«Лишние люди» в литературе. Тема «лишнего человека» в русской литературе

Сочинение

Русская литература наделила мировое словесное искусство разноплановыми подходами к пониманию художественного образа, одним из которых является понятие «лишнего человека».

«Лишние люди» появляются в отечественной литературе в XIX веке. Их мы можем встретить у М.Лермонтова, А. Пушкина, И. Тургенева и др. Каждый из классиков вкладывал в этот образ свое понимание и создавал неповторимый характер героя. Однако общие черты в понятии «лишнего человека» присутствуют.

«Лишним человеком» в литературе в XIX веке принято характеризовать человека интеллигентного, образованного, одаренного, как правило, дворянина, но из-за определенных обстоятельств вступившего в конфликт с обществом. По этой причине он испытывает страдание, поиск смысла жизни не приводит к успеху, жизнь разменивается на нестоящие того хлопоты, понимание между ним и миром не налаживается. Общество не понимает его взглядов, он не принимает тенденции социума – круг замыкается. Литературный герой теряется в омуте событий, окружающих его, и исход его печален: в расцвете жизненных сил он погибает.

В литературе образ человека, вступившего в неразрешимый конфликт с обществом, появился не случайно. Общественно-политические события того времени наложили отпечаток на жизнь каждого человека и государства в целом. Новые государственные реформы, смена старого режима правления на соответствующий требованиям времени, революционные настроения – всё переворачивает неподготовленное сознание передового дворянина.

Такие жизненные перипетии мы можем встретить в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Одноименный персонаж – Онегин – богемный любимец, пресытившийся светской, а по сути, пустой, жизнью. Из-за понимания, что жизнь нужно изменить, но отсутствия способности и желания это делать, Онегин исчезает из поля зрения читателя. Именно этот характер В. Белинский охарактеризовал как «национальный».

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также иллюстрирует образ «лишнего человека» — фаталиста Г. Печорина. Печорин в поисках смысла жизни не только не дает ответ на интересующие его вопросы, — вся его жизнь приносит страдания окружающим. Он не боится играть с судьбой, но такие шутки рискованны, и результат их определён.

Евгений Базаров из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» — классический представитель исследуемого образа. Человек с безупречным образованием, задатками декабриста, понимает общественные проблемы как свои собственные. Попытки разрешить противоречия «старого» общества и молодежи безрезультатны. Герой становится обузой общества, отвергается им навсегда.

3 стр., 1186 слов

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА — ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

... жизни и не нашед­ший истинного назначения и потому обреченный на одиночество. На этой странице искали : сочинение на тему евгений онегин главный герой романа сочинение евгений онегин евгений онегин главный герой романа сочинение сочинение на тему евгений онегин лишний человек история онегина ... доступны Онегину, но задавлены в нем его окружением, воспитанием и условиями жизни. Образ Онегина, сложный ...

Таким образом, в отечественной литературе прочно закрепился тип «лишнего человека». Активные, революционно настроенные представители дворянства, борющиеся за лучшую жизнь, но не понимающие пути её достижения, и в итоге, терпящие трагическое поражение – такими в общих чертах мы видим этих героев.

Кто ввел этот термин?

«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.

Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.

Вариант 2

В современном мире выражение «лишний человек» стало очень популярным. Общество устанавливает свои рамки и законы, под которые походит не каждый человек. Люди с иными взглядами и другим мировоззрением становятся неугодными и непокорными бунтовщиками. Их никто не хочет понимать. Сердца лишних людей переполнены горечью, пустотой и одиночеством. Очень часто они сами не могут объяснить причину своих поступков.

Общепринятый термин появился в литературе только в девятнадцатом веке. Первоначально подобное выражение было использовано Иваном Сергеевичем в работе «Дневник лишнего человека». Ранее Александр Сергеевич использовал подобное понятие в своих черновиках. Евгений Онегин был ярким примером представителей этой группы людей.

Каждый автор описывал своего героя соответственно времени, в котором жил персонаж. Общество меняется, устои и правила становятся другими. Однако, всегда есть люди, которым суждено стать изгоями. Мало кто задумывается каково им живётся среди чужих людей. Лишние люди нигде не могут найти себе места. Они очень одиноки. Мало кого волнует этот факт. Когда людям хорошо, они не задумываются об обездоленных.

Люди оказывались за бортом, если имели своё собственное мнение, противоречащие общепринятым правилам. Мотивы, правота, жажда справедливости не способны убедить большинство. Общество имеет свою правду и не желает принимать другую позицию. Духовный кризис общества отправлял за борт всё больше людей. Они признавались непокорными и бунтовщиками. После чего подвергались всеобщему игнорированию.

Порой лишнему человеку может казаться, как будто его уже не существует. Человека может преследовать чувство, что его заживо похоронили. Теперь люди спокойно живут без него и не чувствуют ни капли грусти и сожаления.

Ярким примером лишнего человека является Евгений Онегин. Герой – выходец из богатой семьи, имеет хорошее образование. С ним всегда найдется общая тема для разговора. Он всегда знает все свежие новости, не стоит на месте. Постоянно посещает балы. Он ничем не отличается от других представителей аристократии. Однако, в его сердце одна пустота. Повседневные развлечения надоели герою. Он предпринимает множество попыток, чтобы заполнить пустоту, но у него ничего не выходит. От этого герой начинает заниматься бессмысленными действиями, которые затрагивают окружающих людей. Онегин разбивает сердце Татьяне. Своим поведение Онегин вызывает у людей отвращение. Все от него отстраняются, а он не знает, как выбраться из внутреннего плена.

3 стр., 1249 слов

Судьба главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин

... людьми и Богом (брак скреплялся венчанием в церкви), Татьяна отвергает любовь Онегина. В нравственном плане Татьяна превосходит Онегина. Татьяна Ларина — милый идеал автора, героиня, которая открывает в русской литературе ... самому решать, какой будет дальнейшая судьба героев. Пушкин проводит в романе мысль о необходимости ... утешался; Изменят – рад был отдохнуть. Чем меньше женщину мы любим, Тем легче ...

Лишних людей не устраивает естественный ход вещей. Они и сами не могут объяснить, что им не так. Отчаянные попытки что-то исправить только усугубляют положение. Общество же воспринимает их как глупых и странных людей.

Другие сочинения: ← Революция в романе Доктор Живаго Пастернака↑ ДругиеГерои романа Два капитана Каверина →

Примеры

«Лишние люди» в литературе – это персонажи, введенные автором в чуждую для них среду. Они в меру образованны, но их знания бессистемны. «Лишний человек» не может быть глубоким мыслителем или ученым, но он обладает «способностью суждения», даром красноречия. И главный признак этого литературного персонажа – пренебрежительное отношение к окружающим. В качестве примера можно вспомнить пушкинского Онегина, избегающего общения с соседями.

«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять.

Литература для всех , Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики

XIXв.

