По литературе «Нестандартные формы уроков литературы»

Дипломная работа

Исходя из поставленной цели в работе, необходимо решить следующие задачи:

1. дать общую характеристику видам нестандартных форм проведения уроков литературы;

2. охарактеризовать современные технологии, направленные на достижение требований ФГОС, а именно: технологию, основанную на реализации проектной деятельности;

3. охарактеризовать основные этапы подготовка и проведения нестандартных уроков;

4. написать методическую разработку проекта: литературно-музыкальная композиция «Души прекрасные порывы», посвящённая восстанию декабристов.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ»

Что означает нестандартный? Обратимся к «Новейшему большому толковому словарю русского языка» под редакцией С. А. Кузнецова. Это слово многозначное, то есть имеет несколько значений:

Нестандартный:

1. не соответствующий стандарту;

2. не избитый, не шаблонный, оригинальный.

Нас в данном случае интересует второе значение, то есть не избитый, не шаблонный, оригинальный.

Для плодотворной и эффективной деятельности учителя и учащихся характерны нетрадиционные, нестандартные формы проведения занятий. Эти уроки позволяют разнообразить учебную деятельность, полнее учитывать возрастные особенности школьников и удовлетворять естественную тягу детей к обучению.

Главным достоинством нестандартных форм уроков является развитие и совершенствование УУД, то есть современная школа работает по стандартам второго поколения, поэтому необходимо школьнику овладеть универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными).

Следовательно, уроки должны строиться совершенно по иной схеме, форме: ребёнок не может развиваться, если ему будет скучно, если учитель не создаст условия, не заинтересует ученика. И разрешить эти трудные вопросы помогут нестандартные уроки, и перед учителем-практиком встают следующие цели, которые он должен решить:

10 стр., 4667 слов

Научно-теоретические аспекты использования нестандартных форм ...

... интересы младших школьников 1.2 Использование нестандартных уроков в начальной школе как способ повышения мотивации к учению 1.3 Характеристика нестандартных форм проведения уроков в начальной школе Выводы по ... 1 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей при проведении нестандартных форм обучения на уроках в начальной школе 2.1 Цели и задачи экспериментальной работы ...

  • ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;

  • научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;

  • воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.

Принципы деятельности:

  • активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • дифференцированный подход к изучению предмета;

  • повышение интереса к изучаемому материалу;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Считаю, что учитель — творческая личность, тем более учитель литературы. Он должен «воспитать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое время». И поэтому, когда учитель готовится к нетрадиционным урокам, он должен помнить и о творческих принципах методики нестандартных уроков. Они следующие:

1. отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

2. максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке;

3. не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

4. поддержка альтернативности, множественности мнений;

5.развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

6. «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям;

7. использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Только так должен работать учитель.

2.1.

Введение в школьную программу нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

3 стр., 1181 слов

Урок русского языка «Учимся писать » — РУССКИЙ ...

... музыка Чайковского "Времена года”) 6. Самостоятельная работа учащихся, О каком времени года вы бы создали свою ... Формы: фронтальная, индивидуальная. Оформление: Ход урока I. Мотивационно-целевой этап. 1. Настрой, Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы ... его эссе, которое так и называется "Предательская осень” (тексты распечатаны и лежат на столах у детей). Учитель читает текст ...

Учитель, работающий в школе, в настоящий момент должен быть ознакомлен со всеми современными образовательными технологиями, направленными на достижение требований ФГОС, он должен владеть этими технологиями.

Например, в нестандартном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.

Обратимся к видам нестандартных уроков:

  • интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

  • уроки в форме соревнований (лингвистический турнир или лингвистический бой);

  • уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, часто применяемых в практике учителями (интервью, репортаж, лингвистические исследования;

  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости, урок – презентация);

  • уроки с использованием фантазии (урок-сказка);

  • уроки с имитацией публичных форм общения (аукцион, телепередача, пресс-конференция и т.д.);

  • уроки, основанные на имитации деятельности организаций и учреждений (урок-суд, заседание учёного совета…)

  • уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия (урок-путешествие, литературная гостиная, заочная экскурсия и т.д.)

  • уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок, построенный на инициативе учащихся, урок — общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютерных технологий;

    1 стр., 360 слов

    О методах и принципах обучения иностранному языку

    ... обучения. Существует ли общая основа, на которой базируются все эти методики? Да, несомненно, в основе этих методик лежит ряд общих методических принципов, которые и необходимо соблюдать учителю , на ... следует ориентироваться на возраст и типологические психологические особенности обучаемых. На данный момент не существует универсального метода, так как эффективность того или иного метода зависит от ...

  • уроки с использованием игровых ситуаций: урок-игра, урок-пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, театрализованные представления и другие;

  • уроки творчества: урок-сочинение, урок-выпуск «Последние новости», «Это учит жизни», литературно-музыкальный урок, урок изобретательства, комплексно-творческий урок и другие;

  • традиционные уроки с новыми аспектами: урок-знакомство, урок-открытие, урок-консультация, урок-анализ, урок-лекция, урок-исследование, урок-семинар, урок -практикум, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-зачет и т. д.

Опыт работы и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Таким образом, педагоги, работающие в школе, должны разнообразить свои уроки, то есть проводить нестандартные уроки.

2.2.СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Если говорить о нестандартных уроках, то современному учителю нужно обязательно изучить и применять на своих уроках современные образовательные технологии, направленные на достижение требований ФГОС.

Это такие технологии:

Дифференцированное обучение определяется мотивами и планируемыми результатами обучения.

Учебная ситуация – это учебный процесс, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего исследования, совершают разнообразные учебные действия, преобразуют его. Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учётом возраста ребёнка, специфики учебного предмета, т.е.учебная ситуация гуманитарных наук качественно отличается от учебной ситуации точных наук типами формируемых умений; меры сформированности действий учащихся.

Главное в Мастерских не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы. Основная целевая ориентация заключается в том, чтобы предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей, закономерности мира.

Критериями оценки результативности технологии является: овладение учащимися общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников. Результаты: развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьника; овладение учащимися интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. принцип непрерывности (преемственность между всеми этапами обучения с учётом возрастных и психологических особенностей развития ребёнка);

    10 стр., 4992 слов

    «Творчество учителя и учащихся на х технологии»

    ... уроков технологии и проявление творчества детей в конкретной обстановке обусловил и выбор темы реферата Цель работы над рефератом – проанализировать повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе развития и творчества учащихся. Постараюсь как ... материал Инновационный педагогический опыт М.М.Поташник так охарактеризовал труд учителя: « Педагогический труд не творческим не бывает и ...

  2. принцип целостности (предполагает формирование учащимися системного представления о мире);

  3. принцип минимакса (школа предоставляет учащимся возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечивает усвоение на уровне государственного стандарта знаний);

  4. принцип психологической комфортности (создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на сотрудничество и развитие диалоговых форм общения);

  5. принцип вариативности (формирование учащимися способностей к систематическому выбору вариантов и осознанному принятию решений в ситуациях выбора);

  6. принцип творчества (приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности).

При написании доклада я изучила типологию уроков А. К. Дусавицкого и типологию уроков дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…». Дусавицкий определяет формирование того или иного учебного действия в следующей структуре учебной деятельности.

  1. Урок постановки учебной задачи.

  2. Урок решения учебной задачи.

  3. Урок моделирования и преобразования модели.

  4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.

  5. Урок контроля и оценки.

«Школа 2000…» рассматривает уроки деятельностной направленности по целеполаганию, которые можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;

  2. уроки рефлексии;

  3. уроки общеметодологической направленности;

  4. уроки развивающего контроля.

При построении уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения.

  • технология личностно ориентированного развивающего обучения. Особое значение отводится такому фактору развития, как субъективный опыт жизнедеятельности, приобретённый ребёнком.

