Современный урок музыки

Курсовая работа

С древних времен музыка в жизни человечества играла особую роль.

Ей придавали огромную значимость в деле воспитания детей в Античности,

причем использовали только те мелодии, которые положительно влияли на

развитие эмоциональной сферы и художественного вкуса человека. О том,

что музыкальное искусство открывает путь к познанию окружающего мира,

говорили Пифагор, Аристотель, Платон. Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мышления. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Древние китайцы считали музыку формулой мира, в европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук. Музыку человечество считало частью мышления и в некоторой степени его источником. Музыка и мысль неразделимы: вторая явилась из первой, и нет ничего правильней, чем, развивая умственные способности школьника, обратиться к музыкальным истокам. ХХ век — время, когда технологии изменили мир. Музыка как неотъемлемая часть человеческой жизни также претерпела глобальные изменения. Композиторы опрокинули многие музыкальные правила прошлого и нашли новые, смелые темы и новые способы их выражения.

Актуальность:

Музыка считается одним из мощных средств воздействия на развитие интеллекта школьника. Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Тема работы предполагает формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности творческую фантазию и инициативу в процессе импровизации, способность оценивания содержания музыкальных произведений, уметь слушать музыку и размышлять о ней, брать ответственность за себя и других в коллективной работе, уметь ориентироваться в информационном материале, уметь слушать собеседников и вступать в диалог.

Главная задача музыкальной педагогики 20 века состояла в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у подростков высокой музыкальной культуры. Сформировать высокую музыкальную культуру означает, воспитать музыкальный вкус, способность к эстетической оценке музыкальных ценностей, дать учащимся знания музыкально-теоретического и эстетического характера, научить их самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, сформировать у учащихся навыки к активно-творческой деятельности.

11 стр., 5381 слов

Значение музыки в воспитании детей

... музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка ... Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» (П. Халабузарь). Благодаря непосредственному комплексному воздействию на человека, особенно в подростковом возрасте, музыка в ... личности, умеющей адаптироваться в меняющихся социальных условиях, способной к осознанию ценностных ориентаций. В связи ...

Цель творческой работы:, Для достижения цели есть ряд задач:

1 ) рассмотреть и выявить особенности музыкальных жанров;

2) установить как музыка привлекает учащихся 21-го века;

3) расширить представления о значении симфонической, духовной и эстрадной музыки в современном обществе

систематизировать знания учащихся.

5) развивать образное мышление, эмоциональную отзывчивость на музыку, творческие, вокальные способности;

6) воспитывать культуру слушания музыки в учащихся.

Список используемой литературы:

1.Самбурская А.А. Музыка интеллекта [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL :

2.Тараева Г

3. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

общей ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО Фирма

5. Л. Тарасов – «Музыка в семье муз»

6. С. А. Казанцева – «Культурология»

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

1.1. Влияние музыки на познавательные процессы и развитие интеллектуальных способностей.

В чем сила музыки и ее воздействия на личность? Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос. Почему музыка волнует и трогает? Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения? Почему именно с музыкой связывает современный школьник свои представления о прекрасном, когда, желая выразить высшую прелесть мира, он говорит: «музыка природы», «музыка души»?

Учитель музыки должен позаботиться о том, чтобы данный вид искусства предстал перед учеником как «…особый внутренний свет, чистый и незамутненный, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности», чтобы подросток смог получить полноценное впечатление от восприятия музыкальных произведений.

Вопреки расхожему и весьма сомнительному мнению, что современные подростки, живущие и развивающиеся сообразно времени исследователи А.В. Мошкин и В.Н. Руденко в книге «Дети смуты» (Екатеринбург, 1993), а также М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова и Ю.Д. Чертков в исследовании под названием «Из жизни людей школьного возраста. Дети в изменяющемся мире» (М., 2001) приводят конкретные данные, полученные в 1992, 1995 и 1998 гг., о том, что «…ученики средних классов общеобразовательной школы включают слушание музыки, ее изучение, получение дополнительных знаний о ней в число своих «заветных», «волшебных» желаний».

13 стр., 6087 слов

Роль музыкального искусства в развитии детей

... музыкальному образованию. Считалось, что: 1. По значимости и роли искусства в воспитании человека музыка как ... музыкального искусства в развитии детей. ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ, СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Образовательная область «Искусство» ... музыкальных предпочтений, интересов, потребностей учащихся, их отношения к музыке. Только при этом условии процесс музыкального ...