При всем многообразии литературных типов в русской классике 19 века ярко выделяется образ скучающего героя. Зачастую его соотносят с образом «лишнего человека»

«Лишний человек», «лишние люди» – откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Многие литературоведы полагают, что он был придуман А.И. Герценым. По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя лишним: «Онегин как нечто лишнее стоит».

Помимо Онегина, многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу «лишнего человека» относят Печорина, героев романов И.С.Тургенева Рудина и Лаврецкого, а также Обломова И.А.Гончарова.

Каковы же основные тематические признаки этих персонажей, «лишних людей»? Это прежде всего личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие. Ею не принимаются предлагаемые обществом «правила игры», характерно неверие в возможность что-либо изменить. «Лишний человек» – личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом. Это также герой, безусловно, неблагополучный в отношениях с родителями, да и несчастный в любви. Положение его в обществе неустойчиво, содержит противоречия: он всегда хоть какой-то стороной связан с дворянством, но – уже в период упадка, о славе и богатстве – скорее память. Он помещен в среду, так или иначе ему чуждую: более высокое или низкое окружение, всегда присутствует некий мотив отчуждения, не всегда сразу лежащий на поверхности. Герой в меру образован, но это образование скорее незавершенное, бессистемное; словом, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со «способностью суждения» делать скорые, но незрелые заключения. зачастую внутренняя опустошенность, скрытая неуверенность. Часто – дар красноречия, умения в письме, ведение записей или даже писание стихов. Всегда некоторая претензия быть судьей своих ближних; оттенок ненависти обязателен. Словом, герой – жертва жизненных канонов.

2 стр., 924 слов

СЕСТРЫ ЛАРИНЫ В РОМАНЕ ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН А. С. ПУШКИНА

... лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь... А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» создал целую ... связала свою дальнейшую жизнь. История жизни матери Ольги и Татьяны Лариных представляет собой печальный ... мечтаний. В Онегине Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах. ... в чувствах Ольги. И на самом деле «не долго плакала она», очень быстро образ человека, ...

Роман «Евгений Онегин»

  • произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет – с мая 1823 года по сентябрь 1830.

Пушкин, в процессе работы над романом, ставил перед собой задачу продемонстрировать в образе Онегина «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». И уже в первой главе писатель отмечает социальные факторы, обусловившие характер главного героя. Это принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни в течение восьми лет. Жизнь «свободного» дворянина, не обремененного службой, – суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами, – укладывается в один утомительно длинный день..

Словом, Онегин в ранней юности – «забав и роскоши дитя». Между прочим, на этом жизненном отрезке Онегин – человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но все же вполне обычный, покорно следующий за светской «чинною толпой». Единственное, в чем Онегин «истинный был гений», что «знал он тверже всех наук», как не без иронии замечает Автор, была «наука страсти нежной», то есть умение любить не любя, имитировать чувства, оставаясь холодным и расчетливым.

Первая глава – переломный момент в судьбе главного героя, который сумел отказаться от стереотипов светского поведения, от шумного, но внутренне пустого «обряда жизни». Тем самым Пушкин показал, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность, способная свергнуть «бремя» светских условностей, «отстать от суеты».

Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом деревенских помещиков – только на первый взгляд кажется «причудой», вызванной сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой». Это новый этап жизни героя. Пушкин подчеркивает, что этот конфликт Онегина, «онегинская неподражательная странность» стала своеобразным выразителем протеста главного героя против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. А пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности: в Петербурге и в деревне он усердно читает, пробует писать стихи. Этот его поиск новых жизненных истин растянулся на долгие годы и остался незавершенным. Очевиден и внутренний драматизм этого процесса: Онегин мучительно освобождается от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – полноправный хозяин собственной жизни. Но это только иллюзия. В Петербурге и в деревне ему одинаково скучно – он так и не может преодолеть в себе душевную лень и зависимость от «общественного мнения». Следствием этого стало то, что лучшие задатки его натуры были убиты светской жизнью. Но героя нельзя считать только жертвой общества и обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Но отказавшись от праздности и суеты света, увы, не стал деятелем, а остался всего лишь созерцателем. Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями главного героя.

2 стр., 665 слов

Странные люди Чацкий, Онегин, Печорин (по произведениям А.С. ...

... Онегин понимал все несовершенство окружающего его мира, но не предпринимал никаких попыток борьбы. В этом главное его отличие от Александра Чацкого. Григорий Печорин ... действительности он не похож на обычного дворянина холодным умом, неудовлетворенностью своей жизнью и настойчивым желанием изменить ... науки и путешествия его не прельщают. Главные герои всех произведений не столько герой, сколько жертвы ...

Для писателей, уделявших своим творчеством внимание теме «лишнего человека», характерно «испытывать» своего героя дружбой, любовью, дуэлью, смертью. Не стал исключением и Пушкин. Два испытания, которые ожидали Онегина в деревне, –испытание любовью и испытание дружбой – показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождение от ложных предрассудков и мнений. В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. И нельзя винить героя за то, что он не ответил на любовь Татьяны: сердцу, как известно, не прикажешь. Другое дело, что Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка. В подтверждение этому скажу, что еще в первой главе Пушкин отметил в главном герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. И именно эта душевная диспропорция и стала причиной несостоявшейся любви Онегина и Татьяны. Испытание дружбой Онегин также не выдержал. И в этом случае причиной трагедии стала его неспособность жить жизнью чувства. Недаром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает: «Он мог бы чувства обнаружить, / А не щетиниться, как зверь». И на именинах Татьяны, и перед дуэлью с Ленским Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», «заложником светских канонов», глухим и к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная «светская злость», а дуэль – следствие равнодушия и боязни злоязычия закоренелого бретера Зарецкого и соседей-помещиков. Онегин и сам не заметил, как стал пленником своего старого кумира – «общественного мнения». После убийства Ленского Евгений изменился просто кардинально. Жаль, что только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств.

В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить себя, понять, сколь бесплодно и много растратил он времени и сил в пустых утехах.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился, в нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим очень напоминает Ленского).

Он впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. И, как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь уже разум был побежден – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». Однако в тексте напрочь отсутствуют итоги духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Значит, Онегин опять не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между разумом и чувством.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Ему, как отмечал Писарев, только и остается, что «махнуть рукой на скуку светской жизни, как на неизбежное зло». Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством, невостребованностью. Говоря словами Герцена, «Онегин… лишний человек в той среде, где он находится, но, не обладая нужной силой характера, никак не может вырваться из нее». Но, по мнению самого писателя, образ Онегина не закончен. Ведь роман в стихах по существу завершается такой постановкой вопроса: «Каким будет Онегин в дальнейшем?» Сам Пушкин оставляет характер своего героя открытым, подчеркнув этим саму способность Онегина к резкой смене ценностных ориентиров и, замечу, определенной готовностью к действию, к поступку. Правда, возможностей для реализации себя у Онегина практически нет. Но роман не отвечает на вышепоставленный вопрос, он его задает читателю.

