Жанр ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX–XX веков

Дипломная работа

Музыка девятнадцатого века остается сегодня самой исполняемой и востребованной как в музыкальных школах, так и в концертной практике. Автор этого произведения — преподаватель музыкальной школы по классу домры и в своей практике повсюду встречает музыку романтической эпохи. «Романтический» репертуар является золотым фондом репертуара струнников-народников, а переложения составляют значительную часть репертуара этих инструментов. Один из ярких примеров, отражающих стиль XIX века, — ночной жанр.

Тема работы актуальна, так как может иметь практическое применение в работе с учащимися музыкальных школ и других учебных заведений. Европейская инструментальная музыка XIX века также составляет основу репертуарного фонда всех филармонических и концертных залов многих стран мира.

Цель работы — раскрыть историю создания и эволюцию жанра ноктюрна в европейской инструментальной музыке XIX — XX вв.

Задачи — 1. изучить историю создания жанра ноктюрн.

  • выявить основные этапы развития жанра.
  • изучить эволюцию жанра в творчестве композиторов XIX — XX вв.
  • проанализировать существующие переложения инструментальных сочинений музыки XIX — XX века для домры (и других инструментов, близких по диапазону).

Объект исследования — творчество композиторов европейских романтиков XIX — XX веков.

Предмет исследования — европейское музыкальное искусство XIX-XX веков.

Основные методы исследования: изучение существующей литературы по данной теме и практический анализ одного из предложенных ноктюрнов (Дж. Фильд — Ноктюрн B-dur).

Результаты исследования будут иметь практическое значение для дальнейшей педагогической работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА НОКТЮРНА

1.1 История жанра ноктюрна

Слово «ночной» имеет несколько значений, оно происходит от французского nocturne — «ночь». Как название отдельного жанра музыкальных произведений он стал известен в 19 веке.

Существуют такие определения слова «ноктюрн»:

Ноктюрн — 1. Небольшое лирическое музыкальное произведение.

  • Художественное произведение, изображающее ночь, ночные сцены, настроения

Ноктюрн — небольшое лирическое, фортепьянное музыкальное произведение

13 стр., 6484 слов

Экспериментальные исследования в работах Леонардо да Винчи

... методологии научной работы обнаруживают то принципиально новое, что он вносит в науку. Единственно правильным путём научного исследования он считает ... образцу поведения, который был принят в гуманистических кружках XV века, в частности в медичейской среде. Очевидно, не то ... Винчи в истории опытных наук Со второй половины XV века рождается новое опытное естествознание. Ф. Энгельс так характеризовал ...

Ноктюрн — (франц. nocturne — от лат. nocturnus — ночной), в XVIII и начале XIX веков — многочастное инструментальное музыкальное произведение, большей частью для духовых инструментов, испо лнявшееся обычно на открытом воздухе в вечернее или ночное время; родственно дивертисменту, кассации и серенаде. С XIX века — небольшая лирическая инструментальная пьеса (у Дж. Филда, Ф. Шопена, П. И.Чайковского и др.).

В современном понимании определение жанра ноктюрна почти не изменилось со времён романтической эпохи: «Ноктюрн — 1) сочинение для фортепиано неопределённой формы, мечтательного характера (Ф. Шопен, Дж. Фильд).

2) Серенада для духовых или струнных инструментов (Д. Виотти, Д. Верди)» [43, с. 429].

Французское слово «ноктюрн» в этом смысле впервые было использовано Джоном Филдом в 1810 году, хотя итальянский термин «ноктюрн» существовал в 18 веке и обозначал музыку на открытом воздухе.

Жанр ноктюрна возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся на рассвете (как православная заутреня).

Из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (Nachtmusik).

К современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, Маленькая ночная серенада В. Моцарта).

В основе ноктюрна обычно лежит широко развитая мелодическая мелодия, благодаря которой ноктюрн является своего рода инструментальной песней. Ноктюрны обычно пишутся для фортепиано, но есть похожие сочинения и для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров.

Статья профессора К.А. Кузнецова «Исторические формы ноктюрна» посвящена истории ноктюрна, его эволюции и музыкальной эстетике. Он отмечает, что история ноктюрна длинна и многообразна. Музыкально-эстетический вес «ноктюрна» еще менее очевиден — если это не сводится к банальным представлениям о романтическом идеале. Истоки этого жанра, как отмечает К.А. Кузнецов, идут от музыки средневековья. Григорианские песнопения, как монофонические, так и позднее полифонические, исполнялись в определенное время. Здесь есть «вечерня», «ночные бдения». «Когда, уже в XIX веке, Шопен будет сочинять своё «religioso» в g-moll-ном Ноктюрне, ор. 15, №3 или такую же по характеру… среднюю часть g-moll-ного Ноктюрна, ор. 37, №1 — то он, несомненно, вращается в кругу старых, грегорианских традиций, вплетая их искусно в круг иных, новых эмоций, — вплетая, но и вместе с тем трансформируя внутреннее значение «вечерней или полунощной» музыки церковного средневековья… Это музыка определённого часа, определённой приуроченности, но вовсе не определённого характера» [17, с.124].

В светском искусстве трубадуров и менестрелей XII-XIII веков были настроения ночью, в полночь, на рассвете и перед рассветом. Любовное свидание в полуночный час, под бдительным надзором преданного сторожа, приближение рассвета, все эти моменты, порою в форме музыкально-драматического диалога, воплощались в так называемых «зоревых песнях» (aubades, chansons daube)». Ночные и предрассветные звуки погружают слушателя в атмосферу ночных тайн, любовных переживаний. Это первая известная в искусстве форма ноктюрна.

13 стр., 6391 слов

Творчество Я.П. Полонского. Лингвостилистический исследование ...

... произведению, посвященному судьбе людей социальных низов, с психолого - аналитической установкой, - такой эволюционный путь кавказского этапа творчества Полонского. ... произведения Я.П. Полонского составляют значительнейшую часть созданного писателем и занимают восемь томов в десятитомном Полном собрании сочинений, ... XIX века ... произведение Полонского "Письмо из Серого замка". Обращаясь к жанру ...

Эпоха Возрождения и Эпоха Просвещения были периодом расцвета ночного образа жизни. В это время в итальянской музыке появился термин «ноктюрн» — notturno. У Йозефа Гайдна семь пьес для альта, которые посвящены королю, композитор назвал их «ночными». Однако, термин «ноктюрн», как обозначение жанра ночной музыки, встречается реже, чем дивертисмент, кассация или серенада (с XVII века — страделла).

В своём историческом очерке профессор К.А. Кузнецов отмечает: «Серенада означает песню, звучащую в «светлый» ещё, вечерний час; в этом смысле серенада есть некоторая параллель зоревым, утренним песням трубадуров и в их кругу зародилась. На объяснении термина «дивертисмент» не приходится останавливаться, хотя и неизлишне отметить принадлежность этих музыкальных «развлечений, увеселений» к тем пышным, придворным празднествам, которые уже в XVII веке приобретают (на испанской почве) «всенощный» характер («паннохии»)… У Дж. Фильда мы встречаемся со склонностью «дивертисмент» не противопоставлять «ноктюрну», а употреблять и то, и другое, отождествляя» [с. 125]. Происхождение термина «кассация» до конца не установлено, скорее всего, термин произошел от модифицированного словосочетания «gassatin gehen», что означало «.. бродить по улицам ночью — с музыкой. Останавливаясь на перекрёстках и устраивая импровизированные концерты к удовольствию или к неудовольствию квартала» [17, с.125]. показательно, что «ночная музыка» XVII — XVIII веков обогащена элементами дневного шума и радости. В 1749 году Г. Гендель написал свою грандиозную английскую серенаду «Музыка для фейерверков», которая является ярким примером шумных и ярких ночных вечеринок с факелами и фейерверками. Серенады XVIII века могут начинаться и заканчиваться маршеобразными частями, что свидетельствует о приспособленности музыки (музыкантов) к передвижению. Сумеречные тоны мы можем встретить в произведениях В.А. Моцарта — «Вечернее настроение» (Abendempfindung), Серенада до минор; в музыке Й. Гайдн — светотень, контрасты космического хаоса и творческое озарение в «Сотворении мира».

Эпоха великой французской революции исторически объединена с именем Л. Бетховена. «Отсюда, конечно, не следует, что нужно игнорировать обширную и во многом… весьма ценную плеяду музыкальных деятелей, непосредственно связанных с революцией, её музыкальными праздниками, театром и песней. Но всё же никто как Л. Бетховен не выражал концентрированной волевой и эмоциональной силы времени и событий — с адекватной свежестью и мощным охватом. Именно поэтому проблема «ноктуральности» в отношении Л. Бетховена приобретает особенно острый характер. Биографы композитора передают о нём показательный факт: он избегал поздних часов, затянувшихся бесед и рано отходил ко сну» [17, с. 127]. Однако и у него есть страницы романтической музыки. Это соната «Лунный свет», медленная часть симфонии ми мажор, пронизанная ночными образами, утонченной игрой музыкальных нюансов.

35 стр., 17225 слов

История возникновения музыки

... Глюка привлекали ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств героев. Творческие принципы композитора приобрели ... сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого общества. Часто О. выступала в качестве ...

