«Современная типология уроков литературы» методическая разработка по литературе

Курсовая работа

Урок традиционно считается первоосновой учебно-воспитательного процесса в школе, неиссякаемым источником получения учениками знаний. Кроме того, именно на уроке формируется человек завтрашнего дня. Говоря о модернизации школьного образования, мы часто забываем, что это не абстрактное понятие, а будничная, конкретная работа. Каждый день учителя, каждый его урок – это творческий поиск, решение вопросов: как сделать уроки и внеклассные мероприятия по-настоящему обучающими и в то же время интересными? Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной?

Профессию педагога иногда сравнивают с профессией актера. Как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Не надо бояться быть артистичными.

Если учитель что-то недооценит, ученики его не услышат, не поймут, не заинтересуются. И даже урок русской литературы может стать скучным и неинтересным при содержательном тексте, при грамотно составленных программах и ясно поставленных целях литературного образования.

Современное общество оказалось в новых социокультурных условиях, когда рушатся прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, деформируется личность молодого человека, стирается грань между добром и злом, красотой и уродством. В этих условиях колоссальный нравственный и эстетический потенциал литературы остается невостребованным молодым поколением, книга вообще уходит из жизни современного школьника. Чтение рассматривается чаще всего как принудительное учебное занятие.

Как же исправить такое положение вещей, как приобщить школьника к чтению и вернуть ему интерес к книге, без которой невозможно формирование личности? Как научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, сопереживая им, формировать собственную жизненную позицию? Литература, бесспорно, занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, речи, творческих сил, то есть играет главную роль в становлении эмоциональной, эстетической, нравственной культуры ученика. Поэтому во главу обучения сейчас поставлено развитие личности ученика, а литературное развитие – основа общего личностного развития человека.

Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков литературы, но всё большее значение приобретают необычные, творческие, нешаблонные уроки. Сюда входят уроки-диспуты, уроки-семинары, уроки-композиции, уроки-экскурсии, уроки игрового типа, пресс-конференции и многое другое. Любой урок, у которого есть что-то оригинальное, инновационное, классифицируется как нестандартный. Найти такую нестандартность становится для многих учителей важнейшей задачей.

19 стр., 9140 слов

«Лишние люди» в литературе. Тема «лишнего человека» в русской литературе

... с образом «лишнего человека» «Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Многие ... семьи, имеет хорошее образование. С ним всегда найдется общая тема для разговора. Он всегда знает все свежие новости, не стоит на месте. Постоянно ...

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более определенно обозначить типологии современного урока литературы и назвать наиболее эффективные классификации видов уроков в зависимости от их содержания, цели и методов проведения.

Целью данной работы является рассмотрение видов современного урока литературы как основной формы обучения.

В связи с целью исследования выделяются следующие задачи :

1) рассмотреть теоретические основы содержания и технологий урока литературы;

2) определить психолого-педагогические компоненты современного урока литературы;

3) рассмотреть урок как основную форму организации учебного процесса;

4) определить концепции, классификации, типологии и методику проведения современного урока литературы;

5) охарактеризовать воспитательную функцию современного урока литературы;

6) рассмотреть инновационные формы и виды уроков литературы;

7) определить методические возможности Интернет-ресурсов и приемы работы с ними на уроке литературы.

Задачи работы обусловили применение комплекса методов исследования:

1) теоретический;

2) социолого-педагогический;

3) наблюдение;

4) экспериментальный.

Предметом исследования явились сущность, структура и специфика современного урока литературы.

Объектом данного исследования явился процесс становления урока литературы в системе школьного литературного образования.


1. Урок литературы в современной школе: классификации, типологии, содержание, цели и методика проведения

1.1. Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Одна из важнейших проблем современной науки — это проблема типологии уроков. Помимо классификации уроков по основным дидактическим целям (изложение новых знаний, закрепление имеющихся знаний и навыков, повторение, проверка знаний) или по основным звеньям учебного процесса, авторы стремятся классифицировать уроки в зависимости от способа его проведения и методики его организации: уроки с разнообразными видами заданий, уроки-лекции, беседы, экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельных занятий, практических занятий. Но необходимо отметить, что в дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов уроков.

