Реализация здоровьесберегающих технологий на х музыки

Курсовая работа

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Актуальность этого вопроса стоит особенно остро в наше время. Как показывают исследования Института возрастной физиологии, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков — в 2,1 раза. 3а время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — число нервно-психических.

Здоровьесберегающие технологии в образовании — способ организации и последовательных действий в ходе учебно — воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно — нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально — энергетический тонус обучающихся.

Наша задача — создать условия для сохранения здоровья детей, то есть разработать меры по здоровьесбережению, внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

технология здоровьесберегающая музыкальный

1. Терапевтические возможности музыкального искусства

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, за несколько тысячелетий до нашей эры.

На священной горе Геликон у темно-синего источника, окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы-дочери Зевса-громовержца и богини памяти Мнемозины. Когда наступает ночь, поднимаются они, окутанные густым туманом, к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу. Неслышно касаясь земли, легко кружатся музы. Красота их необыкновенна. Но особенно славятся они пением. Пение это доставляет наслаждение, облегчает печаль; оно заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают «почтенные обычаи», «всеобщие законы и славят богов». Нередко впереди муз торжественно выступает Аполлон. Их пение он сопровождает игрой на золотой кифаре. Вся природа, как зачарованная, внимает тогда чудесному хору. А стоит Аполлону и музам появиться там, где обитают боги, как все смолкает. Забывает Арес о шуме кровавых битв, не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе. Так рассказывали древние греки.

5 стр., 2438 слов

Является завершающей стадией обучения обучающихся специальности ...

... и защитой выпускной квалификационной работы обучающимися по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Выпускная квалификационная работа ... темы, знакомит обучающегося с требованиями, предъявляемыми к дипломным работам. Кроме того, руководитель выпускной квалификационной работы:  выдает задание на выпускную квалификационную работу;  разрабатывает совместно с обучающимся ...

Большое место в их жизни занимала музыка. Древние греки верили, что человек, которого с детства обучали понимать и любить музыку, «не запятнает себя никаким неблаговидным поступком… он будет полезен и себе и родине, не допуская никакого нарушения гармонии ни делом, ни словом, но всегда и всюду соблюдая пристойность, благоразумие и порядок».

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:

  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
  • влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
  • воздействие на организм человека традиционных народных музыкальных направлений.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.

Педагогам — музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности;
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья;
  • элементы индивидуализации обучения;
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и обучающихся;
  • интерес к учебе, желание идти в школу;
  • наличие физкультминуток .

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий

  • учет возрастно-половых особенностей;
  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);
  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье обучающихся?

34 стр., 16580 слов

Конспект по немецкому языку «За здоровый образ жизни». ...

... по теме "ЗОЖ" Урок немецкого языка в 9 классе Тема: “Здоровый образ жизни” Цель урока: Средствами немецкого языка сформировать у учащихся понимание значимости здоровья человека, формирование у учащихся языковых, ... герои фильма. После второго просмотра учащиеся выполняют упражнение (заполняют таблицу). Класс делится на две группы: Врачи и пациенты. Пациенты задают вопросы, врачи объясняют и отвечают ...

Музыкальная терапия может стать одним из эффективных методов лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают обучающихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Современная школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальные возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждений.

2. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей школьного возраста (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Принципы здоровьесбережения

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По сло-вам профессора Н. К. Смирнова: « здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся«.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

5 стр., 2485 слов

Значение изобразительной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста

... такого значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. Без воображения, тесно связанного с образным мышлением, невозможна ни одна творческая деятельность. Следовательно, для изобразительной деятельности необходимо развивать у детей: во-первых, ...

* «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

* Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий

  • отсутствие назидательности и авторитарности;
  • воспитание, а не изучение культуры здоровья;
  • элементы индивидуализации обучения;
  • наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
  • интерес к учебе, желание идти в школу;
  • наличие физкультминуток.

2.1 Музыкотерапия

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством терапии.

Среди разнообразных музыкотерапевтических приемов особый интерес вызывает метод импровизации, применяемый на уроках музыки в школе.

Музыкальная импровизация — одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию музыкально — творческих способностей.

Под музыкально — творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных, шумовых инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения.

Традиции позитивного использования инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе «элементарного музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф использовал импровизацию, игру на простейших ударных инструментах. Применение элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.

Например:

1. Создание различных двигательных образов. («Галоп», М. Дунаеского — скачка на лошадях; «Вальс» из балета «Спящая красавица», П. Чайковского — плавные движения рук, вальстрование на месте; русские народные плясовые «Камаринская», «Калинка» — притопы, прихлопы, полуприсядка и т.п.).

2. Дириживование детским шумовым (либо воображаемым) оркестром. Очень полезно войти в образ дирижера и представить себе, что ты — дирижер, управляющий первоклассных оркестром. Практические задание на дирижирование воспринимаемой музыкой увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект.

13 стр., 6465 слов

«Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности детей. ... предпринимаются попытки создания антологий, ... организовывали учебно-воспитательную работу в детских ...

2.2 Вокалотерапия

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение имеют Мантры.

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение.

Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

Пение благотворно действует на бронхо — лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос — это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

В процессе пения — сольного или хорового — укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

Забота о целенаправленном развитии детских голосов — необходимая составная часть работы с хором, ансамблем. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.