7 стр., 3412 слов

Евгений Онегин — энциклопедия русской жизни

... жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху». Посмотрите эти сочинения Почему Онегин обречен на одиночество? (сочинение) Роман ... все слои русского общества начала ... Онегина и Татьяны Лариной (сочинение) «Евгений Онегин» — широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление — дать образ героя ...

Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,

явил собой тип «лишнего человека». Перед читателем предстает снова скучающий герой, но он отличается от Онегина.

У Онегина – равнодушие, пассивность, бездействие. Не то Печорин. «Этот человек не равнодушно, не апатически несет страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях». Печорину свойственны яркий индивидуализм, мучительный самоанализ, внутренние монологи, умение беспристрастно оценить себя. «Нравственный калека», – скажет он о себе. Онегин же просто скучает, ему присущи скептицизм и разочарование. Белинский как-то о, а «Онегин – скучающий». И в какой-то мере это так.

Печорин от скуки, от неудовлетворенности в жизни ставит эксперименты и над собой и над людьми. Так, например, в «Бэле” Печорин ради обретения нового духовного опыта не задумываясь жертвует и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой. В «Тамани” он позволил себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов” и заставил их бежать, бросив дом, а заодно и слепого мальчика.

В «Княжне Мери” Печорин вмешивается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем врывается в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой” другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! Размышления Печорина в «Фаталисте” о вере и безверии относятся не только к трагедии одиночества современного человека в мире. Человек, утратив Бога, утратил главное — моральные ориентиры, твердую и определенную систему нравственных ценностей. И никакие эксперименты не дадут Печорину радости бытия. Уверенность может дать только вера. А глубокая вера предков утрачена в век Печорина. Утратив веру в Бога, герой утратил и веру в себя — в этом его трагедия.

Удивительно, что Печорин, понимая все это, в то же время не видит истоков своей трагедии. Он размышляет следующим образом: «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого…” Получается, что весь мир, окружающий Печорина, построен на законе духовного рабства: мучают, чтобы получить удовольствие от страданий другого. И несчастный, страдая, мечтает об одном — отомстить обидчику. Зло порождает зло не само по себе, но в мире без Бога, в обществе, где попраны нравственные законы, где только угроза юридического наказания как-то ограничивает разгул вседозволенности.

2 стр., 626 слов

Печорин – «герой нашего времени»?

... ли считать Печорина героем своего времени? Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая ... сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное ... Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь ... Печорин – типичный представитель своего поколения Общественная обстановка Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь ...

Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла, испарилась, умерла”. Он «сделался нравственным калекой” — вот истинная трагедия и наказание Печорина.

Печорин – личность противоречивая, да он и сам это понимает: «…у меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречие становится формулой существования героя: он сознает в себе «назначенье высокое» и «силы необъятные» – и разменивает жизнь в «страстях пустых и неблагодарных». Вчера он перекупил ковер, который понравился княжне, а сегодня, накрыв им свою лошадь, не спеша провел ее мимо окон Мери… Остаток дня осмысливал «впечатление», которое произвел. И на это уходят дни, месяцы, жизнь!

Печорин, к сожалению, так и остался до конца жизни «умной ненужностью». Таких людей, как Печорин, создавали общественно-политические условия 30-х годов XIX века, времена мрачной реакции и полицейского надзора. Он по-настоящему живой, одаренный, смелый, умный. Его трагедия – это трагедия деятельного человека, у которого отсутствует дело. Печорин жаждет деятельности. Но возможностей применить эти свои душевные стремления на практике, реализовать их, у него нет. Изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества толкает его на разного рода авантюры ( «Бэла», «Тамань», «Фаталист»).

И в этом трагедия не только этого героя, но и всего поколения 30-х годов: «Толпой угрюмою и скоро позабытой, / Над миром мы пройдем без шума и следа, / Не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда…». «Угрюмою»… Это толпа разобщенных одиночек, не связанных единством целей, идеалов, надежд…

«Обломова».

Его центральный герой, Илья Ильич Обломов – скучающий барин, лежащий на диване, мечтающий о преобразованиях и счастливой жизни в кругу семьи, но ничего не делающий чтобы воплотить мечты в действительность. Несомненно, Обломов – порождение своей среды, своеобразный итог социально-нравственного развития дворянства. Для дворянской интеллигенции не прошло бесследно время существования за счет крепостных крестьян. Все это породило леность, апатию, абсолютную неспособность к активной деятельности и типично сословные пороки. Штольц называет это «обломовщиной».

Критик Добролюбов в образе Обломова увидел прежде всего социально-типическое явление, а ключом к этому образу считал главу «Сон Обломова». «Сон» героя не совсем похож на сновидение. Это достаточно стройная, логичная, с обилием подробностей картина жизни Обломовки. Скорее всего, это не собственно сон, с характерной для него алогичностью, а условный сон. Задача «Сна», как отмечал В.И.Кулешов, дать «предварительную историю, важное сообщение о жизни героя, его детстве… Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой… получает возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась». Каково же детство Обломова? Это безоблачная жизнь в усадьбе, «полнота удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения».

А намного ли отличается она от той, которую ведет Обломов в доме на Гороховой улице? Хотя Илья готов внести в эту идиллию некоторые изменения, основы ее останутся неизменными. Ему совершенно чужда жизнь, которую ведет Штольц: «Нет! Что из дворян делать мастеровых!». Он совершенно не сомневается в том, что крестьянин должен всегда работать на барина.

12 стр., 5747 слов

Базаров – «лицо трагическое» по литературе 10 класс

... не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит… Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ...

И беда Обломова прежде всего в том, что жизнь, которую он отвергает, сама не принимает его. Обломову чужда деятельность; его мировоззрение не позволяет ему адаптироваться к жизни помещика-предпринимателя, найти свою стезю, как это сделал Штольц. Все это делает Обломова «лишним человеком».

Причины возникновения

Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.

Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть. Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.

Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение.

Как уже было сказано, понятие «лишний человек», первым в литературу ввел Пушкин. Однако этот термин несколько размыт. Персонажи, находящиеся в конфликте с социальным окружением, встречались в литературе и ранее. Главный герой комедии Грибоедова имеет черты, присущие этому типу персонажей. Можно ли сказать, что Чацкий является примером «лишнего человека»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует сделать краткий анализ комедии.

«Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой»

Для общества и литературы в особенности характерен поиск образа «героя нашего времени» — выразителя идей и взглядов поколения. Так, «лишний человек» появился в русской литературе первой половины XIX века как отражение кризиса общественной системы и духовной жизни в николаевской России. В типе «лишнего человека» выразилось уныние и потеря нравственных идеалов передового дворянства после поражения восстания декабристов. Главные черты данного образа: отвержение общества, отчужденность от родной среды, душевная усталость, разочарование в жизни, проведение времени за праздными развлечениями как способ развеять скуку.