История ночного образа жизни в 19 веке ускоряется и усложняется, история этого периода полна событий и фактов. Профессор А. К. Кузнецов отмечает три наиболее важных момента:

— расцвет «ночной музыки» в романтике первой половины XIX века

— перелом, наступающий в середине того же столетия

— синтез дня и ночи, зарождение новых форм ноктюрна. Сюда относится время, когда открывается творчество композиторов — Ф. Шуберта, Дж. Фильда, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. Глинки.

Наиболее значительным является произведение Джона Филда, ирландского ученика Клементи, который вдали от Европы создал собственный цикл ноктюрнов. «Когда уже в 30-е годы, на маленьком фортепиано, ещё напоминавшем клавикорд, он выступил перед парижской публикой, то успех его, хотя и был, оказался недлительным: Париж уже жил лихорадочной жизнью, хотел иных, более ярких звучаний» [17, с. 128]. Ф. Шопен стал последователем Дж. Фильда в своих ноктюрнах. А Ф.Лист оставил яркий психологический портрет Дж. Фильда, написав предисловие к Лейпцигскому изданию его ноктюрнов.

В своих творческих поисках Ф. Шопен идёт за Дж. Фильдом, а Ф. Лист уже смотрит на него со стороны: он уже отошел от этого стихотворения, меланхолическая тоска. Если Ф. Лист, смотря на Дж.Фильда из некоторого далека, преодолевал власть романтики и её «ночной музыки», то Ф. Шопен, как и Р. Шуман, как и Ф. Мендельсон — так её и не преодолели. Лист удивительно метко «внешнего Дж. Фильда, боящегося сделать лишнее движение, избегающего шума и громкого разговора, в своей игре вырабатывающего наивысшую «покойность», мягкость, нерезкость — сумел связать с Дж. Фильдом «внутренним», с Дж. Кампо создатель ночного образа жизни, поэзии ночи, ослабления жизненной энергии, порога полного погружения в успокаивающее «все».

В ноктюрнах Дж. Фильда, как и у К. Дебюсси, своего рода затухание, разброс ритмического начала, остановка пульсации. Если грандиозные серенады XVIII века были циклическими, то у Дж. Фильда и других романтиков это малые формы. Эстетическим идеалом эпохи стали именно малые формы. Ноктюрны того времени отличались искренностью, интимностью. Ноктюрны Шопена проходят через всю его жизнь как череда откровений, духовных излияний. Подобное настроение мы слышим в увертюре ко «Сну в летнюю ночь» Ф. Мендельсона. Р. Шуман придавал своим ноктюрнам философичность. Ф. Лист также обращается к жанру ноктюрна и создаёт свои «Грёзы любви» (цикл из трёх пьес).

К середине XIX столетия ноктюрн себя изживает. Ещё отдавая дань традициям, ноктюрны пишут М. Балакирев, С. Рахманинов, молодой Н. Скрябин. Но в музыкальной среде происходит сдвиг жизненного созерцания. Романтические настроения сменяются яркостью, активностью, волевым утверждением.

«Ф. Лист и Р. Вагнер совершают революцию в музыкальной концепции света — Г. Берлиоз в некоторых отношениях их предвосхищает, но в нем более старый романтический дух, чем у его последователей. Ф. Листа не случайно влечёт к ясным, как весеннее утро, итальянским художникам Возрождения, к могучим формам скульпторов той же эпохи… Волны света льются в Листовском «Спозалицио» — как и волны света ослепляют того, кто слушает «вход богов» из «Золота Рейна» у Р. Вагнера. Среди этих настроений — не только то, что ноктюрну нет места, ноктюрн остается, но он переливается в волшебное любовное стихотворение, как в ноктюрне Бородино из струнного квартета ре мажор: жало смерти, небытия, нирваны , притворство кошмара было снято с него. Ночь — покров тайны вечно новой, обновляющейся жизни» [17, с. 130].

3 стр., 1430 слов

Фредерик Франсуа Шопен

... фортепиано. Ноктюрн, поэтический жанр романтической музыки, не мог не привлечь поэтичнейшего из композиторов-романтиков, Фредерика Шопена. Шопеном написано 20 ноктюрнов. ... жанра ноктюрна принадлежит Джону Фильду & ... ноктюрн). Ноктюрны писали также Карл Черни, Ференц Лист, Эдвард Григ, русские композиторы - Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки ...

1.2 Эволюция жанра ноктюрн

Первым композитором, написавшим ноктюрны в современном понимании этого слова, был Джон Филд. Он создал 18 ноктюрнов для фортепиано, которые до сих пор входят в репертуар исполнителей.

Джон Фильд был создателем ноктюрна <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BD> в нынешнем смысле этого слова. Если в восемнадцатом и начале девятнадцатого веков музыкальное произведение для духовых инструментов, близкое к кассационной и инструментальной серенаде, называлось ночным, то именно Джон Филд создал ноктюрн как жанр фортепианной музыки. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, «Камаринская», несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Дж. Фильд написал семь концертов для фортепиано с оркестром.

Современникам Джон Филд был известен прежде всего как пианист-виртуоз. Как композитор Дж. Фильд был оценен позднее. Сегодня его ноктюрны и некоторые другие фортепианные пьесы входят в репертуар многих выдающихся пианистов.

Творческие достижения Дж. Фильда в этой области, его новаторство очень высоко ценил Ф. Лист: «До Дж. Фильда фортепианные произведения неизбежно должны были быть сонатами, рондо и т. п. Филд, однако, представил жанр, не принадлежащий ни к одной из этих категорий, жанр, в котором сантименты и мелодия обладают высшей властью и свободно движутся, не скованные оковами жестоких форм. Он открыл путь всем тем сочинениям, которые впоследствии появились под названием «Песен без слов», «Экспромтов», «Баллад» и т. п., и был родоначальником этих пьес, предназначенных для выражения внутренних и личных переживаний. Он открыл эти области, предоставившие для фантазии более изысканной, чем величественной, для вдохновения скорее нежного, чем лирического, столь же новое, как благородное поприще» [21, с.91].

Композиторская и исполнительская манера Дж. Filda отличается мелодичностью и выразительностью звука, лиризмом и романтической чувственностью, импровизацией и изысканностью. Пение на фортепиано — одно из важнейших свойств исполнительского стиля Фильда было столь подкупающим для М. Глинки и многих других выдающихся русских музыкантов и ценителей музыки. Фильдовская певучесть была родственна русской народной песенности. М. Глинка, сравнивая манеру исполнения Дж. Фильда с игрой других известных пианистов, писал в «Записках», что «игра Дж. Филда часто была смелой, капризной и разнообразной, но она не обезображивала искусство шарлатанством и не резала котлеты пальцами, как большинство модных пьяниц».

3 стр., 1035 слов

Педагогическое : «Раннее обучение на фортепиано, музыка – в радость» статья

... - хозяин, музыка - угощение или подарок, поклон - приветствие и благодарность. В результате на уроках фортепиано воспитывается ... процессом для детей, их родителей и преподавателя, который роднит, объединяет, приносит ощущение счастья и становится ... педагог, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Г.Г. Нейгауз. С первых дней погружения в мир звуков ...

Ноктюрны Дж. Фильда имеют большое значение. Ф. Лист прав, говоря, что его ноктюрны — импровизации, фантазии. Действительно, Дж. Филд, неосознанно писавший, находит форму, которая соответствует природе чувств, наполняющих его душу в этот момент. Но не только в этом внутреннем отношении Дж. Фильд должен считаться предшественником Ф. Шопен: характер его ноктюрна также происходит от характера инструмента. Нельзя сказать, чтобы Л. Бетховен не понимал значения фортепиано, но играя на нем и сочиняя для него, он находился под влиянием музыки оркестровой и камерной, тогда как Дж. Составное поле, адаптирующееся к специфике и отличительному характеру фортепиано. Как Дж. Фильд, так и Ф. Шопен писали исключительно для фортепиано. Они отделяют мелодию от аккомпанемента, напоминая вокальное пение, при этом аккомпанемент адаптирован исключительно для игры на фортепиано. Подвижные фигурации, бисерные украшения, характер пассажей, употребление педали, не игравшее до тех пор роли, развитие певучей игры, благодаря применению различных туше, — все это обусловлено характером инструмента, начато Дж. Фильдом и закончено Ф. Шопеном и Ф. Листом. Для оценки музыкальной деятельности Дж. Фильда важна статья Ференца Листа, предпосланная изданию Фильдовских ноктюрнов (Schubert et Co.) и перепечатанная в русском переводе в журнале «Пантеон и репертуар русской сцены» (1851 г., т. II, № 4, ст. 22-26).

Ференц Лист высказывает следующие мысли о ноктюрнах Дж. Фильда: «30 лет прошло после появления ноктюрнов Фильда, и многое, сочиненное после них, устарело, они же не утратили своей свежести и никогда не утратят, так как вытекают непосредственно из души композитора, одаренного редкими качествами; они отличаются простодушием без всякой аффектации и всегда останутся образцами простодушной грации, меланхолической наивности и нежного, томного самозабвения. До появления ноктюрнов Дж. Фильда сочинялись рондо или сонаты, Дж. Фильд создал новый род композиций, в котором на первом плане стоит выражение чувств и пение, а уже на втором — форма сочинения; он изобретатель композиций, известных под названиями «песен без слов», «баллад», «баркоролл», «impromptus» и т. п.».

Дальнейшего расцвета жанра ночного фортепиано достиг в творчестве Фредерика Шопена. Он написал 21 такую пьесу. В ранних работах Ф. Шопена (например, в ноктюрне Es-dur, Op. 9 № 2) заметно влияние Дж. Фильда. Позже композитор стал усложнять гармонию и даже использовать более свободную форму.