Цели:

  • развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка;

    7 стр., 3201 слов

    Коллективная творческая деятельность: сущность и технологии реализации

    ... творческое дело разрабатывается коллективно в следующей последовательности: предварительная работа. Педагог продумывает варианты «дел», чтобы предложить их учащимся. Предложенная педагогом идея должна быть воспринята детским коллективом как собственная. Организуемая деятельность ... подготовке будущего учителя является освоение культуры планирования коллективной творческой деятельности. План педагога ...

  • максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребёнка;

  • помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Современный урок не может быть не личностно ориентированным. Особенно это касается уроков литературы. Учитель идёт рядом со своими учениками, открывает им тайны своего предмета, прислушиваясь к чувствам и мыслям юных читателей.

Технология «Метод проектов» меня в данный момент интересует больше всего. Мы все прекрасно понимаем и знаем, что выпускники основной школы в скором времени будут сдавать экзамен по предмету в новой форме: «ПРОЕКТ». Таким образом, перед учителем и учащимися стоит определённая цель: знать всё о проектной деятельности. Уроки, построенные на создание проектов – это тоже нестандартные уроки.

В основе этой системы лежат идеи американских учёных Дьюи, Лая, Торндайка и других. Они считают, что «с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая им выбрана свободно самим». Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни». Всё это говорит о том. Что под проектным методом подразумевается система действий педагога и учащихся по разработке проекта.

Учитель, решивший провести такой нестандартный урок, должен поставить перед собой такие цели:

  • создать условия, при которых учащиеся при изучении темы самостоятельно и охотно приобретут недостающие знания из разных источников. Учащиеся, в свою очередь, тоже ставят перед собой определённые цели. Например,

  • научиться пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивать у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, построения гипотез, обобщения);

  • развивать системное мышление.

Учитель, готовясь к такому уроку, должен помнить, что в центре внимания -ученик. «Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию». Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

18 стр., 8648 слов

Владение новыми музыкальными технологиями — необходимое ...

... работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения. Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, ... видов организации деятельности учащихся, педагогических средств должен превратится у учителя музыки в самоцель. Творя замысел урока, важно ...

2.3.

При подготовке и проведении нестандартных уроков учитель должен хорошо представлять структуру будущего урока, то есть знать основные этапы. Первый этап — подготовительный. В нём задействованы все участники образовательного процесса: и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявлял лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, презентации, сценические выступления и т.д. Рассмотрим подробнее эти этапы:

  1. Новые знания.

  2. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.

  3. Конструирование проблемной ситуации.

Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести учащихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».

Например, я на своих уроках очень часто использую такой приём, а именно: пишу на доске эпиграф из анализируемого произведения, определённой главы или эпизода, прошу учащихся высказать свою точку зрения по этому поводу. Но в данной записи должны быть такие слова или словосочетания, которые смогли бы нацелить школьников, чтобы они сами пришли к выводу, какая сегодня тема урока и какие проблемы они должны решить исходя из темы урока. Итак, на доске эпиграф:

Чему она так рада?

О чём она думает?

И чем она счастлива?

Л. Н. Толстой.

Примерные вопросы, которые можно задать учащимся:

  • Скажите, зачем нужен этот эпиграф? Обязателен ли он? ( необязателен, но он уточняет идею, помогает определить и «украсить» тему урока)

  • Что заключается в эпиграфе? Что он нам не позволяет ?(в эпиграфе заключается или опровергается идея сочинения, поднимается важная проблема

    13 стр., 6465 слов

    «Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки»Игровая ...

    ... игровых технологий; 4. выявить возможности использования игр на уроках музыки; Методы исследования : изучение и анализ теоретической литературы, обобщение, анализ и классификация. Глава I. Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки 1.1. Теоретические основы игровой деятельности ... учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения. В соответствии с целью работы ...

  • Узнаёте ли Вы эти слова? Кому они принадлежат? (князю Андрею, когда он был в Отрадном)

  • О ком говорит Андрей Болконский? О чём мы будем говорить сегодня с вами на уроке? (О Наташе Ростовой; Наташа Ростова на пути к счастью).