Авторы исследования «Из жизни людей школьного возраста» на основании своих многолетних наблюдений полагают, что музыка погружает современного подростка в мир волшебной сказки, снимает все ограничения, порождает полет фантазии; с помощью музыки человек тринадцати- или четырнадцатилетнего возраста может выразить свои самые сокровенные желания и даже те, которые невыполнимы в реальной жизни.

Музыка стимулирует воображение слушателей и способствует их творческому развитию мышления

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Очевидно, что музыкальная культура подростков зависит не только от качества произведений, но и от интенсивности общения с ними; а также от индивидуальных особенностей учащихся. Конечно, самое существенное в приведенном выше положении заключается в том, что культура личности как некое новое качественное образование в результате накопления социально-художественного опыта формируется в зависимости от интенсивности общения с качественными художественными, в том числе и музыкальными, произведениями.

1.2. Многожанровость музыкальной культуры в рамках уроков музыки

Актуальная и ныне: «… ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры».

Д.Б. Кабалевским

Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении придавая музыкально — эстетическому развитию школьников образовательную широту и идейность. При всем ее разнообразии система эстетического образования сводится к нескольким основным направлениям актуальным именно в музыкальном образовании:

  • расширение музыкального кругозора;

  • воспитание мировоззрения и моральных качеств;

  • воспитание интереса к творческому труду и умению работать;

  • воспитание открытости, правдивости и приветливости;

  • воспитание культуры речи.

Особое место в мире музыкального развития отводится симфонической музыке — одной из основных, важнейших областей музыкального творчества. Симфонизм подразумевает философскую значительность замысла, широту и многосторонность его воплощения, внутреннюю цельность и единство развития, глубину идейного содержания произведения.

21 стр., 10304 слов

Рок-музыка и молодёжная культура

... европейской музыкальной культурой, электронной музыкой, современной симфонией и джазом и т.д.). Рок осознается как элитарная музыка и элитарная культура; в ... рок-музыки как культурного феномена; на основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, ... то позднее это стало обозначать практически стиль жизни. Возникшее к концу 1960х музыкальное течение объединило ...

Приложение1

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, сочиненных для кино. Если симфоническая музыка Г.Свиридова воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, раскрывает мир человеческих чувств, романтику и лирику, то Ленинградская симфония №7 Д.Д.Шостаковича великого русского композитора подчеркивает мужество и героизм, силу воли и русского духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Мир музыкальных образов раскрывают два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева . У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому. Это имя и сейчас произносят современные учащиеся с особой гордостью и почтением. Изучение творчества С. Рахманинова и С. Прокофьева в школе является неотъемлемой частью школьной программы по музыке. Язык Рахманинова совсем не прост, поэтому главная задача учителя-помочь ребенку в ее восприятии, давать больше комментариев, связывая, в первую очередь, их с сильной, глубокой личностью композитора, его образом жизни, который был столь далек от желаемого…

В «увертюре» И.Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта», учащиеся сразу слышат торжественные интригующие фанфары ощущения предстоящей тревоги. Музыка повествует о романтике и опасностях морских путешествий, показывает приключенческий характер событий, который зовет к подвигу. Именно такая музыка часто призывает учащихся к воображаемым фантазиям, представляя себя героем. Прекрасные песни «Жил отважный капитан», «О веселом ветре»,— становятся примером товарищества и занимают прочное место на симфонической эстраде, среди учащихся 5-6ых классов.

Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей, поэтому большое место, современных уроков музыки отводится разделу «О России петь, что стремиться в храм», где учащиеся знакомятся с произведениями классической и церковной музыки, обращенной русской православной церкви. Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Учащиеся узнают о том, что в честь всех святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру, знакомятся с такими названиями как: тропарь и величание на примере музыки С.Рахманинова, П.Чеснокова, В.Кикты. По мысли В.В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью.

28 стр., 13835 слов

Организация исследовательской деятельности учащихся на х литературы ...

... постижения авторского замысла (на примере повести И. С. Тургенева "Ася"). Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы, способствующие эффективному восприятию литературного произведения ...

Актуальность проблемы:

Учащиеся узнают нравственные основы христианской религии и их воплощение в русской духовной музыке а также сравнивают незримую связь культурного развития народов нашей страны с народами других стран.