История «лишних людей» в русской литературе начинается с Евгения Онегина, героя одноименного романа А.С. Пушкина. Евгений пресыщен жизнью, резко ощущает свою невостребованность и уже не ищет смысла существования. Затем в русской литературе появляется «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и Григорий Печорин, наделенный зачастую жестоким скептицизмом и не желающий вести мелкую и суетную жизнь. Тургеневский же персонаж Рудин остается чужим и в любви, и на военной службе, и на государственном поприще.

Однако в литературе 1850-1860-х годов на смену «лишнему человеку» сороковых годов приходят люди уже новой эпохи с иным восприятием мира и пространства, и одним из главных героев этого времени становится Евгений Базаров — нигилист как философ. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

3 стр., 1146 слов

Евгений Базаров, герой или антигерой

... человек в ней - работник». Базаров не способен любить природу; по-моему, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений ... Но разве так можно?? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если ... расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках ...

Характерные черты внутреннего мира Евгения Базарова зафиксированы уже в первой сцене его описания через мелкие детали одежды и внешнего облика. Красная рука (глава 2) указывает на профессиональные медицинские работы (этой руке затем противопоставляется «красивая рука с длинными розовыми ногтями» Павла Петровича (глава 4)), балахон с кистями (глава 2) — символ разночинского происхождения, ленивый, но мужественный голос (глава 2), спокойная улыбка, выражающая самоуверенность и ум (глава 2).

Подробная биография Евгения Базарова в романе отсутствует, в отличие от всех остальных персонажей и «Отцов и детей», и героев произведений о «лишних людях», которым дана детализированная предыстория. И. Тургенев упоминает родителей Базарова, но не рассказывает о его детстве и юности, что сделано умышленно; биография героя заменена его мировоззрением, которое Евгений сформировал сам с помощью прочитанных книг и глубоко личных размышлений. Базаров отрицает попытки Аркадия оправдать поступки Николая Петровича его воспитанием и временем: «Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например… А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня» (глава 7).

Главной особенностью мира Базарова, своеобразным «прологом» его идей становится нигилизм — отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм. Нигилизм проводит границу между поколениями сороковых и шестидесятых годов, между «лишними» и «новыми» людьми. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты», — иронизирует Павел Петрович (глава 5).

Гегелисты — представители мира отцов, люди сороковых годов, романтики и дворяне, к числу которых И. Тургенев относил братьев Кирсановых и даже самого себя. Нигилисты же — представители мира детей, шестидесятники, разночинцы, реалисты.

Однако нигилистические взгляды Евгения Базарова не излагаются прямо и подробно, и их приходится выстраивать, опираясь на отрывочные высказывания героя. Стоит вспомнить, что разговор о нигилизме начинает не сам Базаров, а Аркадий Кирсанов. Споры с Павлом Петровичем Базаров ведет лениво, спокойно, с холодной и безразличной усмешкой, не стремясь навязать и распространить свои идеи; только в отношениях с Одинцовой проявляется страстная натура Базарова, но это страсть касается исключительно личной жизни, но не мировоззрения. Отрицание Базарова универсально и охватывает все сферы жизни, но в одних случаях герой высказывается прямо, а в других предпочитает выражать свои мысли молчанием и намеками. С одной стороны, нигилизм Евгения является результатом его научных исканий, а с другой — разумным анализом требований времени.

Отношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой похожи на поединок двух сильных и волевых личностей, ведь неожиданно для Базарова за внешностью светской львицы открывается умная и независимая женщина, во многом равная главному герою. В начале они вызывают друг у друга взаимный интерес, который затем разрастается в близкое к любви чувство. Однако страстное решающее объяснение Базарова вызывает у Анны Одинцовой не ответные эмоции, а опасения: в ней стремление к покою и эгоизм оказываются важнее настоящей любви. Таким образом, в отличие от прежних литературных героев, Базаров не спасается бегством от близкой женщины, а открывает в себе, даже вопреки собственным убеждениям, способность любить и признавать эту любовь.

Особенно тяжелой и неожиданной для Базарова становится смерть, потому что нигилизм лишает его оправданий перед самим собой и утешений. Базаров не оставляет достойных дел или последователей, не верит в Бога, не может пожаловаться на судьбу, ведь это — тоже романтизм. Базаров даже в момент смерти остается верным себе: трезво ставит диагноз, здраво высказывает последнюю просьбу, успокаивает родителей. В последние минуты своей жизни Базаров все еще говорит о важных для него идеях: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь» (глава 27).

После смерти Евгения, жизнь для всего его окружения продолжается и идет своим чередом: Анна Сергеевна находит подходящего мужа, Аркадий занимается семейными делами, Николай Петрович оказывается полезным для общества мировым посредником, Ситников выдает себя за продолжателя дела Базарова, Павел Петрович становится совершенным джентльменом у англичан. Всем этим устроенным судьбам и успешным жизням в комфорте, отдаленном от нигилизма и идей общественного устройства, противостоит одинокая могила на заброшенном сельском кладбище, в которой скрылось «страстное, грешное, бунтующее сердце» (глава 28).

Таким образом, можно сказать о том, что Евгений Базаров является «новым героем» в галерее «лишних людей» русской литературы, зародившимся в условиях болезненного социального конфликта. В этом герое отразились положительные и отрицательные черты прогрессивной молодежи, приверженной революционной демократии, но также проявила себя и личная трагедия потерянного в обществе человека.

Полезный материал по теме:

  1. Евгений Базаров-«Новый герой» или трагическая личность?
  2. Евгений Базаров — новый герой или трагическая личность?
  3. Базаров как новый человек русского общества
  4. Евгений Базаров – «новый человек» (Образ Базарова)
  5. Базаров – «лицо трагическое» по литературе 10 класс

Чацкий

Герой Грибоедова отвергает косные устои фамусовского общества. Он обличает чинопочитание и слепое подражание французской моде. Это не остается без внимания у представителей фамусовского общества – хлестовых, хрюминых, загорецких. В результате Чацкого считают странным, если не сказать сумасшедшим.

Грибоедовский герой – представитель передового общества, к которому относятся люди, не желающие мириться с реакционными порядками и пережитками прошлого. Таким образом, можно сказать, что тема «лишнего человека» впервые была поднята автором «Горя от ума».

Евгений Онегин

Но большинство литературоведов полагает, что именно этот герой является первым «лишним человеком» в прозе и поэзии русских авторов. Онегин – дворянин, «наследник всех своих родных». Он получил образование весьма сносное, но не обладает какими-либо глубокими знаниями. Писать и говорить по-французски, непринужденно вести себя в обществе, продекламировать несколько цитат из сочинений античных авторов – этого достаточно для того, чтоб создать в свете благоприятное впечатление.

