Педагогическое : «Раннее обучение на фортепиано, музыка – в радость» статья

Эссе

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальная автономная организация дополнительного образования

«Новоаганская детская школа искусств»

Педагогическое эссе на тему:

«Раннее обучение на фортепиано, музыка – в радость»

Автор – преподаватель по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

А.М. Лобанова

Пгт. Новоаганск

2019г.

Раннее обучение на фортепиано, музыка – в радость

Процесс обучения игре на фортепиано должен быть понятным, естественным, не страшным, комфортным, близким к жизни, приносить радость.

Главная цель — развить и воспитать прежде всего свободную личность, ну и конечно же музыканта.

С чего следует начинать обучение — вовлечь ребенка и его родителей в процесс обучения, знакомя их с музыкальным инструментом, который они выбрали подчас, не понимая, почему они сделали именно этот выбор.

Главное с чем следует познакомить ученика и его родителей, это с неповторимой звуковой особенностью инструмента и способами извлечения звука. Осознавая природу звука, чувствуя его особенности, возможно, преодолеть все трудности ударной молоточковой системы рояля, вернуться к истокам человеческого голоса.

Инструментальное создано из вокального и речи. Вокал более натурален, первичен, поэтому учить мы должны пению на инструменте.

«Музыка-искусство звука. Она говорит только звуками. Но говорит также ясно и понятно, как говорят слова, понятия, образы», — писал выдающийся советский пианист и педагог, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Г.Г. Нейгауз.

4 стр., 1934 слов

Применение здоровьесберегаюших технологий на х музыки в процессе ...

... сверстниками и взрослыми. 2.2. ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Большинство детей младшего ... это рождает у ребёнка определённые чувства: радость, удовлетворение, огорчение, недовольство собой, переживание. Неудачи ... и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо ...

С первых дней погружения в мир звуков ребенку необходимо давать понять, объяснять, что звуки, музыка — это зеркальное отражение жизни, что это естественный процесс человеческого бытия — как структура речи, интонации голоса, особенности дыхания, биение пульса, работа моторно-двигательного аппарата. Проще говоря, это все то же самое, что он сам. Ребенок ходит, дышит, двигается, бьется его сердце, говорит, поет. Он сразу начинает понимать, чем отличается разговор от пения.

Раз музыка — есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей, является работа над звуком, его извлечением. Как только ребенок понимает, а понимает он это моментально, как только воспринимает информацию, что звуки и музыка — так же как в жизни (грустные, веселые, светлые, темные, идущие, бегущие и т.д.) — уходят страхи и боязнь неизвестности (и в том числе инструмента — как неопознанного объекта).

Весь процесс становится подчинен одному — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ ЗВУКУ!

Дальше — проще — поняв природу звука, восприняв его как нечто родное и понятное, ребенок учится читать музыку, попутно с обучением чтению текста, пальцы соответственно сначала учатся шагать, а потом бегать — развивается техника. Сначала он делает это по слогам, но быстро поняв, что в повседневной речи такого не бывает, пытается связывать звуки друг с другом, воспроизводит музыку в целом, интонирует, фразирует. Он понимает, что звук звучит и гаснет, и чтобы его продлить, его надо дослушать, продолжить, потянуть, связать со следующим и тогда получится песенка. Чем потянуть? Пальцами, кистью, рукой, ушами, мозгом, сердцем. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, целостности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани.

Помогает в процессе соединения звуков друг с другом (звук в звук) — позиционная игра, когда каждый палец отвечает за свою ноту, которая начинается с элементарных понятий и в следствие усложнения материала становится также естественным процессом, понятным, нужным, необходимым. Включается мозговой, логический процесс, соответствия – звук (нота) — палец. Разумеется, процесс обучения начинается с крошечных, простых интонаций, детских песенок, маленьких пьесок. В обучении помогает наличие в классе замечательных нотных сборников для начального обучения, таких как И. Корольковой «Крохе-музыканту», Б. Милича «Маленькому музыканту», Л. Баренбойма, Н.Перуновой и Ф. Брянской «Путь к музицированию», А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой» — маленьких песенок с маленькими стишками и яркими картинками, эмоционально окрашенными, что помогает ребенку уметь настроиться на нужный эмоциональный лад, с малых лет уметь извлечь в нужный момент нужную звуковую и выразительную краску, разобраться в содержании пьесы.

В процессе этого увлекательного занятия — игры звуками — проходит быстро и легко обучение нотной грамоте (ноты — зашифрованные звуки), ритмическая группировка воспринимается как дыхание и походка, штрихи и приемы игры — как изобразительные и имитирующие процессы и возникает желание учиться дальше и не останавливаться.

10 стр., 4671 слов

Диагностика и методика развития музыкальных способностей дошкольников ...

... систематизации материала по влиянию процесса восприятия музыки на развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Практическая ... процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфике постижения музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки ...

Облегчается и становится естественным процесс постановки руки. Когда ребенок извлекает звук, с удовольствием «тянет его», происходит простой и понятный процесс — что-то взять, потянуть, вырастить, они включают свою фантазию (кто-то «нюхает» звук, у кого то он растет и распускается, как цветок).

Таким образом, напрямую, с помощью воображения, включаются естественные физиологические кистевые движения и проблема «зажатых» рук и пальцев отсутствует начисто.

Ребенок начинает познавать себя, свое тело, появляются ощущения пальцев, кисти, плеча, локтя, руки, ноги, пальцев ног (педализация), координация (игра двумя руками) т.д., процесс обучения музыке начинает влиять на развитие моторно-двигательного аппарата и всего организма в целом. В результате освоения процесса звукоизвлечения, пути овладения и познания своего тела, дети на собственном опыте и примере делают выводы, запоминают, накапливают и используют свои знания.

Мыслительный процесс и вывод дают возможность учиться и учить, слышать неточности у себя и сверстников, возникает своеобразный взгляд со стороны, на основе собственных опыта и знаний.

Так же мотивируется и превращается в естественный процесс публичных выступлений. И так как родители становятся нашими единомышленниками и помощниками, дети очень любят выступать для них, собственно родители и являются основной публикой в ДШИ.

Концерт — праздник (как день рождения), слушатели — гости, исполнитель — хозяин, музыка — угощение или подарок, поклон — приветствие и благодарность.

В результате на уроках фортепиано воспитывается самостоятельность, инициатива, ощущение цели, намерения, смелость, воля вести за собой звук (как друга), идти вместе (куда-то конкретно), решать куда идти и вести (слушателей в зале на концерте).

Помогает классифицировать и преодолевать страхи, неуверенность в себе (на сцене, если она мотивированна, ребенок чувствует себя личностью, главным, ведущим — его слушают взрослые и что в жизни бывает редко — слушаются и идут за ним, за его музыкой) — от таких выступлений дети начинают испытывать настоящие удовольствие.

Таким образом, процесс познавания самого себя через окружающий мир становится совместным процессом для детей, их родителей и преподавателя, который роднит, объединяет, приносит ощущение счастья и становится бесконечным поиском.