Самым главным вопросом для каждого мыслящего человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Многих из них побуждает к творческой деятельности любовь и сострадание к людям. Именно эта любовь и сострадание являются источником истинного вдохновения, имеющего Божественную природу, и приносят достойные плоды. Так создаются шедевры мировой культуры.

В программе по музыке – 7 класс учащиеся знакомятся с

(Приложение2)

Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность. Музыкальные произведения знакомят учащихся с духовной музыкой в школьной программе, которые помогают:

— понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

— эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

— оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

— осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

Музыка и живопись, поэзия и проза – все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Часто это пейзажи, созерцание и любование картинами природы. (Симфонический ноктюрн «Облака», симфония «Море», фортепианная пьеса «Лунный свет» и др.) Слушая на уроке музыки пьесу М. Равеля «Игра воды», учащиеся могут запечатлеть ее в рисунке, где развивает у учащихся ассоциативно — образное мышление.

В 20 веке назрел вопрос о серьезных изменениях в содержании уроков музыки в школе

Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой. Благодаря этой своей особенности джаз может быть эффективно использован в процессе музыкального воспитания, выступая в качестве обновляющего материала и связующего звена между уже сформировавшимися интересами учащихся и теми интересами, которые желательно воспитать в подрастающем поколении.

В жизни современного человека музыка играет не просто развлекательную роль — она является средством для самовыражения, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. На это должен быть направлен и урок музыки в школе.

15 стр., 7352 слов

Преподавание музыки в школе

... музыкальной педагогики на первом плане оказывалось обоснование формы как последовательности действий учителя по овладению учащимися ... эллинской философии и культуры музыка в гимнасиях считалась ... бесперебойной творческой работы детской психики по усвоению всего ... учащихся, при которой активность субъектов образовательного процесса становится главным и определяющим фактором методической оснащенности. методы ...

Следует отметить, что д

С помощью метода «духовной коммуникации», который Б.В.Асафьев назвал, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения, 20 век показал подростку духовно-нравственную связь времен, доказав современность звучания высокой музыки, приблизив эту музыку к подросткам.

Авторская песня становится как бы посредником между высокой музыкой и школьниками, она помогает им понять друг друга. Многие барды-исполнители, талантливые поэты через свое духовное «я» пытаются осмысливать музыку композиторов-классиков, создавая в своих песнях конкретные или обобщенные музыкально-поэтические образы определенного произведения.

Авторская песня на уроках музыки выполняет несколько функций:

1) служит материалом для слушания и последующего анализа;

2) используется как песенный репертуар, развивающий вокально-хоровые умения и навыки;

3) является установкой на восприятие классических произведений, служит эмоциональным фоном урока

«поэзия под гитару»,

Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор идр., Владимира Высоцкого «Песня о друге»,

Доказано, что прослушивание специально подобранной музыки во время занятий или работы может существенно помочь достижению успешного результата. Я говорю о той музыке, которая подымает человеческий дух и разум.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ

2.1. Методические приемы и методы в исследовании музыкального восприятия и развития музыкально-эстетической культуры на уроках музыки

«Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

(Когда ребенок понимает, он творит,

но для этого ему нужно научиться придумывать что-то)

Китайская народная мудрость .

Программа по музыке по своему характеру является развивающе-обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, на выработку навыков восприятия ими музыкальных произведений в контексте духовной культуры, а также на выявление способностей детей к самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Программный материал, предлагаемый учебниками «Музыка» строится на выявлении принципов взаимосвязи и взаимовлияния различных видов искусства как граней отражения действительности в художественных образах: музыки, изобразительного искусства, литературы, театра. Материал выстроен авторами по горизонтальным и вертикальным связям и имеет ярко выраженный проблемный характер, помогающий учителю музыки реализовать цель формирования музыкально – эстетической культуры учеников.

37 стр., 18319 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...

... учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки ... использованы в образовательном процессе на уроках музыки в общеобразовательной школе. Теоретическая значимость ... использован комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследования: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, ...

Методы обучения в учебном процессе осуществляют четыре основные функции:

функцию информации,

функцию обучения учащихся практическим умениям и навыкам;

функцию учения, состоящую из разнообразной познавательной деятельности самих учащихся;

функцию руководства учителем познавательной деятельностью учащихся.