В методике преподавания литературы исследованы классификация, содержание, структура урока, его нравственное и эстетическое воздействие на учащихся, роль в нем проблемной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, специфика урока литературы, его творческий, эмоциональный характер, возможности интеграции предметов, виды и формы урока. Кроме этого, поставлены как теоретические проблемы урока (типология, классификация, структура урока, его воспитательная направленность, роль в нем учебной ситуации, место урока в системе развивающего обучения, взаимодействие методов обучения на уроке), так и задачи конкретной реализации положений педагогической науки. В первую здесь очередь следует назвать труды В.В. Голубкова и Н.И. Кудряшева. Кроме того, эта проблема нашла отражение в работах Н.А. Станчек, Н.К. Силкина, в учебных трудах под редакцией Н.О. Корста, Т.Ф. Курдюмовой, В.В. Трофимовой, Н.А. Демидовой, О.Ю. Богдановой, в работах Г.И. Беленького, Л.Н. Лесохиной, Л.С. Айзермана, Т.С. Зепаловой, Н.Я. Мещеряковой, Е.Н. Ильина и других.

В методике преподавания литературы типология с определением места урока в системе уроков по изучению темы, раздела была разработана В.В. Голубковым. Это вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ произведения, итоговые уроки. Классификация В.В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока.

Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков.

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

Тип урока

Вид урока

по основной дидактической цели

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

по основному способу их проведения

  • беседы;
  • лекции;
  • экскурсии;
  • киноуроки;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • лабораторные и практические работы;
  • сочетание различных форм занятий.

по основным этапам учебного процесса

  • вводные;
  • первичного ознакомления материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных правил на практике;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные или комбинированные.

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним из элементов типологии по основным этапам учебного процесса, подразделяются на следующие виды: уроки устного опроса; письменного опроса; зачеты; лабораторные и практические работы; самостоятельные и контрольные работы; сочетание разных видов. Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными имеющиеся типологии. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно — культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.

В качестве примеров другого подхода к типологии уроков форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

  • Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок-творческий отчет и т.д.
  • Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
  • Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
  • Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.
  • Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.
  • Игровые уроки: урок — деловая игра, урок — ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.
  • Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.

Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию – стремление более полно охватить современные формы и виды организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться.

К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одной типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков.

Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.

2. Нестандартные и инновационные виды уроков литературы

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения.

С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям; ситуация не улучшилась и сегодня. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе.

Путей повышения интереса школьников к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков. Использование нестандартных форм проведения уроков литературы смогут решить многие проблемы, встающие перед учителем при изучении произведений художественной литературы: развивают речь, активизируют мыслительную деятельность, то есть помогают решить многие учебные задачи, которые стоят перед учителем-словесником при обучении.

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени.

Пришло время отойти от общепринятых норм, искать новые методы и приёмы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

2.1. Виды и формы нестандартных уроков по литературе

Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:

  • Урок-«погружение»
  • Урок-деловая игра
  • Урок-пресс-конференция
  • Урок-соревнование
  • Театрализованный урок
  • Урок с групповыми формами работы
  • Урок-взаимообучение
  • Компьютерные игры
  • Урок-творчество
  • Урок-консультация
  • Урок-аукцион
  • Урок, который ведут школьники
  • Урок-зачет
  • Урок-сомнение
  • Урок-творческий отчет
  • Урок-формула
  • Урок-конкурс
  • Бинарный урок
  • Урок-обобщение
  • Урок-фантазия
  • Урок-игра
  • Урок-«суд»
  • Урок поиска правды
  • Урок-лекция «Парадоксы»
  • Урок-концерт
  • Урок-диалог
  • Урок — «следствие ведут знатоки»
  • Урок-ролевая игра
  • Урок-конференция
  • Урок-семинар
  • Интегральный урок
  • Урок — «круговая тренировка»
  • Межпредметные уроки
  • Урок-экскурсия
  • Урок-игра «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»

В число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.

Это можно увидеть по следующей схеме:

Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя

Вступительные занятия. Уроки изучения нового.

Урок-лекция.

Урок-исследование.

Урок-устный журнал. Урок-прессконференция

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков с разными путями анализа.

Урок-деловая игра.

Урок-путешествие.

Урок с групповыми формами работы.

Урок-конкурс.

Урок-суд.

Развитие языка учеников.

Контроль знаний, умений и навыков.

Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний.

Урок-зачет.

Урок-семинар.

Урок-творческий отчет.

Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.

«Педагогическая деятельность – творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами» [1] .

У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология – правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

5. Определить формы контроля учебной деятельности школьников.

6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.

7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.

Цели нестандартных уроков:

  • ввести учащихся в мир прекрасного, приобщая их к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей;
  • научить понимать художественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активное отношение к действительности, идейно-нравственные позиции, эстетические вкусы, взгляды, потребности, высокую общую и читательскую культуру;
  • воспитывать читателя и «через» читательские качества и с их помощью формировать всесторонне развитую личность.