Музыкальные мысли Ф. Шопен родился в импровизации на фортепиано и одет в чисто пианистические звуки. По воспоминаниям современников, в исполнении самого Ф. Шопен с его украденным характером и изменчивой природой интерпретации, импровизационное происхождение его музыки было явно ощутимым. Новая эмоциональная атмосфера этой музыки — её интимные настроения, поэтическая свобода, тончайшие переливы светотени, воздушность, зыбкость, неуловимость — все это воплощалось через особый строй музыкального выражения, неразрывно связанный с новыми колористическими возможностями фортепиано. Инстинктивное постижение природы обертонных звучаний на фортепиано, тончайшая разработка выразительных возможностей педального фона и педального смешения гармонических нюансов породили у Ф. Новый фортепианный сюжет Шопена — важнейший неотъемлемый элемент выразительности темы. Тема у Ф. Шопен не только немыслим вне своего чисто пианистического облачения, но зачастую вся его художественная значимость заключается в особенностях фортепианного сюжета. Эффекты таяния и растворения в пространстве, эффекты слияния нескольких звуковых плоскостей, разрастающейся и затухающей гулкости, обволакивания звука, тембрового раскрашивания темы, как и множество других, содействовали тому, что музыкальные темы Ф. Шопен был лишен их простого облегчения и влиял на слушателя своим неуловимым романтическим настроением.

16 стр., 7642 слов

Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра ...

... можно представить следующим образом: По назначению песня, танец, марш. По исполнительскому составу Вторичные музыкально-профессиональные жанры Камерная музыка, Симфоническая музыка, Театрально, Хоровая музыка, Камерная музыка, Симфоническая музыка – Опера ... Все это влияет на понимание людьми прекрасного в музыке. 6. Познавательно-просветительская функция. Видна из того, что музыкальные произведения ...

Мелодия редко показана у Ф. Шопен в форме простой «песни», в отличие от гармоничных голосов. Она обычно сливается с окутывающим ее фактурным и гармоническим фоном.

Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классическом понимании ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрн Ф. Шопена, пожалуй, самый известный из романтических. Именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала визитной карточкой композитора. Р. Шуман чутко изобразил музыкальный стиль Ф. Шопена, поместив его своеобразный музыкальный портрет в одну из пьес фортепианного цикла «Карнавал» (№ 12 — лирический ноктюрн).

Ноктюрны писали также Карл Черни, Эдвард Григ, Ференц Лист. Музыка ноктюрна Ф. Лист «Сны о любви» посвящен Каролине Петровне Витгенштейн, величайшей любви в жизни великого композитора. К сожалению, история любви трагична и не имеет хэппи-энда, но благодаря ей мировая музыкальная культура обогатилась множеством красивых мелодий. Русские композиторы — М. Глинка (два своих ноктюрна он написал под впечатлением от музыки Дж. Фильда), М. Балакирев, П. Чайковский.

М. Глинка — ноктюрн «Разлука». У М. Автобиографические записки Глинки содержат лишь краткую ссылку на «Прощальный ноктюрн», из которого мы узнаем, что ноктюрн был написан для его сестры Елизаветы Ивановны, замужем за Флери. И хотя эта работа публикуется без посвящения, теперь мы знаем, для кого она предназначена. К тому же нельзя исключать, что ноктюрн действительно был посвящен Е. И. Флери, мы не знаем ни автографа, ни первого издания, выпущенного компанией Odeon в 1839 году. Поэтому нельзя исключить возможность того, что его имя может быть на титульном листе первого издания — на всю жизнь. Ноктюрн дошел до нас в издании Ф. Т. Стелловского в приложении к журналу «Музыкальный и театральный вестник» за 1858 год. Через год после смерти Глинки и через 20 лет после создания произведения! Во-вторых, это свидетельство определяет контекст творчества композитора, в который вписывается ноктюрн, и тем самым побуждает рассматривать это произведение среди признанных шедевров Глинки. В-третьих, из этого документа можно почерпнуть интересную информацию по пути творческой лаборатории композитора. Оказывается, некоторые из его шедевров содержат какие-то музыкальные идеи, которые изначально им не принадлежали, но предназначались для других произведений. Однако те, кто нашел свое место, где мы их видим сейчас, необычайно гармонично сочетаются с новыми музыкальными идеями.

21 стр., 10381 слов

Современный репертуар народных инструментов

... журналах "Советский композитор" и "Народник". Объект исследования - русские народные инструменты. Предмет исследования - репертуар русских народных инструментов в его специфике ... композитором - сочинял ноктюрны, фантазии, танцевальную музыку. В отличие от семиструнной, ее шестиструнная разновидность развивалась в России в XVII-XIX веках почти исключительно как профессионально-академический инструмент ...

Ноктюрн «Разлука» — это творение зрелого мастера. М. Глинка внес большой и ценный вклад в русскую фортепианную литературу. Фортепианное творчество сопутствовало ему на протяжении всей жизни. Любовь к этому инструменту у М. Глинка была неразрывно связана со всей художественной деятельностью, с ее высоким исполнительским мастерством. Обладая прекрасными навыками игры на фортепиано, он с юных лет зарекомендовал себя заботливым исполнителем. Он брал уроки у знаменитого тогда пианиста Джона Фильда, который как композитор прославился именно своими фортепианными ноктюрнами, оказавшими влияние не только на М. Глинку, но и на Ф. Шопена.

Среди оркестровых сочинений этого жанра наиболее известен ноктюрн из музыки Феликса Мендельсона к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Ноктюрн Ф. Мендельсона из сюиты «Сон в летнюю ночь».

Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum) — концертная увертюра (op. 21) и музыка Феликса Мендельсона для одноименной комедии Уильяма Шекспира (op. 61).

Увертюра была завершена 26 августа 1826 года и впервые исполнена публично в феврале 1827 года в Щецине под руководством Карла Лёве. Поначалу Ф. Мендельсон не собирался дополнять увертюру другими частями.

В 1841 году король Фридрих Вильгельм IV, который был в восторге от театральной музыки Ф. Мендельсон к трагедии Софокла «Антигона», разыгранной в Новом дворце Потсдама, предложил композитору сочинить еще такие произведения. Ф. Мендельсон принял заказ и в 1843 году добавил к увертюре еще 10 частей, превратив ее в сюиту. Первое исполнение музыки к комедии состоялось 14 октября 1843 года в Потсдамском дворце. В увертюре 11 частей, шестая — ноктюрн.

Работа над увертюрой шла быстро: в письме от 7 июня 1826 года Ф. Мендельсон пишет о своем намерении сочинить увертюру, и через месяц рукопись готова. По словам Р. Шумана, «здесь чувствуется расцвет молодости, как, пожалуй, ни в каком другом произведении композитора — законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». «Сон в летнюю ночь» открывает период зрелости композитора. Первое исполнение увертюры состоялось в домашней обстановке. Ф. Мендельсон сыграл ее 19 ноября 1826 года на фортепьяно в четыре руки со своей сестрой Фанни. Премьера прошла 20 февраля следующего года в Штеттине под управлением известного композитора Карла Лёве (вместе с премьерой в этом городе Девятой симфонии Бетховена).

А сам автор впервые дирижировал ею в Лондоне в Иванов день — 24 июня 1829 года.

лет спустя после написания увертюры Ф. Мендельсон, известный композитор, пианист и дирижер, постановщик симфонических концертов Королевской капеллы и хора Берлинского собора, вернулся в спектакль «Сон в летнюю ночь». Комедия У. Шекспир был поставлен ко дню рождения прусского короля Фридриха Вильгельма IV: первый состоялся 14 октября 1843 года в театральном зале Нового дворца в Потсдаме, а через 4 дня — в Шаушпильхаусе в Берлине. Успех был огромным — именно благодаря Мендельсону. Никогда раньше музыка так сильно не способствовала популярности произведений Шекспира.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки детьми (детское музыкальное творчество). То ...

Знаменитый французский композитор Клод Дебюсси написал три ноктюрна, каждый для отдельной оркестровой композиции. Они были задуманы композитором в 1894 году, когда еще не было завершено его первое зрелое симфоническое произведение «Полдень фавна». В одном из своих писем бельгийскому скрипачу Эжену Изаи он говорил о том, что работает над тремя «Ноктюрнами» для скрипки соло с оркестром. Оркестр первого представлен струнными, второго — флейтами, четырьмя валторнами, тремя трубами и двумя арфами. Оркестр третьего соединяет и то и другое. В целом это поиски различных комбинаций, которые способен дать один и тот же цвет, как, например, в живописи этюд в серых тонах». Однако уже в следующем году замысел меняется, и на протяжении трех лет Дебюсси работает над тремя «Ноктюрнами» для симфонического оркестра.

«Облака». Состав оркестра: 2 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, литавры, арфа, струнные.

«Празднества». Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, 2 арфы, литавры, малый барабан (в отдалении), тарелки, струнные.

«Сирены». Состав оркестра: 3 флейты, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, 3 фагота, 4 валторны, 3 трубы, 2 арфы, струнные; женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано).

Премьера «Ноктюрнов», состоявшаяся в Париже 9 декабря 1900 года, не была полной. Под управлением Камилла Шевийяра прозвучали только «Облака» и «Празднества», а «Сирены» присоединились к ним год спустя, 27 декабря 1901-го. Эта практика раздельного исполнения сохранилась и столетие спустя — последний «Ноктюрн» (с хором) звучит значительно реже.

