).

4 стр., 1659 слов

Вокальная аранжировка

... инструментальные средства как бы окружали вокальную партию. Практически же создать для вокальной партии зону абсолютно свободную очень трудно. ... с подробного анализа песни и составления плана аранжировки. Это поможет более целенаправленно планировать отбор и ... унисонное начало и завершение фраз, октавно-унисонное окончание песен и др.;преобладание прямого (реже косвенного) движения голосовых ...

Основная тональность произведения Е-dur. На словах «знакомо всем и вечно ново? Любовь» происходит модуляция в es-mо11. На протяжении всего сочинения имеются еще несколько кратковременных отклонений, заканчивается романс в основной тональности.

Размер — переменный. Начало звучит на 4/4, а с 15-го такта 12/8; в 28-29 тактах он сменяется на 3/2. В 30-м такте автор возвращает нас вновь в 4/4, а с 48-го такта и до конца — размер 12/8. Это представляет определенные сложности для аккомпаниатора. Темп — спокойный, сдержанный. Лишь в среднем разделе появляется рoco piu mosso, затем снова Теmро — 1. Все указанные характеристики должны быть тщательно проанализированы аккомпаниатором для лучшего освоения и восприятия музыки.

Пианисту следует в замедленном темпе поучить технически сложные моменты (такты 13-14, 28-38, 46-47), обратить внимание на метроритмическую точность исполнения тактов (20-21, 57-59).

Октавы надо исполнять без лишних движений, как бы «скользя» по клавиатуре, но выделяя при этом верхний голос (такты 9. 10, 12-14, 42-43 и др.).

Камнем преткновения для исполнителей будет темп, постоянно меняющийся в романсе.

Исследование двух музыкальных произведений

Людвиг ван Бетховен «Майская песня»

Не смотря на то, что в вокальной лирике Бетховен не достиг тех высот, что Шуберт, отдельные его вокальные миниатюры принадлежат к изюминкам этого жанра, исполнены красоты и выразительности. Именно к таким и принадлежит «Майская песня». Песня очаровательна и трогательна.

В указанном автором темпе Аllegro пьеса длится всего полторы минуты, но за это время пропевается немалый материал. Фактура — на первый взгляд, — прозаична и даже простовата. Ее надо играть очень легко; малейшее замедление темпа и утяжеление характера превратит очаровательную песенку в торжественный гимн. В быстром темпе певцу петь нелегко. К тому же слова должны звучать очень ясно, а дыхание в первых двух строфах берется всего дважды. Поэтому, лучше будет исполнять с ощущением, что в такте один, а не два пульса (доли), то есть мыслить крупнее, чтобы музыка лилась стремительным потоком. Солистка (сопрано) должна все время петь на 1еgаtо, но при этом сохранять хорошую дикцию.

Чувство того, «как прекрасно жить на свете», особенно отчетливо звучит в фортепианной интерлюдии (такты 38-58), где в верхнем регистре слышно как бы птичье чириканье, и показательны внезапные fortе и рiапо. С такта 108, чтобы помочь певице сохранить текучесть, аккомпанемент идет на legatо. Поскольку динамика соответствует рiапо, а темп достаточно высок, пианисту следует поднимать руки как можно выше. Этот прием в сочетании с отказом от педали обеспечивает обособленность, наэлектризованность каждого аккорда. Никакие га1lепtando в данной песне немыслимы.

Русская народная песня «Выйду на улицу».

Сочинение принадлежит к откристаллизовавшемуся во второй половине XVI11 века жанру песни-романса с типичным для него лирическим содержанием в духе городской песни. Вступление представляется развернутым и очень праздничным, немного игривым. Перед вступлением певца аккорд пианисту лучше взять в виде глиссандо или арпеджио.

3 стр., 1195 слов

Разработка музыки «Народная песня — душа народа» (4 класс)

... бережно сохраняющие традиции русской народной песни, которая действительно является воплощением души народа, неотъемлемым элементом нашей духовной субстанции. Слушание русских народных песен klassreferat.ru На мысль китайских исследователей, ... ореха зерно» и прочие. Много стихов М. Вороного тоже положено на музыку. Его поэзия никогда не оставляла читателей равнодушными. Магия стихов Вороного не ...

Яркая акмодуляция и великолепное сопровождение отличает второй куплет. Удивительно эффектные и скоростные аккорды создают интенсивное, волнующее настроение. Синкопированные акценты, созданные правой рукой, до каждого такта делают сопровождение динамичным. С постепенным ускорением ритма, раскрывается богатство жанра, напоминая о русских народных танцах.

Яркость и энергия куплета отражаются в тексте песни, делая акцент на таких моментах, как «пятки горят» и «соловушек поет». Оттенить эти моменты нужно с особой страстью и тщательностью.

Сопровождение к проигрышам становится еще более видимым и ярким, плавно переходя от динамичного и подвижного, к мягкому и игривому. Акценты теперь ушли на задний фон, с правой рукой снова играют аккорды отложенные на сильную долю, создавая большую глубину звучания.

В противостоянии классического аккомпанемента, в данном исполнении имеется каждый прием, чтобы создать и соблюсти баланс. Акценты и изменения темпа аккомпанемента, перестроение временных показателей, работа с синкопацией: всё это делает аккомпонирование сложным и в то же время захватывающим.

Роль концертмейстера невозможно оценить достаточно высоко: он не только дает обучение и советы студентам, но и содействует педагогу в достижении цели — понимании и исполнении песни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/sovremennyie-vokalnyie-sochineniya/

  1. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. — М.: Музыка, 1961.
  2. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста- концертмейстера // Музыка в школе. — 2001. — № 4.
  3. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. — Л.: Музыка, 1972.
  4. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. / Перевод с англ. и предисловие В.И. Чачавы. — М.: Радуга. 1987.
  5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. -М.: Музыка, 1996