Феномен нестандартного урока – это объективное проявление чётко выраженной тенденции развития классно-урочной системы в современной школе, когда собственно урок как форма учебных занятий перестаёт занимать монопольное положение и наряду с ним всё шире применяются другие формы.

Это обусловлено рядом причин, главная из которых состоит в том, что урок, несмотря на кажущуюся универсальность, имеет всё же ограниченные возможности: опираясь лишь на него, недостаточно эффективно удаётся развить творческие способности учащихся, обеспечить надлежащий уровень формирования обще учебных умений, использовать возможности для развития монологической речи школьников, организовать различные формы общения.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.

2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке.

3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.

4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.

5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.

6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.

7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Ценность методики заключается в том, что эти уроки:

  • делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;
  • способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;
  • благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;
  • развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;
  • проявляют интерес к предмету, любознательность;
  • организуют связь с другими видами искусства.

Уроков такого характера уже столь много, что требуется определённая систематизация их. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Но уже сейчас следует выделить характерные группы:

1. Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок-дуэль, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).

2. Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок-парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).

3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок-рецензия, урок-мозговая атака).

4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок-цирк, урок-заседание учебного совета, урок-патентное бюро).

5. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок-заочная экскурсия, урок-литературная прогулка, урок-литературная гостиная, урок-путешествие в прошлое).

6. Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок — подарок от Хоттабыча).

7. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).

8. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

Всё это способствует повышению эффективности преподавания литературы, достижению поставленных целей, высокой результативности в обучении.

2.2. Новые виды уроков литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/sovremennyiy-urok-literaturyi-2/

Развитию у учащихся положительного отношения к литературе способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.

Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников (в том числе ими самими, взаимопроверками, обучающими устройствами, учителем), тем интереснее им работать.

Однако систему контроля знаний, умений и навыков необходимо сделать более гибкой, разнообразной, позволяющей разглядеть в каждом ученике личность яркую талантливую. Для этого необходимо подойти к составлению контрольных заданий по литературе творчески, чтобы учащиеся на практике убедились в том, что интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять их. Безусловно, необходимо писать и изложения, и сочинения, и диктанты… Но вот психологический комфорт учащимся позволит испытать, например, зачёт в форме спектакля или контрольная работа, которая представляет собой ассоциативный кроссворд. Ученик, выступающий в роли экскурсовода на обобщающем уроке – сюжетно-ролевой игре, например, «Путешествие в музей морфологии», восхищает своими познаниями не меньше, чем ученик, безупречно выполнивший тест. Такая работа приносит удовольствие, побуждает мыслить и творить.

Каждый преподающий литературу знает, что, вряд ли можно серьезно говорить о произведении с учеником, если оно не прочитано. Естественно, знание текста должно оцениваться и, более того, служить основой для зачетной оценки. Уроки-зачеты по тексту художественного произведения могут иметь разные формы: письменные работы с элементами опережающего анализа, письменные задания, основанные на интересе к художественной детали, а также уроки-«путешествия», «урок-игра, «урок-викторина», «урок-конкурс на лучшего читателя».

Зачет по принципу «вертушки». Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников).

В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить).

«Ассоциативный кроссворд». Само по себе включение в структуру уроков литературы составления и отгадывания кроссвордов, сканвордов, чайнвордов вряд ли можно назвать новаторским приёмом: учителя-словесники уже давно используют их в свое практике. Однако предлагаемый вариант оптимален для проверки фактического материала по теме (чаще всего это очерк жизни и творчества писателя, вводные уроки).

Учитель вписывает в клеточки подготовленной решётки слова, которые имеют отношение к данной теме: названия произведений, фамилии героев, круг общения писателя, ключевое слово из цитаты, названия журналов в которых публиковались произведения писателя и т.д. Слово вписывается без пробелов, только по горизонтальным или вертикальным линиям без пробелов, а сама контрольная работа напоминает тайнопись: вся решётка заполнена буквами, которые на первый взгляд не образуют слова. Но достаточно найти хотя бы одно знакомое слово, зачеркнуть его карандашом, а потом уже не представляет труда найти остальные. Но самое главное ребята должны дать им толкование, объяснить свои литературные ассоциации.

В качестве приемлемых и продуктивных форм контроля можно использовать литературные и сюжетно-ролевые игры, а также зачётные спектакли, в которых каждому ученику отводится особая роль, пусть это даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя. Для того чтобы справиться даже с этой ролью, необходимо текстуальное ознакомление с художественным произведением (не по экранизации или сборнику «Все произведения школьной программы в кратком изложении»), внимание к художественной детали, авторским ремаркам. Такие формы интересны не только на уровне идеи, но и на уровне её воплощения.