Замотивировать учащихся на урок можно и по-другому, всё зависит от желания и творчества учителя.

Например, учащимся можно предположить сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сопоставления учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

  1. Планирование действий.

Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы всё время управлять кораблём, «бороздящим просторы необъятного океана»». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приёмов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

  1. Планирование решений.

При планировании решения проблемы учителю необходимо, во-первых, сформулировать вывод по проблеме, к которому ученики смогут прийти сами, а роль преподавателя в этом случае – направлять. Во-вторых, школьники должны получить сведения не в готовом виде, они должны проявить инициативу, подобрать материал к уроку не только из учебника литература, но и заглянуть в другие источники, скажем, в Интернет. Рассмотрим начало урока литературы в 9 классе на тему: «Жизнь есть воспитание». Форма урока: литературная композиция, посвящённая изучению жизни и творчества В. А. Жуковского». При ответе на вопрос, что вы знаете о Жуковском-человеке и Жуковском-поэте, учащиеся, готовясь к данному уроку, должны дома самостоятельно решить эту проблему, то есть подобрать материал на сопоставление, сделать для себя открытие. В-третьих, готовясь к уроку, учителю нужно продумать ряд вопросов, на которые школьники могут ответить по-разному. Отсюда возникает диалог, дискуссия, что крайне необходимо при анализе художественного произведения. Такой диалог способствует развитию логики. Наконец, следует развивать у учащихся умения доказывать свою точку зрения, опираясь на текст или другие источники, в которых содержится ответ на поставленный вопрос. Также можно в течение урока составлять план, схему с опорными, ключевыми словами, которые в дальнейшем помогут школьнику выполнить творческую работу.

28 стр., 13835 слов

Организация исследовательской деятельности учащихся на х литературы ...

... работы является исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы, как процесс постижения авторского замысла (на примере повести И. С. Тургенева "Ася"). Предметом данной работы являются методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках ... он строит с учетом логики познавательной деятельности учащихся под руководством учителя. В системе методов Н.И. Кудряшева ...

  1. Планирование результата.

На каждом этапе урока учащиеся должны приходить к какому-то определённому выводу. Поэтому учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему? » или «Как вы пришли к данному выводу?».

  1. Оценка результатов.

Учащиеся на данном этапе урока могут оценить не только свою деятельность, но и деятельность одноклассников или группы, могут согласиться или не согласиться с оценкой, поставленной учителем или одноклассником, т. е. опротестовать, доказывая свою точку зрения.

  1. Планирование заданий на следующий урок.

Следует помнить, что вопросы, которые будут решаться, обсуждаться на уроке, должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работы.

Если говорить о подготовке урока по технологии «Метод проектов», то нужно учитывать деятельность каждого: учителя и учащихся. Рассмотрим таблицу «Системы действий учителя и учащихся».

Учащиеся обсуждают и принимают решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2.Выделение подтем и тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т. е. выбирает себе роль).

1.3

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

    1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задания для команд, отбор литературы

Если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением.

    1. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности. Это может быть видеофильм, альбом, презентация, литературная гостиная. Натуральные объекты и др.

  1. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

  1. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а затем во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

  1. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников, или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы.

  1. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельность детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Критерием оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что является более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Проектирование образовательного процесса, направленного на достижение требований стандарта, предполагает:

1. Анализ требований, предъявляемых к организации и содержанию как целостного учебного процесса, так и его отдельных компонентов;

2. Анализ существующих подходов к реализации ведущих компонентов, и прежде всего, как результатов анализа особенностей стандарта;

  • К способам реализации дифференцированного подхода в обучении,

  • К формам отношений в системе «учитель-ученик»,

  • К способам реализации деятельностного подхода,

  • К способам реализации контрольно-оценочной деятельности.

3.Изучение возможности интеграции в образовательном процессе с использование различных технологий, доказавших свою педагогическую эффективность.