Онегин – типичный представитель аристократического общества. Он не способен «усердно трудиться», но умеет блистать в обществе. Он ведет бесцельное, праздное существование, но в этом не его вина. Евгений стал таким, каким был его отец, дававший три бала ежегодно. Он живет так, как существует большинство представителей русского дворянства. Однако, в отличие от них, в определенный момент начинает испытывать усталость, разочарование.

Одиночество

Онегин – «лишний человек». Он томится от безделья, пытается занять себя полезным делом. В обществе, к которому он принадлежит, праздность является основной составляющей жизни. Едва ли кому-то из окружения Онегина знакомы его переживания.

Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения. Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем легким оброком. Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.

Тип «лишнего человека» в русской литературе появился в первой трети девятнадцатого века. Но к середине столетия этот персонаж обрел новые черты. Пушкинский Онегин довольно пассивен. Он с презрением относится к окружающим, пребывает в хандре и не может избавиться от условностей и предрассудков, которые сам же и критикует. Рассмотрим другие примеры «лишнего человека» в литературе.

Печорин

Проблемам человека отвергнутого, духовно не принятого обществом посвящено произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, так же как и пушкинский персонаж, принадлежит к высшему свету. Но он утомлен нравами аристократического общества. Печорину не доставляют удовольствия посещения балов, обедов, праздничных вечеров. Его угнетают нудные и бессмысленные разговоры, которые принято вести на подобных мероприятиях.

На примерах Онегина и Печорина можно дополнить понятие «лишний человек» в русской литературе. Это персонаж, который вследствие некоторого отчуждения от общества приобретает такие черты, как замкнутость, эгоистичность, циничность и даже жестокость.

«Лишний человек» в русской литературе (сочинение)

Термин «лишний человек» знаком, пожалуй, каждому. Но откуда появился он в русской литературе? И что стоит за этим определением, по какому признаку того или иного литературного героя можно отнести к разряду «лишних» людей?

Считается, что понятие «лишний человек» впервые употребил И.С. Тургенев, написавший «Дневник лишнего человека». Однако ещё А.С. Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» написал о своём герое: «Онегин как нечто лишнее стоит». По моему мнению, «лишний человек» — это образ, который типичен для творчества многих русских писателей и поэтов XIX века. Каждый из них переосмысливал его в соответствии с духом своего времени. При этом «лишний человек» не был плодом творческой фантазии — его присутствие в русской литературе свидетельствовало о духовном кризисе в определённых слоях российского общества.

Любой старшеклассник, отвечая на вопрос о том, кто из героев русской литературы подходит под определение «лишнего человека», без запинки назовёт Евгения Онегина и Григория Печорина. Несомненно, оба эти персонажа являются ярчайшими представителями лагеря «лишних» людей. Присмотревшись к ним пристальнее, мы сможем ответить на вопрос: кто он — лишний человек?

Итак, Евгений Онегин. А.С. Пушкин уже в первой главе своего романа рисует законченный образ светского молодого человека. Он не лучше и не хуже прочих: образован, подкован в вопросах моды и приятных манер, ему свойствен светский лоск. Праздность и мелкая суета, пустопорожние разговоры и балы — вот чем заполнена его однообразная, блестящая внешне, но лишённая внутреннего содержания жизнь.

Очень скоро он начинает понимать, что жизнь его пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, а в свете царят клевета и зависть. Онегин пытается найти применение своим способностям, но отсутствие потребности в труде приводит к тому, что он не находит себе занятия по душе. Герой отдаляется от света, уезжает в деревню, но и здесь его настигает та же хандра. Любовь искренней, не испорченной светом Татьяны Лариной не вызывает в нём никаких душевных движений. От скуки Онегин ухаживает за Ольгой, чем вызывает ревность своего случайного друга Ленского. Всё, как известно, заканчивается трагически.

В.Г. Белинский писал о Евгении Онегине: «Силы этой богатой натуры остались без приложения: жизнь без смысла, а роман без конца». Эти слова в равной степени можно отнести и к главной фигуре романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григорию Печорину. Отнюдь не случайно критики называют его «младшим братом Онегина».

Григорий Александрович Печорин, как и Онегин, принадлежит к дворянскому кругу. Он богат, имеет успех у женщин и, казалось бы, должен быть счастлив. Однако Печорин постоянно переживает острое чувство недовольства собой и окружающими, всякое дело очень скоро становится для него скучным, даже любовь утомляет его. Находясь в чине прапорщика, он не стремится к большему, что свидетельствует об отсутствии у него честолюбия, а также и о его отношении к службе.

Онегина и Печорина разделяют всего десять лет, но каких!.. Пушкин начал писать свой роман до восстания декабристов, а закончил в то время, когда общество ещё не вполне осмыслило уроки этого события. Лермонтов «лепил» своего Печорина в годы жесточайшей реакции. Может быть, именно по этой причине то, что лишь намечено в характере Онегина, в Печорине развивается полностью. Так, если Онегин даже не осознаёт, что он приносит окружающим людям несчастье, то Печорин прекрасно понимает, что от его поступков людям не бывает добра. Он является виновником смерти Грушницкого, из-за него погибает черкешенка Бела. Он провоцирует (хотя и невольно) гибель Вулича, из-за него разочаровывается в жизни и любви княжна Мери Лиговская.:..

И Онегин, и Печорин по своей сути являются эгоистами; их снедает общая болезнь — «русская хандра». Оба они отличаются «озлобленным умом, кипящим в действии пустом», и душой, развращённой светом. Онегин и Печорин презирали общество, в котором были вынуждены жить, и потому их жребием стало одиночество.

Таким образом, «лишний человек» — это герой, отвергнутый обществом или сам отвергший его. Ему кажется, что общество ограничивает его свободу, а зависимости он не выносит, и потому пытается вступить с ним в конфликт. Итог известен: «лишний человек» остаётся одиноким. Одновременно он понимает, что причины его несвободы кроются в нём самом, в его душе, и это делает его ещё более несчастным.

Черты лишнего человека можно найти и у других героев Пушкина и Лермонтова. Таков, например, Дубровский: потерпев оскорбление, он загорается жаждой мести, однако, отомстив обидчику, не чувствует себя счастливым. На мой взгляд, образу «лишнего человека» соответствует и лермонтовский Демон, хотя по отношению к «духу изгнанья» это звучит, может быть, несколько парадоксально.

Демону наскучило зло, но творить добро он не может. А его любовь погибает вместе с Тамарой:

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде во вселенной.