Программа «Ноктюрнов» известна от самого К. Дебюсси. По словам автора, заглавие «Ноктюрны» имеет значение более общее и в особенности более декоративное. Здесь дело не в привычной форме ноктюрна, а во впечатлениях и ощущении света.

«Облака» — это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проплывающими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом.

«Празднества» — это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего через праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время — это праздник, это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма.

«Сирены» — это море и его безгранично многообразный ритм. Среди посеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен.

В то же время сохранились и другие авторские пояснения. По поводу «Облаков» К. Дебюсси говорил друзьям, что это взгляд с моста на тучи, подгоняемые грозовым ветром; движение по Сене парохода, гудок которого воссоздается короткой хроматической темой английского рожка. «Празднества» воскрешают память о прежних увеселениях народа в Булонском лесу, иллюминированном и наводненном толпой. А трио труб — это музыка республиканской гвардии, играющей зорю. По другой версии здесь отражены впечатления от встречи парижанами российского императора Николая II в 1896 году.

Немало параллелей возникает с картинами французских художников-импрессионистов, любивших рисовать струящийся воздух, блеск морских волн, пестроту праздничной толпы. Сам заголовок «Ноктюрны» возник от названия пейзажей английского художника-прерафаэлита Джеймса Уистлера, которыми композитор увлекся еще в молодые годы, когда, окончив консерваторию с Римской премией, жил в Италии, на вилле Медичи (1885-1886).

Это увлечение сохранилось до конца жизни. Стены его комнаты украшали цветные репродукции картин Д. Уистлера. С другой стороны, французские критики писали, что три «Ноктюрна» К. Дебюсси — это звукопись трех стихий: воздуха, огня и воды, или выражение трех состояний — созерцания, действия и упоения.

«Облака» нарисованы тонкими импрессионистскими красками небольшого по составу оркестра (из медных использованы только валторны).

Зыбкий сумрачный фон создается мерным колыханием деревянных духовых, образующих причудливые скользящие гармонии. Своеобразный тембр английского рожка усиливает ладовую необычность краткого основного мотива. Колорит светлеет в среднем разделе, где впервые вступает арфа. Она вместе с флейтой ведет в октаву пентатонную тему, словно насыщенную воздухом; ее повторяют солирующие скрипка, альт, виолончель. Затем возвращается сумрачная мелодия английского рожка, возникают отголоски других мотивов — и все будто уплывает вдаль, подобно тающим облакам.

«Празднества» образуют резкий контраст — музыка стремительна, полна света и движения. Полетное звучание струнных и деревянных инструментов перебивается звонкими возгласами медных, тремоло литавры и эффектными глиссандо арф. Новая картина: на том же пляшущем фоне струнных гобой ведет задорную тему, подхватываемую другими духовыми в октаву. Внезапно все обрывается. Издалека приближается шествие (три трубы с сурдинами).

Вступают молчавший до того малый барабан (в отдалении) и низкие медные, нарастание приводит к оглушительной кульминации tutti. Затем возвращаются легкие пассажи первой темы, мелькают и другие мотивы, пока звуки празднества не затихают вдали.

В «Сиренах» вновь, как и в «Облаках», господствует медленный темп, но настроение здесь не сумеречное, а озаренное светом. Тихо плещет прибой, набегают волны, и в этом плеске можно различить манящие голоса сирен; повторяющиеся аккорды без слов небольшой группы женского хора дополняют звучание оркестра еще одной причудливой краской. Мельчайшие, из двух нот, мотивы варьируются, разрастаются, сплетаются полифонически.

В них слышатся отзвуки тем предшествующих «Ноктюрнов». В среднем разделе голоса сирен становятся настойчивее, их мелодия — более протяженной. Вариант у труб неожиданно сближается с темой английского рожка из «Облаков», и сходство еще усиливается в перекличке этих инструментов. В конце пение сирен замирает, как истаивали облака и исчезали вдали звуки празднества.

Известны также ноктюрны других композиторов, например, Ф. Шуберта:

Обработка сочинения В. Матейки — ноктюрн для флейты, скрипки и гитары; Ф. Шуберт в 1814 добавил партию виолончели, существенно переработал сочинение, написал дополнительную вариацию в 3 части и второе трио к менуэту. Другое сочинение — для фортепианного трио — Ноктюрн Es-dur ор.148 (написан около 1828 г.)

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. Начало этому положил ещё Роберт Шуман в цикле Nachtstücke. Настраиваясь слушать, можно представить: «Сейчас будет музыка нежная, мечтательная». Но что такое? Зазвучал марш… Да, да, медленный марш. А далее следует оживленная, взволнованная музыка, и в ней отчетливо проступают то маршевые, то танцевальные ритмы. Нет ни мечтательности, ни того мягкого лиризма, которые так обычны в ноктюрнах. Ноктюрны Р. Шумана задуманы совсем необычно. Каждый из них, как отмечал композитор в одном из писем, имеет еще особый заголовок: «Траурное шествие», «Странное общество», «Ночная оргия», «Хороводная песнь с голосами соло». А ноктюрнами они имеют полное право называться потому, что и здесь характер музыки «ночной», но навеяна она не тишиной уснувшей природы, а фантастикой необычных ночных видений. Ноктюрны такого плана встречаются очень редко. Большинство же ноктюрнов привлекают своим мягким лирическим складом. Музыка их кажется рожденной ночным безмолвием. Чаще всего она раскрывает чувства человека, оставшегося наедине с самим собой, уснувшей природой.

Более активно такой подход проявился в сочинениях Пауля Хиндемита (Сюита «1922»), Белы Бартока («Ночная музыка») и ряда других композиторов.

Известно, что существует жанр ноктюрна и в творчестве других авторов. В основном это 1-2 отдельные произведения, не включённые в какой-либо цикл, преимущественно фортепианные произведения. Среди них:

Кароль Бернард Залуский. Ноктюрны Ля минор, Ми-бемоль мажор для фортепиано

Габриэль Форе. Три ноктюрна, Op.33 для фортепиано

Ф. Амиров. Ноктюрн си минор для домры

А.П. Бородин — ноктюрн из второго квартета

А.Н. Скрябин — фортепианные ноктюрны, в том числе ноктюрн для левой руки

Д. Шостакович — Ноктюрн из музыки к кинофильму «Овод»

музыка Ференца Листа — «Грезы Любви» (Ноктюрн N3 S 541).

Вывод

В первой главе мы рассмотрели терминологию жанра «ноктюрн», существовавшую в разные временные периоды; отметили исторические этапы развития этого жанра.

Ноктюрн (от лат. Nocturnus — ночной) — обозначение, применявшееся к различным по исполнительскому составу, форме и характеру музыкальным произведениям. В 18 — начале 19 века термином notturno называли род дивертисмента, многочастное произведение, исполняемое на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или духовых и струнных инструментов (у Й. Гайдна, В. Моцарта).

Встречались и одночастные ноктюрны для одного или нескольких голосов, обычно без сопровождения, близкие вокальной серенаде (у В. Моцарта, Д. Верди, Д. Россини).

Обозначение ноктюрн применялось и к оперным «ночным» сценам. Джон Фильд своими ноктюрнами утвердил этот жанр как небольшую одночастную напевную лирическую пьесу для фортепиано, обычно в репризной 3-ч форме. Ф. Шопен углубил и обогатил этот жанр. Р. Шуман в ноктюрне акцентировал причудливо-фантастические черты. К. Дебюсси назвал ноктюрном триаду оркестровых пьес.

А также дали краткую характеристику ноктюрнов в творчестве следующих композиторов: Дж. Фильд, Ф. Шопен, К. Дебюсси, Ф. Мендельсон, М. Глинка.

ноктюрн жанр домра композитор

ГЛАВА 2. ЖАНР НОКТЮРНА В РЕПЕРТУАРЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ — ДОМРИСТА

2.1 Вопросы репертуара и специфика инструментальных переложений для домры

По мнению современного московского исследователя К.Б.Шарабидзе, проблема учебного репертуара может быть решена при использовании произведений, отвечающих запросам современного домрового исполнительства и его основным тенденциям — стремлению к академичности, усложнению образно-смысловой и виртуозно-технической сторон репертуара, расширению звуковой, тембрально-штриховой палитры инструмента, введению новых исполнительских приёмов. В репертуаре должны преобладать профессионально адаптированные переложения классической музыки, в том числе сочинений композиторов XVII — XVIII века, а также современные произведения, созданные специально для домры. Под переложением подразумевается преобразование нотного текста музыкального произведения и его адаптация к исполнению на другом инструменте (приспособление фактуры оригинала к техническим возможностям какого-либо другого инструмента).

Получению более разнообразного исполнительского опыта, формированию высокого исполнительского уровня должны служить и межпредметные связи с другими музыкальными дисциплинами (музыкальная литература, история музыки, гармония, анализ музыкальной произведений, ансамбль, концертмейстерский класс, оркестровый класс, и так далее. Должны применяться методические приёмы, основанные на эвристических или частично-поисковых методах — создание переложений, адаптированной исполнительской редакции.

К.Б. Шарабидзе выделяет три этапа исторического развития инструмента:

— до XVI века — это происхождение и закрепление домры в системе русских народных инструментах (праистория)

— XVI-XVII вв. — её бытование, распространение на территории Руси и последующее «исчезновение» из общественного обихода (история)

— рубеж XIX-XX вв. — «возрождение» инструмента (новая история).