«Суд». Вместо обобщающего урока можно устраивать целые суды над темой. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые «улики» данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся.

Желательно вслух или жестом отмечать каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Для этого надо заблаговременно вывесить на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорить с учащимися, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

Таким образом, учителю который хочет, чтобы его ученики не только многому научились, но и полюбили его предмет, целесообразно использовать в своей работе наряду с традиционными и нетрадиционные виды и формы уроков литературы, контроля и оценки знаний учащихся, которые усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса.


Заключение

Итак, урок литературы в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приемы и инновационные технологии.

Вместе с тем не перестает быть актуальным и вопрос о необходимости формирования творческой личности учащегося. В современных психолого-педагогической и методических науках эта проблема решается в разных направлениях: исследованиями развития познавательной деятельности, образного мышления и интеллектуальной активности школьников. Эти аспекты широки и многогранны и, безусловно, заслуживают внимания. Из стандартно мыслящего ученика может вырасти талант в том случае, если его учителями будут педагоги с творческим потенциалом.

Литература – главный, если не единственный школьный предмет, который целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на формирование внутреннего мира школьника. Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни, литература остается стержневой учебной дисциплиной, которая последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько объекта изучения, сколько субъекта — инструмента воздействия на «тайное тайных», на душу читателя.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.

В дидактике и частных методиках нет единого принципа классификации типов уроков. Существует много различных классификаций современного урока литературы. При определении содержания и структуры современного урока литературы важно его психологическое наполнение. Нужно обратить внимание на память, восприятие, мышление, эмоциональную сферу учащихся и внимание.

Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения на одно художественное явление. Замечательно, если учитель проводит интегрированные уроки с искусством, историей, музыкой, факультативными курсами.

На совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе.

Опыт работы словесников доказывает необходимость и эффективность использования при организации урока литературы и определении его содержания Интернет-ресурсов, мультимедиаматериалов.

Таким образом, современный урок литературы является не только звеном в учебном процессе, но превращается в высокотехнологический процесс.

В рамках данной работы невозможно сделать исчерпывающий и окончательный анализ методики проведения уроков литературы всех типов. Но предложенные в работе формы проведения уроков являются необходимыми в системе современного обучения литературе. Обозначенная типология урока имеет принципиальное значение для изучения современной русской литературы с ее эстетическими, философскими, нравственными проблемами, близкими и понятными современному школьнику. Именно на таком материале можно достичь наибольшего методического эффекта всех форм и видов современного урока литературы.


Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/sovremennyiy-urok-literaturyi-2/

  1. Абашев, В.А. Литературные экскурсии / В.А. Абашеев // Филолог. фак-тет Пермского гос. пед. ун-та. — 2002. — № 1. — С.10-15.
  2. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова — М.: Наука, 1991. — 135 с.
  3. Андреев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Андреев. — Казань: Наука, 2000. — 608 с.
  4. Антипова, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие / А.М. Антипова. — М.: Флинта, Наука, 2003. — 264 с.
  5. Берхин, Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы / Н.Б. Берхин. // Советская педагогика. — 1989. — № 3. — С.29-33.
  6. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. — 2008. — № 3. — С.48-50.
  7. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. — М.: Дрофа, 2006. — 172 с.
  8. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 386 с.
  9. Иванов, С.В. Дидактические правила успешного ведения урока / С.В. Иванов. — Воронеж: Коммуна, 1957. — 23 с.
  10. Иванов, С.В. Типы и структура урока / С.В. Иванов — Воронеж: Коммуна, 1952. — 152 с.
  11. Иванова, Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы / Ю.В. Иванова // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. — Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2007. — С.40-42.
  12. Ильина, Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. — М.: Просвещение, 1969. — 349 с.
  13. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки / П.Ф. Каптерев. — М.: Педагогика, 1984. — 435 с.
  14. Качурин, М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М.Г. Качурин. — М.: Наука, 1988. — 154 с.
  15. Кириллова, Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения: учебное пособие / Г.Д. Кириллова. — Л.: ЛПГУ, 1976. — 147 с.
  16. Колокольцев, Е.Н. Искусство на уроках литературы / Е.Н. Колокольцев — Киев: Вища школа, 1991. — 78 с.
  17. Коновалова, Л.И. Устное словесное рисование в 4 классе / Л.И. Коновалова // Литература в школе, 1984. — № 3. — С.32-35.
  18. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценеина. — Воронеж: Коммуна, 2001. — 9 с.
  19. Культура современного урока / под ред. проф. Н.Е. Щурковой. — М.: Российская педагогика, 1997. — 91 с.