Правильное использование методов обучения на уроках музыки способствует более полному, глубокому и осмысленному усвоению учащимися знаний. Методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными.

Они тесно переплетаются между собой и способствуют более глубокому проникновению в суть музыки, дают возможность, размышляя, слушая и исполняя музыкальные сочинения, сконцентрировать свое внимание на том, что же такое хочет рассказать?

Выделяют методы, которые сегодня являются наиболее актуальными.

«Метод моделирования художественно-творческого процесса»

«Метод сочинения и импровизации»

«Метод содержательного анализа инструментального произведения»

М етод отождествления” , то есть слияние своего “я” с образом, мыслью, эмоцией, которые необходимо раскрыть в исполняемом произведении. Этот метод предполагает не только большую предварительную работу (знание истории, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры), но и органическое “проживание” художественного образа самими ребятами

«Метод размышления о музыке»

«Метод музыкальных обобщений»

«Метод эмоциональной драматургии»

«Метод создания художественного контекста»

«Метод жизненных ассоциаций»

«Метод проблемного изложения материала»

учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация,

создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися

знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен

познакомиться. Существует ряд тезисов, при опоре на которые метод

работает наиболее успешно:

1.опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом ;

2. проблемная ситуация должна включать три компонента:

необходимость в новом музыкальном действии;

неизвестное, которое должно быть открыто;

3 стр., 1181 слов

Урок русского языка «Учимся писать » — РУССКИЙ ...

... края по временам года, музыка Чайковского "Времена года”) 6. Самостоятельная работа учащихся, О каком времени ... закончить работу над эссе. 2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках? б) Вам ... эссе, которое так и называется "Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей). Учитель ... урок. Мы надеемся, что вам он понравится. 2. Целеполагание. Познакомьтесь с целями нашего урока, ...

возможность учащихся в выполнении

3.принятие проблемы большинством класса;

4. любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;

5.музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.

«Метод создания шедевров»

Импровизация

«Метод проектного обучения»

Применение методов, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития. Не следует использовать на уроках лишь одну из перечисленных групп методов будь то развитие мышления или активизация внимания. Грамотно и своевременно примененный метод всегда несет только пользу и учащимся, и учителю, и всему педагогическому процессу в целом.

2.2 Роль музыки и

Музыка нужна подросткам для того, чтобы получить удовольствие от ее слушания: «Когда я слушаю музыку, мне становится очень хорошо: легко, спокойно на душе, но не всегда музыка мне нравится. Иногда утомляет»; «Я люблю музыку, потому что она на меня действует хорошо. Я могу получить удовольствие от любой музыки. Но классическую музыку мне трудно слушать и я ее не понимаю. А может просто времени не хватает»; «Музыка это хорошее настроение. По крайнего мере, для меня. Я музыку люблю, потому что она приносит мне удовольствие»; «Музыка – это прекрасно. Становится легко, радостно как-то…»

Анализируя причины такого положения вещей, можно, в частности, констатировать, что в определенной степени такие размышления подростков «навязаны» им взрослыми, в том числе – и родителями. Проанализируем наиболее типичные ответы, полученные В.Н. Руденко в 1998 году «Мои родители называют меня «рокером» и даже не знают, что я слушаю на кассетах музыку Грига. Ну и хорошо – меньше проблем…»; «Мама любит слушать всякие симфонии, говорит, что это красиво. Никто мне не говорил, что классическая музыка это красиво, но мне самой как-то понравилось. У нас дома никто не слушает такую музыку, одна я…

Именно на уроке музыки, учитель, надо полагать, стал первым проводником ребенка в мир музыкальной культуры. В содержании школьной программы, на уроках музыки, у учащихся есть возможность сравнить мир радости и глубинных переживаний, стремлений, понять, к чему надо стремиться, что хочешь получить.

Кроме того, общеизвестно, что музыка сближает совершенно разных людей, помогает им лучше понять друг друга, вступить в общение не на уровне «рацио», а на уровне духа, ибо музыка – прежде всего явление духовного плана. Может быть, отвечая на вопросы своих воспитанников, учитель музыки лучше узнает не только музыку, но и самого себя: ведь музыка не живет вне человека, она всегда несет в себе частицу его души, «и какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь бы различны ни были характеры людей, их привычки, внешний облик, в главном они могут оказаться не такими уж непохожими». Музыкальная культура подростка имеет в своем основании прежде всего духовную тягу, желание приобщиться к музыке как явлению культуры.