Существуют различные версии о происхождении и развитии домры, о её временном исчезновении из массовой практики. Реконструкцией инструмента (1896 г.) занимался выдающийся общественный музыкальным деятель, реформатором русских народных инструментов В.В. Андреев вместе со своим сподвижником Н.П. Фоминым и мастером С.И. Налимовым. Возрождение народных инструментов было обусловлено обращением к народной культуре, национальным истокам, характерной для отечественного искусства конца XIX — начала XX века.

«Вплоть до периода 40-50-х годов XX века домра была востребована в области коллективного музицирования, и трактовалась преимущественно как ансамблевый и оркестровый инструмент. Становлению домры как профессионально-академического инструмента способствовало внедрение класса домры в систему профессионального образования; активная исполнительская деятельность первых концертирующих домристов; появление первого произведения крупной формы, написанного специально для домры («Концерт» Н. Будашкина), положившего начало в создании профессионального концертного репертуара и определившего магистральное направление в домровой музыке» [36, с.82].

В 50-90-е гг. XX века активно развивается сольное домровое исполнительство. Важную роль в этом сыграли исполнители Р. Белова, Т. Вольская, В. Круглова, С. Лукина. Большое значение имели первые профессиональные конкурсы исполнителей на народных инструментах, которые не только выявляли уровень профессионального мастерства исполнителей, но и стимулировали их дальнейший рост. Особую роль сыграло появление в 70-80 гг. первых развернутых методических пособий А. Александрова, Н. Свиридова, В. Чунина.

К написанию сочинений для домры обратились ведущие современные композиторы: М. Броннер, К. Волков, С. Губайдуллина, А. Ларин, Н. Пейко, Е. Подгайц, В. Пожидаев, Т. Сергеева. Их музыка позволила ярче раскрыть выразительные, художественные и технические возможности инструмента и способствовали её развитию как концертного академического инструмента.

В настоящее время «…исполнительство на народных инструментах вышло на новый этап развития, который, наряду с ростом профессионального мастерства исполнителей, усложнением учебно-концертного репертуара, расширением технического арсенала, художественно-выразительных инструментальных возможностей, характеризуется усилением процессов академизации» [36, с.83]. Появляются новые методики, которые трактуют домру как академический, а не народный инструмент.

Однако сложившаяся практика подготовки исполнителей ставит перед педагогом музыкальной школы сложную задачу: подготовить современного музыканта — будущего компетентного специалиста, личность, способную к творческой работе или (как минимум) просто любителя музыки.

Успешное обучение во многом зависит от создания условий для преемственности в музыкальном обучении и воспитании на каждой ступени образовательного процесса (школа, училище, вуз).

Однако, многие педагоги вынуждены в начале очередной ступени обучения восполнять пробелы предшествующего этапа. Одна из проблем этого вопроса — в несоответствии учебных программ для ДМШ-ДШИ, музыкальных колледжей и училищ искусств. В первую очередь, эта несогласованность проявляется в отношении репертуара. Определённое несоответствие наблюдается и в порядке изучения инструктивного материала. Совершенствование учебных программ на всех образовательных уровнях позволяет создать условия для планомерности и ритмичности всего образовательного процесса.

Также сложность создаёт определенная ограниченность учебного материала, где пока не накоплен необходимый высокохудожественный, разнообразный в стилистическом отношении педагогический репертуар, написанный специально для домры, позволяющий решать в его рамках все основные исполнительские задачи, и одновременно отвечающий современным запросам домровой педагогики. Подобная ограниченность репертуара препятствует не только формированию более высокой культуры музыкального мышления домриста, успешному исполнительскому развитию, но и успешному переходу на следующую образовательную ступень.

Теория и методика обучения игре на домре представлена различными пособиями, которые предполагают последовательное изучение, опираются на определенную систему, содержат методические указания. К ним относятся «Школы игры на трехструнной домре» А.Я. Александрова, В.С. Чунина, «Школа игры на домре» В.П. Круглова, «Искусство игры на домре» В.П. Круглова, «Уроки мастерства домриста» С.Ф. Лукина, и первые выпуски «Школы»: Р.В. Белова, С.Ф. Лукина.

Также есть работы, посвящённые развитию техники домриста: изучение гамм и арпеджио, специальных «тренировочных» упражнений, этюдов, освоение определенных исполнительских приёмов и штрихов, выработку некоторых других навыков. К этой группе можно отнести сборники А.Я. Александрова, Р.В. Белова, Е.Т. Климова, В.П. Круглова, В.И. Мироманова, В.С. Чунина.

«Не получили должного освещения вопросы, касающиеся системы освоения исполнительских навыков, планомерного технического воспитания домриста, формирования аппликатурного мышления, принципов подбора учебно-концертного репертуара. Недостаточно разработаны некоторые аспекты исполнительской техники современного домриста — особенности артикуляции на домре, эргономичности игровых движений домриста. До сего времени практически отсутствуют пособия, затрагивающие вопросы создания переложений и проблемы интерпретации популярных музыкальных произведений, входящих в репертуар домриста. Отсутствие необходимого методического обеспечения по этим актуальным вопросам заметно тормозит развитие исполнителей-домристов» [33, с.115].

Существенную роль в обогащении учебно-педагогического репертуара могут сыграть и переложения академической музыки, близкой специфике инструмента и способствующей более полному раскрытию его звукового потенциала. К произведениям, которые наиболее соответствуют выразительным возможностям домры и, благодаря схожему характеру звучания, способствуют техническому и общемузыкальному развитию учащихся, можно отнести клавесинные сочинения композиторов конца XVII-XVIII веков (Ф. Куперена, Л. Дакена, Ж.Ф. Рамо, Д. Скарлатти).

«Решение звуковых задач, возникающих при исполнении этих пьес, требует применения разнообразного туше и дифференцированного подхода к звукоизвлечению. Выработка оптимальных приёмов и штрихов, для воссоздания необходимого звука, способствует расширению штриховой палитры исполнителя-домриста. Отмечается, что, несмотря на перечисленный ряд столь значимых качеств, пьесы клавесинистов довольно редко включаются в репертуар домристов. Между тем, миниатюрность форм, характерная для музыки композиторов XVIII века, позволяет вводить эти пьесы в учебные планы разных ступеней образования» [33, с.117].

Ансамблевое музицирование в обучении может не только способствовать исполнительскому росту учащихся, но и открыть широкие возможности как для обогащения репертуара домриста различными художественными стилями, так и для совершенствования специальных навыков, приобретения концертного опыта, развития таких личностно-профессиональных качеств, самостоятельности и творческая активности.

Комплексная методическая работа преподавателя должна быть направлена на профессиональный рост исполнителей-домристов и по возможности содействовать дальнейшему прогрессу домрового исполнительства и педагогики.

Cегодня у нас уже есть определенный оригинальный репертуар для домры, в котором огромная часть — это произведения Александра Андреевича Цыганкова — современного домриста, Народного артиста России, профессора РАМ им. Гнесиных. В своём интервью А.Цыганков так говорит о репертуаре и домровой музыке: «Во-первых, тогда уже были сборники Виктора Семеновича Чунина… К примеру, я играл в концертах «Вальс-скерцо» Чайковского в собственном переложении, а там двойные ноты терциями идут — я, конечно, «химичил», вторую терцию не играл. Играть двойные ноты меня уже позже научил мой педагог в институте Гнесиных, Рудольф Васильевич Белов. Он просто показал, что можно играть разными парами пальцев, используя мизинец. Во время учебы в школе педагоги у меня менялись со страшной скоростью. Все время мне меняли постановку, и это несколько осложняло обучение. К тому же, я довольно много участвовал в конкурсах, что не позволяло сконцентрироваться на чисто постановочных вопросах… Даже по моим детским впечатлениям, не всегда домра звучала, как мне хотелось бы, как я чувствовал. У меня уже тогда было собственное представление, как должна звучать домра» [3].

А. Цыганков про отношение к тембру, звуку:

«Профессор Рудольф Васильевич Белов в молодости играл потрясающе, блистательно. Я у него очень много взял с точки зрения звукоизвлечения. Рудольф Васильевич хорошо объяснял, как нужно работать над привлечением веса не только кисти правой руки, но и, когда нужен плотный звук, использовать вес всего предплечья. Чтобы домра звучала мощно, нужно подключать весь ресурс руки, должна быть «весовая» нагрузка на инструмент. До этого я играл только кистью, пальцы правой руки были не собраны. Но благодаря этому у меня присутствовала легкая виртуозная беглость, я использовал очень легкое кистевое движение, которое досталось мне в наследство от игры на мандолине…» [3].

«Я чувствовал также и моменты, связанные с нехваткой яркости и мощности звука при кистевом движении. Очень много тогда занимался и гаммами, и упражнениями Шрадика» [3].

«Сейчас, как педагог, я стою на той позиции, что надо уметь переключаться то на кисть, то на предплечье, в зависимости от художественных и технических задач исполнителя. Сейчас я учу этому своих студентов. Вот это главное, на мой взгляд — уметь подключать разные ресурсы. В этом суть исполнительской техники» [3].

В среде домристов известно пособие авторов Т.Вольской, И.Гареевой «Технология исполнения красочных приемов игры на домре». Это пособие посвящено технологии исполнения на домре. Например флажолетов, пиццикато, вибрато, глиссандо, эффектов тембра, шумовых эффектов.

