Цели:
-
систематизирование знаний учащихся о типах текста;
-
подготовка к написанию сочинения с элементами описания;
-
развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;
-
развивать умение работать в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Не буду раскрывать секрет заранее,
А предложу вам сразу же задание.
Эта игра называется “Третий лишний”.
Слова на прогулку группами вышли.
Попробуй узнай,
Кто из них третий лишний?
а в и
снежная зима вьюга
Россия Франция страна
— Какие слова стали лишними? (в, снежная, страна)
— Это была для мысли разминка,
Мы с ней проложим дальше тропинку
Из этих слов выражение составите –
Где мы окажемся – тогда и узнаете.
В снежной стране.
2. Введение в тему урока.
- Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрыла серебром.
- О какой царице идет речь? (зима)
- Нравится ли вам зима? Чем?
- Как её описывают? (белоока, белолица)
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему сравнивают с белым?
- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)
- О каком серебре говорится? (снег)
- Что такое снег?
Снег — это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.
- Из чего он состоит? (снежинки)
- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.
3. Работа с текстами.
Ознакомьтесь с текстами. (приложение 1)
Чтение вслух.
— Какова тема текстов? (снежинка)
По опорным словам «Зима»
... ІV. Чтение опорных слов Зима звери ребята снег заяц коньки леса медведь санки поля шишки лыжи речка грибы горка лёд берлога снеговик ▪ Сколько частей будет в сочинении? VІ. Работа ... народ Коньками звучно режет лёд. На красных лапах гусь тяжёлый, Задумав плыть по полу вод, Ступает бережно на лёд. Скользит и падает весёлый, Мелькает, вьётся ...
— Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)
— Какой тип текста? (рассуждение)
— Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)
— Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)
— Какой тип текста? (повествование)
— Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)
— Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)
— Какой тип текста? (описание)
— Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)
— Вы заметили, что последний текст выделен жирным шрифтом. Поработайте в парах, найдите слова, с которыми сравнивается снежинка и глаголы, показывающие действие снежинок.
Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.
(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)
Физминутка.
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.
4. Наблюдение и слушание.
— Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.
— А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». (чтение стихотворения учителем)
- Какие слова — описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)
- Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)
Работа в группах со стихотворениями.(приложение 2)
— Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.
- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?
— Композиторы в своей музыке передали то, что увидели при помощи звуков.
— Что такое вьюга? Какая будет музыка?
5. Написание сочинения-миниатюры.
- Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.
- Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)
Что такое миниатюра?
Написание сочинений под музыку Чайковского «Вальс снежинок» и Свиридова «Метель». Зачитывание нескольких работ.
6. Итог урока.
- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?
7. Рефлексия.
Придумать короткую быль про снежинку. Сочинения «моя снежинка». ...
... герой произведения Чичиков СНЕЖИНКА сочинение описание 1,2,3,4 класс СНЕЖИНКА С неба летела на землю снежинка. Она была легкая, ... вот, наконец, даже самые беспокойные снежинки замолкают. Близится поверхность. Раздаются последние ободряющие речи, да советы и ... части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся ...
Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!
- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.
Приложение 1.
1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.
2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.
3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка. Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.
1. Снежинка – это замерзшая вода. Почему же тогда она белая? Ведь она должна быть бесцветная. Снежинка белая оттого, что плоскости снежинки, являющиеся кристалликами льда, отражают свет, поэтому снежинка и кажется белой.
2. Снежинка – это мельчайший ледяной кристалл. Подымаясь высоко в небо с земли, водяные пары в морозном воздухе превращаются в ледяные кристаллики – иголочки, снежные пылинки. В воздушном океане они сталкиваются друг с другом, соединяются, надстраиваются – получается снежинка. Какой бы формы и узоров ни были снежинки – лучей в них всегда ровно 6. Люди, изучавшие, как образуется снег, зарисовали и сфотографировали 240 разных форм снежинок.
3. Пришла зима. С севера подул студеный ветер и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот звезда, вот цветок, а вот и пушинка. Опускаясь на землю, снежинки вьются, лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Идет зима, растут сугробы, а снежинки все летят и летят.
Приложение 2
Снежинка.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную –
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Глава II. Образ снежинки в стихотворениях русских поэтов
... Сочинение на тему: Однажды зимой Как-то раз зимой мама предложила: «Поедемте в воскресенье в Солотчу кататься на лыжах и санках. Я слышала от знакомых, что ... на «хорошую». СНЕЖИНКА сочинение описание 1,2,3,4 класс СНЕЖИНКА С неба летела на землю снежинка. Она была легкая, нежная, прозрачная и красивая. На земле ... на ветру, все подставляют то левый бок, то правый. Грациозные большие снежинки ...
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
К. Бальмонт.
Снежинки, как смешинки
Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.
Сверкающая Снежинка
Чтобы к вам спуститься с неба,
Мне и крылья не нужны.
Без меня бы белым не был
Путь красавицы Зимы.
Я танцую вместе с ветром,
Мчусь неведомо куда.
И в лучах любого света
Я сверкаю, как звезда!
Весёлая Снежинка
Ветер песенку поет
На лесной опушке,
Танцевать меня зовет
В хоровод к подружкам.
Ветер, ветер, дуй сильней,
Чтоб плясалось веселей
Ледяной кружинке –
Маленькой снежинке.
Снежинка на ладошке
Снежинка упала ко мне на ладошку,
Её я согрею дыханьем немножко.
Снежинка, ты в прятки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.
Снежинки танцуют
Снежинки танцуют:
летают и кружатся,
На солнце
в морозный денёк серебрятся.
Ажурные платья, резные косынки…
Волшебное зимнее чудо – снежинки.
Откуда снежинки?
Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой —
Наш город весь белый, слегка голубой.
А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают ко мне на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают…
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?
Мы снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок —
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Светлое зимнее чудо, Плавно снежинка
спустилась в ладонь,
Шепчет тихонько:
Девочка которая хотела танцевать автор. Алла драбкина
... помочь... (61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг неё, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было таким огромным, ... 61)Девочка, которая хотела танцевать, припрыгивая, бежала домой. (62)Она танцевала, кружилась. (63)И золотые листья вились вокруг нее, танцевали с ней вместе. (64)И счастье девочки было ...
«Меня ты не тронь.
Дунь осторожно,
и я улечу —
К синему небу
подняться хочу.»
Первый пушистый
и белый снежок —
Светлое зимнее чудо, дружок.
Снежинки
Легкие, крылатые,, Как ночные бабочки,, Кружатся, кружатся, Над столом у лампочки., Собрались на огонек., А куда им деться?, Им ведь тоже, ледяным,, Хочется погреться.
И. Бурсов
* * * Снежинки
Летают снежинки,, Почти невидимки,, Как много всегда их зимой., И вот я снежинку -, Пушистую льдинку, Поймал наконец-то рукой., Заплакала тихо, Хрустальная льдинка…, На теплой ладони, Осталась слезинка.
А. Мельников
Е. Шукевич
Мотыльками с неба
Падают снежинки.
Я рукою левой
Белые пушинки
Бережно поймаю.
Правою ладошкой
Скрою, покачаю.
Спите, мои крошки!
Где мои снежинки?
Папа, посмотри же!
Здесь одни слезинки!
Мама Кенгуру
снежинки
Нежнее пушинки небесные стружки.
И в вальсе воздушном кружась понемножку,
Художнику плавно легли на ладошку.
Увидев сиянье рожденных метелью,
Художник картину создал акварелью,
На ней три снежинки, три белых подружки,
Нежнее пушинки небесные стружки.