22 стр., 10704 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами ...

... нравственного воспитания Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. ... – главная задача учителя музыки. Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических ...

Заключение

Урок

Музыкальное

Раскрывая сущность музыкальной культуры учащихся-подростков, специалисты подразумевают под этим социально-художественный опыт личности, обусловливающий удовлетворение высоких духовных потребностей, и формируемый, прежде всего под непосредственным воздействием музыки. Музыка никуда не уходит. Она с нами – старинная и новая, детская и взрослая, она, подобно нашей памяти, все вмещает и все помнит. Удивительно при этом, что мы оказываемся способны не просто воспринимать или наблюдать чудесные образы, которые несет нам музыка, но по-настоящему любить их, чувствовать близкими себе, не считаясь ни с историческими, ни национальными границами.

И все же, открывая для себя мир музыки, подросток одновременно узнает и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства.

Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не дается человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чем-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыки, музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности. Все это лежит через эмоциональные переживания, вызванные музыкой.

Учитель музыки может и должен взять на себя миссию доброго наставника и друга подростка в мире музыки, он вполне может сделать мир ребенка гармоничнее и прекраснее. От этого взрослый человек, работающий с детьми, и сам обычно становится лучше, ибо подобное, как известно, воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создает красоту.

В этом – извечная мудрость мира, в котором музыка существует для утверждения светлых, высших начал в человеке. И делает она это по мере сил с тех давних пор, как впервые появилась в нашем мире.

В тайне музыки, как и во множестве других тайн, заключенных в музыке, есть одна мудрость. В свете идеи духовного, гуманистического развития личности современного ребенка проблема формирования музыкально-эстетической культуры выглядит, чрезвычайно актуальной. Множество нерешенных проблем, которые потрясают современное общество, не должны лишать подрастающего человека красоты музыки, ее волшебной воздействующей силы.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/sovremennyiy-urok-muzyiki/

1. Горварт И., Вассерберг И. Основы джазовой интерпретации. – Киев: Музична Укра i на, 1980.

2. Абдуллин

3. Энциклопедия для юных музыкантов. — СПб., 1997.

4 .Коллнер Дж. Становление джаза. –М., 1984.

5. .Провозина Н. М. История джазовой и эстрадной музыки. –Ханты-Мансийск,2004.

6. Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-и поп-музыки: Термины и понятия. –М., 2002.

7. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. – М., 1990. -231 с.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1979. – 451 с

9. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. – М., 1999. – 216 с

10. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1978. -453 с.

11. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. — М., 1991 – с. 41

12. Терешенко А.П. Музыкальное развитие подростка // Семья и школа — 1989 — № 1 – с. 23

13. Методы и приемы обучения на уроках музыки

14. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. II. Кн. 2. Синодальный хор и училище церковного пения: Концерты. Периодика. Программы / Сост., вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 2004. С. 748.

15. Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2002.

16. Левина Л.А. Грани звучащего слова: Эстетика и поэтика авторской песни: Монография. М.: Нефть и газ. 2002.

Приложение 1

Тема урока

Цель урока:

2. Формирование коммуникативной, , социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся;

3. Воспитание нравственно – духовных ценностей : семья, долг, нравственный выбор;

4. Развитие патриотических чувств учащихся.

Актуализация урока:

Способы развития музыки: повтор, контраст.

Формы музыкальных произведений: двухчастная, трехчастная, куплетная.

Закрепить полученные ранее знания

  • Какими могут быть музыкальные образы?

  • Какие два способа развития музыки вы знаете?

  • Какие формы музыкальных произведений вы знаете?

Закрепление полученных ранее знаний

Совершенствование навыка анализа, сравнения

Союз кинорежиссера и композитора

Формирование интереса к киноисксству

Поставить проблемный вопрос:, Определить тему урока, Постановка учебной задачи

Ученики сами определяют тему урока, воспринимают заданную учебную задачу

Может ли композитор 20 века написать музыку пушкинского времени ?

Внимательно воспринимать материал урока, почувствовать в музыке эпоху, время, которому она может соответствовать

Развивать навыки исследовательской деятельности

Решать на протяжении всего урока учебную задачу

Открытие нового знания

чтение «Тройка» Жуковского

Слушание музыки.