Основные черты «лишнего человека» получили развитие в характерах героев Тургенева, Герцена, Гончарова. Думаю, что и сегодня эти образы интересны для нас как характеры, которые не исчезли из реальности и поныне. Например, «лишним человеком» мне представляется Зилов из пьесы Александра Вампилова «Утиная охота». На мой взгляд, иногда не мешает сравнить себя с такими людьми — это помогает выправить собственный характер (избавиться от эгоизма) и в целом лучше понять жизнь.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

«Записки лишнего человека»

И все-таки, скорее всего, автор понятия «лишние люди» – И. С. Тургенев. Многие литературоведы полагают, что именно он ввел этот термин. Согласно их мнению, Онегина и Печорина впоследствии причислили к «лишним людям», хотя они и мало имеют общего с образом, созданным Тургеневым. У писателя есть повесть, которая называется «Записки лишнего человека». Герой этого произведения чувствует себя чуждым в обществе. Этот персонаж сам называет себя таковым.

Является ли «лишним человеком» герой романа «Отцы и дети» — вопрос спорный.

Общие признаки

Смотреть галерею

«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.

Базаров

В «Отцах и детях» показано общество середины девятнадцатого века. Бурные политические споры к этому времени достигли своего апогея. В этих спорах по одну стороны стояли либералы-демократы, а по другую – революционные демократы-разночинцы. И те и другие понимали, что нужны перемены. Революционно настроенные демократы, в отличие от своих противников, были настроены на довольно радикальные меры.

Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм. Приверженцы этого течения отвергали все, что имеет отношение к духовному.

Базаров, как и Онегин, – глубоко одинокий человек. Эта черта также является характерной для всех персонажей, которых литературоведы относят к «лишним людям». Но, в отличие от пушкинского героя, Базаров не проводит время в праздности: он занимается естественными науками.

У героя романа «Отцы и дети» есть продолжатели. Его не считают безумцем. Напротив, базаровские странности и скептицизм некоторые герои пытаются перенять. Тем не менее, Базаров одинок, несмотря на то что родители любят, боготворят его. Он умирает, и только в конце жизни понимает, что идеи его были ложными. Есть в жизни простые радости. Есть любовь и романтические чувства. И это все имеет право на существование.

Рудин

В произведения Тургенева нередко встречаются «лишние люди». Действие романа «Рудин» происходит в сороковые года. Дарья Ласунская, одна из героинь романа, проживает в Москве, но летом выезжает за город, где организовывает музыкальные вечера. Гости ее – исключительно образованные люди.

Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.

Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей. Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами. К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.

Рудин – «лишний человек». Многолетнее погружение в философскую сферу привело к тому, что обычные душевные переживания словно отмерли. Этот тургеневский герой – прирожденный оратор, и единственно к чему стремился – покорять себе людей. Но он был слишком слабым, бесхребетным, чтобы стать политическим лидером.

Проблема лишнего человека в литературе: «Ты нищий, мама твоя нищая!»

Мило-розовое здание, будто пирожное с кремом, — целая галерея грамот и благодарственных писем вдоль лестницы; выставка детских поделок к праздникам; доска объявлений; в холле телевизор, транслирующий мультики «Гора самоцветов»…

Это город Воронеж, школа № 23, где, как гласит мемориальная доска у входа, когда-то учился герой Великой Отечественной войны. В эту школу, в первый класс «Б», я каждое утро провожаю своего сына – как на войну. Одноклассники шепчут ему на уроках и на переменах в уши дразнилки, матерные слова, подкладывают похабные рисунки в портфель (там изображён мой сын в стиле «ню»), бьют – вдвоём, втроём, вчетвером, впятером (поодиночке пока не справляются).

Какие же у «абсолютного большинства» претензии к моему сыну? Такие, что и вслух не скажешь. «Серафим — какашка, Серафим — вонючка, Серафим — п***ючка, Серафим — горилла, Серафим — тупой, Серафим — плохой, Серафим — дрянь, Серафим — сволочь, Серафим – чертёнок, Серафим – стринг…» и т. п. — Пошлятине нет конца. — Серафим, ты нищий и мама твоя нищая. Вы, наверно, в подъезде живёте! У меня очки дороже стоят, чем вся её зарплата! Видала ли она вообще когда такие деньги?! — заявляет его одноклассник — большой барин Дима Нохрин. — У тебя носки не модные, брюки слишком короткие и кеды старые. Какой у тебя телефон? Кнопочный? Вот у меня так другое дело – сенсорный! – вмешивается его дружок, господин Артём Шубин. — Ставят тут нищих всяких с нами в столовой, а нам с ними рядом стоять! Мы тебя разденем, как девочку, и твою маму тоже голую рисовать будем.

Все эти вещи происходят, когда учительница отворачивается или выходит из класса. Если в классе старшие – образцовые детки изображают тишину. Чуть учительница взгляд отведёт или на минуту покинет класс – коллективно втихаря его изводят и молча бьют. Руками, ногами… Сын крупнее и сильнее многих других ребят в классе… Как он сам говорил о себе в детском садике: «я большой мягкий русский ёжик». До последнего терпит, молчит, потом вдруг как двинет – и вся компания из троих (пятерых, семерых) кучей на пол валится. В этот самый момент и возвращается к жизни наша первая учительница, Надежда Юрьевна Невзорова – прошу любить и жаловать. Настоящая есенинская женщина…1

Дети радостно бегут жаловаться ей, а дома – своим родителям.«Ага, — кричит «педагог», — ну теперь МЫ тебе покажем!»И ОНИ моему сыну «показывают»: наказывают за сопротивление — ставят в угол…

Впору слагать под школьными окнами частушки:

«Крови требует с утра гадина голодная —

В школе на моё дитя травля всенародная».

у вас и у вашего Серафима всё не как у людей

!

Наглость – второе счастье. И что же у нас «не так, как у людей»?.. Сын лучше всех в классе читает. Играет в шахматы. Дали грамоту по «окружающему миру» — за чтение стихов о природе, первый на английском факультативе, по музыке и физкультуре хвалят… И внешне вроде бы не страшный, а даже несколько симпатичный… Ну ладно, — я его мама и, следовательно, судья пристрастный, не без этого. Но другие ребята, которые ругаются матом, пинают девочек – это всё люди нужные. Дети НУЖНЫХ ЛЮДЕЙ. «А за сколько?»2 Сын дал ответного пинка мальчику, который на лестнице сзади армяночку Мануш пинал — теперь ходит в хулиганах… Он – «лишний человек в литературе».

Одно время сын перестал давать сдачи, — стал громко кричать обидчикам, стараясь привлечь внимание учительницы: «Вы что опять ко мне лезете?» — Серафим, прекрати орать, — отмахивалась классная Наденька. – Сколько всегда У НАС шума от тебя одного! Перестал ребёнок и кричать – начал подходить и тихо жаловаться учительнице… — Ну всё, хватит, — без зазрения совести заявила ребёнку нахалка, — ты меня уже достал со своими жалобами.

Подпишитесь на нас в telegram

Вечно у тебя другие виноваты. Они же дети! Наш класс – дружная семья и всё у нас общее: раз ВСЕ лезут к тебе одному, — значит, либо ты врёшь (я же не видела, как это было, а НАС МНОГО, все они вместе говорят против тебя, вот и не могут быть неправы), либо ищи проблему в себе! — ПРАВДА, РЕБЯТА?!