Важную роль в развитии учащегося играет репертуар. Примерный его перечень указан в учебной программе, утверждённой министерством культуры Республики Беларусь: «Домра. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений детских школ искусств» Минск, 2010. Авторы программы — Осмоловская Г.В., Новикова Л.Б., Меркулова-Наливайко Н.В.

За время обучения в музыкальной школе учащийся приобретает определённый объём навыков игры на инструменте, умение самостоятельно разучивать и исполнять произведения, читать ноты с листа, играть в ансамбле или оркестре. Важно также, что изучается (содержание обучения) и как изучается (методика преподавания).

При выборе репертуара для учащегося необходимо руководствоваться не только учебной программой, но и учитывать индивидуальные особенности ученика: психофизические и музыкальные способности, интеллектуальный уровень, трудолюбие. В процессе работы нельзя делать акцент на эксплуатацию лучших, сильнейших сторон ученика. Напротив, необходимо уделить внимание искоренению недостатков, выявлению и развитию слабых сторон его способностей.

Развитие исполнительской техники осуществляется с помощью гамм, арпеджио, упражнений, специальной работы над освоением приёмов игры на домре. К пятому классу музыкальной школы ученик должен уметь играть кантилену ровным глубоким тремоло, исполнять штрих legato переменными ударами. Необходимо также знать различные виды орнаментики: мордент, форшлаг, группетто. По требованиям программы необходимы свободное владение штрихами non legato, legato, staccato с различных сочетаниях, игра виртуозных пассажей, техника скачков. Желательно к этому времени освоить и сонорные приёмы: игру на приглушённых струнах, игру за порожком.

В процессе обучения педагог знакомит своих учащихся с музыкой разных стилей и эпох. Ноктюрны являются ярким образцом романтической музыки и как нельзя лучше подходят для работы с кантиленой.

2.2 Ноктюрны композиторов-романтиков в переложении для домры: музыковедческий и исполнительский анализ

Жанр ноктюрна прошёл долгий путь эволюции и своего расцвета достиг в творчестве европейских композиторов эпохи романтизма — Ф.Шуберта, Дж. Фильда, Ф. Мендельсона, Р. Шумана и, конечно Ф.Шопена. Изысканные миниатюры, написанные преимущественно для фортепиано, прочно вошли в репертуар не только пианистов, но и исполнителей на других инструментах. В том числе существуют переложения ноктюрнов для домры.

Для детального анализа представляем ноктюрн Дж. Фильда B-dur, переложение для домры В. Болдырева. Произведение в предложенном переложении является универсальным, так как может исполнятся одним исполнителем (соло двойными и тройными нотами) либо ансамблем (например, дуэтом).

Всё зависит от того, какой уровень сложности освоили ученики-домристы.

Ноктюрн написан в форме двойного (сложного) периода. Ниже приводим подробную форму-схему этого произведения (См. Приложение 1), комментарии к схеме и разбор выразительных средств музыки.

Ноктюрн Дж. Фильда B-dur написан в форме двойного (сложного) периода. Каждый из разделов — также период. Двойной период отличается от повторенного (или варьированно повторенного) периода тем, что при простом повторении заключительный каданс остается тем же самым, хотя могут быть небольшие изменения в фактуре, а в двойном периоде меняется заключительный каданс.

Форма ноктюрна состоит из 4-х простых предложений, объединяемых попарно в два сложных предложения, которые заканчиваются кадансом в главное тональности — си бемоль мажор. Первое пледложение первого и второго периода основаны на одном музыкальном материале с незначительными изменениями, структура сохранена. Во втором предложении (4-ая фраза) — также одинаковый музыкальный материал с небольшими изменениями.

Первый период состоит из двух предложений (8 + 14), каждое из которых делится на две фразы. Первое предложение состоит из двух фраз 4 + 4, второе предложение 4 + 10, с дополнением на органном пункте тоники (18 22 такты).

Это период повторного строения, так как первое и второе предложение имеют сходное начало (А).

Внутри периода есть отклонения в родственные тональности — в ре минор (тональность III ступени) и в фа мажор (тональность доминанты).

Начинается и заканчивается первый период в главной тональности — си бемоль мажоре — поэтому является однотональным.

Второй период также состоит из двух предложений (8 + 13), каждое из которых делится на две фразы. Первое предложение состоит из двух фраз 4 + 4, второе предложение 4 + 9, с дополнением на органном пункте тоники. Главное отличие от первого периода — материал второго предложения, который звучит в до миноре. Это новый материал, хоть и по интонационным и ритмическим признакам является близким основной теме. Внутри периода есть отклонения в родственные тональности — в фа мажор (тональность доминанты) и в до минор (тональность II ступени).

Начинается и заканчивается второй период в основной тональности — си бемоль мажоре — поэтому как и первый период является однотональным.

Итоговое определение формы — сложный (двойной) период, где каждая часть самостоятельный период, однотональный, неквадратный, с дополнением на органном пункте тоники.

Выразительные средства:

Мелодия звучит у солирующего инструмента (домры).

Она наполнена опеваниями, проходящими звуками, хроматизмами (чаще всего — вторая повышенная, четвёртая повышенная ступень, шестая гармоническая в мажоре).

Общее движение мелодии — волнообразное, поступенное движение чередуется со скачками (от терции до сексты).

Каждое повторение мелодии не является дословным, каждый раз композитор привносит в мелодию новые импровизационные элементы, украшающие её в стиле романтической музыки. Например: 4 и 12-й такты, 7 и 28-й такты.

В переложении В.Болдырева мелодия домры звучит сначала двухголосно. Преобладают консонирующие интервалы. Есть терции, сексты, реже — кварты, секунды. В 13 — 17 и 31 — 33 тактах звучат трёхголосные аккорды. Это аккордовое звучание поддерживается динамикой forte.

Очень подробно выписана динамика, она подвижная, гибкая, следует за малейшими изменениями в каждой фразе. В целом динамика варьируется от пиано до форте и сфорцандо, передавая различные оттенки чувств.

Гармония, лад, тональность. Гармония выдержана в классическом стиле. Основная тональность — си бемоль мажор — преобладает на протяжении всей пьесы, иногда используется гармонический мажор (3, 11, 25, 35 такты).

Есть отклонения в тональности первой степени родства: в первом периоде — в ре минор (тональность третьей ступени) и фа мажор (тональность доминанты), во втором периоде — в фа мажор и до минор (тональность второй ступени).

Первые четыре такты выдержаны на тоническом органном пункте (повторяется звук си-бемоль в басу на сильную долю каждого такта).

На фоне этой тоники звучат различные аккорды, в том числе альтерированные: II7 #1,3 (звучность уменьшённого септаккорда) в первом такте, II7 гармонический в третьем такте. Обновление гармонии с 5-го такта отмечено идущими подряд двумя отклонениями в ре минор и фа мажор. Следующий раздел (9 такт) снова звучит в главной тональности и на тоническом органном пункте (9 — 12 такты).

Органный пункт снова встречается в дополнении к каждому из периодов формы: 18 — 22 и 38 — 42 такты, причём здесь звучит органный пункт тонической квинты, иногда с октавным удвоением.

Ноктюрн Филда написан в размере 12/8, который не меняется на протяжении всего произведения.

Фактура гомофонно-гармоническая. У солирующего инструмента звучит мелодия, партия фортепиано разделена на два пласта — бас и фигурации разложенных аккордов. В басовом голосе преобладают крупные длительности — целая с точкой, половинная с точкой. Средний голос звучит равномерной пульсацией восьмых, с паузой на сильную долю, которая заполняется басом. Наибольшим ритмическим разнообразием отличается мелодия. В ней сочетаются различные ритмические фигуры, самые мелкие — шестнадцатые, которые придают музыке лёгкость, полётность и романтическую утончённость.

Штрихи разнообразны. Есть non legato (в басу), legato (в средних голосах и в мелодии), staccato (эпизодически).

Среди исполнительских приёмов домры автор переложения чаще всего использует тремоло и вибрато, наиболее соответствующих характеру музыки.

Общий темп произведения — Andantino (темп, более оживленный, чем andante).

Есть замедления, обозначенные как ritenuto (8, 41 такт), poco ritenuto (30 такт) и обозначения a tempo (9, 31-й такты) — возвращение к первоначальному темпу.

Все вышеперечисленные особенности выразительных средств музыки направлены на создание романтического образа. Это и свето-тени альтерированных аккордов на фоне тонического органного пункта, и рельефная подвижная мелодия, гибкая динамика, плавный, словно покачивающийся метр, разнообразие штрихов и ритмических рисунков. Как отмечал композитор Ференц Лист, это одно из произведений, которые никогда не потеряют свою свежесть и актуальность. Оригинальна даже форма произведения, которая рождается из импровизационно-фантазийного материала музыки. Это не типичная для классиков, но вполне подходящая для романтического высказывания лирических настроений форма сложного (двойного) периода. Ведь, как известно, именно в эпоху романтизма композиторы стали освобождаться из рамок устоявшихся классических форм, чему способствовал идейный замысел либо образность самих произведений.

Ф. Шопен — Ноктюрн cis-moll.

Ноктюрн Ф.Шопена cis-moll написан в простой трёхчастной форме контрастного типа. (См. приложение 1).

Первая часть — период 4 + 8 + 8 (или 12 + 8).