  • что хотел в музыке передать композитор ?

  • Какой принцип музыкального развития вы услышите в музыке?

Нацелить учеников на прослушивание музыки,

повтор, контраст»

Образы : русская зима, бескрайние просторы, движение, мощь, драма.

Совершенствование Навыков рассуждения. сравнения

«Зимняя дорога» муз. Г. Свиридова, ст. А. С. Пушкина

Артикуляционные, вокальные упражнения

Эмоциональное исполнение романса « Зимняя дорога» Свиридова

«Зимняя дорога»

Конкурс знатоков симфонического оркестра

Мальчики и девочки. Размещают на доске инструменты симфонического оркестра. Ученики дают оценку работам ,выполненным на доске

Раздать карточки участникам .

Провести с классом игру

« Вальс»

  • Какая эпоха чувствуется в музыке ?

  • Какие картины рисует твое воображение?

  • В какой форме написан « Вальс» ?

Для решения поставленной задачи воспользуйтесь карточками на столах.

трехчастная форма

« Романса»

Прослушивание начала «Романса» Свиридова.

музыкальной цитатой.

  • На каких уроках в школе вы встречаетесь с термином « Цитата»?

  • Какой образ рисует композитор в музыке романса лирический или драматический?

  • Почему Г. Свиридов заимствовал фрагмент мелодии композитора 19 века

Какой образ рисует композитор в музыке романса лирический или драматический?

Осознанное восприятие музыкального фрагмента

драматический образ

Развитие познавательного интереса

Вернемся в начало нашего урока

Может ли композитор 20 века написать музыку пушкинского времени?, Включение нового знания в систему знаний и повторений

Отвечают на вопросы по теме урока

Приложение 2

Тема урока. «Рок-опера Юнона и Авось».

Цель урока

Задачи:

Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы провести параллель к традиционной структуре классической оперы.

Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя р-оперы.

Способствовать расширению информационного пространства.

Тип урока – комбинированный.

Методы : содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии, метод интонационно-стилевого постижения музыки.

Формы работы, Виды муз деятельности

Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.

Ход урока.

Организационный момент в форме музыкального приветствия.

Учитель: сегодня у нас необычный урок. Для определения темы урока выполняем задание в группах. Учащиеся выбирают конверты, в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы. Цель – составить осмысленное высказывание.

«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»

«Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка»

«Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто»

«Наличие и развитие образов главных героев»

Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается кластер основа: вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.

В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере, возникшей в 16веке в Европе. На доске записывается тема урока « ……. — опера Юнона и Авось»

Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок)

Слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков»

После прослушивания дети определяют стиль музыки – рок.

Учитель: может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?

— А в современном жанре оперы? Как его назовем? (рок -опера)

На доске дописываем тему урока: « Рок -опера Юнона и Авось»

Учитель: мы с вами послушали фрагмент из отечественной рок-оперы «Юнона и Авось»

Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок – опера.

Учитель: Опера и рок, совместимы или нет? Почему возник этот союз?

Размышления учащихся на поставленные вопросы.

Учитель обобщает ответы: привлечение слушателей для оперы; рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок, арт – рок, барокко-рок, рок – опера которая появилась в 60 – гг в Америке.

Одна из первых — «Томми», одна из самых известных – «Иисус Христос – суперзвезда».

В России 70 – гг. « Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось». В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова. Граф Резанов мечтал «Свесть Америку с Россией», для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.

Слушаем романс.

Учитель : ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….

— Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения? ( с Родиной)

— Каким вы себе представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый умный образованный, глубоко любящий свою Родину)

— Как думаете, в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)

— Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального исполнения? (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)

— Что необычного вы услышали в исполнении? (включение разговорных номеров)

— Современные или традиционные приемы использовал композитор?

Учитель:

— Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)

— А музыка знакома? Можете назвать стиль этой рок музыки? Современный?

— Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)

Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний.

Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет —

1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.

2.в традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады.

3. роли в рок опере должны играть только профессиональные музыканты

4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.

5. в рок опере играют только на электроинструментах.

Учитель : рок опера — музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением? Почему, объясните?

Высказывания учащихся в форме обобщения и закрепления.

На заключительном этапе урока учащимся предлагается попробовать себя в роли художников декораторов, слушая сцену прощания и помолвки.