«ОНИ ЖЕ ДЕТИ»… А мой сын тогда кто?!Недавно было собрание междусобойчика — собрались всем миром родители с классной руководительницей во главе докладную директору писать и «убирать» моего ребёнка из школы… Ему ЗАПРЕЩАЮТ ЗАЩИЩАТЬСЯ. Я сказала: а я благословляю обеими руками – пусть защищается. Поднялся визг гиен со всех сторон: «кто вам позволил его натравливать на НАШИХ детей?» А кто позволил их детям мучить моего? И за сколько? Да, за сколько?

Под Восьмое марта в классе тоже был праздник с чаепитием. Сын принёс из дома печенья с весёлыми рожицами, угощал других… «Онижедети» отвечали ему: «Мы все тебя тут ненавидим». Так сказала даже безобидная с виду, самая маленькая девочка в классе, когда сын предложил угостить её блинчиком… Непонятно только, за что – буржуи не изволили уточнить. Большой барин Дима Нохрин принялся душить Серафима за горло, позвал товарищей – «Тимофей, Артём, Максим, помогайте!» — и те стали помогать бить Серафима: держали его за руки, чтобы не вырывался. Есенинская женщина находилась в классе, в нарядном коротком прозрачном платьице накрывала на стол… Серафим подошёл, пересказал ей то, что только что на её глазах произошло… Двуногая тварь ответила ребёнку: «А ты иди, за парту сядь и сиди там всю перемену, не вылезай, тогда никто тебя трогать не будет». (И ЭТО ВСЁ?!) — За какую парту? — За любую! ТО ЕСТЬ – «сиди в углу и дрожи, пока НУЖНЫЕ ЛЮДИ по нашей территории ходят. А я в законе и их крышую».

(ГДЕ ПУЛЕМЁТ?! ПРОШИТЬ МАРТЫШКУ!.. БОЖЕ, НЕ ДАВАЙ МНЕ ОРУЖИЯ В РУКИ!!!)

Потом сын неделю проболел. Вышел – класс встретил его хоровым воплем:

  • Покупай Алине чашку!!!
  • Какую чашку? – опешил ничего не понимающий Серафим.

— Ты разбил Алинину чашку на Восьмое марта! – авторитетно заявила есенинская женщина. – Алина говорит, что видела, как ты разбивал, а значит, это так и есть. — Правда, ребята? Наш класс – дружная семья! Вот как ты девочек уважаешь – чашку Алины на Восьмое марта разбил!!!

Домашние задания Надюша на доске не пишет – «пусть всё запоминают наизусть, дети должны развивать память». — Что-то вспомнили, что-то не вспомнили… Серафим, проболев ещё неделю, забыл, что неделю назад «устно задавали» — и не принёс цветную бумагу на урок технологии. — Ах, у тебя нет бумаги? — А ну-ка дневник мне на стол! — В глазах у Нади загорелись охотничьи огоньки, и она с наслаждением написала замечание – с пятью восклицательными знаками! – «НЕ ГОТОВ К УРОКУ!!!!!») Хотя, казалось бы, чего проще – сказать «дружному классу»: «Ребята, у кого есть лишний листочек, поделитесь с Серафимом, он вам потом вернёт». В классе двадцать человек… Против кого дружите, ребята?

На переменах детей не выпускают из класса, держат неподвижно за партами – «ну-ка сели все на свои места и не шевелитесь!» Один раз всё-таки выпустила на несколько минут… Несколько ребят тут же радостно выскочили из класса, в том числе и мой сын. — Серафим, быстро в класс! – приказала учительница. — А почему я один? – удивился Серафим. — А потому, что Надежда Юрьевна так хочет! – объявила мартышка. — Но почему?! — Ну вот так ей захотелось! – издевалась капризная красотка. Подошёл одноклассник Егор Тулинов – сладкий, ласковый мальчик, нежно обнял Надежду Юрьевну, погладил её волосы и, заглядывая ей в глаза, сказал: — А я знаю, почему! Потому что Серафим у нас самый вредный! — Правильно, — растаяла есенинская женщина и одной рукой потрепала Егорку по головке, а другой запихнула Серафима в дверь. Серафим уныло поплёлся к парте. Милый мальчик Егор и дружный класс злорадно хихикали ему в спину… — На перемене нельзя бегать и шуметь, — объяснила классу Наденька, — а то директор услышит, как вы кричите, и меня будет ругать за вас. Лучше приносите из дома игрушки и настольные игры, будете играть на партах в закрытом классе. Простодушный Серафим пытается остановить бегающих одноклассников. В ответ ребята орут, дерутся, вырываются и бегут жаловаться на него учительнице… — Вы только подумайте, — он ХВАТАЛ ДЕТЕЙ ЗА РУКИ! Поищите проблему в себе, — картинно жестикулировала Надя на родительском собрании, обращаясь ко мне, — откуда у вашего сына может быть такая ненависть к детям?!

Серафим решил не заморачиваться и побегать наравне со всеми… На бегу нечаянно задел стену… — Это же просто ужас! – пафосно возмутилась Надя. – Серафим, ты нарочно НАМ ВСЕМ стараешься навредить? Скажи, ты хочешь сломать или испачкать НАШУ СТЕНУ?!

Урок. В классе шум и беспорядок. Пытаясь спасти положение, Надя стучит по столу линейкой и кричит на весь этаж: — Ну-ка быстро все дневники мне на стол! Всем поставлю за поведение двойки! Серафим, как всегда, «в оппозиции»:

  • Я не буду сдавать свой дневник за то, что другие балуются.
  • Ах так, ты не будешь сдавать свой дневник?.. Тогда в угол становись!
  • Почему я

должен стать в угол, если балуются

другие

?!

— Потому что наш класс – дружная семья! Ах, ты не стал в угол? Тогда я в журнал тебе двойку поставлю! – фря-садюга входит во вкус. – И учти: с двумя двойками ты уже – двоечник, а двоечнику пятёрок никогда больше не видать. Ты останешься на второй год, и мы будем жаловаться на тебя директору, потому что у меня все дети послушные, а ты один бессовестный! (Для справки: по уставу этой школы, оценки должны начинать ставить со второго семестра второго класса…)

Надо, надо мне

идти к завучу и/или к директору — бороться за права человека… Чтобы всему педсоставу жарко стало… Всем дам, и оптом и в розницу. Хуже уже не будет… Устроила сегодня грозу в школе, всех и каждого припекла до костей. Кипиш был хороший, долго будут помнить! Забыл сын дома тетрадку для математического факультатива… Факультатив должен был идти пятым уроком (6 уроков в пятницу, это в первом-то классе!) — вот я как раз к пятому уроку и прибежала: с тетрадкой и заодно к завучу зайти. Фифуля наша классная временно легла в больницу на сохранение. Замещала её другая учительница – Наталья Васильевна. Картина маслом: Серафим вышел из класса мокрый, красный, растерзанный, брюки разорваны и в грязи, и видно, что плакал. Это первый раз такой случай, он никогда ещё не плакал при них, я запрещала, говорила: дома в моих объятиях поревёшь, — я пожалею, а перед ними — много чести. Видно, сегодня был особенный день, — Серафим в одиночку отбивался от СЕМЕРЫХ…