Современный урок не может быть не интересным, не развивающим. Особенно это касается уроков литературы. Учитель идёт рядом со своими учениками, открывает им тайны своего предмета, прислушиваясь к чувствам и мыслям юных читателей, поэтому учитель, идущий на занятия к детям, должен тщательно выстраивать все основные этапы своего будущего урока.

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТОВ

В прошедшем учебном году я работала над такой темой образования: «Технологии, основанные на реализации проектной деятельности». В течение года мы с учащимися учились работать над созданием проектов. В основном это были работы по литературе.

Например, 5,6 и 8 классах были созданы такие проекты:

  1. Антоний Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»;

  2. А. С. Пушкин. По стихотворениям «Зимнее утро», «Узник».

  3. Н. С. Лесков. Сказ «Левша».

  4. В 8 классе литературно-музыкальная композиция «Души прекрасные порывы» и др.

Чтобы выполнить такую сложную работу, нужно знать все подготовительные этапы. Они следующие:

  • Определение цели деятельности

  • Определение задач деятельности

  • Составление плана действий, составление программы

  • Проверка программы на «реализуемость»

  • Выполнение программы

  • Предварительный контроль

  • Презентация продукта.

Учащиеся поделились на группы, выбрали формы своего будущего проекта и т. д. Первые шаги были неуверенными: учащимся нужно было подобрать понравившийся эпизод из произведения и сделать к нему рисунок. Затем задача усложнилась: создание презентаций. Следующий шаг – прописать в работе цель и задачи. Хотелось бы отметить одну группу, которая приготовила презентацию. Это была первая работа, которую высоко оценили учащиеся.

Смотри приложение №1

В 8 классе был разработан проект, приуроченный к филологической неделе. Подготовка была длительная, так как требовалось много времени, чтобы собрать нужный материал, воплотить затем задуманное.

Цель, поставленная учащимися, была достигнута, следовательно, все были удовлетворены результатом данной работы. Учащиеся получили качественно новый результат, выраженный в развитии познавательных и творческих способностей в учебно-познавательной деятельности.

Литературно-музыкальная композиция «Души прекрасные порывы».

Смотри приложение №2.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если желаешь идти в ногу со временем, быть настоящим профессионалом, учитель должен строить процесс обучения с учётом всех требований к современному уроку. Каждый учитель, работающий в школе, обязан помнить, что урок-главная составляющая часть образовательного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения учебного занятия. В творческой мастерской каждого преподавателя существует большое количество разнообразных приёмов и средств, позволяющих поддерживать высокий уровень преподавания. Время вносит свои коррективы в образовательный процесс, поэтому арсенал методических средств каждого учителя постоянно пополняется. Важным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями и внедрение их в свою практику. Нужно стремиться к творчеству, совершенствоваться, внедрять в свою практику новое, неизведанное. Главное – не бояться!

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/nestandartnyie-uroki-literaturyi/

  1. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р. И. Альбеткова. – М., 1991.

  2. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.

  3. Ильин Е. Н. Рождение урока. – М., 1986.

  4. Каков он, современный урок русского языка и литературы? ( Из опыта работы учителей Забайкальского края): пособие для учителя / сост. Н. Я. Нелюбова, Е. Б. Медникова. – Чита: ЗабКИПКРО, 2012.

  5. Литературное образование в сельской школе в контексте стандартов нового поколения: учебно-методическое пособие/ Г. М. Губова. –Чита: ЗабКИПКРО, 2012.

  6. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии6 инновации и традиции: конспекты уроков/ авт. Составитель Е. Н. Попова и др. – Волгоград6 Учитель, 2009.

  7. Педагогические мастерские по литературе. Кн. 1 и 2. СПб., 2000

  8. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.

  9. Эстетическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Под ред. М. Д. Таборидзе. – М., 1988

  10. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. ( Стандарты второго поколения) – ISBN 978-5-09-018580-6/

  11. Шрагина Л. И. Логика воображения. М.,2001. Современные требования к уроку литературы.