Урок русского языка «Учимся писать » — РУССКИЙ ЯЗЫК — КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — Каталог статей — УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ

Эссе

Цели:

  • знать особенности жанра эссе;

— уметь проводить анализ текста; видеть композиционные и художественные возможности жанра эссе на примере текста К.Г. Паустовского; вдохновиться поэзией поэта-земляка о временах года, попробовать свои силы в написании эссе;

— проявлять интерес к жанру эссе, его выразительным возможностям, любовь к родному краю, способность высказываться в эссеистическом жанре.

Тип: комбинированный.

Вид: интегрированный.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный (составление схем, ассоциативных рядов), аналитический, практический, проблемный, самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оформление:

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

1. Настрой, Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы надеемся, что вам он понравится.

2. Целеполагание.

Познакомьтесь с целями нашего урока, а теперь соответственно поставьте цели перед собой: что вы будете делать на уроке, какова ваша цель пребывания на нем.

Эпиграф:

Язык есть не только говор, речь, язык есть образ всего внутреннего человека:

его ума, того, что называется сердцем, он выразитель воспитания,

всех сил, умственных и нравственных.

А.Н.Островский

II. Познавательно-обобщающий этап.

Вступительное слово.

Ребята, сегодня мы познакомимся с очень интересным жанром – эссе, его композиционными и художественными возможностями жанра на примере текста К.Г.Паустовского, попробуем свои силы в этом жанре. В ходе урока мы будем опираться на уже известные вам литературоведческие понятия, которые нам необходимо вспомнить, восстановить в памяти.

  • Какие стили речи вы знаете?

Стили речи:

  • Вспомните типы речи.

Типы речи:

  • Можете ли вы назвать малые жанры прозаической речи?

Малые жанры прозаической речи:

Малые жанры прозаической речи  1

  • В каких жанрах наиболее ярко выражено субъективное начало? (Очерк, эссе)

2. Мы с вами сегодня остановимся на эссе. Что же означает само слово эссе? Что это за жанр?

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам и многому другому. В зависимости от этого выделяют его разновидности: беллетристические, литературно-критические, исторические, философские и другие. («Литературный энциклопедический словарь”, 1987)

11 стр., 5178 слов

«Развитие речи учащихся на уроке литературы»

... Цель данной работы – изучить особенности развития речи учащихся на уроке литературы. Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи : 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Дать характеристику места уроков литературы ... обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. эстетический, ...

Для эссе главное не воспроизведение факта, а отражение впечатлений, раздумий, ассоциаций., Перед вами слово осень, какие ассоциации оно у вас вызывает?

Осень:

  • журавли улетают
  • осенняя печаль
  • грусть
  • золотая
  • дожди
  • унылая
  • слякоть
  • школа и т. д.

3. А вот у К.Г. Паустовского осень «предательская”. Почему? Давайте прочтем его эссе, которое так и называется «Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей).

Учитель читает текст Паустовского «Предательская осень” (Вместо предисловия)

4. Вопросы и задания для анализа текста:, Каково настроение писателя в начале повествования?

Какие мысли, чувства, переживания связаны с приходом осени? Изменилось ли внутреннее состояние автора?

Какие картины осени рисует автор? Какой тип речи здесь преобладает?, Уходит ли чувство печали у автора? Какой синоним можно подобрать к слову печаль?, Почему не приходит так необходимое вдохновение? (обратимся к названию)

Что такое предисловие? (Предисловие – это предварительные разъяснения и замечания автора. Оно должно быть четкое, логичное, последовательное)

Найдите повторяемые речевые конструкции и проанализируйте их. («И я опять не написал ни строчки”, И я, конечно, не написал ни строчки”, «Такою осенью я, конечно, ничего не написал”.)

Какова роль союза И , слова конечно и определения «такою осенью” ? Почему не приходит вдохновение? Он не мог писать вообще или именно предисловие?

Какую роль играют абзацы? (Красная строка и тире выполняют функцию эстетическую: они придают тексту некоторую пространственную свободу, дают нам ощутить, как свободно чувствует себя автор на природе, замедляется ритм текста, автор созерцает, как плавно течет жизнь природы, не суетно, сравнивая с «асфальтовой Москвой”)

К какому жанру обратился писатель? (Эссе, так как главным осталось внутреннее состояние автора, его мироощущение, а не события)

Так почему он назвал эссе «Предательская осень”? (Осень предательская, потому что она не принесла ожидаемого вдохновения, но отвлекла от обыденного и внесла в жизнь художника такую необходимую паузу. Он погрузился в раздумья, созерцание прекрасного мира природы. И эта заворожившая художника красота потребовала иного жанра – эссе, где возник поток ассоциаций, раздумий, впечатлений автора, потому что «такою осенью” требовался иной жанр, нежели строгое и логичное по стилю и построению предисловие. Главным осталось внутреннее состояние автора, возникшее в нем миропонимание и мироощущение)

20 стр., 9531 слов

Эссе по обществознанию - не быть жадным это уже есть богатство, ...

... мы узнаем из записей захватчиков и архитектурных сооружений инков. Я не полностью согласна с мнением автора, так как немало сооружений прошлого на сегодняшний день разрушены или ... извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам “Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к ...

Можем ли мы теперь сформулировать основную мысль текста? (Автор передает ощущение хрупкости человеческой жизни, её мимолетности перед вечной, непреходящей красотой природы.)

Типичные приемы для эссе: сравнения, параллели, метафорические образы, возможности синтаксиса, рефрена (повторов) (поиск таких примеров у Паустовского: «тысячи маленьких пауков покрывали всю землю, как сказочные ткачи, своей пряжей”, «Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз”. «Однажды ночью я проснулся от горького винного запаха, — он проникал вместе с ночным ветром через открытое окно. Раньше этого запаха я не замечал. Это было первое дыхание настоящей осени, — она уже шелестела до горизонта дождем палой листвы” (образные картины).

«Я видел созвездие Дельфина и туманные огни, что носят название Волосы Вероники, и огненную черту Персея. Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки, когда на востоке ясно видна пепельная тень от Северного полушария Земли. Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные по осени сенокосные дороги” (синтаксис, многосоюзие. «Каждая осень может быть последней в жизни” — рефрен).

Выводы: язык автора образный и выразительный. Текст включает элементы предисловия, очерка. В нем соединились разные типы речи, но преобладает описание. Эссе объединило возможности разных жанровых систем и форм речи. Свобода накладывает на пишущего ответственность: интересная мысль автора должна найти словесное выражение.

5. А вот как о временах года говорит наш поэт-земляк, выпускник нашей школы Бояринов В.Г. (композиция в сопровождении слайд — фильма с фотографиями нашего края по временам года, музыка Чайковского «Времена года”)

6. Самостоятельная работа учащихся, О каком времени года вы бы создали свою зарисовку? Почему?

(Творческая работа: написание эссе)

III. Рефлексия.

1. Задание на дом: закончить работу над эссе.

2. а) Что нового вы узнали сегодня на уроках?

б) Вам интересно было работать?

в) О чем еще хотелось бы узнать?

3. Итоги урока.

  • На этом наш урок окончен. Спасибо за работу, до свидания.