Он открывается небольшим 4-тактовым вступлением и состоит из двух предложений. Период повторного строения, неквадратный (за счёт вступления, которое включено в первое предложение периода), однотональный (в тональности до-диез минор).

Вторая часть — контрастный раздел более свободного построения, состоит из предложения 12 тактов, которое начинается в мажорной тональности (A-dur — fis-moll — cis-moll) и предыкта 14 тактов с доминантовым органным пунктом (повторяющийся звук gis — доминанта к cis-moll).

Третья часть — динамическая реприза — построен на теме первой части. По форме это период неквадратный (8 + 7), неповторный, однотональный (cis-moll).

Второе предложение насыщено романтическими пассажами в высоком регистре.

Выразительные средства:

Мелодия искусная, с многочисленными украшениями, форшлагами, трелями и пассажами, летящая, романтическая. Ритмически разнообразна, чередуются крупные длительности (половинные) с мелкими в пассажных взлётах.

Гармония, лад, тональность. Ноктюрн написан в до-диез миноре, преобладает гармонический минор. В средней части — отклонения в родственные тональности: ля мажор (тональность VI ступени), фа-диез минор (тональность субдоминанты).

В гармонии есть оргенные пункты тоники (первые предложения I и III частей) и доминанты (предыкт во второй части произведения).

В гармонии кроме трезвучий и септаккордов встречаются альтерированные аккорды с IVповышенной, II пониженной ступенями.

Размер 4/4, темп спокойный, неторопливый.

Фактура в основном гомофонно-гармоническая (кроме аккордового вступления).

Она делится на несколько пластов: мелодия — у солирующего инструмента, басовая линия половинными длительностями в густом низком регистре и средний пласт — разложенные аккорды, звучащие восьмыми длительностями с паузами на сильную и относительно сильную доли.

Ф. Лист говорил о композиторе, что, будучи в творчестве романтиком, Ф. Шопен нёс знамя свободолюбия В. Моцарта. Именно с фортепиано связано самое неповторимое в его музыке: утонченность, трепетность, певучесть. В фортепианном творчество Ф. Шопена прослеживаются важнейшие тенденции такого направления как музыкальный романтизм. Он занимается не только произведениями крупной формы, но и миниатюрами. Жанр прелюдии возрождается композитором на романтической основе. Шопен опоэтизировал танцевальные направления — вальс, полонез, мазурку. Совершенной классической формой обладают его ноктюрны и концертные этюды.

Исполнительский анализ.

Исполнение начала пьесы требует самой глубокой сосредоточенности. Прежде чем «произнести» первый звук, надо услышать музыку внутренним слухом, ясно ощущая пульсацию. Домрист не только сам должен сосредоточенно вслушаться, но и почувствовать эту музыку с концертмейстером. Только после того как появился такой контакт можно начинать исполнение. Очень важно, чтобы ауфтакт к началу пьесы точно соответствовал характеру и темпу.

Узкотехнические сложности исполнения Жд. Фильд Ноктюрн:

Игра двойными и тройными нотами на legato. Проблема связи часто сводится к вопросу, как скрыть расчленения от связи, сохранив ощущение мелодического единства. Вибрато так же представляет содой техническую сложность, требующую особого внимания. Этот прием отличается красотой и выразительностью, потому часто используется тогда, когда нужно подчеркнуть певучесть мелодии. Крупные длительности должны появляться синхронно с партией фортепиано, а не между ними, как это часто бывает. Слуховой контроль может «спасти» исполнителя и от пестроты звука, «рваной» динамики, резких « выкриков» и перепадов звучания.

Узкотехнические сложности исполнения Ф. Шопен Ноктюрн:

Значительную трудность представляют трели и форшлаги. Трели играются как современные (т. е. с основной ноты) и не ритмизуется. Что касается форшлагов, они укорачивают длительность ноты, в которую разрешается, и, кроме того, не включается в основной ритм мелодии, а находится как бы между счётами ритма и исполняется очень быстро. Скрипичные лиги, выставленные в тексте, не всегда обозначают связность исполнения. Часто это лиги смычковые, показывающие, какое количество нот играется на один смычок. Сложные ритмические организации. Иррациональным, сложным, нестандартным называют такой ритм исполнения, при котором в такт входит больше единиц счета (сильных долей), чем в стандартный размер. Это станет возможным, если увеличить скорость счета на заданный коэффициент.

Общие вопросы исполнения.

При исполнении музыкального произведения все богатство осмысленных интонаций требует соответствующих инструментальной реализации. Чтобы раскрыть определенное музыкальное содержание, необходимо владеть комплексом выразительных средств исполнения.

Тембр. Основной закон тембровой логики гласит: единую музыкальную мысль предпочтительнее окрасить единым тембром. Это возможно далеко не всегда. Причина часто кроется в избытке переходов, неизбежных при сохранении тембра одной струны.

Артикуляция. Наиболее сильное артикуляционное средство, находящееся в ведении левой руки, — певучий переход портаменто. В художественном плане портаменто выполняет двойную роль: с одной стороны объединяет соседние звуки, с другой — привлекает особое внимание к звуку, к которому подводит.

Агогика. Произведения насыщенны агогическими отклонениями. Под агогикой подразумеваются постепенные изменения темпа, которые, так же как и изменения динамики, служат средством выразительности исполнения. Следует сразу сказать, что агогика по сравнению с динамикой средство более тонкое, не столь явное и броское, и требует особо развитого художественного вкуса, ощущения стиля, исполнительского опыта.

Динамика. Максимальная активность слуха требуется в работе над выравниванием звукового баланса. Как правило, p у пианиста и р у домриста — звучности очень разного динамического уровня. Домрист обычно вынужден несколько «приподнимать» свое р, чтобы верхний голос был хорошо слышен. Надо постоянно следить, чтобы при crescendo каждый последующий звук был чуть-чуть громче предыдущего, а при diminuendo-наоборот.

На заключительном этапе работы над произведением особое внимание надо уделить углубленному проникновению в содержание и выполнению авторского замысла. Это мобилизует слух и творческую инициативу, дает возможность создать свою собственную трактовку на основе приобретенных знаний. Ведь творчество композитора по своей природе обращено к нашей интеллектуальной среде. Для этого необходимо внимательно вслушаться в музыку. Чтобы добиться наиболее глубокого проникновения в авторский замысел, убедительного исполнения произведения, надо устранить все технические неполадки и художественные сомнения. Уверенность исполнения приобретается практикой.

Выводы

Вторая глава посвящена вопросам специфики переложений музыки XIX — XX веков для домры. Сюда вошли вопросы и проблематика репертуара современного домриста; практические рекомендации домриста А. А. Цыганкова и его размышления о репертуаре, исполнительской технике домристов; дан детальный музыковедческий и исполнительский анализ двух ноктюрнов (переложения для домры).

Репертуар должен способствовать расширению знаний и дальнейшему развитию навыков игры на инструменте. Продуманный и умело подобранный музыкальный материал может стать мощным средством для воспитания эстетического вкуса и развития исполнительского аппарата ученика. В индивидуальном плане должны быть произведения разных стилей, жанров и форм.

Необходимо отметить, что вопросы репертуара тесно связаны со спецификой переложений для домры. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день, поскольку исполнителям необходим качественный музыкальный материал, как для учебных целей, так и для концертных выступлений. Классическая и романтическая музыка является основой педагогического репертуара всех инструменталистов. Это связано не только с ознакомительными целями и необходимостью проникнуться музыкой разных эпох, но и с острой необходимостью пополнять и обогащать репертуар новыми произведениями. Это могут быть не только произведения современных авторов, но и качественные переложения уже известной нам музыки для солистов или ансамблей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрели терминологию жанра «ноктюрн», существовавшую в разные временные периоды. В разные этапы этот жанр был представлен то оркестровой, то ансамблевой, то чисто фортепианной музыкой. В настоящее время жанр ноктюрна больше связывают с лирическим характером «ночной музыки». Также мы отметили исторические этапы развития жанра ноктюрна. Общей чертой всех ноктюрнов является прежде всего характер музыки, образно-эмоциональный строй. Если говорить о фортепианных ноктюрнах, то это преимущественно миниатюрные произведения, иногда программные. Им свойственны неторопливый темп, гомофонно-гармоническая фактура с разложенными аккордами и мелодией в верхнем регистре. Именно такая многослойная фактура делает ноктюрны наиболее удобными для домровых переложений.

Вторая глава раскрывает специфику бытования европейской музыки XIX века в репертуаре современных исполнителей-домристов.

Переложения классики при всей их значимости в педагогическом процессе все же рассчитаны на специфику других инструментов. Лишь некоторые из них могут передать наиболее точно композиторский замысел в звучании на домре. Препятствием, как уже говорилось, становится и нехватка диапазона, и отсутствие некоторых характерных приемов игры. Это дает право «академистам» утверждать, что на домре классику играть нельзя вообще, мотивируя это несовершенством инструмента. Конечно, это не совсем так. Но во многом академисты правы — зачем обнажать несовершенства инструмента, конкурируя со скрипкой в ее родном репертуаре, когда мы, домристы, можем раскрыть лучшие его стороны, играя написанные специально для домры сочинения. Другое дело, что нашему оригинальному репертуару необходимо пополнение.

К концу XX столетия, большинство лучших образцов русской песни уже обработано и переработано не раз. Прекрасно, что таким образом нам удается сохранить нашу богатую песенную культуру прошлого. Но бесконечно питаться только из этого источника невозможно.