После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.

Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

Гласные звуки:

  • А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
  • Э- улучшает работу головного мозга;
  • И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
  • О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
  • У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Звукосочетание:

18 стр., 8770 слов

Влияние музыки на организм человека

... руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре ... создания, кто его вдохновлял на этот труд - это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения. Применение целебных свойств музыки в древние времена Использование звука и музыки ...

  • ОМ — снижает кровяное давление;
  • АЙ, ПА — снижают боли в сердце;
  • УХ, ОХ, АХ — стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать):

  • В, Н, М — улучшает работу головного мозга;
  • С — лечит кишечник, сердце, легкие;
  • Ш — лечит печень;
  • Ч — улучшает дыхание;
  • К, Щ — лечат уши;
  • М — лечит сердечные заболевания.

2.3 Ритмотерапия

Ритмотерапия — танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально — ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Все начинается с того, что мы вместе садимся в круг. Лица некоторых еще напряжены, Вы не знаете, чего ожидать. У Вас в руках барабан, это как пульт управления своим состоянием, как лодка для путешествий в другие миры. Еще несколько приготовлений, покашливание, голос инструктора…

И первый ритм сотрясает пространство вокруг нас. Все ожило, стало подвижным, окружающий мир сразу стал другим, более реальным, насыщенным. Вы как будто проснулись, вышли из забытья, в наших лицах засияла улыбка.

Всевозможные ритмы составляют основу нашей жизни. Это ритм биения сердца, ритм дыхания. Это приливы и отливы, смена дня и ночи, ритм Вселенной. Звуковая волна и свет, все, что мы видим и слышим, состоит из ритмов.

Играя на барабане, мы уже не просто пассивные слушатели, мы становимся непосредственными участниками и творцами ритма, который преображает окружающее пространство. Поэтому, с помощью практики барабанов, мы действительно можем изменить ситуацию, создать свой собственный мир.

Например:

1. Игра «Ритмическое эхо» — учитель дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши (играя на барабане) должны повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий.

3. Коллективная импровизация ритма (исполнение доступных ритмических рисунков).

2.4. Фольклорная арттерапия

Русский песенный фольклор — это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя извлечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Все — кисти рук, ног, мышцы, кровь — все до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально — творческие способности детей. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально — чувственную сферу, художественно — образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен. Использование может сопровождаться характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

12 стр., 5868 слов

Роль музыки в жизни человека

... из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Роль музыки в жизни человека музика исполнитель эмоциональный произведение С древних времен, начало которых даже самые ... наблюдать, как ведет, как чувствует себя ребенок буквально с первых часов жизни: мы вдруг замечаем, что ребенок одних звуков приходит в беспокойное, ненормальное, взволнованное состояние до криков ...

Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

2.5 Терапия творчеством

Творчество — такая деятельность, в результате которой человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслепредставлений, внутренних конфликтов.

Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей и подростков, но и взрослые отмечают для себя некоторые изменения. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.

Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со сверстниками и получая новые знания и навыки.

Что может использовать учитель музыки в терапии творчеством?

Это лепка и рисование в различных техниках, создание масок для постановок музыкального спектакля. К терапии творчеством относятся также написание стихов, сказок, рассказов, шитье, создание кукол, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов и оригами. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной культуре.

2.6 Улыбкотерапия

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

А нам, людям XXI века, известно, что специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости, активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка.

Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект. Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду.

3 стр., 1166 слов

Влияние музыки на человека

... музыки стимулирует человека на подвиги, любовь, взаимопонимание в окружении, к стремлению благоприятной жизни и поставленных целей. ` Влияние музыки на человека Популярные сочинения ... нами открывается семейная жизнь и отношения между супругами Алмазовыми. Я мечтала, ... творчество современных исполнителей. Выбор огромен. И у всех музыкальных направлений есть свои поклонники. Влияние музыки на человека ...

Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие, хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка.

Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И. Чайковский) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм. Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает раздражительность и нервное напряжение.

Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» Рахманинова.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.

При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видеосюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка».

Восприятие музыки, её исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки, осознаёт он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

2.7 Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика — это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела.

32 стр., 15565 слов

» Использование музыки в различных видах дошкольной деятельности»

... чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям. Важно использовать в работе с детьми ... полноценную в художественном отношении музыку: это, ...

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку.

Наример:

1. Логоритмическое упражнение «Аист» — тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижнихконечностей.

2. Песня — игра «Две подружки»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.

(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(резко поднять руки вверх)

Вывод

И как мы видим — уроки музыки неразрывно связаны со здоровьесберегающими технологиями. Т.о, здоровьесберегающие технологии призваны воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Как мы видим, благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-muzyiki/

1. Балашова С.С., Шенталинская Т.С Музыкальный фольклор в школе / Сост. Челышева Т.В. — М: Просвещеник, 1997.

2. Едунов С.М., Прасолова Г.А. Программы по музыке ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность. — С — ПБ ГУМП, 2001.

3. Молчанова Т.К., Виноградова Н.Н., Составление образовательных программ. — М.: Перспектива,2007.

4. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения. К. Орфа. — М.: Аст — рель, 2000.

5. Яковенко Т.В. Музыка и здоровье человека. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — М. — Первое сентября; Чистые пруды, 2004