Следом выскочил из класса большой барин Дима Нохрин и начал мне ябедничать на моего сына… Я прервала отморозка-малолетку на полуслове: — Ты Серафима каждый день за горло душишь, при этом матом обзываешь, и ещё двое других его за руки держат, — свора шакалят. Я пуговицы на воротник пришиваю заново каждый день, теперь штаны изорвали… Кстати, что это за речи — «Серафим, ты нищий, мама твоя нищая?» А вы что за богатенькие Буратино? Будете за свой счёт новую рубашку и брюки покупать, и при мне зашивать заставлю — трудитесь, храбрые портняжки, всемером на одного. Ты мне семь раз уже при бабушке твоей клялся и обещал, что больше никогда и ни за что, — мы вас мирили. Час пришёл. Я посреди урока приду сюрпризом, и при всём классе, при девочках вытряхну тебя из штанов, нахлопаю и в таком виде за шкирку к папе на работу отнесу. — Это неправда! – начал кривляться подлый поросёнок. – Это всё Серафим сам, как всегда. А вы видели, как он испачкал мои брюки? Наталья Васильевна меня поддержала: — Дима, я видела, как вы при мне сегодня несколько раз избивали Серафима всей кучей, и не позволю больше врать и всем над одним издеваться, Серафим хороший мальчик и умный.

Пошли мы с нею вместе к завучу по воспитательной работе, Наталии Владимировне. Я рассказала ей про все вышеописанные фокусы «милых деток», начиная от сентября, и как классная санкционировала коллективную травлю… Это было похоже на сон. Начальство неожиданно взяло мою сторону и обещало принять меры в первый день после каникул. На следующей неделе — каникулы, а начало последней четверти – с первого апреля. Всем будет очень весело и смешно… Спускаюсь вниз, на первый этаж — там у раздевалки мама ещё одного из мальчиков этих стоит. Я подхожу: — Здравствуйте. Извините, вы же мама Никиты Сотникова? Злобная тетёха, перекосившись, глядит на меня, как на жабу: — Мдэ! Да в чём ещё дело? Достала уже! Я говорю: — Сегодня опять Серафима избили. — Чего? Кто? Какое мне дело? Чего тебе надо?

Тяжёлый случай. Медицина здесь бессильна. Синхронный приступ амнезии и генеральской глухоты… — В том числе и ваш Никита. Сорвавшаяся с цепи бешеная хабалка загорланила на весь школьный коридор: — Да ну тебя с твоим враньём, за***ла уже, от****сь (рядом, у раздевалки слушают, раскрыв рот, уборщицы, охранник, ДЕТИ!!!), пошла в ***… Я пошла, но не туда, куда это существо указало, а в атаку: — Сама иди отсюда вон! — Чего?! Ты — мне?!

  • Мы с тобой

на брудершафт не пили, чтобы

ты

мне тыкала. Ещё раз услышу мат, наглая тварь, — не Серафим Никите, а я

тебе

по морде дам — и перчатки с мылом постираю. — «По морде»? Как тебе не стыдно, ты — мама! — А

тебе

, «маме», не стыдно при детях матом орать?! — Я только что побывала по этому вопросу у завуча; а завтра и до гороно дойду. — Так, Серафим, пойди сюда, — вопит бесстыжая ведьма и хватает моего сына за плечо, к себе подтаскивает… — А ну-ка оставь моего ребёнка в покое и руками своими трогать его не смей. Хочешь разборок? – завуч с вами разберётся. — Ну, ты, больная! Когда ж ты наконец уйдёшь отсюда!

нужные люди

, слушают, наслаждаются… Одна добрая бабушка «из нашего класса» мне дала мудрый житейский совет: «Что ж ты, милая моя, не знаешь разве, что всем надо по жизни **** лизать? Тогда и ребёнку твоему хорошо будет. То всё тихая, тихая, молчит, потом как прорвало её… и откуда в тебе гордыни столько?!»

Тут опять подошла Наталья Васильевна, я пересказала всё это ей, снова к завучу поднялась и ещё всю учительскую оповестила…

Теперь сижу, глотаю травяной чай, медленно выпускаю пар и — с трудом — пытаюсь успокоиться…

«Идёт охота на волков! Идёт охота!» Красные флажки в глазах…

Но, пока я жива – за сына горло перегрызу.

————————————————-

  • «Молодая красивая дрянь» (С. Есенин)
  • (А. С. Куприн, «Гамбринус»)

Обломов

Итак, «лишний человек» в русской прозе – разочаровавшийся дворянин. Героя романа Гончарова иногда относят к этому типу литературных героев. Но можно ли назвать Обломова «лишним человеком»? Ведь он скучает, томится по отчему дому и всем тому, что составляло помещичий быт. И он ни в коем случае не разочарован в укладе жизни и традициях, характерных для представителей своего общества.

Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное. Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности. Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться?

Дело в том, что Обломов, так же как и Онегин и Рудин, не видит смысла в такой работе, такой жизни. Эти люди не могут трудиться только ради материального благосостояния. Каждому из них требуется высокая духовная цель. Но ее нет либо она оказалась несостоятельной. И Онегин, и Рудин, и Обломов становятся «лишними».

Главному герою своего романа Гончаров противопоставил Штольца – друга детства. Этот персонаж сначала создает у читателя положительное впечатление. Штольц – трудолюбивый, целеустремленный человек. Писатель наделил этого героя немецким происхождением не случайно. Гончаров словно намекает на то, что «обломовщиной» страдать может только русский человек. И в последних главах становится ясно, что за трудолюбием Штольца ничего нет. У этого человека нет ни мечты, ни высоких идей. Он обретает достаточные средства к существованию и останавливается, не продолжая своего развития.

Влияние «лишнего человека» на окружающих

Стоит также несколько слов сказать и о героях, которые окружают «лишнего человека». Литературные персонажи, о которых говорилось в этой статье, одиноки, несчастливы. Некоторые из них заканчивают свою жизнь слишком рано. Кроме того, «лишние люди» доставляют огорчения и окружающим. Особенно женщинам, которые имели неосторожность их полюбить.

К «лишним людям» иногда причисляют и Пьера Безухова. В первой части романа он находится в беспрерывной тоске, поиске чего-то. Он много времени проводит на званых вечерах, покупает картины, много читает. В отличие от вышеупомянутых героев, Безухов находит себя, он не погибает ни физически, ни нравственно.