Ведь русская песня с давних времен существовала прежде всего в быту простых русских людей, была связана с трудовой деятельностью, т.е. повседневно сопровождала жизнь народа.

Известны песни календарные земледельческие (приуроченные к определенному виду полевых работ), обрядовые (колядки, масленичные), лирические протяжные (плачи, причитания).

Начиная с XVIII века, русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта. В городах возникают жанры городской песни, романса, баллады. По замечанию критика Б. Асафьева, «песенностью пронизаны и композиторские опыты русских музыкантов». Постепенно в жизнь городов входят все более новые формы быта, сопровождаемые звучанием уже профессиональной музыки.

Самое мощное и неоднозначное событие XX века уже мирового масштаба — появление средств массовой информации, играющих важную роль теперь в жизни каждого цивилизованного человека, и как следствие — столь же неоднозначное явление массовой культуры. Массовая культура навязывает людям псевдоискусство, которое, к сожалению, или примитивизирует, упрощает и подчиняет власти духовные запросы людей, или попросту их не удовлетворяет. Современная поп-культура отрывает людей от их исконных корней.

Современное концертное исполнительство, с его более сложным репертуаром, возросшими скоростными темповыми «режимами», требует от домриста яркого масштабного звучания, исполнительской культуры, тембрового и штрихового разнообразия, которого трудно достичь без пересмотра существующих технологий и внедрения методически выверенной системы технического воспитания.

Знание основ, связанных с посадкой, постановкой рук и применение их на практике позволяют исполнителю выйти на более высокий уровень владения инструментом. Интонирование музыкальных построений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение артикуляцией — вот вопросы, требующие особого внимания. Им должны быть подчинены моторика аппарата и все приобретённые двигательные навыки. Воспитание чувства стиля и меры зависит от уровня развития музыкальной культуры исполнителя, его темперамента, которые начинают формироваться с первых лет обучения. Грамотное и содержательное исполнение предполагает достаточно подробный предварительный анализ произведения: определение синтаксиса построений, место кульминационных точек, главного и второстепенного в музыкальной ткани (сольные голоса и голоса аккомпанемента).

При этом необходимо помнить об индивидуальных особенностях каждого ученика.

Другим важным условием для оптимизации процесса обучения игре на домре является решение проблемы репертуара. Одно из главных условий методики обучения профессии музыканта — это репертуар, составленный из классической литературы, но в таких транскрипциях, которые не искажают оригинального произведения.

Для преодоления ограниченности учебного репертуара, его несоответствия запросам современного исполнительства эффективным решением может явиться использование произведений, специально адаптированных в этих целях.

Во всех статьях, напечатанных о Фильде на русском языке, говорится о его педагогическом значении для России, об основанной им школе, из которой вышло много хороших учителей и пианистов, о выработке им метода преподавания, который преобразовал существовавшие до тех пор понятия об игре. Метод преподавания Фильда, к сожалению, не сохранился, и известно только то, что он обращал особенное внимание на спокойное держание рук и на развитие певучей, сочной, выразительной и беглой игры, в отличие от распространенной в те времена сухой, жесткой и холодной игры.

Произведения композиторов-романтиков как нельзя лучше отвечают всем музыкальным и эстетическим требованиям репертуара школьника и учащегося музыкального училища. Они должны стать базой, фундаментом репертуара юных музыкантов наряду с народными произведениями и музыкой современных авторов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/muzyikalnogo-noktyurna-kak-yuridicheskiy-fakt-eto/

1.Александров, А.Я.. Школа игры на трехструнной домре. — М.: Музыка, 1979. — 172 с.

2.Будашкин, Н.П. Народные музыкальные инструменты. — М., 1961.

.Бэлза, И. Забытые польские музыканты. — М.: Издат. Академии наук СССР, 1963. — 140, c.

.Бэлза, И. Из истории русско-польских музыкальны связей. — М.: Гос. Муз. Издат., 1955. — 61 с.

.Бэлза, И. История польской музыкальной культуры. — М. : Музыка, 1972. — 233 с.

.Бэлза, И. Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры . — М. : Музыка, 1988.-254 с.

.Васильев, Ю.А., Широков, А.С. Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Советский композитор, 1986. — 88 с.

.Васильева-Южина, И.Н. Джон Фильд «Русский ирландец». — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М.И. Рудомино, 2009. — 128 с.

.Вольская, Т.И., Гареева, И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. — Екатеринбург, 1995. — 50 с.

.Вольская, Т.И., Уляшкин, М.И. Школа мастерства домриста. — Екатеринбург: Диамант, 1995. — 161 с.

.Гуменюк А. Украинские народные музыкальные инструменты, инструментальные ансамбли и оркестры. — Киев, 1967.

.Информационный сайт о современном домровом искусстве [Электронный ресурс]. — 2014. — 15 декабря. — Режим доступа: http: // domrist.ru. — Дата доступа: 15.12.2014

.Концертные миниатюры для скрипки и фортепиано. / Сост. и ред. Б.Гольдштейн. — Партитура и голоса. — М.: Музыка, 1968. 40с.

.Круглов, В. Искусство игры на домре. — М.: classon.ru

.Лапченко, В. П. Методика початкового навчання гри в оркестрі народних інструментів. — Киев.: Муз. Украина, 1985. — 64 с.

.Лысенко, Н., Михеев, Б. Школа игры на 4-струнной домре. — Киев, 1989.

.Николаев, А. Джон Фильд, — М., 1979. — 128 с.

.Никольская, И. От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого: Очерки развития симфонической музыки в Польше XX века. — М. : Сов. Композитор, 1990. — 332 с.

.Ноты для домры и ансамблей [Электронный ресурс]. — 2014. — 15 декабря. Режим доступа: #»justify»>.Осмоловская, Г.В., Новикова, Л.В., Меркулова-Наливайко, Н.В. Домра. Программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. — Минск, 2010. — 41 с.

.Панкевич, Г. И. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987. — 112 с.

.Панкратова, В. Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд).

— М., 1962. — 72 с.

.Пересада, А. И. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. — М.: Сов. композитор, 1985.

.Розанов, В. Инструментоведение. — М.: Сов. композитор, 1974.

.Фомин, В. Старейший русский симфонический оркестр / В. Фомин. — Л.: Музыка, 1982.

.Шарабидзе К.Б. К проблеме обучения игре на домре на современном этапе // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — Нижний Новгород, 2011. С.81-83

.Шарабидзе К.Б. Современное образование и актуальные проблемы подготовки исполнителей на народных инструментах // Дискуссия. — Екатеринбург, 2011. С.115-118

.Шарабидзе К.Б. О некоторых особенностях подбора репертуара в обучении игре на домре // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе: Тезисы Второй межвузовской научно-практической конференции. — М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2009. С.39-42

.Шарабидзе К.Б. Ансамблевое музицирование и его роль в воспитании домриста // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе: Материалы Третьей межвузовской научно-практической конференции. — М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2010. С.52-59

.Шарабидзе К.Б. Роль переложения в домровом исполнительстве и педагогике // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы VII Международной научно-практической конференции. — Тамбов: ТГМПИ, 2010. С.81-84

.Шопен, каким мы его слышим / Под ред. Хентовой С.М. — М.: Музыка, 1970.

.Шопен, Ф. Ноктюрн до диез минор. Переложение для скрипки и фортепиано / Ред. Т. Ямпольский. — Партитура и голоса. — М.: Музыка, 1968. 10 с.

.Шопен, Ф. Ноктюрн ре мажор соч. 27 №2. Переложение для скрипки и фортепиано / Ред. Т. Ямпольский. — М.: Музыка, 1980. — 11 с.

.Шуберт, Ф. Пьесы. Переложение для скрипки и фортепиано / Ред. В.Дьяченко. — Партитура и голоса. — М.: Музыка, 1977. — 26 с.

.Энтелис, Л. Встречи с современной польской музыкой. — Ленинград: Музыка, 1978. -140 с.

.Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 151-152.

.Энциклопедический словарь. Современная версия / Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. — М.: Эксмо, 2006. — С. 429-430.

Приложение 1

Форма-схема произведений

Дж. Филд. Ноктюрн B-dur

Тональный планB d F BBB Fc BБуквенное обозначениеА а + bA1 a1 + cА а2 + b1D d + c2Масштабы8т. 4 + 414т. 4 + 108т. 4 + 413т. 4 + 9СтруктураПервый период I предл. + II предл. 1фраза+2фр.+ 3 фр.+ 4 фр.Второй период I предл. + II предл. 1фраза+2фр.+ 3 фр.+ 4 фр.Функциональный рядПериод 8+14 Повторного строения, неквадратный с дополнением, однотональныйПериод 8+13 Неповторного строения, неквадратный с дополнением, однотональныйИтоговое определениеСложный (двойной) период, где каждая часть — период из двух предложений

Ф.Шопен. Ноктюрн cis-moll

Тональный планcisA — fis — ciscisБуквенное обозначениеA a + a1B b + cA2 a2 + a3Масштабы20 т. 12 + 8 4+8 + 826 т. 12 + 1415 т. 8 + 7СтруктураПериод Вст.+1 пред.+2 пред.Средний раздел Предлож.+ предыктПериод 1 предл.+2 предл.Функциональный рядI часть Период неквадратный, повторный, однотональныйII часть Средний раздел — предложение и доминантовый предыктIII часть Реприза Период неквадратный, неповторный, однотональныйИтоговое определениеПростая 3-частная форма контрастного типа