Урок русского языка: -миниатюра «Снежинка»

Цели:

  • систематизирование знаний учащихся о типах текста;

  • подготовка к написанию сочинения с элементами описания;

  • развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;

  • развивать умение работать в парах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Не буду раскрывать секрет заранее,

А предложу вам сразу же задание.

Эта игра называется “Третий лишний”.

Слова на прогулку группами вышли.

Попробуй узнай,

Кто из них третий лишний?

а в и

снежная зима вьюга

Россия Франция страна

— Какие слова стали лишними? (в, снежная, страна)

— Это была для мысли разминка,

Мы с ней проложим дальше тропинку

Из этих слов выражение составите –

Где мы окажемся – тогда и узнаете.

В снежной стране.

2. Введение в тему урока.

  • Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица.

Как махнула рукавом —

Все покрыла серебром.

  • О какой царице идет речь? (зима)
  • Нравится ли вам зима? Чем?
  • Как её описывают? (белоока, белолица)
  • Как вы понимаете эти слова?
  • Почему сравнивают с белым?
  • Почему именно на тройке? (зимние месяцы)
  • О каком серебре говорится? (снег)
  • Что такое снег?

Снег — это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

  • Из чего он состоит? (снежинки)
  • Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

3. Работа с текстами.

Ознакомьтесь с текстами. (приложение 1)

Чтение вслух.

— Какова тема текстов? (снежинка)

2 стр., 821 слов

По опорным словам «Зима»

... ІV. Чтение опорных слов Зима звери ребята снег заяц коньки леса медведь санки поля шишки лыжи речка грибы горка лёд берлога снеговик ▪ Сколько частей будет в сочинении? VІ. Работа ... народ Коньками звучно режет лёд. На красных лапах гусь тяжёлый, Задумав плыть по полу вод, Ступает бережно на лёд. Скользит и падает весёлый, Мелькает, вьётся ...

— Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)

— Какой тип текста? (рассуждение)

— Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)

— Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)

— Какой тип текста? (повествование)

— Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)

— Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)

— Какой тип текста? (описание)

— Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)

— Вы заметили, что последний текст выделен жирным шрифтом. Поработайте в парах, найдите слова, с которыми сравнивается снежинка и глаголы, показывающие действие снежинок.

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)

Физминутка.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками и покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.

А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

4. Наблюдение и слушание.

— Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.

— А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». (чтение стихотворения учителем)

  • Какие слова — описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
  • Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)

Работа в группах со стихотворениями.(приложение 2)

— Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.

  • Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?

— Композиторы в своей музыке передали то, что увидели при помощи звуков.

— Что такое вьюга? Какая будет музыка?

5. Написание сочинения-миниатюры.

  • Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.
  • Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)

Что такое миниатюра?

Написание сочинений под музыку Чайковского «Вальс снежинок» и Свиридова «Метель». Зачитывание нескольких работ.

6. Итог урока.

  • Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?

7. Рефлексия.

4 стр., 1792 слов

Придумать короткую быль про снежинку. Сочинения «моя снежинка». ...

... герой произведения Чичиков СНЕЖИНКА сочинение описание 1,2,3,4 класс СНЕЖИНКА С неба летела на землю снежинка. Она была легкая, ... вот, наконец, даже самые беспокойные снежинки замолкают. Близится поверхность. Раздаются последние ободряющие речи, да советы и ... части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся ...

Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

  • Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.

Приложение 1.

1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.

3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка. Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.

2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.

3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка. Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.

Приложение 2

Снежинка.

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

4 стр., 1755 слов

Глава II. Образ снежинки в стихотворениях русских поэтов

... Сочинение на тему: Однажды зимой Как-то раз зимой мама предложила: «По­едемте в воскресенье в Солотчу кататься на лыжах и санках. Я слышала от знакомых, что ... на «хорошую». СНЕЖИНКА сочинение описание 1,2,3,4 класс СНЕЖИНКА С неба летела на землю снежинка. Она была легкая, нежная, прозрачная и красивая. На земле ... на ветру, все подставляют то левый бок, то правый. Грациозные большие снежинки ...

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

К. Бальмонт.

Снежинки, как смешинки

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям,

И каждому кусту,

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Сверкающая Снежинка

Чтобы к вам спуститься с неба,

Мне и крылья не нужны.

Без меня бы белым не был

Путь красавицы Зимы.

Я танцую вместе с ветром,

Мчусь неведомо куда.

И в лучах любого света

Я сверкаю, как звезда!

Весёлая Снежинка

Ветер песенку поет

На лесной опушке,

Танцевать меня зовет

В хоровод к подружкам.

Ветер, ветер, дуй сильней,

Чтоб плясалось веселей

Ледяной кружинке –

Маленькой снежинке.

Снежинка на ладошке

Снежинка упала ко мне на ладошку,

Её я согрею дыханьем немножко.

Снежинка, ты в прятки решила играть?

Тебя на ладошке моей не видать.

Снежинки танцуют

Снежинки танцуют:

летают и кружатся,

На солнце

в морозный денёк серебрятся.

Ажурные платья, резные косынки…

Волшебное зимнее чудо – снежинки.

Откуда снежинки?

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?

Узоров таких даже мама не знает

И пряжи нигде не встречали такой —

Наш город весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца

И тихо спускают ко мне на ресницы?

Слезой на щеках они медленно тают…

Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

Мы снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок —

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Светлое зимнее чудо, Плавно снежинка

спустилась в ладонь,

Шепчет тихонько:

18 стр., 8670 слов

Девочка которая хотела танцевать автор. Алла драбкина

... помочь... (61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг неё, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, ... 61)Девочка, которая хотела танцевать, при­прыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кру­жилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было ...

«Меня ты не тронь.

Дунь осторожно,

и я улечу —

К синему небу

подняться хочу.»

Первый пушистый

и белый снежок —

Светлое зимнее чудо, дружок.

Снежинки

Легкие, крылатые,, Как ночные бабочки,, Кружатся, кружатся, Над столом у лампочки., Собрались на огонек., А куда им деться?, Им ведь тоже, ледяным,, Хочется погреться.

И. Бурсов

* * * Снежинки

Летают снежинки,, Почти невидимки,, Как много всегда их зимой., И вот я снежинку -, Пушистую льдинку, Поймал наконец-то рукой., Заплакала тихо, Хрустальная льдинка…, На теплой ладони, Осталась слезинка.

А. Мельников

Е. Шукевич

Мотыльками с неба

Падают снежинки.

Я рукою левой

Белые пушинки

Бережно поймаю.

Правою ладошкой

Скрою, покачаю.

Спите, мои крошки!

Где мои снежинки?

Папа, посмотри же!

Здесь одни слезинки!

Мама Кенгуру

снежинки

Нежнее пушинки небесные стружки.

И в вальсе воздушном кружась понемножку,

Художнику плавно легли на ладошку.

Увидев сиянье рожденных метелью,

Художник картину создал акварелью,

На ней три снежинки, три белых подружки,

Нежнее пушинки небесные стружки.